{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

В России готов ИИ, который "видит" стены насквозь

Пока прохожие погибают под колесами первых беспилотных авто, выпущенных "на свободу", в России придумали искусственный интеллект, который видит сквозь радиопрозрачные преграды. Эксперты посчитали идею перспективной не только для беспилотников, но и для умных домов, офисов, предприятий. Технология уже готова: в 2021 году ИИ фактически выходит на рынок, доступен предзаказ. Рассказываем, как это работает.

Этот проект подали на форум “Сильные идеи для нового времени”, который проводит Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресса. Смотрите другие идеи, предлагайте свои и голосуйте.

Разработка под названием ЭМИИА (название образовано от электромагнитного излучения и искусственного интеллекта) умеет распознавать объекты через радиопрозрачные преграды. Это может быть стена, туман, дождь и так далее, не говоря уже о темном времени суток, которое для ИИ не является проблемой. Дальность распознавания на открытом пространстве – до 300 метров.

"Видеть" всю обстановку на дороге система может за счет эффекта Доплера: радиоволна меняется при движении объектов, а антенна фиксирует искажения длин и частот, передавая данные нейросети.


На дороге

ИИ распознает всех возможных участников движения и тех, кто находится в придорожных зонах: людей, автомобили, животных. Также он способен вычислить скорость объекта, его координаты и направление движения. По словам разработчиков ИИ заменяет более 30% датчиков и сенсоров, средств AI-навигации, ADAS, автоматизации и безопасности. Если ИИ распознает объект, находящийся в опасной близости от автомобиля, он подаст водителю звуковой сигнал.

"Первым человеком, погибшим от беспилотного автомобиля UBER, стала Элейн Херцберг, – рассказывает Владимир Старостин, гендиректор ЭМИИА. – Женщина пересекла путь автомобилю. Он распознал препятствие сначала как неопознанный объект, потом как велосипедиста и затем как автомобиль, но не предпринял никаких действий, так как в ПО был заложен слишком высокий порог распознавания опасных объектов с целью отсеивания ложноположительных срабатываний. Лишь за 1,3 секунды до столкновения машина смогла определить, что необходимо использовать аварийные тормоза. ЭМИИА позволяет беспилотным автомобилям распознать объект намного быстрее и точнее, существенно увеличить безопасность, и перейти на уровень автономности 4-5, «steering wheel optional», «полная автоматизация»".

В доме

"Все используют машинное зрение, в котором посредством видеокамер (видеоматрицы, линзы) получают видеоданные и обучают на них нейронку, – объясняет Старостин. – Мы вместо всего этого используем Wi-Fi модуль устройств, получаем не видеоданные, а радиоданные (анализируем радиофронт) и на них обучаем свою нейронку, формируем нейросетевые библиотеки".

Исходя из собранной библиотеки ИИ распознает людей и животных в доме, видит их перемещения. Если кот выпрыгнет в форточку, система оповестит владельца дом о том, что кот сбежал. Проще говоря, нейросеть самообучается и понимает, кто живет в доме, кто вышел из дома, кто остался, может определить посредством алгоритмов и своего и чужого.

"Технология актуальна для умных домов, — думает Анис Ламри, участник HomeNet Национальной технологической инициативы и директор по развитию компании AOCG. — Она может определять, какое количество людей находится в помещении. Это актуально для вентиляции, систем кондиционирования, для экономии электроэнергии и тепла. Условно, свет и кондиционер автоматически будкт выключаться, если человек выходит из комнаты. Роутеры накрывают все здание, поэтому можно будет действительно обойтись без дополнительных датчиков.

Коммерческие здания тоже могут использовать технологию. В магазине в прикассовой зоне ИИ зафиксирует увеличение количества людей и автоматически вызовет продавца.


Также на производствах есть паровозики, которые развозят детали по цеху, они двигаются по одной линии. А с помощью ИИ они смогут ездить не только по нарисованной линии и распознавать людей, другие машины. В офисах проект также может использоваться для работы климатических систем, освещения зон, где сидят люди. Это все про энергоэффективность, про экономию. Еще один вариант – контроль парковок, занято или не занято место, водитель сможет получать актуальную информацию в приложении".

Планы

Работа над проектом идет давно. Около пяти лет назад у команды были готовы тестовые лабораторные образцы. За последние годы разработали нейросетевое ПО в радиооптике, готовое для внедрения. Авторы планируют в конце 2021 года/начале 2022 выгрузить в магазины приложений сервис, которым могут пользоваться водители или другие разработчики. ПО на одно устройство будет бесплатным, на пять устройств – от $3-8, а аппаратные решения (антенны и контроллеры) будут стоить от $8.

На B2B-сектор у компании тоже есть планы. "Возможно программно интегрировать технологию в оконечные продукты, – добавил Старостин. – К примеру, в роутеры Huawei. Конечный потребитель будет получать роутер уже с технологией, а наш доход мы будем получать от Huawei напрямую".

0
2 комментария
passer2003

Лет 5 назат читал о  британских ученых, которые через стены с помощью вайфая видят, т.е. эта тема уже давно есть.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

давно, более того - спецслужбы скорее всего ее давно используют, а теперь хотят узаконить предварительно обнародовав инфу

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда