{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Выход на арену: станет ли Россия мировым лидером по беспилотному транспорту

Отечественные беспилотные системы сегодня развиваются сразу по всем направлениям – на суше, на воде и в воздухе. По улицам уже ездят тестовые версии автономных автомобилей, проходят испытания аэротакси, запущен национальный эксперимент по автономному судовождению.

Благодаря своевременным поправкам в законодательство и бурному развитию рынка Россия имеет все шансы занять ведущее место на мировом рынке беспилотников и продавать свои технологии за рубеж, уверены эксперты Национальной технологической инициативы (НТИ). Рассказываем о перспективах отечественного автономного транспорта.

НА ВОДЕ

Еще в декабре минувшего года кабмин утвердил проведение национального эксперимента по эксплуатации морских беспилотных судов под отечественным флагом, а Российский морской регистр судоходства в свою очередь одобрил их использование. Росморречфлот в начале этого года написал рекомендации, как беспилотникам нужно использовать международную конвенцию по организации судоходства.

Это все уникальные документы, ничего подобного ни в одной из стран мира пока нет - здесь мы выступаем первопроходцами для всей мировой отрасли

руководитель отраслевого центра “Маринет” Национальной технологической инициативы (НТИ) Александр Пинский

В ближайшее время “Маринет” закончит работу над созданием нормативной базы для широкого применения автономных судов под российским флагом и начнет пятилетний национальный эксперимент, в ходе которого судоходные компании оснастят свои суда системами автономного судовождения и будут использовать их в своей коммерческой деятельности.

“В этом году мы планируем начать проект по развитию технологий автономного судовождения для их использования в портах и иных акваториях, где нынешние технологии ограничены в своем применении”, - добавил Александр Пинский.

По его словам, нынешний год должен стать вехой для развития автономного судовождения и в России, и в мире.

"Получив первыми в мире технические средства и правовые условия, наши судоходные компании со значительным опережением выработают свои подходы и процедуры использования автономного судовождения, сформируют адекватную модель бизнеса, которую мы хотим предложить Международной морской организации как отраслевой стандарт. Это должно принести явные конкурентные преимущества нашей отрасли: и в части безопасности судоходства, и в части сокращения издержек", - отмечает Александр Пинский.

НА СУШЕ

Не менее амбициозный проект — допуск на дороги беспилотных автомобилей. Его планируется завершить в 2022 году, однако количество компаний-участников эксперимента растет, как и число тестируемых машин.

Пока больше всего автономных авто у "Яндекса". Однако на рынке есть и другие игроки (“Старлайн”, МАДИ, КамАЗ), от которых в скором времени стоит ожидать больших успехов как в технологической сфере, так и в области бизнес-моделей.

Еще один новичок на рынке — компания BaseTracK. Ее беспилотный грузовик, способный выполнять рейсы в любую погоду, уже с марта в тестовом режиме перевозит грузы по трассе М11.

Сегодня федеральный закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций позволяет правительству определять территории, где игроки рынка могут испытывать беспилотники. Но, чтобы выпустить автономные машины на дороги общего пользования в массовом режиме, необходимо корректировать нормативную базу.

Необходимый законопроект уже подготовлен Минэкономразвития, согласован с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и в ближайшее время мы ожидаем внесения его на рассмотрение Госдумы

руководитель рабочей группы НТИ “Автонет” Александр Гурко

Создается и инфраструктура, которая необходима в том числе для запуска беспилотных машин. Уже утверждены национальные стандарты по платформе-агрегатору “Автодата» для сбора, хранения и обработки данных от автомобилей и существующих цифровых транспортных систем.

В четырех регионах, Волгоградской, Московской, Курской и Самарской областях, прошли пилотные проекты «Умная дорога». В рамках экспериментов проверялось, как система обменивается с автомобилем данными о трафике, состоянии дорожного покрытия, наличии пешеходных переходов, приближении скорой помощи и др. Для передачи информации используется высокоскоростная связь V2X.

“Реализация пилотов показала, что использование технологий больших данных в автомобильной сфере позволяет повысить безопасность и эффективность управления дорожным движением, качество транспортного обслуживания, снизить долю транспортных расходов в себестоимости товаров массового потребления. В этом году пилот "умной дороги" развернут в Санкт-Петербурге. В планах Пермский край, Калининградская область и другие субъекты РФ”, - говорит Александр Гурко.

В ВОЗДУХЕ

Большие перспективы у России и по внедрению беспилотников и в небе. Здесь для них особенно много направлений: мониторинг инфраструктуры, помощь в картографировании и кадастре, сбор данных по объему срубленных и растущих деревьев в лесах. Но, самое главное, перевозка грузов. В России разрабатывают линейки транспортных беспилотников, сверхлегких космических систем и даже серийных малых космических аппаратов. Но создание таких беспилотных или опционально пилотируемых авиасистем, включая аэротакси и их инфраструктуру, потребует не менее 3-5 лет, считает руководитель рабочей группы НТИ “Аэронет” Сергей Жуков.

Уже сегодня компании "ВР-Технологии" и "ОКБ Авиарешения" готовят к сертификации беспилотный вертолет и тяжелый мультикоптер, скоро им предстоят испытания. Сообщество “Спейснет” проводит конкурс по разработке сверхлегкой ракеты-носителя, которая сможет доставить на орбиту в 500 км 250 кг полезного груза. А конструкторское бюро "Русь" в январе получило поддержку НТИ для создания вертолета с грузоподъёмностью 60-80 кг и дальностью полета до 200 км.

В стране уже создаются правила организации движения автономных систем в небе.

“Ведётся проект RUTM1, в рамках которого нарабатываются технологии организации движения беспилотных воздушных судов, пока не в общем пространстве, а на малых высотах, но с перспективой постепенной интеграции в «общее» небо”, - говорит Сергей Жуков.

Проект предполагает создание надежных каналов связи, бортовой и наземной аппаратуры, навигации и наблюдения для уклонения от препятствий. Все это позволит беспилотникам безаварийно летать даже за пределами прямой радиовидимости. С RUTM1 тесно связан еще один проект - "Полигон БАС". Его результатом станет появление до конца года на базе лаборатории «Орловка» в Тверской области первого в России полигона для испытаний и сертификации летающих транспортных беспилотников. Эта площадка станет основой для небольшого семейства новых испытательных и сертификационных полигонов.

Беспилотные перевозки - вот задача времени! Для того, чтобы возить 5-20 кг на небольшие расстояния, технологических прорывов не надо. Хотя регулярные линии пока плохо заполняются даже для доставки медицинских препаратов

руководитель рабочей группы НТИ “Аэронет” Сергей Жуков

То есть работы еще много, и у инженеров, и у законодателей, заключил он.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Кирилл Костромин

Заголовок хорошо звучит, но, как мне кажется, нет, не станет.
И проблема не в сложности технологии и проблемах законодательства, хотя и тут не все гладко.
Проблема в том, что Россия - плохой контрагент. Крупный бизнес политически ангажирован, нет условий для инноваций, есть проблемы с доступом к технологиям, нет бизнес культуры, опыта продвижения. Теоретически могла бы взлететь какая нибудь уникальная, единичная прорывная технология - но государство сразу начнет использовать ее как геополитический рычаг, давать своим и не давать чужим, делать всякие хаки в духе дадим, если вы выполните такие то условия. Так дела не ведутся и репутация соответствующая.
Подобные технологии - не единичная фича, это гибрид, сложная система из собственно беспилотных технологий, оборудования к ним, инфраструктуры по ее поддержанию, большие усилия под доработку и адаптацию (разные стандарты в разных странах).
Это как рынок процессоров - мало сделать новый процессор, круче чем интел (что уже нереалистично, учитывая бюджеты интел), необходимо что-то сделать с материнскими платами, видеокартами, производителями готовых сборок, ноутбуков, стандартами ПО, компиляторами и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Шелейм Мазаль

"Будет давать своим и не давать чужим"....

Так это Россия накладывает санкции с ограничениями доступа к технологиям??

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Костромин

Конечно нет, санкции - это ведь тоже правило, хоть какая то прозрачность.
Россия даже санкции не накладывает - фигякс, давайте снова договариваться по газу, будем через Украину давить на Германию, фигякс - Беларусское молоко ненадлежащего качества, будем тормозить на границе, фигякс - новый закон, который хорошо может исполнить только один аффилированный производитель Х. Фигякс - яблоки у вас плохие.

Я не утверждал, что другие страны этим не пользуются, отнюдь. Еще как пользуются, и это тоже делает их хуже в качестве торговых партнераов. Но, предположительно, делают это реже и по более значимым поводам.
Потому что, к примеру, у Израильских или Шведских кампаний нет проблем с чипами, хотя ни Израиль, ни Швеция своих не производят. Или, к примеру, о монопольном положении ASML на рынке оборудования для производства процессоров беспокоится разве что Китай, а о куда менее монопольном положении России на газовом рынке напрягается пол Европы.

Ответить
Развернуть ветку
Шелейм Мазаль

Вы назвали кучу примеров недопуска чужих товаров на свой рынок и выбор надежных транзитеров. И ничего про технологии.

Ага, правила. Помер какой-то хер в тюрьме от язвы – они отключили нам сектор экономики. А мы им ракетные двигателя как поставляли, так и поставляем.

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

И заметьте что всё это тоже говорит не в пользу РФ, экономика как сидела на ресурсах так и сидит, а подавляющее большинство отраслей зависимо от забугорных технологий, материалов, заказов а уже как 7 лет "импортозамещение". А если говорить о России то в какой области/отрасли (кроме экспорта мозгов) смогли достичь (именно достичь, а не сидеть на наследии кровагого СССР) лидирующих позиций?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Костромин

Производство искусственных сапфиров.
Монокристалл держит 70% мирового рынка.
Можно, наверное, еще найти, если поискать.
Правда, это не отменяет грустного факта общих тенденций.

Ответить
Развернуть ветку
Шелейм Мазаль

ИТ, например.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда