{"id":6989,"title":"\u0418\u0433\u0440\u0430: \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u0442\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043d\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435 Xbox","url":"\/redirect?component=advertising&id=6989&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/combo&placeBit=1&hash=627d500a510abab1e3050cd0015144081f494f2e91684708c5c1f136eca35455","isPaidAndBannersEnabled":false}

Умные скважины: как искусственный интеллект «качает» нефтегазовую отрасль

Меня зовут Светлана Вронская, я работаю в департаменте аналитических решений «КОРУС Консалтинг», где мы ведем Telegram-канал Analytics Now. Ранее я уже писала о том, как AI используется в ритейле, сегодня поговорим про более «глубокую» тему – об искусственном интеллекте в нефтегазовой отрасли.

Добыча природных ископаемых, особенно нефти и газа, всегда была одним из самых прибыльных занятий. Ежегодно страны, обладающие столько ценными запасами, получают суммарно пять миллиардов тонн сырой нефти и четыре миллиарда тонн газа. Крупные производители используют инновации и готовы на значительные инвестиции в искусственный интеллект, в частности. Как технология меняет бизнес нефтегазовых компании в России и за рубежом?

Для начала давайте вспомним, что нефтеносный пласт находится на глубине почти трех километров, и поэтому о его масштабах, ценности и изменениях можно судить только по косвенным признакам. А как мы можем смоделировать ситуацию, не доступную глазу, без помощи технологий?

На рынке добычи нефтегаза существует большое количество стран-экспортеров, и конкурентная ситуация диктует необходимость постоянно сокращать затраты при увеличении добычи, чего невозможно добиться без использования ИТ в самом ключевом бизнес-процессе добычи. Этот факт подтверждают аналитики. Gartner утверждает, что разработка концепции интеллектуального месторождения поможет добывающим компаниям сократить расходы на 5% и увеличить объем добычи на 2%. Сколько добывают нефти и газа в год? Вспомните о пяти и четырех миллиардах тонн, и сразу станет понятно, что даже такой малый процент будет достаточным основанием для огромных инвестиций в развитие технологий, и особенно в решения на базе искусственного интеллекта. Разведочное бурение с помощью ИИ, анализ данных сейсмических исследований, к примеру, помогает компаниям делать меньше тестов при разведке месторождений и бурить меньше скважин – колоссальная экономия денег и времени.

То, что нефтегазовая отрасль уже активно использует решения на базеAI, подтверждает объем рынка этих решений: в 2019 году добывающая промышленность потратила на них больше $2 миллиардов, а через 6 лет рынку предрекают двукратный рост. Фокусные области, в которых AI востребован, – геологоразведка, добыча и стратегическое планирование.

Несмотря на то, что глобальные игроки AI-рынка, такие как Accenture или Oracle, сотрудничают с нефтегазовыми предприятиями, последние стремятся либо создавать собственные решения или выбирают системы, разработанные очень фокусно.

ИИ не только для добычи

Используемые в нефтегазе AI-продукты глобально решают несколько задач. Первая – сбор и анализ данных при работе над новыми и текущими проектами по разработке месторождений.

Среди успешных примеров – сотрудничество Shell с Microsoft в использовании облачного комплекса Azure C2 IoT на своих месторождениях. А British Petroleum недавно выбрал решение от BelmontTechnology, чья платформа Sandy собирает и анализирует огромный пласт геологических, геофизических, исторических и резервуарных данных по будущим проектам и проектирует на их базе графы знаний.

Подобный кейс недавно описан в Великобритании, где для группы добывающих предприятий создана National Data Repository, хранилище, которое аккумулирует 130 Терабайт данных из 12 с половиной тысяч скважин.

Еще одна важная задача, решаемая системами на базе искусственного интеллекта в нефтегазе – предотвращение сбоев и аварийных ситуаций. Хорошим примером может служить кейс AkerSolutions, внедривших систему Spark Cognition для мониторинга данных от наземных и подводных установок. Cистема позволяет предсказывать возможные поломки и предпринимать действия по их предотвращению.

Наконец, добывающие компании научились с помощью искусственного интеллекта лучше прогнозировать цены на ресурсы. AI может имитировать поведение участников нефтегазового рынка и делать высокоточный прогноз цен на газ и нефть, что влияет на качество планирования.

А что в России

Не секрет, что в России нефтегазовая отрасль – одна из ключевых, поэтому «Газпром», «Роснефть» и прочие игроки этого рынка каждую неделю радуют СМИ новостями, в которых звучат слова «искусственный интеллект». Однако я бы не относилась к этому с иронией. Действительно, что многие из них проделывают колоссальную работу для того, чтобы создать высокотехнологичные решения, часто превосходящие даже международные аналоги.

Например, научно-технический центр «Газпром нефти» реализуют несколько ключевых для всей отечественной нефтегазовой индустрии проектов. В частности, «Когнитивный геолог» – самообучающаяся модель геологического объекта, которая содержит информацию о строении недр, рентабельности будущего проекта, рекомендуемых методах разработки и другую информацию. Новая технология позволит сократить сроки работ с 3 лет до 6-12 месяцев и повысить качество решений в геологоразведке.

Также «Газпром нефть» работает над использованием машинного обучения в бурении: искусственный интеллект предсказывает выход за пределы продуктивного пласта.

97% всех буровых установок «Роснефти» оснащены искусственным интеллектом и работают для автоматической корректировки операций.

Кстати, «Роснефть» же первая повторяет примеры международных нефтяных и газовых компаний, которые, создав единожды передовые решения на базе ИИ, нашли на него спрос среди клиентов и других игроков своего рынка. Не так давно нефтесервисная компания Baker Hughes заявила о выводе на открытый рынок приложения, разработанного совместно с компаний С3.ai, которое позволяет точно предсказывать объемы добычи. А «Роснефть» еще в 2017 году создала промышленный симулятор гидравлического разрыва – РН Грид, со встроенным ИИ, – и продала на него более 200 промышленных лицензий.

Получается, что искусственный интеллект не только оптимизирует основные бизнес-процессы добывающих предприятий, но и становится хоть и небольшим – по сравнению с основной выручкой, – но источником дохода для нефтегаза.

{ "author_name": "Светлана Вронская", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 155017, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 02 Sep 2020 13:19:02 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку

ага нытилект такой умный и красивый  угу
что отравили весь трубопровод для транспортировки всей нефти
ждем и других приключений

0
Читать все 1 комментарий
7 причин выбрать для своего бизнеса ОЭЗ «Технополис Москва»

Николай Корнев, генеральный директор ООО «Концерн Гудвин (Гудвин Европа)»

Apple обновила дизайн MacBook Pro: вернули магнитную зарядку и HDMI-слот, добавили «чёлку» Статьи редакции

Два размера экрана — 14,2 дюйма по цене от 189 990 рублей и 16,2 дюйма по цене от 234 990 рублей.

Скриншот vc.ru
Tele2 нарушает ФЗ «О Связи», позволяющий абонентам переходит к другому операту с сохранением номера

@TELE2 не хорошие люди, это мягко сказанно. Нарушают ФЗ «О Связи». Дают симки (номера) другого региона. А когда человек хочет от них уйти, говорят что у них это регион КК всё нормально, а на сайте ФГУП ЦНИИС (https://zniis.ru/) это регион Р. Адыгея . И следовательно номер у других оператов определяется как р. Адыгея и запустить процедуру смены…

Новые законы в области недвижимости

С 1 октября 2021 года вступают в силу новые законы в области недвижимости.

Куда утекли кадры?

Как сообщает издание “Коммерсантъ”, российские ретейлеры столкнулись с проблемой острой нехватки фронт-персонала. Причиной тому стал ряд обстоятельств, в том числе, массовый отток трудовых мигрантов и переход кадров в рынок онлайн-торговли.

«Авито» для юр. лиц просит загрузить паспортные данные физ. лица

По порядку: работаю маркетологом в компании, занимающейся монтажом видеонаблюдения, СКУД и т.д. Компания с опытом, но по местному рынку малоизвестная. Логичная мысль: разместить объявление с нашими услугами на Авито (площадка большая, известная и т.д.) и попробовать задействовать все их услуги по продвижению (посмотреть, как это все будет…

Кошелек скажет спасибо: зачем банки заводят подкасты, а люди их слушают

Подкастинг – очень молодой (сам термин вошел в оборот в 2004 году с подачи британского журналиста), но стремительно развивающийся рынок. Его перспективы быстро оценили и в банках.

Налоговый манифест креативных индустрий

В рамках «Недель российского бизнеса» прошел Форум по креативным индустриям и интеллектуальной собственности, на котором заместитель генерального директора «Газпром-медиа» Юлия Голубева сформулировала, при каких условиях может развиваться креативное предпринимательство в России.

Совладелец производителя сырков «Б.Ю. Александров» потребовал через суд вернуть 85% компании Статьи редакции

Юрий Изачик передал большую часть своей доли топ-менеджерам «после заблуждения» и «в тяжёлом психическом состоянии».

«Ситимобил» введёт сервисный сбор с пользователей — до 4,5 рубля с заказа Статьи редакции

Компания введёт сбор из-за «роста нагрузки на всю инфраструктуру».

null