{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Что такое суперпластики и где они применяются

Бытует мнение, что пластик нельзя использовать при высоких температурах. Однако, существуют суперпластики, которые не только опровергают эту теорию, но и становятся альтернативой традиционным материалам.

Что такое высокотемпературный пластик?

Несколько десятилетий назад используемые термопласты обещали стать недорогой альтернативой, если не заменой, металлу, дереву или стеклу.

И ничего удивительного, ведь они могут выдержать до 300°C в непрерывной рабочей температуре без ущерба для их механических свойств.

Такие пластики просто необходимы для производственных процессов. Здесь совершенно не подойдет плывущий при не сильно высокой температуре PLA и прекрасно горящий ABS. Только из инженерного пластика можно напечатать не просто сувениры, а детали различных приборов и механизмов.

Ключевые характеристики:

  • более высокая ударная прочность и устойчивость к разрушению
  • нечувствительны к топливным жидкостям, химическому воздействию и, нечувствительны к влажности
  • обладают высокими характеристиками по пожаробезопасности, задымлению и токсичности

Где нужны суперпластики?

Первое, что приходит на ум - космос. Нет, распечатать из пластика ракетный двигатель пока не получится, термостойкость даже близко не та, но для различных деталей вокруг он подойдет идеально. Пример — Stratasys и «климат-контроль» ракет Atlas V. 16 печатных деталей вместо 140 металлических — быстрее, легче, дешевле. И это не теоретический проект, это уже летало в космос.

Следующий пример — авиация. Разумеется, основная задача - снижение массы конструкций. Применяется в авиастроении и прямая печать металлами, когда речь идет уже о компонентах двигателей или деталях каркаса фюзеляжа, но менее нагруженные конструктивные элементы, такие как вентиляция салона и элементы интерьера, лучше делать из пластика.

Сегодня порядка 1000 деталей для авиалайнера Airbus A380, который весит больше 2,5 тонн, производится из композитов с PPS матрицей. Этот высококачественный композитный материал используется в наружных частях самолёта, например, в передних кромках крыла или в нервюрах и крепежных элементах, которые укрепляют фюзеляж. Применение во внутренних конструкциях включает поясничную опору, изготовленную из упрочненных углепластиков и встроенную в спинку кресла. Она весит всего 150 грамм, тогда как аналогичная опора из алюминия весит 280 грамм – почти в два раза больше.

Да и в более “земных” сферах инженерные пластики просто необходимы. Стойкость к агрессивной химии и повышенной температуре, возможность создания недоступных для классических методов структур. При этом — более низкая цена, в сравнении с металлической печатью. Напечатанные изделия используются в медицине, нефтегазовой отрасли, химической промышленности. Как пример — выполненный для иллюстрации в разрезе смешивающий блок со сложной канальной структурой.

Пара примеров суперпластиков

Полиэфирэфиркетон (PEEK)

PEEK - это кристаллический полимер, который имеет хорошую термическую стабильность благодаря своей высокой температуре плавления (300°C). Пластик самозатухающий, термостойкий, химически инертный. Из PEEK производится медицинское оборудование и импланты, стойкость к истиранию позволяет печатать из него детали механизмов.

Полифенилсульфон, PPSF/PPSU

PPSU имеет «огнестойкий состав», нетоксичен и имеет низкий уровень выделения вредных газообразных веществ при воздействии открытого пламени, обладает низкой собственной способностью к возгоранию, самозатухает.

Один из пластиков, детали из которого можно стерилизовать гамма-лучами, перегретым паром, оксидом этилена или горячим воздухом.

В последнее время все большее распространение получают фитинги PPSU для систем водоснабжения.

Полиэфиримид (PEI)

Он же — Ultem. PEI представляет собой аморфный полимер, который проявляет стойкость к высоким температурам, сопротивление ползучести, ударную вязкость и жесткость. PEI широко используется в медицинской и электротехнической промышленности из-за его негорючести, радиационной стойкости, гидролитической стабильности и простоты обработки.

Как видите, пластики уже могут заменить металлы. Таким образом, для технологии 3D-печати не существует границ. Количество и разнообразие пластиков увеличивается с каждым годом и это позволяет расширять спектр изделий, которые можно печатать на 3D-принтере.

Чтобы не запутаться во всем многообразии пластика - мы создали азбуку расходных материалов на araneo.store.

Более 80 видов пластика удобно разбито в алфавитном порядке (логично, это же азбука). Вся необходимая информация о свойствах и применении содержится в карточке филамента. А чтобы не запутаться в информации и найти пластик с нужными свойствами, просто воспользуйтесь умным фильтром.

0
3 комментария
Konstantin Grudnev
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

"Сегодня порядка 1000 деталей для авиалайнера Airbus A380, который весит больше 2,5 тонн"

Серьезно? Лайнер весит как Крузак? )))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Аеробус A 380 весит около 277 тонн. Наверное автор хотел сказать тысяча деталей весят 2.5 тонн.  😊

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда