{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

SpaceX впервые посадила прототип Starship — но через несколько минут он взорвался Статьи редакции

Это первый прототип, который технически совершил два полета.

SpaceX впервые удалось успешно посадить прототип ракеты Starship, разрабатываемой для полета на Марс, — до этого все образцы взрывались, пишет Reuters. Но и SN10 долго не удержался — через несколько минут после приземления он тоже взорвался.

SpaceX провела испытания прототипа корабля Starship SN10 SpaceX 4 марта 2021 года. Трансляция велась на YouTube-канале компании.

Starship SN10 на стартовой площадке Источник: SpaceX

Первую попытку пуска SpaceX совершила ночью 3 марта, однако менее чем за секунду до старта она была прервана автоматически — один из двигателей показывал неожиданно высокую тягу. Через три часа компания повторила попытку.

Прототип SN10 запустили на высоту около 10 км. На нём было установлено три двигателя Raptor, каждый из которых отключался для снижения тяги. После достижения максимальной высоты прототип развернулся горизонтально для контролируемого спуска на закрылках.

Полная трансляция пуска SN10 на канале SpaceX

На высоте около 500 метров прототип должен совершить маневр разворота для вертикальной посадки. Корабль успешно выполнил маневр, используя все три двигателя, после чего выполнил мягкую посадку. Однако посадочные опоры, вероятно, не раскрылись успешно, из-за чего прототип стоял на площадке не ровно.

Посадка прототипа корабля Starship SN10

При посадке возникло возгорание в нижней части корабля. Спустя десять минут после посадки огонь добрался до топливных баков и спровоцировал взрыв. Прототип снова «подпрыгнул», повторив судьбу двух предыдущих кораблей SN8 и SN9.

#SN10 reflew a lot quicker than any of us expected 🤯 that was insane!!!! So.... congrats and also RIP 🤷‍♂😂 bye bye SN10, congrats on making history!!!! @spacex @elonmusk https://t.co/FkDTa9ISRi
Момент взрыва корабля на трансляции Everyday Astronaut

В SpaceX заявили, что главной задачей испытаний был «сбор данных о контроле за кораблём» во время его снижения. «Starship SN10 приземлился в целости и сохранности», — сообщил Илон Маск.

Следующий прототип корабля SN11 уже готов и сейчас находится в вертикальном положении в сборочном цеху.

Материал дополнен редакцией
0
387 комментариев
Написать комментарий...
Яна

Какая интересная формулировка. Как может быть применима характеристика успешно рядом со словом взорвался.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов

Посадили успешно, взорвался уже потом.
Вы палец от жопы отличить не можете? )

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Yuryev

А вы только Маска защищаете (потому что он хайповый) или более ста безаварийных запусков Роскосмоса за последние 3 года тоже похвалили? 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Султан Мухтаров

тогда сравнивайте запуски союзов и фалкона 9 

думаю, роскосмос там и в подметки не годится 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Не думайте, сравните в табличке.

Ответить
Развернуть ветку
Султан Мухтаров

что и сделал, убедившись, что я прав ;)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

ну так поделитесь, с ценами запусков у весов.

Ответить
Развернуть ветку
Султан Мухтаров
Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Нет, не устраивает, так как контракт в 2 раза дороже https://fortune.com/2018/06/22/spacex-falcon-heavy-military-launch-contract/

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

А зачем вы скидываете ссылку на статью о Falcon Heavy, а не Falcon 9? 
Falcon Heavy и так для частников стоит от $90 млн, а не $62, как Falcon 9. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

для того, что бы легко увидеть разницы в цифрах и понять, что они не сходятся в контрактах минобороны США и на плакатах. 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Все госконтракты дороже коммерческих рыночных пусков, здесь никакой тайны нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

А с чего так? Рыночек же, нет? Независимый производитель Маск так ненавидит любимое государство, что продает ему дороже :) Если завтра МВД буде закупать у автоваза машины дороже коммерческих структур это вас не смутит?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Как правило, высокая цена связана с приоритетностью и особенностями инфраструктуры, безопасностью, особенно при пуске военных спутников, дополнительными проверками. 
При этом его пуски для государства дешевле конкурентов. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

в 2 раза? самому не видна господдержка Маска?

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Если бы все было так сказочно. 
SpaceX, наоборот, постоянно урезают средства в сравнении с конкурентами. При тех же пусках или контрактах компания всегда получает меньше средств. Это можно очень хорошо проследить на контракте по Commercial Crew Programm, когда SpaceX получила почти на $2 млрд меньше чем Boeing. В целом NASA очень любит переплачивать ULA и Boeing. 

А о важности факторорв, которые я описал выше, вы можете почтитать здесь. В частности, почему один пуск SpaceX стоил почти так же, как два от ULA:
https://spacenews.com/spacex-explains-why-the-u-s-space-force-is-paying-316-million-for-a-single-launch/

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

В том то и дело, что там нет и не может быть никакой прозрачности и судить о ценах на пуски ракет и себестоимости можно так же как и сравнивать цены поставок танков или боевых самолетов. Их вообще иногда за даром дарят. Роскосмос имеет одну основную цель- обороноспособность страны. Получается покомерцить- ок. 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Ситуация с Boeing и дополнительным дофинансированием показала, что там не все так просто. Хотя вопрос был всего по $200+ млн.

Так или иначе - изначально речь шла о том, что ракеты Falcon 9 - дешевле Союзов. На практике так и получается уже со второго повторного пуска первой ступени. 
В каком-то из предыдущих топиков я это все детально расписывал, но сравнивая с Протонами. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

" ракеты Falcon 9 - дешевле Союзов" - Если поставки для своих минобороны, то не думаю. На моей память Норвегия покупала фрегаты (который один недавно успешно потопили) в Испании, при своих верфях в простое. Те на тендере дали дещевле цену, победил Рынок, кричали... Через год после поставки вскрылось скрытое финансирование верфей испанским государством. Бывает...

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Государственные контракты - это основа рынка. От них никуда не деться на текущем этапе, не считая ракеты легкого класса. 

Минобороны не будет заказывать пуски на других ракетах, кроме своих, сколько бы они не стоили. Точно так же делает и Россия и Китай. В этом тоже ничего удивительного нет. При этом они также платят за дополнительные издержки - ссылку я прикреплял. 

Можно подождать несколько лет, когда Starship начнет совершать уже регулярные пуски, и тоже провести такие же рассчеты. Напомню, что супертяж Starship будет дешевле тяжелой Falcon 9. 
Маск говорил о $2 млн за пуск, но исходя из API самого SpaceX, в компании заложена стоимость около $8 млн за пуск, что сопоставимо с ракетами легкого класса. 

Металл - дешевле. 
Движки - дешевле.
Обслуживание движков - быстрее и дешевле.
Благодаря конвеерной разработке все материалы - дешевле. 
Благодаря полной многоразовости - дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Посмотрим, пока та же многоразовость насколько дает прирост к цене запуска? Это самый интересный вопрос... 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Стоимость первой ступени - около 30% от общей стоимости пуска. Именно ее сейчас сажают и проводят повторные пуски. Гвинн Шотвелл (президент SpaceX) говорила еще в 2016 году, что повторный пуск ракеты обходится где-то в $40 млн, урезая цену на 30%. После Block-5 экономия выросла еще больше, но конкретные цифры надо искать. 
При этом сейчас SpaceX также ловят обтекатели с периодическим успехом, которые стоят $6 млн. И повторно их запускают. 

Поэтому речь и идет о том, что для компании повторные пуски более 2-3 раз идут в плюс. А если сравнивать по ценам - то уже второй повторный пуск может быть дешевле тех же Союзов или Протонов. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

неверно задал вопрос- сколько стоит привести первую ступень в готовность к повторному пуску. По хорошему, там должно быть на уровне полной разборки-сборки, может еще что то заменить.Сама посадка (отдельные двигатели, лишнее топливо) - тоже не бесплатно. Многоразовость интересна при очень массовом использовании запусков. 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Klymenko
Автор

Из того же ответа Гвинн Шотвэлл - на повторную заправку уходит около $1 млн и на подготовку первой ступени - около $3 млн. 

Опять же - это про Falcon 9 Block 4. С Block 5 это все дешевле (могу ошибаться). У Starship все будет точно дешевле, как минимум в плане стоимости повторной заправки и очистки движков. 

Ответить
Развернуть ветку
384 комментария
Раскрывать всегда