{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Частные города в России — тренд ближайших десятилетий, часть первая

Несколько лет назад я впервые опубликовал цикл статей о возможности строительства частного города в России. Статьи собрали в общей сложности 110 тыс. просмотров и 1160 комментариев. В этой статье я расскажу что происходит, какие концепции и инициативы существуют и как текущий коронакризис может изменить облик страны.

Краткая история

Для удобства сделал навигацию на предыдущие статьи. Но частично информация по ним устарела, поэтому я запустил сайт с актуальной информацией по частным городам.

Частный город — это максимально автономный город, в котором управление берет на себя крупная частная компания (управляющая компания). Такой город легитимный и полностью подчиняется федеральным законам РФ, но вводит дополнительные правила, чтобы поддерживать на его территории порядок и высокий уровень комфорта проживания, не свойственный государственным городам.

Жители платят абонентскую плату за проживание на его территории. Размер платы (своеобразного налога) зависит от стоимости приобретаемого/арендуемого жилья. Системы правопорядка и судов в городе государственные, но медицина и образование полностью или частично частные и могут быть субсидированы управляющей компанией.

Введение

Коронокризис этого года позволил многим компаниям под новым углом взглянуть на удаленную работу. ИТ компании, банки, компании из сферы финансов уже предлагают части своих сотрудников остаться на удаленке навсегда:

  • ИТ. В России лишь в одной ИТ индустрии работает 1,8 млн человек. Если взять во внимание разные опросы и дать скромную оценку в 10%, то на постоянной удаленке останется 180 тыс. айтишников. Это огромная армия программистов, дизайнеров, аналитиков и т. д.
  • Банковская сфера. Сбербанк объявил, что готов оставить 30% своих сотрудников на удаленке. А это, на минуточку, 84 тыс. человек
  • Телеком. «Ростелеком», который перевел на удаленку 60 тыс. человек, пока рассматривает различные варианты возвращения сотрудников в офис, отмечая при этом, что порядка трети работников были бы не против хотя бы частично остаться на удаленке после снятия ограничений.
  • Предприниматели с удаленным ведением бизнеса. Здесь сложно оценить количество, но оно точно измеряется тысячами человек.

Тенденция налицо: на удаленном режиме работе по самым скромным подсчетам в стране останутся сотни тысяч человек.

Встает вопрос:

Необходимо ли постоянное нахождение такого огромного числа людей в крупных городах с высокой стоимостью жизни и стрессами от нахождения в постоянных пробках и высокой плотности населения.

Нужно ли всем этим людям жить в той «удобной городской среде», которую создали для нас жадные застройщики в союзе с некомпетентными чиновниками:

Нужны ли удаленщикам большие города?

Мой 6-летний опыт проживания в Москве показал, что самый важный ресурс сегодня — это время. Никогда не забуду каждодневные поездки на метро в переполненных вагонах, переходы между станциями, толкотню на эскалаторах.

Каждый будний день приходилось испытывать это душное ощущение тесноты и стресса. Я постоянно ловил себя на мысли, что огромную часть жизни трачу на передвижение по городу: поездки на работу, встречи, посещение больниц. И всегда выходило не менее 2 часов на дорогу туда-обратно.

Однажды посчитал и ужаснулся:

Если на дорогу тратить 2 часа в день, то за 10 лет жизни уходит 304 дня на дорогу. Почти год! Дорогая цена, которую платит каждый житель мегаполиса за проживание в его пределах.

В то же время сейчас среди активного населения крупных городов формируется спрос на качественную городскую среду. Каждый кто после путешествия возвращается из Праги или Амстердама в Омск или Воронеж невольно задается вопросом: «А какого хрена? Почему мы живем в таком ужасном сраче, убогой архитектуре, почему в многомиллионном городе нет хороших проектировшиков, дизайнеров, урбанистов?»

Про наши города я писал 4 года назад в своей вводной статье. Варламов в недавнем своем ролике достаточно эмоционально и точно высказался на этот счет.

Каждый удаленщик сейчас вздохнул и подумал: «К черту все, переезжаю!»

Но если вы уже пошли искать себе уютное местечко на карте России, то вас будет ждать суровая реальность: либо города с устаревшим жилищным фондом и инфраструктурой, либо коттеджные поселки посреди поля, либо домик в деревне с туалетом на улице и спивающимся населением.

Можно, конечно, свой дом построить, но опять же вы будете испытывать недостаток в инфраструктуре: у кого-то есть дети, которых нужно возить в школу или сад. Посидеть с девушкой/женой в ресторане — тоже сложно, максимум, что вы найдете, это кафе «У Татьяны» для залетных дальнобойщиков. Получается какой-то дауншифтинг, на который не каждый решится.

Частные малые города — новый формат комфортной жизни рядом с природой

Да, это все Россия

Плюсы проживания в частных городах:

  • Высокий комфорт проживания и сервиса за меньшие деньги (*по сравнению со столицами)
  • Близость к природе. Город можно строить на берегу рек и озер. Вблизи хвойных лесов и красивых природных достопримечательностей.—
  • Экологичность. Вдали от миллионов машин и их выхлопных труб и грязных производств.
  • Эстетика общественных пространств.
  • Размеренный образ жизни

Бонус: Это шанс для заброшенных малых городов возродиться. Я имею ввиду, что город можно возводить в уже существующих локациях, преображая и модернизируя их. Ключевые и исторические объекты реконструировать, а вокруг них строить современные форматы жилья и офисов. Исторические объекты могут стать центром туризма для нового города.

Минусы. Такой город не подойдет, если:

  • У вас работа в крупном городе, которая предполагает постоянное присутствие.
  • Если вы любите сверхбыстрый ритм города.
  • Если работа предполагает еженедельные командировки и наличие под боком крупного аэропорта необходимо.

Требования к новым городам

Какие требования к небольшому городу может предъявить современный житель мегаполиса с удаленным видом занятости?

  • Развитая инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники, места общепита, магазины.
  • Жилье с современной архитектурой
  • Офисы и коворкинги в непосредственной близости от дома.
  • Быстрый и стабильный интернет
  • Культурная жизнь города (фестивали, выставки).

Все это позволит долгое время не выезжать из города и жить с комфортом. И чтобы не разрывать связь с крупным городом и соответственно, аэропортом, такой город необходимо размещать 400-500 км от Москвы или СПБ. Навещать столицу раз в месяц или два для многих будет гораздо приятнее, нежели жить в ней постоянно.

Немаловажным фактором при переезде должна стать цена недвижимости.

Ниже я приведу примеры застройки в Минске с инфраструктурой и хорошей архитектурой за адекватные деньги. Именно эти проекты дали мне основу для написания этой статьи.

В Москве сейчас есть точечные проекты на достойном уровне, но беда в том, что:

  • они точечные, нет единой качественной ткани с городом. Видовые характеристики тоже оставляют желать лучшего: либо хрущевки, либо промзона;
  • они очень дорогие. От 15-20 млн. рублей за среднюю квартиру. Не все готовы закапывать в бетон такую сумму.

Частные города в России сейчас

4 года назад я узнал, что в России уже появился первый прецедент. Владелец компании Аскона, Владимир Седов, решил вложить личные средства, чтобы построить во Владимирский области свой город — Доброград.

Доброград

На РБК выходило интересное интервью, как он решился на этот шаг.

Еще несколько интервью:

Характеристики города

Размеры — 2611 га, из которых 60 га отведено под парковую зону.

Планируемое количество жителей: 47 тыс.

Объекты инфраструктуры сейчас:

  • Спа-комплекс с двумя бассейнами под открытым небом, рестораном, салоном красоты;
  • Клинический медицинский центр;
  • Собственный аэропорт, принимающий вертолеты и самолеты до 5700 кг.;
  • Магазин;
  • Летний театр;
  • Велосипедные и лыжные трассы;
  • Детская инфраструктура: площадки, скейт-парк, веревочный парк;
  • Собственная управляющая компания.

Город от DNS

Но это не все. В конце 2019 года владелец DNS тоже объявил, что будет строить новый город под Владивостоком.

Характеристики города:

  • Площадь 113 га, 20‑25 тысяч жителей. Общая площадь жилья — 600 тысяч м², офисный центр — 50 тысяч м², коммерческие здания — 60 тысяч м².
  • Многоквартирные жилые комплексы переменной этажности от 4 до 25 этажей.
  • 2 муниципальные школы на 1 870 мест.
  • 4 муниципальных детских сада общей вместимостью 1 228 мест.

Другие социально значимые объекты:

  • Объекты здравоохранения, отделение полиции, пожарное депо, объекты физкультуры и спорта и объекты культуры и искусства;
  • Объекты торговли, общепита и сферы услуг;
  • Бизнес-центр;
  • Гостиничный комплекс;
  • Подземных и наземных паркингов на 14 109 машино-места.

Проектированием будет заниматься испанская компания Citythinking. Эта компания разрабатывает софт, который проектирует улицы и инфраструктуру города в зависимости от параметров.

Концепции городов

Не я один мечтаю о появлении новых городов. Это пример концепции от другой инициативной группы:

В марте 2019 года музыканты и артисты театра Et Cetera представили проект «Артгородок», у истоков которого стоит всемирно известный пианист Борис Березовский и его единомышленники, деятели российской культуры.

Новый русский город — урбанистический проект совместно с архитектурным бюро Megabudka.

Здесь на Афише есть интервью с основателем и архитекторами. Эта концепция показывает, что запрос на качественную среду есть не только у молодой ЦА.

Дизайн-город

Своей концепции я посвящу следующую статью.

Подписывайтесь на наши сообщества, чтобы не пропустить ее: Facebook и ВКонтакте

Где деньги, Зин?

Сам я из Омска, но так вышло, что больше года с семьей живу и работаю в Минске. Еще в Омске мы задавались вопросом своего жилья, но как оказалось в 2019 году в городе миллионнике до сих пор строился этот устаревший шлак:

Переехав в Минск, мы стали изучать местный рынок и обнаружили в городе одного застройщика (компания А100), который рвал по соотношению цена/качество все то, что я видел даже в Москве и Питере, не говоря уже про Омск :).

Все мои шаблоны были сломаны. У меня до этого времени просто не было примера, который бы доказывал, что можно делать крутую низкоэтажную архитектуру, классные дворы без машин и при этом строить еще и инфраструктуру. Вы не ослышались, этот застройщик помимо домов, строит еще и детские сады, школы и магазины!

Я покажу несколько проектов этого застройщика, чтобы вы оценили весь размах того, что тут происходит:

Инфраструктура:

  • 3 детских сада

  • Школа

  • Магазин

Но самое важное — это цены, они не улетают в космос как в Москве. В Новой Боровой квартиры можно было найти от 3,5 млн. рублей, к примеру, однушка (47 м2) — 5,5 млн.

И когда вам кто-то будет говорить, что хорошую среду строить дорого, можете смело показывать эти примеры и рвать все доводы в клочья.

Продолжение следует

В следующих частях я расскажу о своей концепции Дизайн-города.

Также я взял интервью у основателя Доброграда и директора минской компании А100. Они тоже будут опубликованы в скором времени.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы обсудить проект вместе с единомышленниками:

0
232 комментария
Написать комментарий...
Pavel Voronkov

В России есть одна проблема - расстояния.
Я также искренне не понимаю, почему страна, у которой территория расположена на 1/7 части суши, стремится в высоту.
Ответ прост, нет долгосрочной стратегии, нет ещё тех чиновников и управленцев, кто смотрит за горизонт своего жалкого существования.
Развитие малых или частых городов возможно, но только если будет объединяющая и современная транспортная инфраструктура, а это под силу только государству или при очень плотном участии государства.
Если найдутся люди, которые составят долгосрочный план развития и реформы, хотя бы европейской части России, то это может дать такой экономический рост, который был в США в 50е или в Китае в 90е-2000е.
Пока увы, умы ещё не окрепли.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
территория расположена на 1/7 части суши,

Для реального проживания (климат, ровность, грунты, энергия, вода, инфраструктура ...) пригодны 1-5% этой суши.
Посмотрите на карту:
- ЦФО (не весь)
- Краснодарский край
- узкая полоска вдоль Транссиба.
Всё.
Отнимите с/х и горнодобывающие потребности - что останется городам?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Немного перебор с 1-5%, все же под 25-30%.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

То есть, переведу на русский: перебор, НО немного)))
Это вкусовщина.
Я недавно сменил дачу с Можайска на Домодедово/Московская область (с 19 градусов сегодня днем на 21 градус.).
Просто почитайте http://priroda.su/item/11488 и примените к своим привычкам.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Простите, в Можайске на 2 градуса холоднее, чем в Домодедово? Москва греет? (20км против 100км, примерно)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
Москва греет?

И это тоже, но не совсем так.
Можайск северо-западнее, и роза ветров тащит холод с Севера. И сегодня, и обычно (но не всегда, конечно).

Я просто иллюстрировал дискуссию с Павлом о большой территории России, пригодной для существования без шапки (полагаю, что не совсем, не везде, и не всегда).

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да, это факт, мы похожи на Канаду в этом плане. Уйма непригодной для жизни территории 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

... как писал Поэт: средь берез дожди косые...(с)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Rasputin

Там инфраструктура для добычи, прокачки и переработки углеводородов. Глубже на восток линии Волгоград-Москва-Петербург жизни нет. Если совсем в условности уйти, западнее Волги есть жизнь

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

В том то и дело, что условности. Казань, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск. Везде там жизнь есть.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Rasputin

Есть пока по трубе нефть идет на запад, что бы жизнь реально была надо из окна хотя бы оливковые деревья видеть. А иначе в лучшем случае всю зиму придется хлебушек есть. Хотя, по моим наблюдениям, в масс-маркете люди его и едят в основном, плюс сосиски, китайский кетчуп и майонез. Восточнее Волги страшные места, в Уфу вон Ленина ссылали, я из своего окна дом-музей его имени очень долго видел. Просто те кому ты платишь тоже должны заплатить тем, кому они должны и они платят там только потому, что люди работают в нефтегазе

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

У нас южная Сибирь даёт 30% зерновых. Там хорошие условия для животноводства. Ещё и все что связано с деревом.
Я был в России в 3 десятках городах, в разное время года.
Везде хорошо по своему.
Туризм у нас везде может быть. Везде есть хорошие места.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Kalinkovitsky

Это Вы серьезно? 
В Санкт Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Пятигорске жить значит нереально? Ну-ну. Вроде живут как то.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Прошу внимательнее.
В Санкт Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, можно жить только с учетом низких цен на топливо, городской инфраструктуры (от СССР).
В Нижнем Новгороде, Ростове на Дону,  Пятигорске - климат более-менее позволяет.
И речь шла о "громадности" России. Ну нету её, нету.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Kalinkovitsky

Либо с учетом низких цен на топливо, либо с учетом более высоких зарплат, либо с учетом и того и другого, но жить при этом можно и вполне успешно. В Нижнем погода от Москвы не сильно отличается. В Пятигорске и Ростове на Дону сильно лучше чем в Москве в плане климата. Просто говорить в целом что там нельзя жить, это ну очень большое преувеличение. В Швеции и даже Исландии люди живут и вполне успешно при этом и без городской инфраструктуры от СССР. Да и в Питере и например в Вологде вполне себе живут люди и проблема с климатом далеко не самая главная в их жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Вы про Гольфстрим забыли.
Его влияние на Россию слишком мало по сравнению со Швецией.

Суть моих географических мнений на эту тему давно отражена в известной книге "Почему Россия не Америка?"
Климат нашей территории существенно увеличивает все необходимые затраты на производство.
Остальные детали - социология и политика, речь не о них.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Kalinkovitsky

Ну в Швеции тот еще дубак. Но суть не в том. Россия не Америка далеко не только из-за климатических условий, смею Вас заверить. И Вы ведь не пишете что в большей части России нельзя жить без увеличенных затрат. Вы пишете что там жить вообще не реально. Это разные вещи. И по разным причинам это не только реально, но и происходит. А то что топливо дешевое, ну это плюс России в целом. Если бы Вы писали что сложнее жить в СЗФО чем в ЦФО я бы Вас понял, но писать, что в СЗФО, а тем более в СКФО, ПФО, ЮФО жить вообще нельзя это перебор и не немного. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

О Швеции: моя приятельница Гунилла купается в Северном море при температуре воды 12 градусов.
Что она делает не так?
Урожайность полей в Швеции в разы выше, чем в России.
В чём ошибаются "в дубаке" шведы?

О России: есть так называемые климатические зоны.
По ним в СКФО, ПФО, ЮФО - жить можно.
В остальных местах - ну, не очень.
Хотя мои друзья и родственники живут и в Якутии, и в Салехарде.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Kalinkovitsky

Так она там летом или зимой купается? Пусть попробует там покупаться зимой. Моржи и при нуле градусов купаются конечно, но это на любителя. В реке Вологда вода достигает градусов 18 легко, летом. К чему это вообще не понятно. Не очень или не реально? Для жителей Тайланда в России в любой ее части жить не очень по климатическим условиям, это очень условное понятие "не очень" а вот "не реально" это более четкое определение и оно никак не связано с реальностью.
К тому же тут Вы пишете что в СКФО, ПФО и ЮФО жить можно. Выше писали что только в ЦФО, Краснодарском крае и вдоль Транссиба. Это уже разные территории. Ладно. Не важно. Просто реально, но не везде дешево и не везде комфортно, это да. Но дешево это относительно, зарплаты нужно повышать. В Якутии чуть выше в среднем, вот людям и реально там жить. Живут ведь. Если бы было не реально, не жили бы. А комфорт вообще каждый себе может построить почти в любой точке мира, опять же были бы деньги. Так что деньги решают, по крайней мере этот вопрос точно.

Ответить
Развернуть ветку
229 комментариев
Раскрывать всегда