{"id":13577,"url":"\/distributions\/13577\/click?bit=1&hash=e52de3cb96bc976bea78d5b7766560bb7dab3556d094a176b9efc522dc9ec6a3","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт» Статьи редакции

Тульская студия Devar открыла производство детских книг с дополненной реальностью и вышла на рынки 34 стран.

Объем инвестиций в индустрию виртуальной и дополненной реальности в России за 2016 год вырос в 3,5 раза — с 200 миллионов рублей до более чем 700 миллионов рублей. Также выросло и количество разработчиков: с 61 до 183 компаний. Однако немногим удается создавать коммерчески успешные продукты, особенно в узких сегментах рынка, таких как, например, издательский бизнес.

Согласно отчету Goldman Sachs 2016 года, одной из ключевых сфер применения технологий дополненной реальности в ближайшем будущем станет образование. Здесь примерная прибыль от продажи программного обеспечения к 2025 году составит до $700 млн.

Компания Devar считается одним из пионеров AR-индустрии в книжном сегменте, где пока что мало успешных бизнесов. Она специализируется на производстве типографской продукции с технологией дополненной реальности: детских раскрасок, развивающих книг, энциклопедий и других продуктов.

Компания была основана в 2015 году в Туле тремя партнерами — Анной Беловой, Виталием Аверьяновым и Андреем Комиссаровым. Уже в 2016 году она вышла на месячный оборот в 15 миллионов рублей. Сегодня у издательства есть партнеры в 34 странах, а продукция локализована для 26 языков, включая китайский, японский и корейский.

Анна Белова. Фото с личной страницы в Facebook

Как пришла идея

Выпускница Тульского педагогического университета Анна Белова познакомилась со своими будущими бизнес-партнерами Андреем Комиссаровым и Виталием Аверьяновым на одном из молодежных образовательных форумов в Туле.

На тот момент специалист по поисковой оптимизации Виталий Аверьянов участвовал в ИТ-проектах, а Андрей Комиссаров занимался бизнесом. «Мы поняли, что хотим сделать вместе что-нибудь интересное», — рассказывает Белова.

Слева направо: Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов. Фото с личной страницы в Facebook

Они открыли компанию «Лаборатория 24» и стали заниматься созданием сайтов и автоматизированных систем. По словам Беловой, проект не приносил высоких доходов, и база клиентов была небольшой. Однако все изменилось после того, как студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. «Понятно, что это стоило далеко не рубль, но зато мы получили в портфолио интересное имя», — говорит Белова.

Далее появились крупные клиенты, и веб-студия стала принимать заказы на разработку систем электронного документооборота. К концу 2013 года выручка «Лаборатории 24» достигла нескольких десятков миллионов рублей.

В 2014 году компания получила предложение — создать программное обеспечение для роботов, изучающих атомные реакторы. Это был один из первых проектов, связанных с компьютерным зрением. В «Лаборатории 24» сделали программное обеспечение для робота, который с помощью дополненной реальности показывал оператору данные об изменениях в реакторе.

Предприниматели решили создать потребительский продукт и стали развивать AR-технологию дальше, рассказывает Белова: «Мы много экспериментировали: у нас были различные проекты в сфере культуры, маркетинга, промышленности».

Например, команда участвовала в выставке недвижимости MIPIM во Франции, где сделала приложение с дополненной реальностью — оно воссоздавало проект будущей постройки прямо на макете. Для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне сделали приложение, с помощью которого можно пролистать рукопись «Войны и мира».

В 2015 году предприниматели решили сделать проект в издательской сфере и выпустили первую AR-раскраску. Сперва ребенок закрашивает изображение, а затем наводит на него камеру смартфона или планшета, и с помощью специального приложения оно «оживает», и с ним можно взаимодействовать — например, «сажать» к себе на руку.

Сооснователь Devar Group Анна Белова называет две причины, по которым она и ее партнеры выбрали именно детскую книгоиндустрию: во-первых, команда увидела, что дети с удовольствием раскрашивали героев и играли с ними, ведь «дети — то самое поколение, восприимчивое к новым технологиям». Во-вторых, AR-книги решали важную проблему, которая волнует родителей в разных странах: дети проводят много часов с планшетом.

