{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Частные города в России: часть вторая. Дизайн-город

Нашумевшая прошлая статья вызвала бурю обсуждений! Она даже попала в профессиональные сообщества российских проектировщиков в Facebook. Но самое важное — идея, которая появилась 4 года назад, начала собирать вокруг себя заинтересованных предпринимателей.

В этой статье я впервые раскрою подробности концепции Дизайн-города и расскажу, что интересного произошло с момента публикации первой части.

О том, что такое частный город и зачем он нужен читайте в первой части.

Введение

Большинство российских городов строилось в индустриальную эпоху. Они не были ориентированы на человека, как личность. Задачи были строить новую страну, о комфорте думали в последнюю очередь. Среда в таких городах была враждебна: повсюду грязь, типовая застройка и общая серость среды. Безопасно и спокойно человек мог почувствовать себя только в своей квартире рядом с ковром на стене. Такая среда сформировала людей безразличных к тому, что находится вне дома.

Сейчас настает время новых городов, нацеленных на разговор с его жителями. Сможем ли мы их сделать на базе старых? Боюсь, что нет, либо это будет сделать крайне сложно. Проблема в том, что нынешние города, не лояльны к быстрым переменам. Посмотрите на реновацию в Москве. К ней не были готовы ни сами чиновники, ни жители, которые стали протестовали против такого дерзкого вмешательства в частную собственность. А это происходило в богатой и прогрессивной столице, за мкадом, такое представить еще сложнее.

Именно поэтому новые города должны строиться в новых локациях или на базе малых вымирающих городов, чтобы дать им новое дыхание и смыслы.

Комфортный город

Теперь же необходимо понять, в каких городах хочет жить современный человек?

Мой опыт, опыт моих коллег, а также разные мировые рейтинги лучших городов для жизни, выделяют следующие параметры:

  • Качество городской и природной среды в городе;
  • Доступность городских сервисов;
  • Культура и образование;
  • Здравоохранение;
  • Отдых и развлечения;
  • Безопасность;
  • Городские технологии (автоматизация и умные системы).

Что же, принимая во внимание эти параметры, я попытаюсь пофантазировать каким же может быть город для современного человека.

Предлагаю ознакомится с концепцией Дизайн-города. Это лишь мое субъективное видение, как человека, побывавшего в 20 странах и ведущего оседлый образ жизни :) . Я буду рад конструктивной критике и дополнительным идеям.

Аэропорт в Сингапуре

Дизайн-город

В сердце любого города лежит экономика.

Экономика Дизайн-города

Под моими предыдущими статьями в мой адрес звучала критика, что я предлагаю идею моногорода, а моногорода — это тупиковая ветвь (с этим согласен). Хочу здесь внести ясность.

Экономика города будет держаться как минимум на 3-х индустриях:

  • ИТ
  • Туризм
  • Образование

1. ИТ-индустрия

В прошлой статье я приводил интересную цифру:

в России работают 1,8 млн. ИТ-специалистов

Немало, правда?

Это дает нам основу предполагать, что часть этих людей с легкостью бы переехала в новый город, если он будет соответствовать их критериям комфортного города.

Разговор, конечно же в первую очередь про удаленных сотрудников, но не только. Есть и вторая часть. Представьте, что крупные (и не очень) ИТ компании смогут арендовать офисы в 3-4 раза дешевле московской ставки и предложат части своих сотрудников релокацию.

Для компании — это финансовая выгода и лояльность сотрудника, для сотрудника — это более дешевая аренда жилья и комфорт проживания.

2. Туризм

Этой части я уделял мало внимания, но сегодня я это исправлю.

Я уже озвучивал мысль, что туризм — это двигатель, который способен быстро запустить экономику в городе. В России внутренний туризм плохо развит, а потенциал огромный. При этом конкуренции почти нет. Туризм способен создать поток людей, а вместе с потоком подтянутся сфера обслуживания и ритейл.

А что станет той достопримечательностью, которая способна заставить семью или старых друзей сесть на авто и поехать в путешествие за 200-300 км от крупного города?

/// Футурум-парк

Футурум-парк — это парковый комплекс, в основе которого находится современный интерактивный музей космонавтики, музей происхождения Земли и музей цифрового искусства.

Нет, это ни Диснейленд, с вымышленными и мультяшными персонажами Америки и не имеющих к нашей культуре отношение, этот парк несет более практическую роль в воспитании и вдохновении молодых исследователей.

Цель комплекса — сформировать у детей интерес к космонавтике, побудить их изучать науку. Взрослые же получат уйму новых эмоций и отдохнут от трудовых будней.

Сама архитектура будет погружать в атмосферу космического дизайна:

а) Музей космонавтики

Космос — это та сфера, где России есть чем гордиться и есть что показать. Этот парк сможет рассказать посетителю историю Циолковского, Гагарина, Терешковой и советских конструкторов в виде оживающих говорящих голограмм, 3D видеомэппинга и копий советских спутников. Это не скучный музей, где экспонаты просто лежат на стеллажах, это музей-приключение со своим сторителлингом и интерактивом.

У взрослых этот музей будет вызывать эмоции ностальгии, у детей — воодушевление от прикосновения к чему-то грандиозному и неведомому.

б) Музей происхождения Земли

Садясь в вагонетку, мы проезжаем по коридорам музея, где каждый зал — это отдельная эра в развитии планеты с ее флорой и фауной, запахами и звуками.

Запахло жаренным и потряхивает! Похоже мы проезжаем докембрийскую эру с ее магматическими процессами на Земле. Подъезжая к Меловому периоду слышим пронзительный крик тиранозавра-аниматроника, выполненного студией Сreature Technology из Австралии

Референсы:

Universal Park в Орландо

и Гарри Поттер в Лондоне

Ну а провести вечер будет интересно в следующем музее. Похоже вдалеке что-то светится…

в) Музей цифрового искусства

Знаете ли вы, что в России много талантливых цифровых художников? А слышали ли вы про фестиваль "Просвет" в Перми или "Круг света" в Москве?

Представьте такой музей на постоянной основе, в который всегда можно приехать и насладиться зрелищем в любое время года. И даже несколько раз — экспозиция будет меняться.

Насытить музей можно и вполне осязаемыми, футуристичными объектами. Например, как светоцикл из Трона, который вполне себе продается за зеленую валюту и отлично впишется в концепцию парка.

Но давайте уже остановим мою фантазию и вернемся к земным делам.

3. Образование

Еще одной точкой притяжения в городе могут стать инновационные университеты и школы.

“Где Россия, а где инновации”, - подумают некоторые, но стоит остановиться и посмотреть 2 видео про новые школы в России, которые построили частные инвесторы, и скепсис сразу сползет на пол:

Локация города

Я прислушиваюсь к своей аудитории. В первом варианте концепции я предлагал строить город на юге России. В целом, это рабочий вариант на будущее. Пообщавшись с некоторыми людьми и проведя небольшое исследование, пришел к решению, что лучшим вариантом станет тверская область.

На это есть 2 причины.

1) Удачное расположение между 3-х столиц, а значит огромная и богатая ЦА для туризма, а также близость к инфраструктуре крупных регионов.

2) Изучая информацию по тверской области, убедился в том, что этот регион богат на природные достопримечательности. Очень много озер и хвойных лесов. Пока что мне видится это идеальной локацией.

Планировка города

Что касается планировки города и ИТ-инфраструктуры, информацию можно найти на сайте проекта. О всем этом я писал 4 года назад в разных статьях, но на сайте все это структурировано.

Новости проекта

С даты публикации последней статьи со мной связались несколько предпринимателей из крупного бизнеса, давно размышляющих о создании частного города и у которых есть ресурсы такие проекты реализовывать.

Первая встреча и переговоры намечены в ноябре в Москве. Надеюсь, у нас получится интересное сотрудничество.

Вы все также можете следить за развитием проекта в соцсетях:

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Павел Логинов

Вы еще Сколково вспомните: натурально, карго-культ — папуасы построили красивые здания, повесили таблички на английском и ждут нанотехнологий с неба

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

Частные города — это уже не просто мечта или далекое будущее. Со мной уже связывались предприниматели, у которых в планах такие города строить. Поэтому, вопроса не стоит будут ли эти города или нет, а в том какими они будут. Моя статья - это, так скажем "запрос снизу" и моя интерпретация личного опыта + 15 летний опыт в дизайне.

А по поводу Сколково, в целом понятен ваш негатив, но нет ничего черного и белого. Мой знакомый из Моторики (делают протезы) получил грант в Сколково и работает там вполне себе успешно.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Приглашаю вас на экскурсию в наш частный минигород в Домодедовском районе. 600 участков, 300 уже застроено. (можно онлайн). Пишите в личку.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Логинов

Моторика это единственное исключение. Им мне в лицо тыкали и пять лет назад. И эта тема больше про благотворительность, чем про бизнес — было стыдно спрашивать про ROI и тому подобное.

Но мне реально интересно. Как вы прокомментируете прожекты Полонского про свои города будущего?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

Павел, я кроме анонсов и обещаний в СМИ ничего так и не нашел. Если есть информация по проекту, буду благодарен за ссылку

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

«Этот парк сможет рассказать посетителю историю Циолковского, Гагарина, Терешковой и советских конструкторов в виде оживающих говорящих голограмм..»

Терешкова - сразу нет. 😂

Ответить
Развернуть ветку
Igor Thorik

история как продать жопу за мандат.

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

Этот парк - сразу да, только с сохранением вашего названия! 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Arhipov

Хочется много зелени, деревьев, кустарников, травы и садов в самом городе. И фермы по периметру города, которые могли бы поставлять местные продукты в город. Для юга России это более актуально, но и в Тверской области, думаю, растут разные вкусности. Аэропорт в Сингапуре – это, конечно, топ в плане озеленения

Ответить
Развернуть ветку
Розарио Агро

«Аэропорт в Сингапуре – это, конечно, топ в плане озеленения»

Скорее - зелень в Сингапуре топ в плане аэропорторения 😂

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

На постройку всего этого чуда уйдёт лет 30-40. И когда вы уже будете готовы открыть своё творение миру - выясниться, что вы безнадёжно устарели.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

Изучая аналоги по численности, убедился что 10-15 лет вполне достаточно, и это не строится одномоментно, а вводится в эксплуатацию поэтапно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vitalii Sologubov

Сергей, здравствуйте!
Ваша идея очень сильно откликается мне. Если Вам нужна какая-либо помощь, буду рад помочь. 
Я бы добавил, что в таких городах с удовольствием будут проживать даже люди, работающие вахтовым методом, включая моряков. Это я могу смело сказать, так как сам хожу в море. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

Спасибо, групп целевой аудитории может быть достаточно много. Я лишь назвал самые многочисленные

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Буров

На ИТ, образовании и туризме не вырулить, нужно производство, выражаясь по-марксистски, и средств производства, и конечной продукции. Иначе это будет город, населенный 1-2 социальными группами, и развития не получит. А отучившиеся тут студенты будут уезжать. 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

Согласна с вами. Проекту этого города подошёл бы проект производства микроэлектроники😉

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Maslennikov

Музеи не интересны. Я бы ради таких поехал максимум на 10 км. И то не факт.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Автору кажется что он дофига оригинал чтоли? Такой город уже есть , называется Иннополис. Кому интересно могут сьездить посмотреть на то как это выглядит в реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Paul Zheleznyak

Вот всегда мечтал побывать в этом невероятном городе. А как приехал, вообще не понял, чем там можно заняться. Полтора землекопа, никуда не пускают, ездит 2 автопилотных яндекс такси, которые даже вызвать показаться нельзя. Оказывается, это доступно только ЖИТЕЛЯМ. Лол...Поел ужасной пиццы и свалил обратно в Казань.

Ответить
Развернуть ветку
S.Z

Пункта 2, туризма там нет. Остальное как бы есть, но не то чтобы это работает, народ туда ехать не хочет

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Единственный шанс, это строить где-то в Новой Москве. Ибо все едут сюда. Чтобы кто-то поехал не сюда (в топ-3 миллионика России) это должно быть что-то уж очень фантастическое (нашли залежи тиберия где-то в окрестностях Тверской области)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

В Россию все зацентрализовано на Москву,  это тупиковая ветвь развития территорий. 
Вторая причина против — в МО очень дорогая земля. Проект по сути станет дорогим и не сможет конкурировать с другими девелоперскими проектами

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

А причем тут развитие территорий. Речь вроде про людей и города. Развитие территорий - это задача правительства, а не частного инвестора.

Даже климат Москвы не пугает людей. Хотя и тот же Краснодар захлестывает миграция, но все-таки объемы приезжающих разные

Дорогая земля она потому и дорогая, что рядом с Москвой. Но тут вопрос "договариваться с властями". А как еще иначе. Да пусть этот Нью-Сити будет в 50км, главное чтобы транспортная доступность была (экспресс, шатл, что-то еще) для связи со столицей (конечно получится еще один город-спутник, ну а что делать)

Я слышал в Магадане, Воркуте - жилье дешевое. Но мало кто хочет туда ехать :)

Вы в любом случае конкурируете с другими девелоперскими проектами. Но близость столицы дает хоть какой-то шанс на привлечение населения. В тот же казантип, то есть Иннополис, не так чтобы много желающих ехать из страны. Хотя вроде старались

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Буров

Да и это не две школы, а два здания красивых. Оценить, нормальные они или нет можно будет после 3-4 выпусков

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

Транспортную сеть разумнее убрать под землю с выездом на подземные парковки и спец площадками для экстренных служб, чтобы ярус города на уровне земли был свободной пешеходной зоной. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Наталья, у вас какое (приблизительно) представление, во сколько раз квадратный метр наземной дороги/парковки дешевле подземной?
И если такое представление есть, то за счет каких статей городской инфраструктуры вы полагаете следует финансировать удорожание подземных дорог/парковок (детсады, поликлиники, школы, промзоны, или ?)?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

Вопрос не праздный. В плане единовременно затрат - несомненно в разы дешевле. Но не всегда дешевизна является определяющим фактором.
Если это удобно для транспорта, удобно и безопасно для пешеходов наверху, улучшает логистику, решает вопросы с эстетикой и комфортом среды - Город становится местом где приятно жить, может стоит значительно потратиться.
Разве метро - это дёшево? Но это решает насущные проблемы. А разве пробки, потоки машин, движущихся сквозь жилое пространство, заставленные машинами дворы, необходимость пешеходу обходить и петлять как заяц чтобы добраться из пункта А в пункт Б - это не насущно? 
 Да и настолько ли дешевле "дешёвые" наземные дороги.
Только один пример, всем нам известны истории про "... приехали, сняли асфальт, раскопали, пока копали пробили кабель, пока чинили пошли дожди... и т.д. ... ". Время, затраты? Проблемы людей, которые месят грязь и рискуют провалиться в траншеи и ямы, обычно в расчёт вообще не принимаются. 
Если в стенах туннелей и полуоткрытых дорог нижнего яруса закладывать коммуникации - значительно снижаются затраты на их обслуживание и, связанные с этим неудобства. Бетонный каркас туннелей долговечен, можно даже использовать бетонное покрытие дорог.
Мне кажется сама идея достойна внимания и обсуждения. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Вопрос не праздный.
Да.
В плане единовременно затрат - несомненно в разы дешевле.
Спасибо за мнение.
Но не всегда дешевизна является определяющим фактором.
Да.

стоит значительно потратиться.

За счет чего - вы не сочли возможным указать.
И без расчётов - всё остальное - лирика.

сама идея достойна внимания и обсуждения.

Кем и на каком уровне?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

А знаете, если о конкретики, я, например, была бы готова платить некоторую сумму в "фонд района", если бы мой район был похож на парк с пешеходными дорожками и интересными ярусными решениями. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Верю без разговоров.
Осталось понять, что с конкретного жителя это может быть:
- однократная сумма, сопоставимая со стоимостью средней подземной автостоянки (лучше двух на семью), например 3 млн.-5 млн. руб.
- ежемесячная сумма соответствующих расходов (только амортизация 6-10% от указанных сумм в год + страховка 1-2% + эксплуатация 3-4% + рентабельность пусть хоть 5% - всего равно 15-21%, то есть 450,000-1 млн. в год (надеюсь, вы лично готовы, жду подтверждения).

Осталось создать фонд/движение в эту сторону и наладить сбор средств, проектирование, заказ, и пр.

Я в наш частный город в Домодедовском районе приглашаю на экскурсию, можно он-лайн (через личку).
У нас всё описанное практически есть, стоимость владения от 30 млн. руб.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

Борис, я понимаю ваш скептицизм, но прежде чем оперировать цифрами, необходим проект, от которого отталкивается смета и эксплуатационные расходы.
Всё начинается с актуальности проблемы. А проблема транспорта всё больше набирает обороты в крупных городах и становится заметной в городах поменьше. В конце концов её придётся решать так или иначе, вынося ли транспортный поток в отдельный ярус, развивая ли воздушный транспорт. 
Если рассматривать новую концепцию городов, то стоит менять и концепцию транспорта. Та система транспортной сети, которой мы (человечество) пользуемся сейчас, теряет функциональность. 
Если развивать идею нижнего транспортного яруса, нужно учитывать что дешевле и реалистичней строить с нуля, т.к. Дороги нужно привязывать к зданиям, а здания заглублять (технологические этажи, чистая промышленность). Т. Е. Это другая концепция города. 
Мне кажется одному частному инвестору это будет трудно, даже рассчитывая на стоимость жилья в 30-40 мил.
А вот группе, в которой сливаются интересы производства, туризма, жилого строительства, возможно. 
По поводу "что с конкретного жителя это может быть", мне кажется что тут нужно "продавать" не конкретное жилье, а жилье, рабочее место, среду, тур. Объекты, и т. Д. 
Т. Е. Речь о долгосрочных инвестициях заинтересованной группы, расчитывающей на прибыль многих сфер города, как целостного понятия. Речь же о "частных городах"? Тогда и стоимость проживания будет более доступной не только для ТОП специалиста, но и для мед. сестры, которая будет этому специалисту мед. процедуры делать по предписанию врача (тоже экономический балласт) при необходимости. 
Спасибо за приглашение, но я не столь значимый человек, чтобы это было полезно для вас и для меня. 
Извините за поверхностный взгляд на проблему, но то что окружает сейчас в крупных городах, вызывает только уныние. 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Ушенина

Иннополис один из немногих, а автор, вроде, создаёт новую концепцию. Я думаю многие устали от современных городов - унылое пространство коробок, заставленные машинами улицы и дворы, один или два пешеходных перехода на квартал, заборы, шлагбаумы и прочее. Города должны меняться, города должны быть приспособлены для жизни. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Захаров
Автор

Современные города могут быть разными. А что по вашему мнению лучше? Жить дальше в той среде, которая есть сейчас в городах за мкадом? Или попытаться делать новые проекты, как это делают к примеру финны или швейцарцы?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 Очень интересную и правильную тему поднимаете.
Мельком пробежался по данной статье и по прошлой.

Касательно 1 года из 10 тратить в пробках, среди моих знакомых около 15% а то и больше это давно поняли и уехали из Москвы, но... уехали зарубеж, некоторые кстати вернулись(около 5%).

"в России работают 1,8 млн. ИТ-специалистов"
Принято считать, что IT-ники много получают, но...
В регионах навалом людей из IT, которые зарабатывают от 40 до 70, а иногда даже за 25. Правда правда...
По моим подсчетам из всей массы IT-ников в России зп более 100к на руки у 600 000.
Зп более 150к у 350 000, зп более 200к у 150 000.
Делаем выводы.
По многим знакомым знаю, что люди делают с этими деньгами.
Они платят ипотеку и растят детей. Некоторые вообще не заводят детей, а все сбережения 2-4 раза в год просе***ют на поездки заграницу.
Некоторые берут крузак в кредит на 7-10 лет...

Т.е. наличия свободных средств у этих людей по факту отсутствует.
А если у них нет средств и смысл жизни купить квартиру, машину и поднять 1-2 детей, то до жизни в классном городе дело не дойдет.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда