{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

За год акции биотеха Moderna взлетели в шесть раз. Сможем повторить после вакцины от COVID-19?

Детище стартап-студии Flagship Pioneering потрясло мир почти 95-процентной эффективностью вакцины от коронавируса. Но это не единственная перспективная разработка компании. Почему на COVID-19 ничего не заканчивается?

За свою не столь уж длительную историю стартап Moderna привык ставить рекорд за рекордом. Например, раунд финансирования в 2015 году принес ему $450 миллионов и стал индустриальным лидером по объему инвестиций. А IPO от 2018-го стало крупнейшим размещением акций для биотехнологической компании.

Вернемся в наши дни. Одно слово: коронавирус. В плане разработки вакцины компания Moderna обогнала даже крупнейшие фармацевтические компании — хотя по сравнению с их размерами и ресурсами выглядела несчастным карликом.

Moderna — любимец инвесторов и конспирологов

Экспериментальная сыворотка от Moderna стала первой вакциной, тестируемой на людях. Испытания начались в середине марта. Согласно недавним отчетам, сыворотка показала почти 95-процентную защиту от COVID-19. 24 ноября стало известно, что Евросоюз забронировал закупку 160 миллионов доз вакцины: половина — для непосредственного использования, еще половина — если вакцина докажет свою эффективность в ходе первой итерации.

В процессе Moderna продолжала делать то, что ей удается лучше всего, — будоражить инвесторов амбициозными рассказами о том, как их лаборатории создают новый класс медицинских препаратов.

Не считая диванных конспирологов с их уверенностью, что вакцинация — это дьявольский план Билла Гейтса, аудитория продолжает смотреть в рот CEO компании Стефану Банселю. Ведь в 2020 году оценка Moderna достигла $35 миллиардов, а стоимость акции поднялась с $18,89 (по состоянию на 3 января 2020 года) до $109,18 (по состоянию на 25 ноября 2020 года).

Впрочем, еще ни один продукт компании не одобрен для использования. Прогнозы сообщают, что зеленый свет дадут в декабре. А пока Moderna обещает изменить мир своей непроверенной технологией — вакциной на основе мРНК.

Матричная РНК, или мРНК, — по-английски mRNA. Обратим внимание на нейминг: название компании Moderna и биржевой тикер MRNA очевидно происходят от англоязычного названия матричной РНК. Основатели будто хотели брендировать нашу с вами биологию (что столь же амбициозно, как и брендировать обыденные стихийные явления).

В мире, застывшем в ожидании конца пандемии, биотехнологические разработки обсуждаются чаще, чем результаты выборов США. Moderna — очередное модное словечко, проникшее в кухонные разговоры. Коронавирус буквально вывел в мейнстрим этот некогда секретный стартап, чья деятельность первые три года хранилась в тайне.

Основатель Moderna и вдохновитель — ученый Деррик Росси

Краткая история компании: с чего все начиналось

В 2007 году японский исследователь Синья Яманака совершил прорыв, из-за которого сотни ученых переосмыслили современную медицину. Он сумел трансформировать клетки кожи человека в стволовые клетки, которые, в свою очередь, способны превратиться в другие виды клеток. Это открытие подарило ему Нобелевскую премию.

Однако сохранялась существенная трудность: для перепрограммирования клеток приходилось использовать вирус, который мог вызвать мутации в ДНК. Ученый Деррик Росси обнаружил, что ту же задачу полностью решала мРНК — если вводить ее вместо вируса, риск мутаций исчезал.

Знакомство с Flagship Pioneering

Росси предчувствовал: у этой концепции есть явный коммерческий потенциал. Если академики хотели попробовать себя в бизнесе, им надо было выйти на Роберта Лангера — легенду индустрии биотехнологий. С первых дней Лангер видел в Moderna отражение крупнейших гигантов биотехнической индустрии — например, калифорнийского Genentech. А он примечателен тем, что в 2007 году благодаря революционным онкологическим разработкам был продан швейцарской фармацевтической компании Roche за $47 миллиардов.

Помимо Лангера, Росси питчил проект другому гению биотеха — основателю Flagship Pioneering Нубару Афеяну. Его компания находится на стыке венчурного фонда и инкубатора со специализацией на дорогостоящих научных проектах.

Афеяна и Лангера зацепили главные факторы:

  • Потенциальное влияние на индустрию — программирование клеток с помощью мРНК могло полностью изменить то, как и насколько быстро создаются лекарства.
  • Уникальность и инновационность решения — по словам Афеяна, «до нас еще никто не проводил над этим такую работу».

Компания Flagship решила начать внутренние испытания в 2010 году. Но иммунная система человека распознавала мРНК как вредоносный вирус, поэтому уничтожала его. Спустя месяцы новых исследований ученые поняли, как преодолеть эту реакцию. Окрепла уверенность инвесторов в том, что успешность мРНК — уже чисто инженерный вопрос. Тогда и был создан стартап Moderna.

Правда, название появилось позже — изначально Moderna была зарегистрирована как LS18, Inc. Для стартап-студии Flagship характерно создавать нумерованные проекты. Название меняется, когда они готовы сделать шаг вперед и покинуть инкубатор материнской компании.

CEO компании с 2011 года Стефан Бансель

Руководство Moderna. Критика CEO

Афеян долго пытался подобрать CEO для стартапа. Должность занял Стефан Бансель — первый и единственный генеральный директор Moderna, который приступил к обязанностям в 2011 году. Ранее он присоединился к совету одной из тестовых компаний Flagship.

Самое важное для меня — это сочетание паранойи и оптимизма, что я называю параноидальным оптимизмом. Эту дуальность я в нем и увидел.

Нубар Афеян
, основатель Flagship Pioneering

Впрочем, у Банселя не было опыта в области биотехнологий, из-за чего его часто критиковали. В 2016 году Дэмиан Гард от издания STAT сообщил о высокой текучке кадров и токсичной рабочей атмосфере в компании. Опрошенные им работники характеризовали Банселя как чрезмерно требовательного лидера с некомпетентно завышенными ожиданиями от ранних научных исследований. Несмотря на это, согласно опросам журнала Science, стартап Moderna неизменно входит в число лучших биофармацевтических компаний для построения карьеры.

В 2020 году Бансель остается руководителем, Афеян — председателем, Лангер — участником совета директоров. Деррик Росси покинул компанию и основал несколько новых биотехнических стартапов.

Обзор с первых лет до IPO

Бансель называл начало пути «Moderna 1.0» — и не зря. Как говорил Афеян, стартапы часто обсуждают в романтическом контексте превозмогания трудностей: мол, преуспели, несмотря ни на что. Но Moderna ощущала нехватку вовсе не денежных средств, как это часто бывает. Напротив, стартапу не хватало талантов.

О первых годах известно мало: все исследования проводились втайне, без пресс-релизов и голословных заявлений. В 2013 году лекарства Moderna на основе мРНК по-прежнему тестировались в лабораториях (не на людях) и не имели доказанной эффективности. Тем не менее AstraZeneca — один из крупнейших производителей лекарств в мире — согласился инвестировать в стартап $420 миллионов.

Это символизировало общественное и партнерское признание, которого не хватало стартапу. Вокруг компании начал подниматься хайп, а вместе с ним появился приток инвестиций — главный катализатор столь агрессивного роста Moderna, который продолжается по сей день. Компания закрывала раунды на $110 миллионов (2013 год), $450 миллионов (2015 год), $474 миллиона (2016 год). К более поздним раундам присоединились новые инвесторы, например Fidelity и Viking.

До сотрудничества с AstraZeneca стартап не думал о развитии вакцин: вся работа была сосредоточена на лечении болезней — от Паркинсона до диабета. Лекарства на основе мРНК могли даже восстановить сердце после инфаркта. Лишь в январе 2017 года были анонсированы первые вакцины от вируса Зика и гриппа.

Инвестиции продолжали литься рекой. В начале 2018 года Moderna закрыла $500-миллионный раунд . Тогда-то руководители и приняли решение выходить на IPO. К тому моменту компания подняла $2,5 миллиарда и начала сотрудничать с крупнейшими игроками индустрии — Merck и Vertex Pharmaceuticals.

Публичное размещение акций в декабре 2018 года стало крупнейшим в сфере биотехнологий. Компания была оценена примерно в $7,5 миллиарда.

Коронавирус — билет в $100 за акцию

В начале 2020-го Бансель запланировал посвятить весь год разработке вакцины от цитомегаловируса — самого распространенного вируса на Земле. Это должно было стать первым продуктом Moderna, поступившим в продажу на рынок.

Но планы пришлось изменить. 6 января во время семейного отдыха на юге Франции Бансель скроллил ленту на своем iPad’e. Его внимание привлекла статья The Wall Street Journal о таинственной вирусной пневмонии, которой заразились 59 человек в Китае.

Бансель направил запрос в Национальный институт здоровья (NIH). Спустя несколько дней вирус был идентифицирован как новая разновидность коронавируса. По словам CEO Moderna, следующие недели сплошь состояли из «переработок и недосыпов». Продолжая сотрудничать с NIH, около сотни сотрудников компании занимались разработкой вакцины и завершили ее в кратчайшие сроки.

Испытания на людях начались уже в середине марта. Связи с представителями системы здравоохранения США помогали им продвигаться быстрее конкурентов: Бансель договорился уже к осени протестировать вакцину на сотнях и даже тысячах волонтеров.

В мире пока не существует вакцин и лекарств на основе мРНК с подтвержденной эффективностью. Технология настолько свежая, что ее попросту не успели проверить в крупных масштабах. Следовательно, коронавирусная вакцина от Moderna может определить не только будущее компании, но и технологии мРНК в целом.

Так выглядят «внутренности» нового цеха в городе Норвуд, Массачусетс

Финальные цифры. До чего COVID-19 доводит

Обычно биотех-стартапы начинают тестировать концепты вроде мРНК-вакцины с одного проекта. Если компания сможет доказать, что такой метод эффективен против хотя бы одного заболевания, это укрепит ее позицию в глазах инвесторов и обеспечит финансированием на дальнейшие разработки. Мол, сработало здесь — сработает и там, 80% задачи сделано.

Но Moderna не медлила с расширением. С самого начала руководители наметили десятки, если не сотни доклинических проектов. Помимо вакцин в планы входит регенеративная медицина и даже разработки в области борьбы с раком.

Компания не стесняется тратить невозможные средства на комфорт, автоматизацию и ускорение процессов. Так, в 2018 году на месте бывшей фабрики Polaroid в городе Норвуд, Массачусетс открылся производственный цех на 60 960 квадратных метров. Хотя, судя по оборудованию, он скорее напоминает произведение робототехнического искусства. И да — именно здесь создается и производится коронавирусная вакцина.

Компания Moderna планирует выйти на объемы около миллиарда доз ежегодно. При этом уже сейчас страны оформили заказы в сумме на 2 миллиарда. С января 2020 года стоимость акции с тикером MRNA выросла почти в шесть раз. Например, 3-процентная доля Лангера теперь стоит более миллиарда долларов. А Стефан Бансель в ноябре продал акций на сумму около $2 миллионов; его доля в компании составляла 6 %.

Вместо выводов

Будущее компании Moderna и технологии мРНК напрямую зависит от успеха коронавирусной вакцины. Учитывая объявленную эффективность в 95 %, похоже, что могут полететь дальше.

Несмотря на всеобщую уверенность в биотехнологическом подходе к лекарствам, миллиардеры во главе Moderna продолжают относиться к пандемии с осторожностью. «Нам многое неизвестно об этой болезни, — утверждает Нубар Афеян. — И это может стать причиной многих проблем на пороге наших расширенных клинических испытаний. Мы просто не ведаем того, чего не знаем».

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Костромин

Все они в марте уже имели прототипы, просто там все настолько сыро обычно, что о них даже в терминах названий не говорят.
Время занимают проверки

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vidyakin

Вы не понимаете, это другое ©️

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mia

 Покупал по $66 скинул на $77 месяц назад задавайте свои вопросы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Деревянко

Где ссылка на телеграм канал?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Polikarpov
Автор

Что еще нынче держите?)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka
Технология настолько свежая, что ее попросту не успели проверить в крупных масштабах

Если это действительно так — к чему тогда такой ажиотаж? В чём смысл так яростно пиарить то, что рискует оказаться провальным (или даже опасным для жизни)? 🙄

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Polikarpov
Автор

Тут кто сделает первым, тот соберет все сливки на годы вперед во многих  сферах. Риски высоки и но и профит огромен.

Все ограничительные меры ведут к не менее опасным для жизни многих вещам, например, приостановка плановых операций и приема, сколько будет жертв от этого? А сколько будет жертв от того, что вакцина окажется не действенной? Я не могу сказать, но кто-то, видимо, подсчитал, как бы цинично это не звучало.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Не лучше ли для всех раздувать ажиотаж ПОСЛЕ успешных стадий испытаний, после производства минимально необходимого количества и отладки логистики?

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Polikarpov
Автор

Они же и начали рассказывать, после тестов и, судя по их данным, успешных. Производственные мощности у них тоже есть, показали переоборудованный бывший завод поларойда, который готов производить. С логистикой думаю, что вопрос решаемый.

Но то, что все разработки идут в очень ускоренном режиме - факт и то, что могут быть из-за это проблемы - вероятно. Не могу сказать правильно это или нет, правда где-то посередине.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Лишь бы они так же не обделались потом, а то обидно будет.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

- По всем признакам, у вас начинается коронавирусная пневмония, – сказал врач старичку, пришедшему на прием.

– А вы абсолютно уверены? – заволновался дедуля. – Я знаю немало случаев, когда человека лечили от одного, а умирал он совсем от другого.

– Уважаемый, не переживайте! Если я лечу от пневмонии, то и помрете вы от пневмонии.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Все это понятно, но не понял как быть авиа работникам. Самолёты будут управлять из дома?✈️

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда