{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Фермы готовы покупать беспилотники уже сейчас, а с такси мы бы еще лет пять ждали нужных законов» Статьи редакции

Зачем команда Ольги Усковой делает беспилотные комбайны и поезда вместо такси, что в этом бизнесе нашёл «Сбер» и почему будущее за камерами и радарами на машинах, а не лидарами — интервью с главой Cognitive Pilot.

Ольга Ускова

В 2019 году «Сбер» инвестировал в проект Cognitive Pilot, где второй участник партнёрства — Cognitive Technologies.

Эта компания занимается беспилотниками с 2008 года, но могла быть малозаметной для обычных пассажиров, так как её основной бизнес — системы беспилотного управления для сельхозтехники и рельсового транспорта.

Среди разработок Cognitive Technologies — универсальная беспилотная система, которую используют комбайны «ЭкоНивы» и другие агрохолдинги, компьютерное зрение для «умных» трамваев в Шанхае, ИИ-система помощи машинисту локомотива. А также система распознавания пешеходов, автомобилей, велосипедистов и мотоциклистов для беспилотников Hyundai.

Компанию Cognitive Technologies построила Ольга Ускова — до беспилотников она занималась ИИ-системами распознавания и понимания документов для промышленной автоматизации. Она же возглавляет проект со «Сбером».

В январе 2021 года Ускова объявила о поиске дополнительных инвестиций — Cognitive Pilot оценивалась в $400 млн и в 2022–2024 годах планирует IPO.

В интервью vc.ru Ольга Ускова рассказала:

Зачем комбайнам «мозги»

Ваше основное направление — система Agro Pilot для комбайнов, что она делает?

Водитель может оставить на Agro Pilot движение, а сам сконцентрироваться на контроле качества процесса обработки и уборки урожая.

Система анализирует изображение с камеры — «видит» и понимает обстановку по ходу движения комбайна и передаёт команды для манёвров. Она работает в сложных условиях: в пыли, в темноте, в прошлом году впервые отработала в мороз и на заснеженном поле — когда убирали кукурузу в декабре.

Работа комбайна с Agro Pilot ночью

У нас захват кромки при управлении — не более 10 см, таким образом нет лишних проходов и экономится топливо. Себестоимость зерна сокращается на 3–5%, в два раза сокращаются его потери при уборке.

Автопилоты предыдущего поколения (системы параллельного вождения), используют GPS-навигацию, но им уже лет 25. Они «слепые», не видят объекты и не понимают, что происходит на поле. Если выскочит человек или животное или наедет на какое-то неожиданное препятствие, которого нет на карте, будет авария.

А если слабый спутниковый сигнал, что часто бывает, — пиши пропало. Нужно ставить дополнительные станции усиления, а это деньги и так далее.

Зачем нужен искусственный интеллект на комбайне?

Как правило, человек работает с лучшим качеством первые полтора-два часа смены. Профессия комбайнёра одна из тяжелых. Подсчитано: когда он устаёт, к концу работы может оставлять вне захвата жатки до метра — а это потеря времени, урожая, топлива, в итоге сотни миллиардов рублей за сезон.

Робот же точен, не подвержен стрессам, не пьёт, не свернёт и не срежет.

Как комбайн «видит» обстановку

Ваше основное направление прибыльно?

Да. Полная операционная окупаемость.

Сколько всего было продано ваших ИИ-систем?

В 2019 году продали 20 комплектов Agro Pilot. В 2020 году уже поставили их на 350 комбайнов для 35 хозяйств.

Прикол в том, что в январе 2021 года выполнили уже 35% плана в 1230 комплектов. И если в прошлом году хозяйства закупали по одному комплекту, чтобы попробовать, то сейчас начали брать вперёд — в гараж. Значит уже доверяют.

350 по России?

Не только. Основная часть — Россия.

Что внутри Agro Pilot? Это ваше производство или собираете из готовых сторонних решений и обвешиваете софтом?

Вся электроника собирается на российских печатных платах, также в России делают кабельную конструкцию, внешние элементы вычислительных блоков, всё ПО, наше вычислительное ядро для обработки данных нейросетей и управления процессами.

Вычислительный блок Cognitive Agro Pilot — «Агродроид»

Для части индустриальных заказов используем тензорные процессоры Nvidia — это лидер рынка, с которым сотрудничают практически все разработчики автономного транспорта.

Но работаем над диверсификацией, один из кандидатов — чипы российской компании IVA Technologies. Они показывают неплохие результаты, не исключаю, что в следующем году можем запустить их в серийное производство.

Разрабатывать системы ИИ для комбайнов и подобной техники проще, чем для автомобиля? Там меньше внешних факторов?

Это просто другая задача. С одной стороны, в поле меньше объектов и нет больших скоростей. С другой — многие объекты в поле частично заслонённые, перекрываются культурой.

Кроме того, возникновение неожиданных объектов, слежение за сложной траекторией с заданной точностью — кромка поля может быть любой, умение распознать полегшую культуру.

Сколько должен стоить «умный» обвес машины и почему лидар в беспилотнике — это признак слабых алгоритмов компании

Вы не используете лидар?

В учебных целях мы используем лидар, но не для серийных устройств.

Почему не используете? Это слишком дорого и ждёте, пока станут дешевле, или считаете, что эта технология не очень вам подходит?

И то и то. Цена совершенно не годится для серии.

Серийное устройство не должно выходить за стоимость 5% от общей стоимости транспорта. Если бы я повесила три лидара, то цена обвеса станет равна цене автомобиля, кто это будет покупать? Разговоры, что вот кто-то когда-то что-то разработает по низкой цене… А если нет? Это не бизнес-планирование.

Шесть лет назад лидар был модной темой, все ждали там прорывов. Например, амбициозный стартап Quanergy заявлял, что вот-вот выпустит лидар, стоимостью $250, но не сделал этого.

Но когда мы ездили изучать этот лидар «нового поколения», обратили внимание на ключевой момент технологии. Существуют базовые законы физики. Лидар — лазерный излучатель, и длина его волны меньше размера капли дождя или снежинки. Поэтому луч просто отражается от препятствия.

Пока основные законы физики никто не отменял, то непонятно, как лидар будет работать при плотном тумане, дожде или снеге.

Если попробовать увеличить мощность луча, чтобы он пробивался сквозь осадки, то он сможет, например, повредить сетчатку глаза у прохожих или нанести ожоги.

Лидар удобно использовать в R&D, при подготовке данных, необходимых при обучении нейросети. Но когда люди упёрто настаивают на том, что у них обязательно должен быть лидар на борту, это, как правило, связано со слабой математикой.

Им надо показать или отчитаться, что беспилотник ездит, а с лидаром он всегда четко распознает дорожную сцену при нормальной погоде. Вокруг дома проедет, по району проедет, вокруг пляжа покатается.

Поэтому очень рьяно, с криками, вопят, что лидар — это must have и все такое. А те, кто реально использует технологии искусственного интеллекта для промышленности, — Tesla, Volvo, — уже официально объявили об отказе от лидаров и работе на радарах. Маск вообще назвал его «глупой вещью».

А что система на радарах будет делать в темноте? Разве она получит достаточно информации об объекте?

Радар даёт возможность четкого ночного видения, длина радиоволн больше снежинок и каплей дождя, поэтому ему всё равно, работать в дождь, туман или темноте.

Вопрос был в том, что обычный 2D-радар сканирует пространство в плоскости и не даёт информации о форме объектов. Но наши ребята из Томска придумали топологию антенной решетки, которая обеспечивает вертикальное сканирование луча антенны и позволяет оценивать форму объектов.

Такой радар назвали 4D Imaging radar, мы впервые предложили рынку промышленное устройство с такими характеристиками.

Кроме этого, мы научились работать с изображениями в тяжелых условиях (плохой освещенности), где обычные механизмы обработки данных с камер не справляются. Это был серьезный челлендж.

Автопилот на поезде может спасти от аварий, но он сложнее, чем на комбайне

В 2020 году вы объявили о партнерстве с РЖД о создании «умных» систем для поездов. В чём заключается проект?

Мы разработали и вместе с РЖД испытываем и сертифицируем комплекс Cognitive Rail Pilot для локомотивов. Он с помощью компьютерного зрения и ИИ обнаруживает объекты на железной дороге: людей, составы, стрелки, пути, светофоры. Оценивает обстановку, предупреждает об опасности, а если машинист не реагирует на предупреждения — принимает решение.

Сейчас «умные» системы работают на маневровых локомотивах, это одна из самых сложных зон на железной дороге, с безумной геометрией путей, стрелками и «своими» светофорами. Там определение сигнала светофора также лежит на машинисте. Они не передаются по рельсовым цепям, как в магистральных перевозках.

Как пассажир, я вижу, что вагоны обновляются довольно медленно. Локомотивы, наверное, ещё реже?

Железная дорога — одна из самых строгих площадок с точки зрения автоматики. Даже более строгая, чем дороги общего пользования, поскольку там речь идёт о массовой перевозке людей.

Аварии на железных дорогах — это всегда человеческая или финансовая катастрофа в сотни миллионов долларов, или и то и другое. Из-за этого железные дороги — одна из самых консервативных областей.

Любое новшество очень долго обдумывается и внедряется, средний срок вхождения — пять лет. Ты начинал знакомиться, пять лет сертифицировал, и, может быть, если ты выжил, тебя начинают ставить в серию.

Первый локомотив, который поехал с нашими искусственными мозгами — 1972 года, чешский, и это не то чтобы устаревший в России, так во всем мире.

Чем проект для железной дороги отличается от системы для комбайнов, в чем особенности?

В целом, наверное, сложнее, но это разные задачи, у железной дороги своя специфика. Разные объекты, условия, скорости, набор сенсоров, условия эксплуатации.

Например, нужно видеть объекты на более дальних расстояниях. Разный тормозной путь, для поездов под каждую ситуацию есть свой сценарий действия.

А в чем сложности?

К примеру, детектирование положения стрелок. Это адовая задачка была, она математически сложнее, чем на автомобильных дорогах, уровня Перельмана, правда.

Их множество на узловых станциях, которые объединяют несколько железнодорожных путей. Стрелка небольшая, она плохо видна, тем более, на больших расстояниях.

Как правило, её приходится определять при частичном заслонении. С учетом снега и дождя в пути стрелки похожи на чёрточки, которые человек не всегда может отличить. А ошибка здесь — это ошибка во всём.

Определение объектов на железной дороге

Задачу решил руководитель проекта Максим Будаковский, он уже четыре года работает на ж/д-проекте. У нас целая бригада разработчиков, которая была совсем не похожа на элитных математиков МГУ, скорее как войска на передовой. Они сидели внутри локомотивов, ездили по путям, работали над «мозгами» с железнодорожниками.

Так Максим проехал более 300 часов в режиме опытного пробега и более 5000 часов подконтрольной эксплуатации — накатать необходимое время на реальных дорогах. Благодаря этому всему и случился прорыв.

Спасибо РЖД, что создали хорошие партнёрские условия — предоставили локомотивы, узловые станции, это очень дорого стоит. А без глубокого внедрения в реальную жизнь дороги нельзя построить и обучить «мозги» такого уровня.

Сколько систем установлено на локомотивах?

Сейчас на 10 локомотивов, ждём окончания финальной сертификации и результатов. Должны перейти на 100.

Это локомотивы для пассажирских поездов или грузовых?

Переход на пассажирскую историю будет в следующем году, сейчас сертифицируемся для грузов. С людьми — отдельная задача, к которой только будем подходить. Также договариваемся с Европой и Китаем.

Истории партнерств каждый раз начинаются после крупной аварии.

Из-за чего происходят аварии на железной дороге?

Примерно в 90% случаев это человеческий фактор. Обычно аварии из-за усталости или освещения. Машинист не увидел, отвлекся, перепутал стрелку, проехал на красный свет, снёс тупиковую призму.

Эти факторы и были выделены специалистами РЖД для приоритета наших разработок и производства. Чтобы ИИ был экономически эффективен и полезен для людей.

Кстати, по подсчетам аналитиков, количество аварий в пандемию утроилось.

Почему?

Из-за сокращения авиаперевозок выросла нагрузка на ж/д. А профессия машиниста, как и комбайнёра, — тяжелейший труд, здесь наибольшая доля инфарктов и инсультов.

В пандемию изменилось психическое состояние машинистов: кто-то болеет, появился синдром усталости, стрессовое состояние, кто-то болеет.

Очень показательна апрельская авария в порту Лос-Анджелеса, мы её разбирали для создания безопасной «умной» системы.

Довольно молодой машинист около 45 лет прошёл физпроверку и направил состав на плавучий госпиталь с Covid-больными. Он немного не доехал до него, но создал большие разрушения пути, повредил локомотив.

Машинист направил локомотив на корабль USNS Mercy

На допросе объяснил, что это сделал совершенно сознательно — он не хотел, чтобы его команду заразили коронавирусные больные, которые лежали в этом госпитале. То есть, человек съехал, получил идею-фикс. И это не смогли отследить проверяющие перед выпуском его на линию.

Как показывает практика, когда начинаются глобальные проблемы, такие как войны и эпидемии, начинаются глобальные психологические сдвиги, депрессии. И технологии мирного времени уже не годятся для критического периода.

Поэтому всё, что связано с транспортными системами, требует обязательного роботизированного контроля и роботизации наиболее зависимых от человека процедур, чтобы снизить психиатрический субъективный фактор. Он влияет на жизни большого количества людей, экономику и так далее.

«Беспилотники старших уровней — задача ближайших 5–10 лет. А в агро уже сейчас можно запустить коммерческий продукт»

ИТ-компании идут в беспилотные такси, доставку роботами и тому подобное. Всегда было интересно, почему вы выбрали агросферу для развития ИИ-систем вождения.

Разумеется, мы видим R&D-потенциал в технологиях беспилотных автомобилей, но коммерчески сейчас на них не фокусируемся.

Нужно понимать, что рынок наземного транспорта с ИИ — совсем новая отрасль, которая только строится. Она относится к зоне life-critical AI, это сектор ИИ, где на кону стоит жизнь человека, с самым высоким уровнем требований к точности безопасности и так далее.

Поэтому этот сектор и эту отрасль сопровождают весь набор юридических, страховых, моральных правил. Все устаревшие правила нужно менять. Нужно менять правила дорожного движения, инфраструктуру, странам нужно договариваться между собой. А это требует много времени.

В 2018 году было эпохальное совещание разработчиков автороботов в Детройте на TechAD, мы там тоже были. И все крупнейшие бренды высказались, что все регуляторные вопросы наверняка будут решены и что беспилотный транспорт — стратегическая цель №1, но автопилотов старшего уровня (без вмешательства человека в управление) можно будет достичь лет через 5-10.

Агробизнес перспективнее?

В агро мы уже предлагаем по всему миру коммерческий продукт. Только реальная практика дает нужный уровень разработок.

Несколько лет назад мы расставляли приоритеты и поняли, что если бросим все силы на автомобильный рынок, то, скорее всего, привлекли бы деньги, так как были на хорошем счету и выглядели экспертными, но не сделаем технологический рывок. Будем, как и все, ещё 5–10 лет заниматься испытаниями и R&D.

Если команда у меня молодая, то мне-то уже за полтос, эти 10 лет, честно говоря, мне не упали. Шучу, но это тоже соображения.

И мы решили идти в агро- и рельсовый сектор, где нет таких ограничений, можем собрать уникальные датасеты, отточить технологическую базу и уже сегодня продавать продукт.

Мы построили компанию реальной экономики, это наш ключевой подход и лозунг, который считаем трендом новой отрасли. Это реальные продажи: нужна услуга людям — её покупают.

А рынок искусственного интеллекта в сельском хозяйстве — один из самых развивающихся, по данным Markets&Markets в 2020 году его объём составил $1 млрд. Аналитики оценивают его объем до $24 млрд в 2026 году и $68 млрд к 2030 году.

Вы ожидали спроса на ИИ-системы в агросфере?

Принимали решение почти интуитивно, это было трудно предсказать. Нам предсказывали неудачу, говорили «О, фермеры, вы не представляете, сейчас начнется, будут камеры камнями бить».

Новые рынки страшны, потому что не знаешь, как отреагируют люди. Можно сколько угодно снимать кино и размалёвывать борты машин, но если фермер не купил — то всё, он не поверил. К тому же массовый старт проекта пришёлся на пандемию.

Вообще у меня всё в жизни происходит вопреки. Наш первый проект с продвижением ИИ-систем распознавания пришёлся на начало 90-х, когда в стране было нечего есть. А мы на этом построили стартовый бизнес. С аграриями такая же история, фермеры поверили, а пик продаж пришёлся на июнь 2020 года.

Это так повлияла пандемия?

Агро вообще взлетел в Covid-19, потому что кушать хочется всем. В пандемию получили вес реальные рынки — то, что человеку действительно нужно, лекарства, еда. Как военная история.

Кроме того, во время пандемии по всему миру вырос спрос на робототехнику и ИИ, способные заменить наёмный труд мигрантов из других стран и регионов. Их используют во многих бизнес-процессах и отраслях, а в условиях изоляции число рабочих сократилось или они вовсе пропали.

На ваше производство пандемия не повлияла? Много новостей о задержках комплектующих, например.

Мы смогли массово запуститься, поставить завод по производству компонентов агросистемы и начать продажи перед Covid-19.

С заводом были варианты — Китай, Малайзия, но не договорились случайно, по налоговым условиям. У нас оставался Томск, где губернатор сказал: «Давайте ко мне, я вам помогу с экономическими зонами». У нас там была уже радарная база, понимали, что наберем кадры из университетов.

Фабрика в Томске

Нам все говорили: «Что вы в России делаете, там нет культуры массового производства, да вы офигели». Но за год у нас несколько сотен хозяйств с «томской» начинкой — это фантастика, не знаю, как ребята выдержали, ведь параллельно с этим шла большая инженерная и сервисная работа.

Со стороны кажется, что сельское хозяйство — довольно узкая и устаревшая тема. Что в ней такого?

Пшеница — новая нефть. Нефть перестала быть игровым показателем на бирже, а рост цен на пшеницу за прошлый год — это одна из главных брокерских историй. По данным ООН, число голодающих по всему миру только за прошлый год выросло более чем на 10 млн человек, цены на продовольствие быстро меняются, все играют в продовольствие.

Интерес к агропромышленности напрямую не связан с нашим продуктом. Это свидетельство, что глобальная система пошла в эту тему и начала существовать отрасль. В ней начинают структурироваться игроки, возникают лидеры, ответвления и так далее.

Сам агробизнес очень сильно помолодел, в том числе в России. Средний возраст фермера опустился до 35 лет, это ребят с хорошим финансовым образованием, которые занимаются темой, как проектом. Считают землю, технологии, которые надо закупить, кредитуются и развивают бизнес. У него норма прибыльности сейчас выше, чем в ИТ.

Мы приезжаем на поле на машинах, а наши клиенты — на вертолётах, некоторые с Лазурного берега по телефону диктуют. Агро сейчас — это очень быстрорастущая история.

И в этом направлении у России есть офигенное преимущество — огромное количество плодородных, неистощенных, но неиспользуемых сейчас земель, которые удобнее и дешевле обрабатывать роботами, условия для человека не очень.

И еще ахтунг со специалистами. Во всем мире сейчас проблема с квалифицированными рабочими. Сельхозтехника с «мозгами» решает эти проблемы.

Чем компания помогает «Сберу»

Почему совместное предприятие именно со «Сбером»?

Прошёл год с момента сделки. В целом ни один из рисков, о которых говорили эксперты, не выстрелил. Партнёр сильный и очень комфортный, и некоторые вещи произошли благодаря ему — речь не о деньгах, а об «умном» партнерстве.

За счет интеграции в экосистему «Сбера» мы прокачали свои возможности в десятки раз и стали как бы элементом «коллективного мозга».

А в чем улучшения?

Ритейловая структура, продажи финансовых продуктов и кредитов аграриям очень помогли нам с экономической картиной при знакомстве с регионами, а также для продвижения наших систем.

А чем вы помогаете «Сберу»?

Главное — присутствие на реальных рынках с промышленными и востребованными ИИ-системами в сферах life critical, которые уже включены в производственные циклы предприятий.

Вся наша активность сопровождается множеством сервисов — консалтинговых, финансовых, лизинговых, кредитных, кроме этого это огромные новые массивы данных, которые автоматически включаются в экосистему «Сбера».

В процессе работы «умной» системы в разных хозяйствах и регионах мы получаем датасеты и видеоданные, собранные в реальных условиях. А это ключевой инструмент для обучения нейросетей и разработки системы управления любым беспилотным транспортом.

Плюс наши технологии, продукты, методологии и наработки. Например, технология моделирования интуиции человека Cognitive Artifical Intution, которая в перспективе нескольких лет позволит строить точные сценарии развития ситуации на дорогах и других территориях.

Вы говорили, что повезло с партнёрами — кто ещё вам помогает?

Второй очень важный партнёр — «ЭкоНива Техника». Это крупнейшая сервисная и технологическая компания, которая продаёт сельхозтехнику по России, покрывает многие регионы, у неё порядка 100 тысяч клиентов.

Мы подписали контракт, по которому «ЭкоНива» занимается продвижением и продажей Agro Pilot, её установкой, наладкой, техобслуживанием в своих сервисных центрах. Сами бы мы это не покрыли по всем регионам.

Оцениваем, что в течение трёх лет в России каждый десятый комбайн может стать беспилотным.

Может ли Cognitive Pilot стать «единорогом» и зачем компания ищет инвесторов после сделки со «Сбером»

В январе вы говорили, что ищете дополнительные инвестиции. Зачем, ведь вроде же есть финансовый партнёр?

У нас есть шанс стать единорогом, выйти с миллиардными оценками на международную биржу и так далее. Нам это подтвердили оценщики.

Один из главных моментов для этого — динамика роста, мы очень быстро растём и это нужно сохранять. Мы маленькие относительно наших прямых конкурентов, намного меньше тех, кто существуют 80 лет и начинал со швейных машинок. Рядом с нами совершенно огромный рынок, мастодонты.

Чтобы вырастить «единорога», единственный наш способ — это очень быстро бежать впереди всех паровозов.

В чем заключается «скорость»?

Надо параллельно запускать офисы и представительства, которые занимаются продажами, региональным маркетингом, сервисом.

Если речь про зарубежные представительства, у каждой страны своя специфика и везде нужно работать отдельно. По нашей практике, даже то что интересно, например, в Бразилии может быть не интересно в Аргентине. Поэтому нужны ресурсы.

Конечно, будут некоторые потери качества управления, потому что скорость всегда влияет на это. Команда естественным образом наращивалась, а тут она начнёт…

Я понимаю весь геморрой, который сейчас возникнет, довольно долго обдумывали это решение. Но бывает шанс раз в 100 лет — и вот он, второго точно не будет никогда, во всяком случае в моей жизни. Мы пробуем, это большая игра.

К тому же мы очень неопытные в международном бизнесе, поэтому партнёримся не только из-за денег, но из-за международного опыта.

Вы говорите про международные рынки, а есть ли заказы? И какие в целом планы на этот год?

В ближайшие два года со «Сбером» планируем активно масштабировать существующие проекты на новых территориях, включая зарубежные. В агро у нас есть предзаказы из стран Латинской Америки, Европы, Азии, США, по ж/д — проекты и предзаказы в Европе и Азии.

В целом вокруг аграрной темы возникла команда игроков, которые играют на серьёзную международную экспансию и уже начали её. У нас это Бразилия, Аргентина, большой проект в Штатах — по нему ждём финального решения к концу февраля. Они задержались на полгода из-за локдауна.

Ещё в Китае запланировано масштабирование проекта «умного» трамвая вместе с железнодорожным оператором FITSCO.

Что касается технологий — рассчитываем начать серийную установку Cognitive Agro Pilot на новые виды техники, есть предзаказ на модуль моделирования искусственной интуиции Cognitive Artificial Intuition, а также планы на промышленный выпуск 4D-радаров и мини-радаров.

0
244 комментария
Написать комментарий...
Story App

Выглядит круто и разумно. Искренне желаю проекту разрастись в большую и хорошую историю!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев

Тетя Оля в основном подвизается на госзаказах и заказной разработке ПО. (Ака аутсорс/ака галера). Об успехах её роботов в рынке науке ничего не известно.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Andrew Simon

"команда Ольги Усковой делает беспилотные комбайны и поезда" - столько их наделали, что совсем проходу не стало. 
Вы кстати когда видали последний?

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Евгений Грязнов

Я давно говорил надо автоматизировать что-то проще автомобиля, например трамвай

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Только трамваев в Москве все меньше и меньше. Теперь модно электробус и выделенные полосы для ОТ.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Антон

Туалетную бумагу. Я устал ее отматывать 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Simon

Управление страной?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Вы, видимо, на поле никогда не бывали. ))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Андрей Петушков

В прошлом году на Хабре 3 сотрудника Cognitive Pilot опубликовали 3 статьи. Задавал им вопрос, ответа не получил. Грустно когда авторы статьи не идут на контакт с читателями.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

возможно им тупо ставят задачи сверху "запостить статью для пиара", что б топы себе чсв почесали. для галочки

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петушков

Вопрос был следующий:

Прошу извинить за наивный вопрос.

Почему подход, применённый в АльфаГо, когда компьютер играл «сам с собой» и за счёт этого обучался, не применяется вами (Cognitive Pilot) при обучении нейросеток, которые управляют сельхозкомбайном?

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Invictus Domini

Нашёл две, под каждой есть комментарий от автора

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Voronkov

Очень интересная и полезная тема. Разработчикам большой респект и удачи в реализации планов.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Вот здесь действительно оправдан автопилот - для человека такая работа утомительна монотонностью, вокруг тебя одна и та же картина, одни и те же колосья, в которые ты должен всматриваться сколько-то там часов, плюс в комбайне, я подозреваю, еще и шумно и трясет. А легковушки нужно оставить живым водителям, которым нравится ездить за рулем, просто исключить попадание за руль пьяных и неадекватов с бурлящими гормонами и психикой обезьяны.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин
Вот здесь действительно оправдан автопилот

Очень даже. Плюс для грузовой машины, в которую идет засыпка зерна - тоже.

А легковушки нужно оставить живым водителям, которым нравится ездить за рулем

Так и будет, просто после этапа гибридов (беспилотник + обычные органы управления) наступит этап чистых беспилотников, где будет экономия на органах управления для человека и частично на системах безопасности при дтп (так как дтп станет меньше). Промышленность переориентируется на выпуск чистых беспилотников, и авто с органами управления станут дорогими. В итоге будет как с лошадьми - останутся или у богатых людей, или в деревнях (старые авто).

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nikolay Vavilov

Причем тут вообще человек-водитель? Автопилоты вводят что-бы сэкономить на зарплате и неэффективности, а не что-бы работяга не скучал. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Andrey Kim

В той же Италии водителям автобусов нельзя его вести более 2 часов подряд - потом или сменщик или отдых на заправках или станциях.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Соглашусь с Вами, монотонную работу делать каждый день - это нужно иметь или мотивирующий заработок или  без вариантов в своей местности...

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Major

 "А легковушки нужно оставить живым водителям, которым нравится ездить за рулем"
Это как "юра 190 км." которому было 40 лет? 

Ответить
Развернуть ветку
Perikl Samoss

Вот что спокойный и содержательный лонгрид с людьми делает ))) Даже говном почти не кидаются несмотря на Сбер в тексте ))) Сторителлинг и финансовые пруфы - залог успеха. На IPO ребятам надо )))  Ну и в серьезном тоне - большая умница эта госпожа Ольга Ускова. И пожелаем ей дальнейших успехов. 

Ответить
Развернуть ветку
Боевой хичхакер

Прикупил бы акций. Даже пофиг особо на дивиденды, такое годное дело поддержать приятно и богоугодно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
pencillo
Ответить
Развернуть ветку
Поджог Сараев
когда начинаются эпидемии, начинаются глобальные психологические сдвиги
роботизация, чтобы снизить психиатрический субъективный фактор

Эге, легенда для сокращения кожаных мешков почти готова.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Лет 6 назад на выстовке агротехнологий, к собственнику комбайнов подошли с предложением купить датчик уровня топлива, что-бы его работники соляру не сливали.
На что он ответил: у него зарплата 13.000 рублей. Платить больше я ему не могу - другие не поймут + он просто с таких денег сопьется.
Поэтому он знает, что я знаю, что он сливает соляру. А я соляры заправляю столько, что бы хватило на работу и ему слить.
Беспилотные комбайны так же уже были 6 лет назад в 2-ух версиях. Первая полностью автономная по GPS ориентируется, и частичное, комбайнеру которая показывает куда ехать с какой скоростью и т.п- навигатор кароч)

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Такие со временем или перейдут на новые технологии или обанкротятся и все.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Вообще вопрос этот очень сложный....
С одной  стороны можно платить низкую зп, не мешать "сливать топливо" (тут еще есть налоговый нюанс - топливо идет в себестоимость и нет налогов на труд)
Но есть и минусы такого подхода.
Именно поэтому на большинстве фур  датчики  уже давно стоят, и зп просто выше.
У агрохолдингов уже давно доходы комбайнеров выше и со сливом борются.

Про "сопьется" - в пору уборки спившийся комбайнер это редкость.
Там месяц год кормит. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Развал советского союза хороший пример для такой работы. Все крали кому не было лен и у кого было возможность. Вот и развалился.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene 🌻

Видел я когнитив стенд недалече на выставке, у ребят глаза горят, что-то заученное говорят, видно что стараются но профессионально объяснить зачем мне это надо, не смогли. А так своей клиента найдут, но не массово.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Petrenkov
Ответить
Развернуть ветку
Боевой хичхакер

Роль мужика понятна. Роль бабы не понятна совсем, под руку разве что стоять каркать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Финский велосипед

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

Так и не нашел в статье ответ лично Ольги на вопрос: почему вместо такси? Но я-то его знаю - Яндекс этим занимается, причем, уже довольно приличное время.

Года 3 назад можно было записаться на тестовую поездку на таком беспилотнике, но я чет просохатил это)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров
  почему вместо такси?

Рискну предположить, что потому что:
а) научить железяку абстракции "это поле, тут паши, там не паши" значительно проще, чем все нюансы ПДД.
б) Кто-то где-то говорил, что беспилотный автомобиль стоит условные 4 ляма за сам автомобиль и еще 4 ляма за беспилотность. Комбайны стоят значительно дороже, поэтому продать беспилотность с формулировкой "всего на 10% дороже" - значительно проще
в) сельское хозяйство это в бОльшей степени корпоративный рынок. Корпорации проще взаимодействовать с сотней других корпораций, чем с сотнями тысяч ИПшек
г) Все беспилотное в значительной мере упирается в существующие законодательные ограничения. Протащить использование беспилотных технологий в чистом поле значительно проще, чем на улице Москвы, где существует куча всяких бесполезных в различной степени учреждений, смысл существования которых сводится в большей степени к запрещению и недопущению. Я тут года три назад просил сплошную линию в крайне малопроезжем месте стереть и мне, как заявителю, приходили копии ответов всех вовлеченных. Там эпопея на полтора года была, с вовлечением десятков различных государственных и квазигосударственных учреждений.
д) Это проще/быстрее продать. В условные сезоны уборки владельцы готовы платить неприлично много за условные лишние 2 часа в сутках.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Invictus Domini
Разумеется, мы видим R&D-потенциал в технологиях беспилотных автомобилей, но коммерчески сейчас на них не фокусируемся.
В агро мы уже предлагаем по всему миру коммерческий продукт. Только реальная практика дает нужный уровень разработок.

Большие компании могут всякой фигнёй заниматься, в то время как коммерческие проекты работают только на рынок. Поэтому и не беспилотное такси.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Потому что такси не продать. Ребята начинали на свои и им нужно было относительно быстро создать продаваемое решение. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Евгений Делюкин
Автор

В целом, он есть в заголовке — системы для комбайнов можно продавать, развивать и зарабатывать уже сейчас. Для беспилотных машин сначала нужно поменять законодательство, к тому же пока нет коммерчески успешных проектов, только огромные инвестиции от тех, кто может себе их позволить

Ответить
Развернуть ветку
Боевой хичхакер
Оцениваем, что в течение трёх лет в России каждый 10-й комбайн может стать беспилотным.

Нашлась инфа, что в 2016 году числилось 75 тыс. комбайнов. За три года будет или может быть выпущено 7500 беспилотных?
Палееехче, Ольга Анатольевна! 

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

в статье написано что они за прошедший январь уже 35% от 1230 штук запланированных на 21год реализовали. В прошлом 350. Если удержат такой темп роста - че бы нет? Бохвпомощь им.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Не выпускают беспилотные комбайны. Выпускают комплекты оборудования на имеющиеся комбайны, чтобы сделать их беспилотными. Что глобально мешает за 3 года произвести и продать 7500 комплектов?

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Wera Ferat

На фото красиво смотрятся поля, как будто под линейку сажали. Интересно, а, если ломается такой комбайн хватает ли у нас специалистов на тех. обслуживание?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Насколько понял из предыдущих статей, это обычный комбайн "с навесом". Для большинства ремонта хватит имеющихся специалистов, а в беспилотной части механику тоже поменяют, а блок снять/заменить и отправить в ремонт наверно дешевле, чем вылет мастера.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров
 На фото красиво смотрятся поля, как будто под линейку сажали.

Так их примерно так и сажают. Там же не мужик с золотого червонца сеет, а сеялка)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kim

Поля из самолета видела сверху?)

На фото красиво смотрятся поля, как будто под линейку сажали.
Ответить
Развернуть ветку
Victor Dmitriev

"В пандемию изменилось психическое состояние машинистов: кто-то болеет, появился синдром усталости, стрессовое состояние, кто-то болеет."
Кто-то дважды болеет

Ответить
Развернуть ветку
Анна Зуева

09 февраля 2021 "Ведомости" сообщили, что "СП Сбербанка заморозило проект создания беспилотных автомобилей":  https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/02/09/857334-cognitive-pilot
Год и два месяца прошло от момента объявленной сделки со "Сбером". Теперь задача у компании привлечь 80 миллионов долларов, которые она надеется привлечь с помощью частных инвестиций.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/01/26/855555-avtopilot-kombainera 

Ответить
Развернуть ветку
Max Mustdie

Прикольно читать подобную статью когда стоишь на закрытом переезде уже 20 минут в ожидании когда проедет электричка. Будущее наступило, но в какой-то другой реальности.

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Очень крутой проект. Успехов. Еще лучше, если будут известны потом как российский проект, а не перерегистрируются где-то.

В целом, давно как-то думаю, что пора бы России уже "на официальном уровне" признать себя ресурсной страной - это не только нефть и газ и не только "качаем и продаем" - и работать на этим, причем не проектами властей. Как тут же: "наш ресурс и преимущество - земля и сельское хозяйство, будем пилить штуки чтобы больше, эффективнее с этого иметь". А вместо этого у нас власти о каких-то инновациях космического и нанокосмического уровня вещают и проекты с выделением бабок делают чтобы мы "стали как Япония,собирали телефоны и технику" когда наши коровы - не самые "молочные" и "мясные" далеко, а нефть и газ мы даже добывать без иностранных технологий не умеем...Канада и Австралия вон не стремаются быть ресурсными, но у нас же "особый путь"...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Если посмотреть на график экспорта с/х и продуктов нефтехимии за последние 10лет... вы удивитесь.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Timur Gaynetyanov

Помню подкаст слушал с Ольгой на Рунетологии.
Очень интересный выпуск получился.

Выглядит всё круто.
Побольше крупных инвесторов в проект

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

Про РЖД вот очень неожиданно. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Че

Наземные бензороботы пашут, сеют, окучивают, пропалывают и убирают. Периодически возвращаясь на базы обслуживания чтобы их почистили и сменили навеску.
Летающие бензо и электро-роботы за всем этим следят с неба...

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Мечты сбываются.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Boldyrev

Лидар - это, грубо говоря, лазер в радиодиапазоне. Есть участки спектра, для которых прозрачны и дождь, и снег, и туман. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Как и есть участки спектра опасные и безопасные для глаз. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Sokolov

После подавления оппозиции Власти вторым шагом всегда за крестьянство берутся. И то пора пришла. На нефти уже так не заработаешь, а воевать надо со всем миром. Значит пшеницу всю на экспорт. 

Ответить
Развернуть ветку
First Last

Почему это звучит как бред?

Ответить
Развернуть ветку
First Last

Вот это: "Водитель может оставить на Agro Pilot движение, а сам сконцентрироваться на контроле качества процесса обработки и уборки урожая".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Миша Магадан

Что, тоже боитесь, что вас на коробочку заменят? :)

Ответить
Развернуть ветку
Абдулла Османов

На какой бирже можно найти акции компании “Cognitive pilot” ?

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

они как раз и ищут инвестиции/партнеров для быстрого роста и выхода на IPO если я правильно прочитал статью.

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

Подписан на Ускову в Фейсбуке, поражаюсь уровню ее интеллекта.

P.S. А self-made woman, конечно, Бакальчук

Ответить
Развернуть ветку
Илья Казьмин

"Если команда у меня молодая, то мне-то уже за полтос, эти 10 лет, честно говоря, мне не упали. Шучу, но это тоже соображения." - я не знаю почему, но во время чтения эта фраза вызвала у меня дикий респект =)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Похоже Сбербанк зажал денег на автопилот для легковых машин. А иностранные фонды не дадут так как благодоря великому стратегу  санкции могут прилететь любой российской компании в любой момент. 
Разработка автопилота для дорог это достаточно дорогое удовольствие. Тут нужны сотни миллионов $. И если их нет тогда лучше захватывать другие рынки. 
Я читал статьи от Cognitive Technologies на хабре. У них очень правильный подход,  цена смешная на готовый продукт так как фермеры в России очень бедные. Это даст выход на такие же бедные страны как Бразилия и Аргентина и неплохое ценовое преимущество на рынках развитых стран. Правда автор одной статьи всячески унижал Теслу и утверждал что их разработки круче чем у Теслы. Либо чел это умышленно делал либо он действительно не в курсе разработок Теслы. Что странно так он должен знать все технические детали всех лидеров рынка. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Timur Kuzmin
Похоже Сбербанк зажал денег на автопилот для легковых машин.

Не совсем так. Проекты с автопилотами для автотранспорта - это не сберовская грядка. А вот Росагролизинг и вообще сельхозтема - это вотчина Сбера. Поэтому после принятия Cognitive Technologies в "семью", фокус разработок был смещен в правильную сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Я сталкивался с проектами и идеями, где GR был на порядки дороже разработки.
Про беспилотники для легковых машин - это из этой истории.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вообще-то Cognitive Technologies партнёрилась с КамАЗом, даже здесь кажется был отчёт как оно там на полигоне ездит. так что пробовали они автомобили и что-то не вышло. а деньги в этой отрасли есть - возьмите ту же Теслу, да везде сейчас элементы ИИ внедряют чтобы подстраховать человека

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

Ольга писала, что в Татарстан больше не пойдёт, ибо невозможно вести бизнес в первобытно-общинном обществе.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Николай Кузнецов

Всё сказанное Усковой нужно делить на десять, а ещё лучше на двадцать) 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петушков

На чём основано ваше мнение? Какие её высказывания и где были ошибочны в 10 раз?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Тактический турник

Офигенный лонгрид.
Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Коннов

Жирный плюс за статью 🔥👍👌

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Зайдуллин

Большие молодцы в разработках/внедрении, и статья интересная. Спасибо! Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

История действительно занятная, уже не первый раз слышал про нее, если все так то круто молодцы, но смущает партнер.
Все мы знаем как работает Сбер! Аграрии хотите кредит? Хороший? Выгодный? Покупаете себе вот эту "хреновину", будете вы ее ставить или что вы там дальше с ней делать будет нам неинтересно, а мы вам кредит! Льготный! На посев! Лады!!!

Ответить
Развернуть ветку
Artemida Svet

очень нужный, великолепный инструмент.
Монотонная работа "уборщика" урожая,
который на практике очень часто выебу_тся,
может левачить топливо, или урожай...

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

Очень крутая статья! ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Вспомнил маленький эпизод из моей жизни. Помогал дедушке в винограднике. после работы сели под огромное орехового дерево и беседуем. Посмотрел уставшую деду и решил сказать что-то приятное. 
 - знаешь дед, скоро роботы будут работать и мы будем сидеть под дерево и пить вино.
 - Илья, с такой фантазией далеко не пойдете не ты не твои друзья. Тоже мне молодежь.
Хотел бы мой дед хоть с одним глазом посмотрел чего достигла та молодежь на которую он с сомнением смотрел.

Ответить
Развернуть ветку
Архитектурный паркур

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Стас Кукушкин

Искренне желаю успехов коллективу Cognitive Pilot.
Очень нужную работу делают и неимоверно перспективную.

Но и от шутки не удержусь: "Восстание хлебоуборочных машин". 

Ответить
Развернуть ветку
Igor Budnik

Блин. Такую инвестидею испортили. Только собрался в разработчиков Лидаров вкладываться... 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вложись в них вкороткую!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dima Ostapenko

`может оставлять вне захвата жатки до метра — а это потеря времени, урожая, топлива, в итоге СОТНИ МИЛЛИАРДОВ рублей за сезон`
а что так скромно оценили?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Романов

Ни разу нигде не видел, чтобы благодарили геймеров. Ведь именно они десятилетиями оплачивали развитие видеокарт, не так ли?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Коротких

Один вопрос - когда их пересажают и заберут бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Федосов

+5
за 4D
и наколку по инвестициям из-за...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 244 комментария
null