Конкуренты обвинили Starlink Илона Маска в «космической» монополии и запуске спутников на скорость в ущерб качеству Статьи редакции

Спутников много, и они не слишком надёжны, считают компании.

Проект спутникового интернета Starlink Илона Маска породил необычный союз из конкурентов, регуляторов и экспертов — они предупреждают о почти абсолютной монополии компании на орбите, пишет The Wall Street Journal. По их мнению, это угрожает космической безопасности и окружающей среде.

Конкуренты Starlink, включая Viasat, OneWeb, Hughes Network Systems и Boeing ввязались в «космическую» борьбу с компанией Илона Маска. Компаниям не нравится принцип Маска «сначала запуск, а потом модернизация», по которому приоритет отдаётся скорости, а не качеству.

Запуск Falcon 9 с 60 спутниками Starlink Тим Шортт/Associated Press

«Каждый из наших спутников похож на Ford Focus: он выполняет одну и ту же функцию, проходит тесты и работает. А спутники Starlink похожи на электромобили Tesla: сначала их запускают, а затем оказывается, что их нужно обновить, исправить или даже заменить», — заявил глава OneWeb по связям с правительством Крис Маклафлин.

SpaceX отказалась от комментариев изданию.

У Starlink более чем 1300 спутников на низкой околоземной орбите, и ещё 120 аппаратов компания запускает каждый месяц. Как пишет WSJ, всего с 1950-х годов на орбиту Земли запустили около 9 тысяч спутников, и Starlink на пути к тому, чтобы побить это число.

При этом спутники ненадежны — из первой партии около 5% вышли из строя. Сейчас процент отказов снизился до 1%, но даже при низкой частоте отказов их так много на орбите, что они превращаются в космический мусор, мешающий запуску других объектов, заявил астрофизик Джонатан Макдауэлл.

Федеральная комиссия по связи США (FCC) должна одобрить запуск ещё большего количества спутников Starlink — если это произойдёт, конкурентам придётся пробираться через них, чтобы разместить свои собственные спутники.

Из-за этого может вырасти угроза столкновений — любое из них приведёт к огромному количеству осколков, из-за которых нельзя будет использовать орбиту. Конкуренты заявляют, что у спутников Starlink низкая маневренность, из-за этого уклоняться от столкновения приходится спутникам других компаний.

Компании просят FCC обязать SpaceX уменьшить частоту отказа спутников до одного из тысячи и улучшить работу системы предотвращения столкновений, чтобы не блокировать сигналы других объектов на орбите.

Главное, что хотят изменить компании: принцип выделения орбит — сейчас их может занимать любой, у кого есть для этого возможность. И у Маска, в отличие от конкурентов, есть для этого собственные ракеты-носители Falcon 9.

81 комментарий
Николай Глущенко

Требования вроде и разумные, но где они были с этими требованиями 2 года назад?) Предложили бы всё тогда, приняли бы - глядишь спутники Старлинка сразу выходили бы готовые к этим требованиям. А так предъява звучит в стиле "почему вы не запустили спутники, которые подходили бы под требования, которые мы только что придумали?") Больше похоже на попытку вставлять палки в колёса, чем на конструктивное ведение дел.

Mika

Ну задним то числом все умные

Arman Toksanbay

Бизнесу 2 года требуется необходимый минимум чтобы о нём знали (по моей теории не только материнская страна но и все старны мира), был признан на его можно увидеть.

Aleksandr Talalaev

В целом эта критика появилась сразу, как только стало понятно, что проект серьезен и будет реально запускаться. А в 2019 году так вообще был рой статей (в тч и от университетов/ученых) о вреде как в виде космического мусора, так и световое загрязнение.
Короче говоря, не первая статья подобного толка.

Thero L

на том пункте списка "Маск мошенник и шарлатан" где: вот когда запустит тогда и поговорим

Ivan Demidov

Смешно. Это не геостационарная орбита, где места мало. На низкой орбите можно десятки тысяч спутников запустить и на всех хватит места. Что касается выхода из строя и мусора, то с такой орбиты вышедший из строя спутник войдёт в атмосферу за несколько лет и сгорит там. Проблема надумана.

Проигравшие конкуренты пытаются вставить палки в колёса.

Dima Anisimov

Иван, я с вами согласен по поводу нытья, но вод космический мусор — это дело серьезное. Большая часть конечно сгорает в атмосфере, но часть таки остаётся на орбите. И чем дольше они там прибывают и чем их больше, тем это опаснее для всей космической индустрии, а не только для самих спутников. Синдром Кесслера в деле так сказать.
Конечно здесь речь идёт о десятках тысяч спутников, но лучше подготовиться к этому заранее, чем разгребать последствия, согласитесь.

Alexandre Svergoun

У спутников Старлинка есть автономная система ухода от столкновений и схода с орбиты. При потери связи он сам очень быстро включит движки и сойдёт с орбиты

Thero L

на геостационарных всё-таки места побольше.. и спутников там требуется меньше.. низкоорбитальные группировки действительно намного сложнее и опаснее и маск действительно жульничает потому что начал раньше запускать спутники и не тратил время на попытки предвидеть возможные проблемы, а просто исправляет их когда обнаруживает. никто из конкурентов себе такое позволить не может причём в основном финансово. это слишком рисково по оценкам инвесторов их проектов которые хотят гарантий успеха.

Edievsky

OneWeb, ещё заплачь))

Владимир Иванов

Они разве не обанкротились ?

Thero L

да они обиделись что спейсикс отказался двигать свой спутник на потому что рассчёты не показали риска столкновений и необходимости в манёвре. вопиющее неуважение.

Холден Колфилд

Братья Рогозина что ли они?

Helen Poor

А кто ещё?

Alex

Классика! Конкуренты вдруг проснулись и обнаружили, что они за бортом истории. И рынок у них из под ног уводят. Браво Маск!
2 года назад все ржали над Маском, ха-ха чудак собрался рой спутников запустить, и скорость запредельную дать, совсем из ума выжил и когда на орбите стало 1300шт, и скорость за 300мб/с они проснулись: "да ну нахуй, не может быть!!!"
А че вы делали для того, чтоб у вас были подобные ресурсы и технологии - ровным счетом НИЧЕГО. Вот и результат, всё остальное, сопли на локоть намотанные.

Stas Klymenko

Союз вполне очевидный.
SpaceX на регулярке выводят по 60 спутников за пуск, уже вывели в 2 раза больше финального объема OneWeb, уже тестируют интернет с очень приличными показателями.

OneWeb чудом остался на плаву и должен предложить для UK более выгодные цены и качество, нежели Starlink.
Viasat и Hughes по умолчанию не смогут конкурировать с Starlink.

Что еще делать? Набрасывать говенцо на вентилятор.

Serge

///Boeing схавал в 2 раза больше бюджета и до сих пор не может выкатить свой корабль на полноценный тест. Не удивлен, что слоупоки нудят о скорости работы.///
От Boeing вообще странно слышать какие-то претензии к конкуренту после их фэйла с 737 MAX, повлекшего гибель 346 человек.
И со Starliner они, видимо, будут вечно возиться, хотя финансирования получили больше всех как на этапе разработки до подписания контракта с NASA – 590,3 млн. долларов, так и после подписания контракта – 4,2 млрд. долларов. Для сравнения – SpaceX получила 535 млн. долларов до контракта и 2,6 млрд. долларов после подписания контракта, при тех же обязательствах, что и с Boeing. Результат всем известен – аэрокосмический гигант не смог, периодически переносит сроки, и уже никому не интересен.

Дарья Смолякова

Starlink уже не тестирует, инет работает, покупай тарелку и пользуйся (недоступно для РФ) с апргрейдом, можно использовать инет на телефонах и устройствах в районе действия антенн.

Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Thero L

да нет, просто они были недостаточно смелыми чтобы рисковать деньгами инвесторов и в итоге просто потратили впустую большую их часть..

Ruslan Saidov

У Starlihk нет конкурентов

Helen Poor

Теперь понятно почему

Иван Шеметов

Oneweb?

Ути пути. Обиделись. Манагеры жопу протирали их пока манагеры Илона жопу рвали

Oleg Korzhanov

Монополия — плохо, конструктивная критика — хорошо. Честная конкуренция — хорошо, торможение прогресса — плохо. Довольно трудно представить какого Маску при этом балансировать между доступностью услуги и надёжностью системы. Хотя, это как обвинять Интел в том, что они не сразу изобрели производительный современный процессор, или как кодеров заставлять писать код сразу без ошибок) Надеюсь конфликт уладится и ошибки будут учтены.

Щукин Сергей

Извините, ваши сравнения не корректны.

Корректно было бы сравнить с фронтир-менами, которые убивали бизонов для того, чтобы индейцам нечего было есть и они освободили территории

Thero L

кстати одна из причин почему конкуренты маска отстают в том что они заставляют кодеров писать сразу без ошибок..

Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Aleksandr Makarov

Если там и правда 1% отказов из всего массива спутников, нытьё конкурентов так и останется лишь нытьём, а OneWeb даже UK не спасёт.

xxx xxx

Хитрый замысел - когда несколько тысяч спутников можно пожертвовать десятком и посбивать конкурентов, всё равно много останется.

Thero L

вот ты шутишь, а специальная комиссия исследовала возможность военного применения спутников старлинк для нанесения ударов по наземным целям

Вася Пражкин
 Каждый из наших спутников похож на Ford Focus

Какое неудачное сравнение чувачок выбрал. Особенно, учитывая количество косяков третьего Фокуса.

Igor Chimbur

Четвертый фокус вполне удачная машина.

Aleksey Pyzhov

Даже покритиковать нормально не могут. Аргументы как в детском саду, точнее их отсутствие )

Петр Иванов

Кстати интересно как плавно все происходит.
5 лет назад обвинение Маска в том что он ДАВИТ конкурентов было бы немыслимо. а обвинение Маска в том что он ДАВИТ Боинга - было бы фантастикой.
его в основном обвиняли что его ракеты не полетят,машины не поедут, батарейки не зарядятся а если зарядятся то перегреются а если не перегреются то емкость потеряют а если не потеряют то все равно его идеи тупые.

сейчас они вот его обвиняют что он их ДАВИТ, то есть весь рынок спутников по сути - и это читается вполне в духе времени. типа Илон Маск задавил тех, Илон Маск задавил там.

через 5 лет такие же жалобы от глав автоконцернов станут реальностью, думаю. типа уберите Маска а то он нас давит.

Raimond Vladimirov

То есть я могу легально, что угодно запустить куда угодно?

Да. Если кэша хватит и Скилла команды. Ну и лучше за границей делать

Ленин-гриб
То есть я могу легально, что угодно запустить куда угодно?

Начните с белых самолетиков из окна, посмотрим на сколько это легально 😂

Vl Al

В РФ можете запускать воздушные шарики. Куда угодно. Ну, почти.

Максим Малыгин

Ну да. Как и купить землю, получить водительские права и всё такое.
Подаёшь заявление в комиссию, получаешь ответ.

Thero L

только если у тебя есть возможность запускать, а у тебя её нет.. ну если только через посредника. а так да идёшь к любому доставщику с лицензией и он тебе закидывает груз на любую свободную орбиту

Дамир Губаев

Кто успел того и валенки, бюрократы всегда тормозят прогресс

Rodeus

Идея для стартапа: орбитальный пылесос

Максим Малыгин

Вы опоздали, пару таких спутников уже даже на орбите протестировали, а уж сколько было стартапов...

Психиатрическая неотложка

Очень странные претензии.

Роман Владимирович

Что мешает компаниям создавать конкурентный продукт . Ко ко ко, мы не можем  как spacex, поэтому объявим в монополизме.

Гуляева Рада

У кого есть деньги тот и банкует)

Alexandre Svergoun

Кто первый встал того и тапки.

Andrey Guzeev

Ой!

Комментарий удален модератором

Семен Басов

Почему-то вспомнилась шутка: не твоя, вот ты и бесишься 😁

Sergiu Romanu

Монополисты обвиняют в монополии, чтобы получить монополию... игра слов ...

Андрей

Сабака лает, караван идёт

Roman Dubyk

Ось вам практичні переваги еджайла над вотерфовом.

Александр Прилипко

Космические пдд, хотят сделать в целом не плохо. Вовремя задумались. Главное чтобы постепенно это пдд начинало работать. Сейчас это все не заметно. Но через 10-20 лет при запуске конкурентов и рогозиных и остальных это действительно может стать проблемой.

Петр Иванов

сама по себе идея корректная, и своевременная. до Маска количество спутников на орбите было таким, скажем, как если бы на всю Москву было 100-200 автомобилей. при таком количестве автомобилей ПДД не были бы нужны вообще - это понятно.
поэтому и в космосе так было - спутники редкие, орбит много, можно было договориться парой слов у кофемашины кто куда летит.

а Маск поднял количество спутников до величин, сравнимых с современной автомобилизацией. и там назрели вопросы и ПДД и утилизации спутников:):) как и для машин. разве что парковать их не надо.