{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Частные города в России — тренд ближайших десятилетий, часть первая

Несколько лет назад я впервые опубликовал цикл статей о возможности строительства частного города в России. Статьи собрали в общей сложности 110 тыс. просмотров и 1160 комментариев. В этой статье я расскажу что происходит, какие концепции и инициативы существуют и как текущий коронакризис может изменить облик страны.

Краткая история

Для удобства сделал навигацию на предыдущие статьи. Но частично информация по ним устарела, поэтому я запустил сайт с актуальной информацией по частным городам.

Частный город — это максимально автономный город, в котором управление берет на себя крупная частная компания (управляющая компания). Такой город легитимный и полностью подчиняется федеральным законам РФ, но вводит дополнительные правила, чтобы поддерживать на его территории порядок и высокий уровень комфорта проживания, не свойственный государственным городам.

Жители платят абонентскую плату за проживание на его территории. Размер платы (своеобразного налога) зависит от стоимости приобретаемого/арендуемого жилья. Системы правопорядка и судов в городе государственные, но медицина и образование полностью или частично частные и могут быть субсидированы управляющей компанией.

Введение

Коронокризис этого года позволил многим компаниям под новым углом взглянуть на удаленную работу. ИТ компании, банки, компании из сферы финансов уже предлагают части своих сотрудников остаться на удаленке навсегда:

  • ИТ. В России лишь в одной ИТ индустрии работает 1,8 млн человек. Если взять во внимание разные опросы и дать скромную оценку в 10%, то на постоянной удаленке останется 180 тыс. айтишников. Это огромная армия программистов, дизайнеров, аналитиков и т. д.
  • Банковская сфера. Сбербанк объявил, что готов оставить 30% своих сотрудников на удаленке. А это, на минуточку, 84 тыс. человек
  • Телеком. «Ростелеком», который перевел на удаленку 60 тыс. человек, пока рассматривает различные варианты возвращения сотрудников в офис, отмечая при этом, что порядка трети работников были бы не против хотя бы частично остаться на удаленке после снятия ограничений.
  • Предприниматели с удаленным ведением бизнеса. Здесь сложно оценить количество, но оно точно измеряется тысячами человек.

Тенденция налицо: на удаленном режиме работе по самым скромным подсчетам в стране останутся сотни тысяч человек.

Встает вопрос:

Необходимо ли постоянное нахождение такого огромного числа людей в крупных городах с высокой стоимостью жизни и стрессами от нахождения в постоянных пробках и высокой плотности населения.

Нужно ли всем этим людям жить в той «удобной городской среде», которую создали для нас жадные застройщики в союзе с некомпетентными чиновниками:

Нужны ли удаленщикам большие города?

Мой 6-летний опыт проживания в Москве показал, что самый важный ресурс сегодня — это время. Никогда не забуду каждодневные поездки на метро в переполненных вагонах, переходы между станциями, толкотню на эскалаторах.

Каждый будний день приходилось испытывать это душное ощущение тесноты и стресса. Я постоянно ловил себя на мысли, что огромную часть жизни трачу на передвижение по городу: поездки на работу, встречи, посещение больниц. И всегда выходило не менее 2 часов на дорогу туда-обратно.

Однажды посчитал и ужаснулся:

Если на дорогу тратить 2 часа в день, то за 10 лет жизни уходит 304 дня на дорогу. Почти год! Дорогая цена, которую платит каждый житель мегаполиса за проживание в его пределах.

В то же время сейчас среди активного населения крупных городов формируется спрос на качественную городскую среду. Каждый кто после путешествия возвращается из Праги или Амстердама в Омск или Воронеж невольно задается вопросом: «А какого хрена? Почему мы живем в таком ужасном сраче, убогой архитектуре, почему в многомиллионном городе нет хороших проектировшиков, дизайнеров, урбанистов?»

Про наши города я писал 4 года назад в своей вводной статье. Варламов в недавнем своем ролике достаточно эмоционально и точно высказался на этот счет.

Каждый удаленщик сейчас вздохнул и подумал: «К черту все, переезжаю!»

Но если вы уже пошли искать себе уютное местечко на карте России, то вас будет ждать суровая реальность: либо города с устаревшим жилищным фондом и инфраструктурой, либо коттеджные поселки посреди поля, либо домик в деревне с туалетом на улице и спивающимся населением.

Можно, конечно, свой дом построить, но опять же вы будете испытывать недостаток в инфраструктуре: у кого-то есть дети, которых нужно возить в школу или сад. Посидеть с девушкой/женой в ресторане — тоже сложно, максимум, что вы найдете, это кафе «У Татьяны» для залетных дальнобойщиков. Получается какой-то дауншифтинг, на который не каждый решится.

Частные малые города — новый формат комфортной жизни рядом с природой

Да, это все Россия

Плюсы проживания в частных городах:

  • Высокий комфорт проживания и сервиса за меньшие деньги (*по сравнению со столицами)
  • Близость к природе. Город можно строить на берегу рек и озер. Вблизи хвойных лесов и красивых природных достопримечательностей.—
  • Экологичность. Вдали от миллионов машин и их выхлопных труб и грязных производств.
  • Эстетика общественных пространств.
  • Размеренный образ жизни

Бонус: Это шанс для заброшенных малых городов возродиться. Я имею ввиду, что город можно возводить в уже существующих локациях, преображая и модернизируя их. Ключевые и исторические объекты реконструировать, а вокруг них строить современные форматы жилья и офисов. Исторические объекты могут стать центром туризма для нового города.

Минусы. Такой город не подойдет, если:

  • У вас работа в крупном городе, которая предполагает постоянное присутствие.
  • Если вы любите сверхбыстрый ритм города.
  • Если работа предполагает еженедельные командировки и наличие под боком крупного аэропорта необходимо.

Требования к новым городам

Какие требования к небольшому городу может предъявить современный житель мегаполиса с удаленным видом занятости?

  • Развитая инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники, места общепита, магазины.
  • Жилье с современной архитектурой
  • Офисы и коворкинги в непосредственной близости от дома.
  • Быстрый и стабильный интернет
  • Культурная жизнь города (фестивали, выставки).

Все это позволит долгое время не выезжать из города и жить с комфортом. И чтобы не разрывать связь с крупным городом и соответственно, аэропортом, такой город необходимо размещать 400-500 км от Москвы или СПБ. Навещать столицу раз в месяц или два для многих будет гораздо приятнее, нежели жить в ней постоянно.

Немаловажным фактором при переезде должна стать цена недвижимости.

Ниже я приведу примеры застройки в Минске с инфраструктурой и хорошей архитектурой за адекватные деньги. Именно эти проекты дали мне основу для написания этой статьи.

В Москве сейчас есть точечные проекты на достойном уровне, но беда в том, что:

  • они точечные, нет единой качественной ткани с городом. Видовые характеристики тоже оставляют желать лучшего: либо хрущевки, либо промзона;
  • они очень дорогие. От 15-20 млн. рублей за среднюю квартиру. Не все готовы закапывать в бетон такую сумму.

Частные города в России сейчас

4 года назад я узнал, что в России уже появился первый прецедент. Владелец компании Аскона, Владимир Седов, решил вложить личные средства, чтобы построить во Владимирский области свой город — Доброград.

Доброград

На РБК выходило интересное интервью, как он решился на этот шаг.

Еще несколько интервью:

Характеристики города

Размеры — 2611 га, из которых 60 га отведено под парковую зону.

Планируемое количество жителей: 47 тыс.

Объекты инфраструктуры сейчас:

  • Спа-комплекс с двумя бассейнами под открытым небом, рестораном, салоном красоты;
  • Клинический медицинский центр;
  • Собственный аэропорт, принимающий вертолеты и самолеты до 5700 кг.;
  • Магазин;
  • Летний театр;
  • Велосипедные и лыжные трассы;
  • Детская инфраструктура: площадки, скейт-парк, веревочный парк;
  • Собственная управляющая компания.

Город от DNS

Но это не все. В конце 2019 года владелец DNS тоже объявил, что будет строить новый город под Владивостоком.

Характеристики города:

  • Площадь 113 га, 20‑25 тысяч жителей. Общая площадь жилья — 600 тысяч м², офисный центр — 50 тысяч м², коммерческие здания — 60 тысяч м².
  • Многоквартирные жилые комплексы переменной этажности от 4 до 25 этажей.
  • 2 муниципальные школы на 1 870 мест.
  • 4 муниципальных детских сада общей вместимостью 1 228 мест.

Другие социально значимые объекты:

  • Объекты здравоохранения, отделение полиции, пожарное депо, объекты физкультуры и спорта и объекты культуры и искусства;
  • Объекты торговли, общепита и сферы услуг;
  • Бизнес-центр;
  • Гостиничный комплекс;
  • Подземных и наземных паркингов на 14 109 машино-места.

Проектированием будет заниматься испанская компания Citythinking. Эта компания разрабатывает софт, который проектирует улицы и инфраструктуру города в зависимости от параметров.

Концепции городов

Не я один мечтаю о появлении новых городов. Это пример концепции от другой инициативной группы:

В марте 2019 года музыканты и артисты театра Et Cetera представили проект «Артгородок», у истоков которого стоит всемирно известный пианист Борис Березовский и его единомышленники, деятели российской культуры.

Новый русский город — урбанистический проект совместно с архитектурным бюро Megabudka.

Здесь на Афише есть интервью с основателем и архитекторами. Эта концепция показывает, что запрос на качественную среду есть не только у молодой ЦА.

Дизайн-город

Своей концепции я посвящу следующую статью.

Подписывайтесь на наши сообщества, чтобы не пропустить ее: Facebook и ВКонтакте

Где деньги, Зин?

Сам я из Омска, но так вышло, что больше года с семьей живу и работаю в Минске. Еще в Омске мы задавались вопросом своего жилья, но как оказалось в 2019 году в городе миллионнике до сих пор строился этот устаревший шлак:

Переехав в Минск, мы стали изучать местный рынок и обнаружили в городе одного застройщика (компания А100), который рвал по соотношению цена/качество все то, что я видел даже в Москве и Питере, не говоря уже про Омск :).

Все мои шаблоны были сломаны. У меня до этого времени просто не было примера, который бы доказывал, что можно делать крутую низкоэтажную архитектуру, классные дворы без машин и при этом строить еще и инфраструктуру. Вы не ослышались, этот застройщик помимо домов, строит еще и детские сады, школы и магазины!

Я покажу несколько проектов этого застройщика, чтобы вы оценили весь размах того, что тут происходит:

Инфраструктура:

  • 3 детских сада

  • Школа

  • Магазин

Но самое важное — это цены, они не улетают в космос как в Москве. В Новой Боровой квартиры можно было найти от 3,5 млн. рублей, к примеру, однушка (47 м2) — 5,5 млн.

И когда вам кто-то будет говорить, что хорошую среду строить дорого, можете смело показывать эти примеры и рвать все доводы в клочья.

Продолжение следует

В следующих частях я расскажу о своей концепции Дизайн-города.

Также я взял интервью у основателя Доброграда и директора минской компании А100. Они тоже будут опубликованы в скором времени.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы обсудить проект вместе с единомышленниками:

0
232 комментария
Написать комментарий...
Pavel Voronkov

В России есть одна проблема - расстояния.
Я также искренне не понимаю, почему страна, у которой территория расположена на 1/7 части суши, стремится в высоту.
Ответ прост, нет долгосрочной стратегии, нет ещё тех чиновников и управленцев, кто смотрит за горизонт своего жалкого существования.
Развитие малых или частых городов возможно, но только если будет объединяющая и современная транспортная инфраструктура, а это под силу только государству или при очень плотном участии государства.
Если найдутся люди, которые составят долгосрочный план развития и реформы, хотя бы европейской части России, то это может дать такой экономический рост, который был в США в 50е или в Китае в 90е-2000е.
Пока увы, умы ещё не окрепли.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
стремится в высоту

упрощение логистики, снижение транспортных расходов (и не только транспортных) - интернет кабель проще тянуть в одну многоэтажку, чем к 100-200 частным домам

Ответить
Развернуть ветку
Darya Brooks

Блин, ну с кабелем это вы хорошо шутканули))) А ничего, что в высотки нельзя газ проводить? А в некоторых городах стоят 17 этажные дома, но нет у пожарных для них лестниц? А насосы? Вы понимаете, что на 17 этажный дом нужны мощные насосы для подачи воды и т.д. Ваш интернет кабель как угодно можно провести, это провод все лишь

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Нельзя. Это хорошо. Не будет "хлопков"
Там куда нет лестниц, используют другие приспособления
Да, нужны насосы иные, но это ведь ЧП, и бывает редко, а за продуктами ходить надо регулярно

Ну и вообще, что мешает строить дома 5-и этажные. Даже сохраняя ту же плотность населения? 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Так ничего и не мешает строить 5ти, да даже 7-9 этажные дома, а также много таунов и малоэтажных 3-4 (с лифтами).
Сейчас же в Москве в моде Скайлайнеры и 32 этажные скворечники от Пика.

Ответить
Развернуть ветку
Darya Brooks

Коррупция мешает и наплевательское отношение к закону и человеку, это очевидно

Ответить
Развернуть ветку
Darya Brooks

Деньги мешают, жажда наживы. Во Владимире у пожарников как я знаю нет возможности с 17 этажа спасти.
Раньше в советское время проект чертили рукой, да и не все было возможно рассчитать, чертили долго, потом строили, сейчас век компов, три проектировщика за неделю вам что угодно рассчитают. При этом в советское время брали поле, проводили всю коммуникацию, сейчас строят в готовых районах, подключают дом к уже советской пролоденной канализации, увеличивая на нее нагрузку.
Вы заметили, как тот же аэрофлот притворяется, что денег нет и все поддержки гос-ва просит? Вот и в строительстве, ещё большой вопрос куда деваются прибыли

Ответить
Развернуть ветку
Alexander A

И вместо того, чтобы модернизировать оборудование у противопожарной службы, надо запрещать строить дома выше 17 этажей во всем городе?

Ответить
Развернуть ветку
Darya Brooks

Прежде чем строить что-то, надо какой-то план иметь, развитие города, иметь расчёт, мозги, черт побери! Можно хоть 200 этажей забабахать, главное понимать смысл этого здания, его дальнейшее применение на 200 лет вперёд. Такие города России, как Владимир или Ростов-на-Дону просто испаганили за последние 5-6 лет,убили,сдплали непригодными для жилья и радости,а главное потом исправлять денег не будет, а как с этим жить будут, черт его знает

Ответить
Развернуть ветку
Alexander A

Про 200 лет, конечно, забавно. В России непонятно, что будет уже через 5 лет. Да и за рубежом тоже никто на 200 лет не загадывает, ибо бесполезно.
Для справки, 200 лет назад на острове Святой Елены доживал свои годы Наполеон, США было глубоким захолустьем, декабристы в России ещё готовили свой заговор, а наших крепостных предков пороли на конюшнях помещики.

И люди, которые заказывают постройку здания, уж точно понимают, зачем оно им нужно.

Ответить
Развернуть ветку
229 комментариев
Раскрывать всегда