Цифровая медицина будущего

В этой статье мы проанализируем рынок отечественного медицинского хай-тека, который в 2020 году приковывает особенное внимание инвесторов.

Расскажем какие технологии будущего уже используются в Коммунарке и частных клиниках для борьбы с COVID-19, а также о других технологических медтех-стартапах с использованием искусственного интеллекта, умных устройств, Big Data, роботизированной техники и телеметрии.

И, конечно, обстоятельно обсудим с экспертами самую популярную сегодня тему отрасли – рынок телемедицины, миллиардные инвестиции в нее этой весной и прогнозы развития.

Пандемия коронавирусной инфекции активизировала рост цифровых сервисов и стартапов, связанных со здоровьем и медициной. Дистанционные консультации и медтех-решения стали более востребованы как врачами, оказавшимися на передовой, так и пациентами, лишенными возможности очного общения с доктором в условиях карантина.

Спрос породил множество предложений, но далеко не все они будут монетизированы в ближайшей перспективе. И дело не только в том, что разработчики не спешат делать деньги на общей беде, но и в жесткой зарегулированности этого рынка. Впрочем, игроки надеются на скорое смягчение законодательных ограничений.

В январе 2018 года вступил в силу так называемый закон о телемедицине. Однако по прошествии двух с половиной лет эксперты констатируют, что успешными бизнес-проектами пока можно назвать всего две компании – «Доктор рядом» и DocDoc.

Как сообщил на онлайн-сессии XIII Петербургского медицинского форума зампред правления группы медицинских компаний «Эксперт» Владислав Шерстобоев, из сотни крупнейших медтех-стартапов остальные 98 монетизировать не удалось.

Но отступать некуда – телемедицинские технологии придется внедрять всем крупным участникам рынка: они станут обязательным каналом коммуникации с пациентами, признал он.

Доктор рядом

Инвестиции в эту сферу заметно оживились коронавирусной весной 2020 года. Так, DocDoc запустил бесплатный информационный сервис для врачей по коронавирусу, МТС предложила медицинским учреждениям бесплатно использовать свое мобильное приложение для дистанционного наблюдения за пациентами с артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями, а «Мобильные медицинские технологии» анонсировали разработку методологии применения телемедицины при оказании психиатрической помощи детям.

Однако самой обсуждаемой новостью стало то, что в мае «дочка» ВЭБа – VEB Ventures – объявила о закрытии инвестиционной сделки с «Доктор рядом Холдинг» на беспрецедентные для рынка 1 млрд руб.

Основатель и совладелец сети клиник Владимир Гурдус говорит, что большую часть инвестиций планируется направить на развитие технологической платформы «Доктор рядом», расширение линейки телемедицинских продуктов, а также на увеличение количества медицинских учреждений – региональных партнеров.

Инвесторы объясняют свой интерес к телемедицине ее потенциалом.

Вспышка коронавируса отчасти стала драйвером роста инвестиционного интереса. Уже в ближайшие месяцы мы ожидаем увеличения мультипликаторов в сделках с телемедицинскими компаниями по всему миру и рады, что вошли в проект именно сейчас.

Олег Теплов, генеральный директор VEB Ventures

Эксперт прогнозирует, что объем российского рынка телемедицины, который в 2019 году составил 1,5 млрд руб., в ближайшие пять лет вырастет более чем в 60 раз.

За два месяца до объявления сделки «Доктор рядом», ВЭБ.РФ и VEB Ventures запустили «коронавирусный» проект по оказанию бесплатных телемедицинских консультаций.

«Это социальный проект, призванный разгрузить потоки пациентов в традиционных клиниках и тем самым препятствовать распространению COVID-19, предоставляя медицинские консультации высокого уровня дистанционно», – объясняет Олег Теплов.

Онлайн-приемы терапевтов и педиатров, а также врачей большинства узких специальностей оказались в этот период чрезвычайно востребованными. По словам генерального директора «Доктор рядом» Дениса Швецова, за время пандемии количество телемедицинских консультаций достигло 60 тыс. в месяц. Для сравнения: столько обращений компания обработала за весь 2019 год.

Монетизации телемедицинских продуктов, по словам руководства сети, будет способствовать популяризация этих услуг у населения, расширение каналов продаж, система оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), в котором сконцентрированы до 85% всех средств, расходуемых в стране на здравоохранение.

Для пациентов эти услуги бесплатны, расходы компании компенсируются из регионального бюджета. Олег Теплов поясняет: «Одним из важных драйверов роста количества пациентов мы считаем включение телемедицины в ОМС: препятствий для этого в законодательстве нет, решение зависит от руководства субъектов РФ.

Пилотные проекты уже реализуются, например, в Калужской области, где телемедицинские услуги «Доктор рядом» с весны этого года доступны держателям ОМС».

Плюс Сбербанк, минус Яндекс

До эпидемии на отечественном рынке телемедицины присутствовали две категории игроков. В первую входили те, кто собрал под крыло медицинских консультантов – медицинские колл-центры с лицензией и клиники. Во вторую провайдеры их услуг – банки, телекоммуникационные компании и т.д.

В последней категории крупнейшим игроком сегодня является Сбербанк, владеющий телемедицинским сервисом DocDoc, который, в отличие от классического агрегатора «Яндекс-здоровье», примеряет на себя роль медицинского маркетплейса.

Крупнейшему госбанку страны оказалось несложно добиться лидерства в этом сегменте за счет внедрения телемедицины в продукты своей «дочки» – страховой компании «Сбербанк страхование жизни».

Потенциал телемедицины для страхового рынка оценил в конце прошлого года и Центральный банк. Развитие этих технологий, по мнению аналитиков ЦБ, будет способствовать росту популярности ДМС, поскольку приводит к снижению издержек и понижающей коррекции тарифов.

DocDoc предлагает не только дистанционное консультирование, но и услугу «второе врачебное мнение», медицинские обследования и электронную медицинскую карту. Основным провайдером услуг в сервисе является вездесущий «Доктор рядом», сумевший собрать под крыло самую большую базу врачей-консультантов за счет собственных клиник и медучреждений-партнеров.

Из последних, коронавирусных, проектов DocDoc можно выделить сервис для врачей, борющихся с инфекцией – специальный чат, вебинары и горячую линию со специалистами в бесплатном доступе.

Что касается одного из пионеров отечественного рынка телемедицины – интернет-гиганта «Яндекс», то он, похоже, окончательно разочаровался в этой сфере.

С 2017 года компания инвестировала в медицинскую онлайн-платформу Doc+ совместно с Baring Vostok Capital Partners порядка 10 млн долл. Однако в декабре прошлого года директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов заявил, что телемедицина в России – это не бизнес.

Ранее Doc+ приостановил работу клиник в Санкт-Петербурге и Москве, отказавшись от большей части персонала и работы в сегменте b2c. При этом телемедицинский сервис «Яндекса» продолжает функционировать, оказывая в месяц примерно 20–25 тыс. консультаций. На сайте компании указано, что телемедицину поддерживают практикующие врачи из различных московских клиник.

Кто на новенького?

Пандемия ускорила принятие амбициозных решений игроками, ранее не проявлявшими лидерских амбиций на рынке телемедицины.

Так, на прошедшем 10 июня совещании у президента РФ по вопросам развития информационных технологий гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев заявил: «Мы договорились с Российским фондом прямых инвестиций о том, что интегрируем наши социальные сети и сервис телемедицины «Доктис», потому что считаем, что крайне важно давать доступ миллионам наших пользователей к телемедицине».

«Доктис» был основан в 2016 году доктором Марком Курцером, владельцем сети клиник «Мать и дитя». В июне 2018 года в акционерный капитал компании вошли РФПИ, Российско-японский инвестиционный фонд и ряд ближневосточных фондов, инвестировав в развитие сети 250 млн рублей.

Полученные средства были направлены на внедрение технологических разработок, совершенствование мобильного приложения, а также создание «первой в России полностью виртуальной клиники».

Марку Курцеру не впервой реализовывать наполеоновские планы: 6 лет назад он уже заявлял о цели сделать свою сеть клиник «Мать и дитя» крупнейшей частной медицинской компанией России. И ему это удалось. Правда, ненадолго: в 2018 году лидерство перешло к ГК «Медси», бизнес которой стал расти быстрее конкурентов (так, за прошлый год «Медси» на 37% обошла по выручке «Мать и дитя», рост которой заметно замедлился).

Офлайн-лидер идет в онлайн

Крупнейшая в стране частная сеть медклиник «Медси», принадлежащая АФК «Система», в партнерстве с другой «дочкой» корпорации – Центром инноваций МТС вышла на рынок телемедицины два года назад. В 2018 году было объявлено о создании цифровой платформы SmartMed и одноименном мобильном приложении. Оно позволяет получать дистанционные консультации у врачей, а также хранить электронные медицинской карты в облаке с доступом со смартфона. Сегодня его установили более 100 тыс. пользователей.

В начале 2020 года «Медси» анонсировала создание еще одной цифровой платформы – Bioniq, которая с помощью искусственного интеллекта будет анализировать результаты биохимического анализа крови и давать персональные рекомендации по питанию и физической активности. Инвестиции в проект, по оценкам, составили 500 млн руб. Кроме того, 11 июня «Медси» объявила, что стартап «Третье мнение», в котором компания участвует как акционер, разработал алгоритм, позволяющий определять по компьютерной томографии, есть у пациента COVID-19 или нет.

Однако у телемедицинского проекта Курцера цели глобальнее. Если два года назад «Доктис» рассчитывал привлечь около 100 тыс. пациентов за год, то с новыми партнерами сеть замахнулась на 100 тыс. онлайн-консультаций в неделю и увеличение числа пользователей до 5 млн человек по итогам года.

Эти цифры сопоставимы с текущим объемом клиентской базы лидера сегмента – сети «Доктор рядом», которая по итогам прошлого года отчиталась о 5,5 млн клиентов (весь российский рынок компания оценивала в 6–7 млн человек).

С марта 2020 года количество обращений к услугам «Доктис» увеличилось более чем в 20 раз, а выручка направления – более чем в 500 раз, заявляют в компании. С начала года более 130 клиник стали партнерами сервиса, при этом общее количество партнеров «Доктис» превысило 530 медицинских учреждений.

Помимо врачей во время пандемии дистанционно принимал пациентов и «Виртуальный врач», созданный на основе искусственного интеллекта, который, по словам Марка Курцера, помогал соблюдать меры профилактики и в режиме онлайн отвечал на актуальные вопросы о коронавирусе. В ближайшей перспективе планируется провести интеграцию сервиса «Доктис» в портал «Здоровье Mail.ru», что должно еще больше увеличить число клиентов.

Подводные камни

Телемедицинские технологии могут стать идеальным вариантом оказания медицинской помощи в период эпидемий. Но законодательная неурегулированность данной сферы создает проблемы в их применении, констатировал в конце апреля Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава – аналитический центр ведомства.

К ограничениям, помимо прописанного в законе запрета на постановку диагноза без личного присутствия пациента, эксперты относят и лицензионную неурегулированность. В России, в отличие от большинства западных стран, лицензией на медицинскую деятельность владеет не врач, а клиника, в которой он работает. А значит, консультировать пациентов, не находясь на рабочем месте, доктор де-юре не может.

При этом в нашей стране с успехом применяются, например, отечественные ИТ-продукты для морфологической диагностики на облачных технологиях.

В портфеле ФРИИ есть компания UNIM, которая занимается дистанционной диагностикой онкологических заболеваний. UNIM предоставляет возможность каждому пациенту из любого уголка страны получить качественную онкодиагностику в минимальный срок и с разумными затратами. До появления этого сервиса пациенты были вынуждены самостоятельно отвозить материалы в медицинские лаборатории, тратя на это силы, время и неся сопутствующие расходы – оплату проезда и проживания.

Дмитрий Калаев, Директор Акселератора Фонда развития интернет-инициатив
UNIM lab Sk.ru

В подобных случаях постановка диагноза может осуществляться без очного контакта врача и пациента, полагают в НИИ Минздрава.

Кроме того, эксперты призывают пересмотреть неоднозначные пункты законодательства о дистанционном труде и устаревшие порядки оказания медицинской помощи, многие из которых вообще не содержат упоминания об оснащении оборудованием для проведения телемедицинских процедур либо по умолчанию ограничивают сферу их применения.

Неурегулированным остается и вопрос оплаты услуг «телемедиков» из средств ОМС. И, хотя эта статья расходов появилась в системе ОМС с 2018 года, тарифицируются дистанционные консультации по-разному и далеко не во всех регионах. На этот тормоз e-health обращала внимание в феврале 2019 года Счетная палата.

В своем отчете аудиторы поставили в пример Великобританию, где экспериментальным путем установили, что применение телемедицинских технологий сокращает тарифные издержки системы здравоохранения на 8%, уменьшает уровень плановых госпитализаций на 14%, а количество обращений в связи с несчастными случаями и необходимостью оказания экстренной помощи – на 15%.

В марте этого года законодатели наконец задумались о том, чтобы сделать телемедицину в России полноценным инструментом: в Госдуму был внесен законопроект, наделяющий правительство правом в чрезвычайной ситуации, аналогичной пандемии коронавируса, устанавливать особые порядки применения телемедицинских технологий. Речь идет в первую очередь о разрешении врачам проводить первичные приемы в дистанционном режиме.

«Мы оцениваем ситуацию оптимистично и рассчитываем, что уже в ближайшие несколько лет законодательство может быть смягчено, – прогнозирует Олег Теплов. – Ведь рыночные предпосылки для этого есть, а пандемия COVID-19 явно продемонстрировала необходимость и актуальность развития цифровой медицины».

Медтех vs COVID-19

Пандемия дала толчок к развитию специализированных медтех-проектов, которые уже доказали свою эффективность и наверняка продолжат использоваться.

Директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности Александр Лукичев приводит в пример систему AR–ассистента, которая была внедрена в самом известном центре борьбы с коронавирусом в России – ГКБ № 40, более известной как «Коммунарка».

«Разработчики из Ланит-Интеграции в «Коммунарке» и еще 9 центрах лечения COVID-19 интегрировали на очках дополненной реальности RealWear решение, которое позволило ведущим специалистам давать онлайн-консультации, не присутствуя физически в очагах заражения. Это стало особенно актуально, когда известный врач и руководитель «Коммунарки» Денис Проценко сам заболел коронавирусом».

Главный врач Коммунарки Денис Проценко

С помощью систем удаленного мониторинга, телеметрии и системы подсказок российские медтех-разработки позволяют руками рядового специалиста решать на местах серьезные медицинские задачи, которые ранее требовали присутствия более опытного врача или консилиума. Теперь консилиум может работать в дистанционном режиме.

Внедрение таких технологий снижает число контактов медиков с инфицированными пациентами, уменьшает риск заражения персонала и предоставляет возможность привлекать врачей узкой специализации.

«Проект прошел пилотную интеграцию во время ЧП. Врачи увидели, что это работает, и у этого теперь есть будущее, – говорит Александр Лукичев. – Проценко опубликовал у себя в Facebook пост об этой технологии. Его увидело очень много людей, и все согласились, что нам это действительно нужно».

Кроме того, в некоторых странах на борьбу с пандемией медиков мобилизовывали как военных запасников. В таких случаях требуется быстрое возвращение врача к профессии.

Я разговаривал с голландцами и швейцарцами, и они сказали, что им очень помогли в этом вопросе тренажеры в VR/AR. Так, по стандартной схеме медики мобилизовывались за 2-3 недели, а с помощью VR/AR–технологий их возвращали в профессию за 5-7 дней, и они работали на том же уровне.

Александр Лукичев, Директор Центра НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности

В медтехе оказалось много полезных решений вплоть до серьезных проектов на стыке hardware, интернета вещей и e-health. Например, еще один проект ФРИИ – медико-технологическая платформа PH&HM.

В компании разработан не имеющий аналогов в мире цифровой ингалятор, в 5-10 раз снижающий побочные токсические действия препаратов, лечащих туберкулез, онкологию, ВИЧ и COVID-19; а также телемедицинская платформа для контроля за состоянием здоровья пациента.

«Ингалятор передает данные о соблюдении графика введения препарата и принятой пациентом дозе в мобильное приложение, мобильное приложение – в облако врачу. В устройство встроен идентификатор по отпечаткам пальцев – он помогает контролировать не только факт приема, но и персонализировать лечение пациента.

Мобильное приложение напоминает о времени приема препарата, показывает назначение врача, через него также можно быстро связаться с врачом», – рассказывает Дмитрий Калаев.

На сегодняшний день проведены все необходимые испытания, и устройство уже проходит регистрацию в Минздраве. Аппаратами планируют снабдить госклиники, в том числе по программам ОМС. Кроме того, свою заинтересованность проявили и зарубежные заказчики из Европы и Юго-Восточной Азии.

Подобные технологические разработки с использованием искусственного интеллекта, умных устройств, роботизированной техники и телеметрии сегодня не редкость для российского хай-тека, но они существуют чаще всего на начальных стадиях производства или внедрения.

Медтех – очень перспективный и интересный рынок, но инвестиции в медицинские стартапы – это длинные деньги с длинными циклами, а частные инвесторы не готовы слишком долго ждать окупаемости.

«Сегодня можно говорить лишь о потоке институциональных денег в виде грантов или государственных вливаний, – говорит Дмитрий Калаев. – Но правительства разных стран уже почувствовали, что не готовы к фундаментальным вызовам и рискам, которые сегодня принес коронавирус, а завтра может принести что-то еще».

Так что после пандемии повысится интерес к медицине и биологии как со стороны граждан, так и со стороны государств, уверен эксперт.

Участники рынка сходятся в своих оценках и прогнозах. Так, Олег Теплов говорит, что большой потенциал есть не только у телемедицины, но и у других ниш медтеха: в системе получения second opinion в онкологии, ИТ-платформах для анализа медицинских Big Data, электронных рецептов на лекарства и оформлении онлайн-больничных.

«Некоторые из подобных проектов сейчас находятся у нас на рассмотрении, но для их развития нужны некоторые изменения в законодательстве: действующие законы ограничивают функционал продуктов и сервисов», – отмечает он.

Получится ли у отечественного медтеха стать настоящим клондайком, который обещают инвест-аналитики, пока сказать трудно, но то, что потенциал у него есть – очевидно. И COVID-19 это доказал.

Этот обзор был написал для журнала «Интеллект&Технологии» в июне. Т.к. журнал выходит только в бумажной версии, с разрешения редакции (есть в письменном виде), публикую текст здесь. По той же причине в статье изначально не предполагались гиперссылки. Фото спикеров в статье предоставлены пресс-службами ФРИИ и ДВФУ (Центра НТИ).

Автор – аналитик, журналист, бизнес-консультант, предприниматель Кинес Кизиитов. Статья написана совместно с Сергеем Волковым и Аленой Булавка.

0
204 комментария
Написать комментарий...
TETA ETA

Вполне себе материал.
Частный телемед ограничивает только бюджет, слишком малые все не могут, большие не все хотят, средние ждут.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Спасибо. На самом деле, именно телемед пока что не только бюджет ограничивает, но и законодательные препоны. И еще поколенческие привычки: вряд ли легко перевести на цифру людей старшего возраста, включая самих врачей (сталкивался на практике). Кстати, в следующем материале, который планирую опубликовать здесь, было исследование о том, сколько % людей не может адаптироваться всего-то к онлайн-технологиям, не каким-то высокотехнологичным продуктам. На основе реальных данных по пандемии. Там на удивление большой процент во многих возрастных группах...  
А если говорить о медтехе в целом, то там, наверное, как вы описали: бюджеты многое решают. И еще связи. Знаю много стартапов с уже готовыми технологиями, которые по 15-20 лет ищут инвесторов. А технологии устаревают и теряют актуальность. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Насчет "стартапов с уже готовыми технологиями, которые по 15-20 лет ищут инвесторов."
Мы ищем всего пять лет.
Слава Богу, у нас технологии прошлых тысячелетий, так что не скоро (зачеркнуто) надеюсь, никогда не устареют.
Но конечно, огорчительно, что миллионы людей не могут получить дома пользу от полезного купания в морской воде, лишь только потому, что мы пока не смогли до них достучаться.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

А что за технологии прошлых тысячелетий? 

Да, некоторые изобретения находят инвестора слишком долго. Сегодняшние стартаперы вряд ли будут искать больше 3 лет. Я как-то писал о новосибирском изобретателе промышленного сваебойного молота, который смог привлечь финансирование почти через четверть века после изобретения! 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Всё не просто, а очень просто.
Мы добываем с глубины 1020 метров рапу (или иначе, в соответствии с составом, концентрат океанской/морской воды).
Очищаем, разливаем, доставляем в клиники/санатории/пансионаты, в те, которые вдали от морей и не имеют подобных, достаточно редких/уникальных скважин.
Пациентам достаточно разбавить наш концентрат в 5-20 раз, в соответствии с диагнозом и получают они (внимание!) то, что им доктор Гиппократ прописал 2000 лет назад: морскую ванну.
Проверено на живых (тех, кто выжил) людях за тысячи лет (зачеркнуто) четыре года.
Все довольны.
А как специалисты радуются!

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Борис, а вам сколько лет, если не секрет? Вангую 55-60? И возможно из вмеда?
Видно, что вы за дело ратуете, и продажи даже тут не против выстроить, но дал бы совет: а) уберите из общения юморок на деловую тему, вот эти "(внимание!)", "Проверено на живых (тех, кто выжил)", "тысячи лет (зачеркнуто) четыре года". Для продаж это не нужно. б) вот такая даже в разговоре реклама хорошо заходит в ЦА, а мы не они :)
Так что выберите каналы (отберите блоги, группы соцсетей, узкие запросы, блоги мамочек, пациентов по нозологиям) и потихоньку, но стабильно туда посты. Как человек, имевший отношение к телемедицине, когда это еще было от слова медицина по телевизору :) повидал этих грязей, и нону и сакские, и черта в ступе, всё это нормально заходит!
Надо только показывать преимущества на понятном человеку языке и отличие от тех пакетов, которые везде продаются с морской солью под соусом "спа у вас дома" ;)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Спасибо, коллега, всё правильно.
Сколько лет - не секрет, но в  общении на деловую тему, полагаю, можно оставить за кадром.

Про "юморок" Вы особо правы; дело в том, что в определенных слоях специалистов и других интересующихся - есть определенное недоверие к оздоровительным качествам и обычной воды океана, и к нашему аналогу/концентрату.
Поэтому я и пытаюсь подложить некую подушку безопасности в виде литературных реминисценций.
А как отдельно пищущий автор - иногда перегибаю в образах.

Про блоги и соцсети: этим "потихоньку" у нас занимаются торговые представители. Правда, не все результативно.

Про "пакеты ...  с морской солью под соусом "спа у вас дома" - тут просто обман потребителей: там морского только название.
Критиковать их сложно, поскольку у них больше денег, больше наглости в привлечении на свою сторону и специалистов и троллей.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Мы с вами одновременно написали комментарии. :) Я бы ещё добавил ко всему вышесказанному трейд маркетинг: сотрудничество с клиниками, с конкретными врачами. Очень хорошо работает. 

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

да, b2b хорошо, но может они по цене дорогие и идут только на розницу, не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Глянул сайт, цены там действительно недешевые. Поэтому и предлагаю b2b: в частных клиниках и салонах клиентура самая подходящая, ИМХО.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Оптовая скидка весьма существенная, так что санатории рады.
И насчет цен: если вникнуть в ценность - скидки никто не спрашивает вообще.
К примеру, известный и востребованный адвокат (дама в годах), из-за своей жирной себореи не может выйти в люди/на процесс в суде, пока не помоет голову нашим концентратом.
Уже четвертый год - матерится, но покупает.

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Как в старом анекдоте про смех и грех! :) 
 

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

))))) очень тонко

Ответить
Развернуть ветку
Кинес Кизиитов
Автор

Береженого будда бережет. ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

Ом мани пэдме хум

Ответить
Развернуть ветку
201 комментарий
Раскрывать всегда