«Мы объединили желания родителей и детей: так у нас получился интересный продукт», — рассказывает Белова.

Для родителей в первую очередь важно, чтобы книги развивали и обучали их детей: с героями Devar можно играть, они могут вести диалог с ребенком, рассказывать истории и стихи, а также выходить за пределы книги. Так, в серии энциклопедий «Космос» можно отправиться на любую планету и исследовать её с помощью дополненной реальности.

«Мы не хотели становиться издательством»

По словам Беловой, выпуск книг с дополненной реальностью обходится в несколько раз дороже, чем обычное издание. Чтобы реализовать проект, команда использовала прибыль, полученную от предыдущих разработок. В разработку AR-книг Белова и ее партнеры вложили около $2 миллионов.

AR-продукт Devar состоит из двух частей: бумажной книги и приложения. Если приложение компания могла разработать самостоятельно, то книги нужно было печатать в издательстве. Однако их руководители скептически отнеслись к новым технологиям: «Мы сказали, что AR-книги точно будут на пике популярности и войдут в повседневную жизнь. Нам не поверили, сказали, что им это не интересно», — рассказывает Белова.

Основатели зарегистрировали бренд Devar Kids и открыли свое дочернее издательство в Туле в январе 2015 года. Первая версия книг была отпечатана спустя пять месяцев.

Компания начала с небольшого штата разработчиков, но к 2016 году расширила его до ста человек. Сперва разработчики сами обучали специалистов в области дополненной реальности. Сегодня в компании проводятся внутренние брифинги и разные мероприятия, на которые ездят ИТ-специалисты, чтобы развить свои навыки. Главное, чтобы у специалиста была мотивация обучаться самостоятельно, ведь часто им приходится конкурировать между собой на международном уровне. «Кто не получает удовольствие от своей работы, не может рассчитывать на хороший результат», — уверена Белова.

Поэтому в составе Devar Group несколько подразделений: «Лаборатория 24» — технологическая компания, расположенная в Туле, Санкт-Петербурге и других городах; Devar Media — российское издательство, которое занимается реализацией и распространением продукции на территории России и СНГ; Devar Solution занимается развитием на международных рынках.

Предприниматели начинали с развлекательной продукции для детей, затем постепенно перешли к выпуску развивающей и обучающей литературы для подростков и взрослых. Сейчас под брендом Devar выпускается свыше ста разных продуктов — это сказки, раскраски, азбуки, серии энциклопедий (динозавры, анатомия, космос), а также развивающие книги.

Приложение, с помощью которого оживают фигуры, ежемесячно пополняется новыми функциями. Например — функцией распознавания, благодаря которой виртуальные персонажи различают реальные предметы и могут взаимодействовать с ними.

«Книги с AR — не совсем классические книги, и для их производства должна быть своя технологическая компания, разрабатывающая приложение», — продолжает Белова. У многих издательств не было возможности разрабатывать собственные приложения и AR-продукты. «Поэтому они не смогли создать продукт, который полностью отвечал бы всем возможностям мировой AR-индустрии», — утверждает Анна Белова.

Рост

Когда продукт был готов, основатели не рискнули сразу обращаться в книжные и сетевые магазины: спроса на новинку еще не было, и им предстояло его создать. «Мы поняли, что не нужно вставать на полки сетевых магазинов, потому что пользователь совершенно не знает, что такое AR-книга», — продолжает Белова.

Чтобы читатели узнали о продукте, Devar решила развивать франшизную сеть. Компания предлагала открывать лицензионные магазины либо свои региональные представительства с паушальным взносом от 350 тысяч рублей. Сейчас Devar сотрудничает с 80 франчайзи от Санкт-Петербурга до Улан-Удэ.

Одним из каналов продвижения был YouTube — компания делала мастер-классы с инструкциями к раскраскам, а кроме того — мультимедийные проекты. Например, благотворительный проект «Азбука 2.0» с участием Армена Джигарханяна, Гоши Куценко, Геннадия Хазанова и других знаменитостей. О компании и ее продуктах стало узнавать все больше пользователей. «Единственное, что пока не делали — это не запускали рекламу на ТВ», — отмечает Белова.

Только после этого основатели Devar начали выстраивать взаимоотношения с сетевыми магазинами. Сейчас Devar работает примерно с 150 ритейлерами — Hamleys, Ozon, «Лабиринтом», Wildberries, «Дикси», Metro, «Лентой», «О'кей» и другими.

В 2016 году Devar Group вышла на оборот, который окупил инвестиции компании — $2 миллиона. Вырученные средства компания снова инвестировала в бизнес. «Мы развиваемся и делаем все очень быстро», — рассказывает Белова. За все время работы в этой отрасли компания продала около 3 миллионов AR-книг. «Тираж одного издания превышает 15 тысяч единиц в месяц», — делится Анна Белова.

Для выхода за рубеж сотрудники компании стали изучать специфику книжного рынка в разных странах. Основатели осваивали международный рынок с помощью нескольких способов: создавали собственный контент, который может быть интересен для детей из разных стран (например, раскраски). Во-вторых, они работали с момента основания бренда с лицензионными компаниями, такими как Hasbro (Transformers, My Little Pony и другие).

Параллельно с экспансией в России компания вела переговоры с партнерами об открытии своих офисов в Германии, Польше, Чехии, Эстонии, Финляндии. «Для Европы наша продукция была такой же новинкой, как и для России», — говорит Белова. Уже в сентябре 2015 года Devar вышла на международный уровень. После книжной выставки в Китае компании стали предлагать сотрудничество в других странах.

Перед основателями компании возникли новые трудности: как локализовать продукт, проводить тестирование приложения в разных странах и улучшать качество перевода.

Например, чтобы сделать корректный перевод книг и приложения, команда привлекала корректоров и носителей языка. Компания также открывала новые центры тестирования продукции в других странах.

В Европе у Devar были разные условия старта: одни страны начинали с небольших партий книг — от 5000 единиц, некоторые делали закупки на десятки тысяч, рассказывает Белова: «Если в начале 2016 года процентное соотношение по продажам в России и мире было примерно 65% к 35%, то сейчас практически наоборот: доля международных продаж постоянно растет».

В начале 2016 года Devar столкнулась с копированием продукта. Так было в Китае и Корее, когда спустя полгода после презентаций на выставках в этих странах появлялись похожие книги. Однако компания за это время расширила линейку товаров и новых функций в AR, что позволило удержать позиции на мировом рынке.

К 2016 году Devar все же смогла выйти на китайский рынок. Сперва это было невозможно из-за специфики местного законодательства, поясняет Белова: «В Китае нельзя просто выйти и опубликовать иностранное мобильное приложение». К тому же требовалась серьезная локализация продукта, в которую входили перевод внутреннего контента и учет культурных особенностей страны.

В конце 2016 года компания наладила отношения с партнерами из США, Канады, Индии, Пакистана и ряда стран Азиатского-Тихоокеанского региона.

Будущие проекты

Компания Devar занимает в России около 0,5-1% от рынка книжной продукции. Цель Беловой — занять 2% от мирового рынка в течение нескольких лет и выпустить более 130 млн книг.

В 2017 году компания Devar Group готовится к выпуску продукции с обыкновенными игрушками. «Мы собираемся оживить привычные ребенку мягкие, пластмассовые игрушки», — говорит Белова.

Чтобы не отставать от мировых тенденций в AR, компания скоро запустит на ключевых рынках (США, Индия и Китай) новый проект. Devar готовит курсы по физике, математике, географии и другим дисциплинам, которые будут востребованы в европейских и азиатских школах.

Цель проекта — интересно рассказать об окружающем мире и том, как он устроен, при помощи новой технологии. Например, в курсе по химии ребенок сможет проводить химические опыты, смешивать любые реактивы и благодаря дополненной реальности видеть, какая произойдет реакция.

«Мы считаем, что дополненная реальность приведет образование на совершенно новый уровень. Начиная с того, что с помощью наших книг дети начинают учиться чуть лучше, заканчивая тем, что эта технология позволяет ребенку получить образование через опыт», — заключает Анна Белова.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Кучергин

есть такая книжка правда использовали всего 1 раз

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Petrosyan

Вижу тему войти в синергию с ,,мосигра,,.
От таких хитрых книг один шаг до хитрых AR игр.
Да и сама концепция ваших игр хорошо ложиться на полку мосигры...
........
Привет из Заокского...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артем Рылеев

Радует наличие бумажного носителя, дети хоть "книгу" в руках подержат, в отличии от FB2, EPUB, MOBI и т. п. форматов...

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Safonov

Если бы у вас были дети, вы бы знали о том, что бумажных книг у них, как правило, побольше даже, чем в вашем детстве.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Рылеев

Помню как носил в школу портфель, который меня перевешивал, набитый книгами... В лучшем случае один учебник с твёрдым переплетом, а то и 2 на предмет... А сейчас, племянница которая ходит в 1 класс, сказала что дневников бумажных у них нет..., у неё всё на ноутбуке... Так что не соглашусь/

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Думаю тут речь о домашних книгах, а не об учебниках.
Учебнику вообще вредно быть твёрдым — каждые пол года выходит новая редакция, старая книжка за триста-четыреста рублей выбрасывается или продаётся на книжном базаре за 50 рублей. Помню так было лет пять назад.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Samarin

Прекрасный продукт, который делается профессионалами. Отличная компания. Очень рад, что данная компания развивает дополненную реальность у нас в стране.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Немного о главных героях:
"Отработал в Лаборатории 24, уволился по собственному, зп не заплатили. Предложили забрать свою работу, хотя я работал программистом. Директор Виталий Аверьянов ведет себя странно - на звонки не отвечает, при личном разговоре если видит телефон в руках, то отказывается говорить(боится записи на диктофон)."

"Работали с данной компанией. Очень неответственные ребята. Сроки разработки сайта в итоге увеличились в 3 раза! Виталий все время перекрывался, трубки не брал и перекидывал ответственность на других сотрудников, те, в свою очередь, вели себя подобным же образом!".

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Anisimov

Я пытался найти надпись "Реклама", так это рекламный пост? Очень уж похож.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Anisimov

Редко вижу подобного вида статьи на данном ресурсе, поэтому и странно, выглядит как заказное.
А насчет самой фирмы, видел презентацию их продукта в университете пару лет назад , занятная штука, хорошо если дальше развиваются в этом направлении. Да и вообще довольно очевидно, что у VR большое будущее. Так что успехов им и будем надеяться, что это не очередной BolgenOS.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Это история о успешной компании, которая занимает 1% книжного рынка (удивительно, на мой взгляд), и создаёт собственный рынок, который придушит много смежных. И они на нём будут во главе.
Часто вижу такие статьи-истории тут, и эта статья будет получше остальных.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Кочеванов

"Компания Devar занимает в России около 0,5-1% от рынка книжной продукции."
Откуда такая цифра? Не верю, это должно быть огромное количество книг

Ответить
Развернуть ветку
Get Outdoor
>>Далее появились крупные клиенты, и веб-студия стала принимать заказы на разработку систем электронного документооборота. К концу 2013 года выручка «Лаборатории 24» достигла нескольких десятков миллионов рублей.

В 2014 году компания получила предложение — создать программное обеспечение для роботов, изучающих атомные реакторы. Это был один из первых проектов, связанных с компьютерным зрением.

Любопытно, с чего это вдруг к компании, которая занимается разработкой сайтов, обратились с предложением делать проект о компьютерном зрении?

Ответить
Развернуть ветку
Василий Алексеев

Анна, красотка! Сейчас есть повод приехать в Тулу. Вы реально молодцы!!!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null