Умный дом: каким его придумал Брэдбери и каким он стал на самом деле
Космические корабли, мобильные телефоны и интернет впервые появились в фантастических книгах и кино, но в реальность они вошли в совсем другом виде. Так получилось и с концепцией умного дома. Рассказываем, как она зародилась и что с ней происходило.
В западной фантастике
В 1950 году американец Рэй Брэдбери впервые описал современную концепцию умного дома: в журнале «Кольерс» вышел рассказ «Будет ласковый дождь» из цикла «Марсианские хроники». В нём рисуется довольно мрачная картина. Главный герой — умный дом, выстоявший после ядерной войны. Системы продолжают работать в опустевших комнатах — готовить еду, прибираться, ставить музыку, читать стихи.
Ещё один атрибут домов будущего в произведениях Брэдбери — гигантские телевизоры-стены: они встречаются в «Вельде» и тех же «Марсианских хрониках». А в «451 градусе по Фаренгейту» есть описание технологии:
Умный дом по Брэдбери состоит из множества механизмов и автоматов, обслуживающих базовые потребности человека. Автоматика действует будто бы сама по себе — в тексте не описаны пульты, устройства контроля и командные интерфейсы. Всё в духе Брэдбери — красиво, в какой-то мере сказочно, но едва ли практично.
Это особая черта не только Брэдбери, а вообще фантастики середины XX века. Писателей не интересовали принципы работы умных домов в произведениях — хватало того, что система разговаривает и опекает жильцов. Мы никогда не узнаем, как именно она следит за покупкой продуктов, готовит и выполняет другие задачи. Например, Клиффорд Саймак в «Принципе оборотня» 1967 года описывает умный дом так:
Умный дом в книгах был похож на живой организм, который работает сам по себе. Кое-что из их рассказов и романов, разумеется, стало реальностью: на стенах висят огромные телевизоры, а умные устройства могут поинтересоваться предпочтениями владельца. Но теперь мы точно знаем, как именно они работают и почему.
В советской фантастике
Массово телевизоры, пылесосы и холодильники появились в СССР в 1950–1960-х годах. О технологичном жилье тогда говорить не приходилось — строительные нормы тех лет не предполагали автоматизацию быта. Но это не мешало рассуждать о том, каким может быть будущее.
Братья Стругацкие в цикле «Полдень» описывают Линию доставки — люк с клавиатурой: набираешь код нужного заказа и через мгновение вещи появляются внутри. Писатели не пояснили, по какому принципу работает система: возможно, это телепортация или что-то вроде пневмопочты. В любом случае это впечатляет сильнее, чем современная доставка товаров дронами. Так описана Линия в повести «Возвращение»:
А в «Хищных вещах века» Стругацкие даже показывают подобие умного дома. Возможно, причина в том, что действие романа происходит в капиталистической стране:
В современном кино
Чем ближе к будущему, которого так ждали фантасты, тем чаще в произведениях встречаются умные дома. В 1950–1960-х о них говорили несколько американских писателей, а к 2000-м годам редкий фантастический фильм обходился без умного дома с голосовым и видеоинтерфейсами: «Шестой день», «Особое мнение», Ex machina. А фильм «Умный дом» 1999 года и вовсе снят по мотивам «Вельда» Брэдбери.
В спецвыпуске «Симпсонов» “Treehouse of Horror XII” умный дом смотрит на мир глазком HAL 3000 из «Космической одиссеи», а говорит голосом Пирса Броснана. Система пытается убить Гомера Симпсона, чтобы завладеть Мардж.
А сценарист серии White Christmas «Черного зеркала» Чарли Брукер придумал, пожалуй, самый изощрённый способ программирования умного дома. Богатая женщина снимает копию своего сознания, чтобы та управляла домом: включала обогрев полов, будила по утрам, жарила тосты — ведь никто не знает тебя лучше, чем ты сам.
Концепт умного дома полюбился сценаристам. В таких декорациях оказался, например, Тони Старк — «гений, миллиардер, плейбой, филантроп». Супергерой не только жил в высокотехнологичном доме, но и постоянно общался с голосовым ассистентом. Умные устройства можно увидеть и в фильмах про Джеймса Бонда — в том, что касается безопасности, лучший секретный агент мира часто полагается на высокие технологии.
В реальности
В реальности умный дом — привилегия, доступная не только супергероям и спецагентам из фильмов. Технологии, позволяющие сделать дом умным, становятся доступнее с каждым годом. Состоят современные системы умного дома из трёх компонентов.
— Хаб, соединяющий все компоненты между собой и с внешним миром. Как правило, это смартфон с приложением.
— Сенсоры, получающие информацию об обстановке. Например, датчики движения, температуры и протечки воды.
— Актуаторы, которые исполняют команды. Их больше всего: это розетки, сигнализации и техника — от стиральных машин и кондиционеров до роботов-пылесосов.
Системы умного дома умеют немало, но до того уровня, что придумал Рэй Брэдбери, пока не дошли: плита не готовит обед сама по себе, а умным колонкам ещё предстоит научиться поддерживать диалог на уровне человека. Зато они уже сейчас могут распознать речь, поболтать о погоде, включить музыку, какую попросите, сыграть с вами в города или заказать такси — достаточно сказать, куда вы хотите поехать. Мы говорим телевизору, какой ролик открыть, настраиваем микроклимат и освещение в квартире. Умные устройства позволяют владельцам дистанционно выключать технику, управлять домашней сигнализацией и быть уверенными в том, что их дом и родные в безопасности. Современный умный дом получается не таким, как в книгах Брэдбери, и в чем-то он, возможно, намного лучше. И уж точно уютнее и понятнее.
Сила человеческой мысли...)
Хорошо сказано. Респект!