В России готов ИИ, который "видит" стены насквозь
Пока прохожие погибают под колесами первых беспилотных авто, выпущенных "на свободу", в России придумали искусственный интеллект, который видит сквозь радиопрозрачные преграды. Эксперты посчитали идею перспективной не только для беспилотников, но и для умных домов, офисов, предприятий. Технология уже готова: в 2021 году ИИ фактически выходит на рынок, доступен предзаказ. Рассказываем, как это работает.
Этот проект подали на форум “Сильные идеи для нового времени”, который проводит Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресса. Смотрите другие идеи, предлагайте свои и голосуйте.
Разработка под названием ЭМИИА (название образовано от электромагнитного излучения и искусственного интеллекта) умеет распознавать объекты через радиопрозрачные преграды. Это может быть стена, туман, дождь и так далее, не говоря уже о темном времени суток, которое для ИИ не является проблемой. Дальность распознавания на открытом пространстве – до 300 метров.
На дороге
ИИ распознает всех возможных участников движения и тех, кто находится в придорожных зонах: людей, автомобили, животных. Также он способен вычислить скорость объекта, его координаты и направление движения. По словам разработчиков ИИ заменяет более 30% датчиков и сенсоров, средств AI-навигации, ADAS, автоматизации и безопасности. Если ИИ распознает объект, находящийся в опасной близости от автомобиля, он подаст водителю звуковой сигнал.
"Первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля UBER, стала Элейн Херцберг, – рассказывает Владимир Старостин, гендиректор ЭМИИА. – Женщина пересекла путь автомобилю. Он распознал препятствие сначала как неопознанный объект, потом как велосипедиста и затем как автомобиль, но не предпринял никаких действий, так как в ПО был заложен слишком высокий порог распознавания опасных объектов с целью отсеивания ложноположительных срабатываний. Лишь за 1,3 секунды до столкновения машина смогла определить, что необходимо использовать аварийные тормоза. ЭМИИА позволяет беспилотным автомобилям распознать объект намного быстрее и точнее, существенно увеличить безопасность, и перейти на уровень автономности 4-5, «steering wheel optional», «полная автоматизация»".
В доме
"Все используют машинное зрение, в котором посредством видеокамер (видеоматрицы, линзы) получают видеоданные и обучают на них нейронку, – объясняет Старостин. – Мы вместо всего этого используем Wi-Fi модуль устройств, получаем не видеоданные, а радиоданные (анализируем радиофронт) и на них обучаем свою нейронку, формируем нейросетевые библиотеки".
Исходя из собранной библиотеки ИИ распознает людей и животных в доме, видит их перемещения. Если кот выпрыгнет в форточку, система оповестит владельца дом о том, что кот сбежал. Проще говоря, нейросеть самообучается и понимает, кто живет в доме, кто вышел из дома, кто остался, может определить посредством алгоритмов и своего и чужого.
"Технология актуальна для умных домов, — думает Анис Ламри, участник HomeNet Национальной технологической инициативы и директор по развитию компании AOCG. — Она может определять, какое количество людей находится в помещении. Это актуально для вентиляции, систем кондиционирования, для экономии электроэнергии и тепла. Условно, свет и кондиционер автоматически будкт выключаться, если человек выходит из комнаты. Роутеры накрывают все здание, поэтому можно будет действительно обойтись без дополнительных датчиков.
Также на производствах есть паровозики, которые развозят детали по цеху, они двигаются по одной линии. А с помощью ИИ они смогут ездить не только по нарисованной линии и распознавать людей, другие машины. В офисах проект также может использоваться для работы климатических систем, освещения зон, где сидят люди. Это все про энергоэффективность, про экономию. Еще один вариант – контроль парковок, занято или не занято место, водитель сможет получать актуальную информацию в приложении".
Планы
Работа над проектом идет давно. Около пяти лет назад у команды были готовы тестовые лабораторные образцы. За последние годы разработали нейросетевое ПО в радиооптике, готовое для внедрения. Авторы планируют в конце 2021 года/начале 2022 выгрузить в магазины приложений сервис, которым могут пользоваться водители или другие разработчики. ПО на одно устройство будет бесплатным, на пять устройств – от $3-8, а аппаратные решения (антенны и контроллеры) будут стоить от $8.
На B2B-сектор у компании тоже есть планы. "Возможно программно интегрировать технологию в оконечные продукты, – добавил Старостин. – К примеру, в роутеры Huawei. Конечный потребитель будет получать роутер уже с технологией, а наш доход мы будем получать от Huawei напрямую".
Лет 5 назат читал о британских ученых, которые через стены с помощью вайфая видят, т.е. эта тема уже давно есть.
давно, более того - спецслужбы скорее всего ее давно используют, а теперь хотят узаконить предварительно обнародовав инфу