{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удаленная работа может уничтожить Кремниевую Долину и что произойдет, когда все сотрудники её покинут?

Данный материал является переводом. Оригинал статьи по ссылке.

Начать эту историю стоит с далекого лета 2004 года. Именно тогда двадцатилетний Марк Цукерберг с пятью друзьями снял дом в Пало-Альто, где они писали код для Facebook и весело проводили время.

Однажды прогуливаясь по окрестностям, они встретили Шона Паркера, соучредителя сервиса обмена музыкой Napster. По счастливому стечению обстоятельств, Паркер остановился в доме родителей своей подруги… Как раз напротив Марка с друзьями.

Shutterstock

Уже на следующей неделе Паркер, обладавший широтой взглядов и способный убедить любого, переехал к Цукербергу и начал знакомить ребят с Кремниевой Долиной. Это привело Facebook к первой крупной инвестиции - к 500.000 долларов от Питера Тиля.

Тиль, выросший в Долине и окончивший Стэнфорд, сам только недавно стал человеком обеспеченным.

Рассказ об этом событии возвращает нас еще дальше в прошлое. А точнее, к лекции в Стэнфордском университете, которую он читал в 1998 году. На ней, среди примерно полдюжины участников, присутствовал 23 летний украинский эмигрант Макс Левин. Он не был студентом, а всего лишь новоприбывшим из штата Иллинойс. Стоит сказать, что он не столько был заинтересован в лекции, сколько просто прятался от жары под кондиционерами.

После лекции Левин подошел к Тилю. Немного поговорив, Тиль спросил молодого человека о цели приезда в город, на что получил ответ: “Наверное, открою здесь свою компанию”. “Это отлично”, - сказал Тиль и предложил встретиться на следующий день в неформальной обстановке и все обсудить.

Возвращаясь к Facebook и Цукербергу - вот именно такими Случайными встречами (или Случаем) и славится Кремниевая Долина. Именно благодаря им “гаражные” стартапы и стали огромными компаниями на миллиарды долларов. Как говорят в самой Долине: “Нельзя недооценивать влияние Случая на успех вашего дела”.

В 2002 году компания eBay заплатила 1,5 миллиарда долларов за стартап PayPal, сделав Левина, Тиля, Маска и Рида Хоффмана очень богатыми. Впоследствии они основали Youtube, Tesla, SpaceX, LinkedIn, Yelp и Palantir.

И каждый из них помнил о своей той самой Случайной встрече, из которой выросли их компании. И теперь, судя по всему, многие готовы тратить миллионы - все ради того, чтобы увеличивать шансы встреч креативных сотрудников друг с другом, и в результате получить возможность заработать на их разработках. Разумеется, не факт, что каждая встреча приведет ко второму Facebook, но если есть хотя бы призрачный шанс на подобное - компании будут стараться ухватиться за него.

Тут стоит также сказать, что Кремниевая Долина - уникальное в своем роде место. На протяжении десятилетий многие города и области пытались превзойти Долину (ну или хотя бы повторить её успех), но на данный момент, это никому не удалось.

Долина сейчас - настоящая точка притяжения для всего, что связано с технологиями. Пожалуй, её даже можно поставить в один ряд с другими историческими центрами великих достижений прошлого. Например, с Афинами в 450 году до нашей эры, с Ханчжоу в 12 веке и с Флоренцией в веке 16.

Но сейчас над Кремниевой Долиной нависла незримая угроза. На фоне эпидемии Covid19, глубокой рецессии и возобновления антимонопольного давления со стороны Конгресса, Долина столкнулась с тем, что пропадает её главная “фишка” и суть - Случайная встреча. Виной всему стало стремление компаний как можно быстрее и на как можно более долгий срок отправить сотрудников на удаленную работу.

В мае Джек Дорси, генеральный директор Twitter, сообщил своим сотрудникам, что теперь им вообще не обязательно появляться в офисе. Руководство Slack пошло тем же путем. Facebook тоже взял курс на удаленку. Цукерберг объявил, что до половины его сотрудников будут работать из дома постоянно, а не только на время карантина.

Shutterstock

В течение последних лет, многие талантливые жители Сан-Франциско уже сомневались в необходимости постоянного проживания в Долине. Все из за высокой дороговизны жизни. Концентрация действительно талантливых специалистов, конечно, создает интересные проекты и рабочие места, но в тоже время приводит к росту цен. Для примера: средний дом в Пало-Альто стоит 3,2 миллиона долларов. В соседнем Маунтин-Вью стоимость составляет 1,7 миллионов, а в Сан-Франциско 1,8 миллионов. Другими словами, Долина “ожидает”, что ваша зарплата должна быть шестизначна. По этой причине, многие начали задумываться о том, чтобы переехать в другие регионы. И некоторые это сделали.

Но вот сейчас сложилась ситуация, когда все инженеры, дизайнеры и инвесторы находятся дома и работают в облаке. Они не ходят по залам Google, не ужинают в ресторане Buck’S и не пьют кофе на Университетской Авеню. Как же произойдет та самая судьбоносная Встреча?

Если вам кажется, что придавать столь большое значение Случаю, особенно в айти сфере, странно - то просто подумайте о том, что подвергать его сомнению в Долине, равнозначно тому, чтобы оспорить фэн-шуй в Гонконге. Мистический статус Случая - это самая глубокая вера Долины и её визитная карточка. Когда местные жители говорят о случае, они имеют в виду что-то непрошенное, обнаруженное неожиданно и весьма прибыльное.

Скептики могут утверждать, что даже несмотря на то самое лето 2004 года в Пало-Альто, Facebook все же мог вырасти в ту компанию, что мы знаем сейчас. Можно возразить, что такие яркие проявления Случая сбываются один раз на миллион и, зачастую, новые компании просто повторяют путь более успешных коллег. То есть - никакой мистики.

Да, это все вполне логичные возражения. Но… Facebook не вырос в другом месте. Во всем мире друзья пытаются сделать бизнес вместе, но только в Долине Стив Джобс и Стив Возняк, выросшие в Купертино в 60х, смогли создать Apple.

С рациональной и чисто технической стороны вопроса, Случай - это все лишь средство достижения цели. “В одном месте и очень плотно друг к другу вы собираете предпринимателей и инвесторов с верой в сумасшедшие идеи и с полной готовностью эти идеи финансировать. И вот Случайные встречи начинают происходит гораздо чаще, чем при более равномерном распределении” - сказал Шаах Хатирамани, генеральный директор Flockjay, образовательного стартапа, который активно находился в поиске той самой Встречи.

Но сейчас… Люди стали рассеяны друг от друга, и элемент случайно встречи почти исключен - что же останется от Кремниевой долины? Неужели мы её теряем?

Если кого и можно назвать отцом Кремниевой Долины, то только Уильяма Шокли, одного из создателей транзистора. Он вырос в Пало-Альто, во времена, когда там были абрикосовые сады и всего несколько тысяч жителей. Затем он отправился на восток, чтобы получить образование и работать в Bell Labs. В 1950х годах, после того как Шокли, Уолтер Бретейн и Джон Бардин вызвали настоящую революцию информационного века своими транзисторами, Шокли перестал быть желанным гостем в Bell и вернулся домой, забрав с собой дюжину блестящих молодых инженеров. Вместе они основали первую в Долине компанию по производству транзисторов. К сожалению, для самого Шокли все обернулось плохо - вскоре его сотрудники взбунтовались и ушли. Не некоторые из них не уехали из Долины и основали свою компанию Intel. Вот с этого момента в Долине и начал работать тот самый Случай.

К тому времени Пало-Альто стал сердцем Долины. В 1951 году Фрэд Терман, декан инженерного факультета Стэнфорда, выделил сотни акров университетской земли под индустриальный парк для предпринимателей. Теперь изобретатели могли дешево арендовать помещения и начать свое дело. Среди первых, кто воспользовался этим предложением стали Билл Хьюлетт и Дэвид Паккард.

И с тех самых пор, и до самой эпидемии Covid19, компании старались как можно плотнее и как можно более эффективно расположить свои офисы и сотрудников в нем. Например, компания Google в последние годы потратила около 120 миллионов долларов на знаменитых архитекторов, дизайнеров и строителей, для возведения Googleplex - штаб квартиры компании в Маунтин-вью. Мало того, Google потратила еще около 1 миллиарда долларов на прилегающий к зданию парк.

Shutterstock

Facebook, в свою очередь, выделил около 300 миллионов долларов на строительство нового главного здания в своей штаб квартире. Вместимостью около 3000 сотрудников. На территории собственный лес из красного дерева, сад на крыше, площадью 3,6 акра, а внутри находится несколько ресторанов.

Apple потратила около 5 миллиардов долларов на Apple park - круглое четырехэтажное здание, спроектированное Джобсом для своих сотрудников.

Во всех этих случаях, основная идея была одна - заставить работников как можно чаще встречаться друг с другом, обсуждать новые идеи и терпеливо ждать стартапы на которых можно заработать.

Но все же Big Tech казался очень спокойным, если не сказать равнодушным, к потенциальной гибели привычной офисной работы.

И этому тоже можно найти объяснение. Если взглянуть на историю Долины за последние, примерно, десять лет, то можно заметить, что FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) перестали стремиться к тому, чтобы изобрести что-то новое и крупное. По крайней мере, внутри компании. Вместо этого они сосредоточились на том, чтобы извлечь максимум прибыли из своих текущих проектов: поисковой системы для Google, социальной сети для Facebook, операционной системе Microsoft и набор i-продуктов Apple. И вместо собственных разработок, компании стали внимательно наблюдать за другими стартапами. Когда они замечают, что кому-то удалось создать что-то действительно меняющее рынок, гиганты стараются или скопировать технологию или просто купить стартап целиком. Например, покупка Instagram и Whatsapp компанией Facebook, и A.I. и Fitbit Гуглом.

Получается, что все небольшие компании тратят огромное количество времени, ради той самой Случайной встречи с кем-то из ведущих игроков, которые помогут реализовать задуманное. Но в условиях, когда почти все сотрудники работают из дома - не теряется ли основная дорога к успеху?

Предприниматели говорят, что на данный момент, вероятность Случая для небольших компаний стремится к нулю. По мнению специалистов, во время первого контакта и взрывного роста компании, очень важна скорость взаимодействия между людьми. А этого очень трудно достичь удаленно.

Десятки стартапов пытаются решить эту проблему. Среди них, например, Gather - компания из Долины, и Hopin - британский стартап. Они видят решения в приложениях для видеоконференций. Причем, это не просто программа для общения, а почти настоящая оффлайн конференция. Пользователь смотрит онлайн переговоры, затем точно так же как на физической конференции, идёт на кофе-брейк. Это такая специальная виртуальная комната, в которой вы можете “столкнуться” с кем угодно из посетителей мероприятия. Отдельно существует возможность регистрации конкретно с тем человеком, который вам нужен.

Microsoft, для решения этой проблемы, выпустила новую функцию для своего сервиса конференций Teams. Она получила название Together mode. Технология использует мощности серверов для того, чтобы вырезать изображения всех участников разговора и перенести их в другую виртуальную среду. Например, в театр.

Все это сделано ради того, чтобы уйти от ощущения просто созвона через интернет, и приблизиться к атмосфере настоящей рабочей встречи.

Но будем честны, это похвальные попытки что-то придумать, но они даже отдаленно не воссоздают оффлайн встречи. Люди регистрируются самостоятельно, вы всегда будете знать, кто будет на встрече, а кто нет. Иными словами, никакой Случайности не произойдет.

Так или иначе, но сама идея “Случая”, на данный момент, требует переосмысления. Все яркие примеры влияния Встречи мы рассмотрели выше, и можно заметить, что с момента появления действительно прорывных технологий прошло около полутора десятков лет. Это говорит нам о том, что с точки зрения больших изобретений, Кремниевая Долина находится в упадке.

Некоторые, например Роберт Гордон, экономист Северо-Западного университета, утверждают, что золотой век изобретательства в США закончился, примерно, в 1970 году, и с тех пор появляются достаточно средние продукты. Конечно, сгущать так краски не стоит. Но даже Тиль, в свое время, сетовал на современность: “Мы хотели летающие машины, а получили 140 символов”. Кремниевая долина отчаянно нуждается в изменении. Нужно что-то вроде Случая 2.0.

Одним из наиболее желательных изменений было бы увеличение разнообразия (diversity). В последнее время, когда обсуждения и призывы к равенству оплаты труда для женщин и чернокожих перешли в самый центр общественной дискуссии, стало понятно, что Случай благоволит лишь избранным. С 2000 по 2018 года только 2,3% венчурного инвестирования досталось темнокожим предпринимателям. В прошлом году, согласно данным Crunchbase, только 3% финансовых потоком пошло в женские стартапы. Если вы не белый мужчина, вы, в основном, оставались вне игры.

Сама идея Случая подразумевает, что вы находитесь в нужное время в нужном месте, и что вы открыты к диалогу. Но те, кто живет и работает в Долине говорят, что тут не все так просто. Люди открыты к тем, кто уже находится в их системе и в нужных профессиональных кругах, и крайне прохладно относятся к людям извне. Таким образом, создается сильный перекос в сторону белой мужской популяции и к мигрантам из СНГ.

Венчурный капиталист Дэвид Холл, который является темнокожим, и партнером Revolution, говорит, что женщинам и людям с темным цветом кожи очень сложно попасть в нужные круги. К ним, обычно, обращаются если другого варианта нет, или за какие-то действительно особенные заслуги. Иначе говоря, меньшинствам приходится работать больше и активнее, чтобы доказать свою состоятельность.

Если начальный “бум” Случайных встреч был предвзятым, нужна ли какая-то новая система?

Но на данный момент, никто не знает, как может выглядеть такая система. И как показывает исторический опыт, подобные места просто исчезают в небытии, не приводя к изменения внутри. Такими темпами мы можем просто потерять наш двигатель технического прогресса.

Но в противопоставление мы можем привести пример библиотек. Лори Маккей-Пит, исследователь из университета Далхаузи в Галифаксе, говорит, что когда в 1990х годах публичные библиотеки начали переходить на цифровые технологии, люди сильно забеспокоились. Как они могли случайно обнаружить что-то интересное из книг, если среда их хранения - непривычный компьютер. Но прошло несколько лет и электронные библиотеки стали очень удобными. Конечно, остались и те, кто тяготеет к бумажным книгам, но молодые поколения однозначно выбирают цифру.

Разумеется, пандемия пройдет. Толпы людей вернутся в офис. Но останется достаточно большая часть тех, кто будет постоянно работать из дома. На фоне этих событий, сегодняшние работы по цифровизации Случайных встреч приобретают еще большую актуальность. Видеоконференции становятся больше и удобнее, и стирают границы между “внутренней тусовкой” и “людьми извне”.

Вопрос в одном. Спасет ли это Кремниевую долину?

0
1 комментарий
Bulat Ziganshin

мне кажется, перевод этой статьи здесь уже был :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда