{"id":9253,"title":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0430\u0440\u0438\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0432\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=9253&url=https:\/\/vc.ru\/mos.ecology\/322605-chto-darit-klientam-sotrudnikam-i-partneram-chtoby-ne-navredit-okruzhayushchey-srede&placeBit=1&hash=f7f2e59c93d6bf99b4de7eb426299419c5e5dc01833ead4a2d9b746713d07b81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Alex ExcelArt

Критика NFT и CryptoArt в четырёх частях

Часть 1. Революция в мире цифрового искусства.

Современное искусство, которым завалены музеи по всему миру, мало-помалу с каждым годом перестаёт быть современным. Человечество всё глубже погружается в мир симуляции и Виртуальности. Реальный мир перестаёт нас интересовать. Нас даже собственное тело уже мало заботит. Всё можно заменить, перекрасить, нарастить, переназвать. Более того, даже наше внутреннее содержание уже не то, что было раньше. У нас тысячи аватаров, профилей, мы растеклись собственным множеством по поверхности чёрного экрана. Наша современность происходит не там, не на улицах. Она здесь, в сети, вот где вы меня сейчас читаете. Как современное искусство может быть современным, если оно находится не там, где происходит современность? Не там, где находимся мы с вами? Подлинно современным может быть только цифровое искусство. Именно потому, что оно здесь и сейчас.

Конечно, цифровое искусство существовало в эпоху до NFT. Однако почему-то не вызывало такого интереса и ажиотажа. И здесь есть один очень важный нюанс. Любая вещь для современного человеческого общества вообще не существует до тех пор, пока её нельзя потребить: сожрать, поглотить, надеть, овладеть, купить, продать.Потребить в широком смысле слова. Человек уже сам давно стал вещью, он смотрит на мир глазами вещи. А основная операция над вещью — это её иметь, то есть потреблять. Это такая объектная логика, она определяющая для нас.

Проблема цифрового искусства именно в том и заключалась, что в чистом виде его нельзя было потреблять. Его можно было потреблять только частично, опосредованно. Например, в составе фильма или как часть игры или другого платного контента, но не в чистом виде. От этого оно и было малоинтересно.

Вот в чём настоящая революция и заслуга NFT: оно создало техническую возможность для потребления цифрового искусства в чистом виде. А следовательно, сделало его актуальным, интересным обществу, важным, включённым в культуру, в мировой процесс. Сейчас СМИ обсуждают только грандиозные суммы продаж тех или иных токенов, а это далеко не самое важное в этой истории. Гораздо важнее, что теперь Общество наконец-то обратило внимание на цифровое искусство, повернулось к нему лицом.

И как же художники воспользовались этим вниманием? Какое такое это новое современное искусство? За что именно платят теперь коллекционеры? Об этом мы поговорим в следующей части.

Часть 2. ХудожникVSДизайнер.

Если говорить максимально обобщённо, в самом начале становления искусства лежало декоративно-прикладное творчество. Оформление предметов культа, быта, роспись посуды и пр. Искусство ради искусства, эстетики ради, оформилось несколько позже. Так было с искусством реальным. С цифровым сейчас происходит похожая метаморфоза. Практически все, кто сейчас занимается им, это дизайнеры или иллюстраторы. Люди, занимающиеся коммерческим ремеслом, не художники. Это люди, которые всю свою профессиональную жизнь мыслят, как ремесленники.

Что сейчас выставляют на маркетплейсах? Эвридейки, например. То есть картинки, которые рисуются каждый в течение определённого периода «на автомате». Такие челленджи дизайнеры устраиваю себе лишь для того, чтобы просто отработать технические навыки работы в программах. Это к искусству не имеет никакого отношения. Да, это digital, но это не art. Что ещё выставляет большинство? Какие-то старые проекты, непринятые заказчиками, композиции, собранные из объектов из бесплатных наборов для башинга, просто тестовые рендеры, сделанные безо всякого замысла и т.д. Это просто технические компиляции, в этом искусства ноль.

Казалось бы, случилось чудо! На дизайнеров наконец-то обратили внимание, начали смотреть, слушать, готовы вкладывать деньги. И что они предложили миру? Что такого важного сообщили? Ничего. Просто вывалили с жёстких дисков мусор, который там накопился.

Современный дизайнер не торопится учиться мыслить, как художник. Как это ни печально прозвучит: он пока не готов заниматься искусством.

Таким образом, с NFT авторами существует реальная проблема. Должны же маркетплейсы, которые торгуют их работами, тоже это ощущать? Наверное, они как-то работают со своими авторами, предпринимают специальные меры для повышения качества своего контентна? В следующей части разберёмся с тем, как в действительности работают премиальные NFT маркетплейсы.

Часть 3. Просчёты NFT маркетплейсов.

Конечно, у них будет проблема с авторами, если набирать их так, как они это делают. У всех закрытых премиальных маркетплейсов абсолютно неправильный подход к принятию авторов.

Тот, кто хоть раз отправлял заявку на любой закрытый маркетплейс, видел эти формы, состоящие из массы полей ввода. Среди которых самые важные — это поля для ссылок на социальные сети. Для чего? Они смотрят на количество подписчиков у художника. И, если посмотреть на топовых авторов на этих маркетплейсах, то это, безусловно, сейчас основной критерий для них.

Серьёзно! Они определяют качество художественной работы по количеству подписчиков. Создаётся впечатление, что они торгуют не искусством, а медийным охватом. Им самое время переименовываться в рекламное агентство и писать на сайте CryptoAdvert вместо CryptoArt.

Лирическое отступление. Внимание вопрос! Сколько подписчиков было у Винсента Ван Гога? Один. Его брат Теодор, с которым они переписывались всю жизнь до самой смерти. И это не мешало Ван Гогу создавать великие шедевры.

Если говорить предметно, то, на самом деле, для адекватной оценки автора в заявке хватило бы всего двух полей ввода: для имейла, чтобы связаться с автором, и для текста под названием: «Напишите, почему то, что вы делаете, является искусством». Всё! Этого вполне достаточно.

При такой постановке вопроса авторам сразу же станет очевидно, что отправлять всякий мусор, вроде, эвридеек и тестовых рендеров бессмысленно. Потому что за такими работами ничего не стоит, нужно создавать какие-то серьёзные идеи, что-то придумывать.

Кроме того, по написанному будет достаточно легко определить, писал это настоящий художник, или это полная ерунда. На самом деле, история знает большое количество вербальных объяснений художниками своих позиций. Пояснения концептуалистов, манифесты авангардистов, письма упомянутого Ван Гога, дневники Да Винчи и многое другое. Эти люди знали, что они делают! Художники прекрасно умеют объяснять свою позицию. Можно не понять, о чём говорит художник, но то, что это говорит именно художник, как правило, понятно предельно чётко.

Что касается коллекционеров, они становятся заложниками непростой ситуации. До тех пор, пока маркетплейсы не заставят художников объясняться перед своим зрителем, коллекционерам придётся самим анализировать творчество авторов и пытаться выяснить, что стоит за их произведениями и стоит ли что-то вообще. Но как это оценить? Что такого должен говорить художник? Что делает картинку произведением искусства? Ответы на эти вопросы содержатся в заключительной части Критики.

Часть 4. О чём молчат современные цифровые художники.

В предыдущей части была сформулирована очень важная идея: «Можно не понять, что говорит художник, но то, что это говорит именно художник, понятно предельно чётко». Только там речь шла конкретно про вербальное объяснение художником своих позиций. Но понимать эту идею следует максимально обобщённо. Ведь картины — это тоже высказывание художника. Вообще всё творчество автора — это отражение его уникального видения. Художник смотрит на мир собственным экстраординарным взглядом и транслирует в своём творчестве эту экстраординарную точку зрения. Он может видеть иначе, видеть больше, интерпретировать по-своему, но именно его уникальный взгляд на мир позволяет ему создавать произведения, принципиально отличные от всех остальных. Именно этот взгляд влияет как на форму, на стиль, почерк, так и на содержание его работ.

И тут важно задаться вот каким вопросом. Куда направлен этот уникальный взгляд художника? О чём таком важном он говорит, что это становится актуальным для всего общества и его начинают слушать? Здесь уместно вспомнить мысль Василия Кандинского, которую он сформулировал в самом начале своей книги «О духовном в искусстве»: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств». Вся сущность искусства в одной блестящей фразе! Каждый великий художник так или иначе отражает окружающую действительность, мир, эпоху, дух времени, если хотите. Он подчёркивает в своём творчестве ключевые грани бытия.

Посмотрите вокруг. Что вы видите? Повсюду — на стенах, на рабочих столах, в карманах одежды, сплошные чёрные прямоугольники и квадраты. Загляните в них, и вы увидите отражение самих себя! Именно этим Малевич актуален до сих пор. Он чертовски тонко уловил этот образ времени, максимально точно определив его на годы вперёд. Чёрный Квадрат, как высказывание, повлиял не только на историю искусства, но и на нашу визуальную культуру и дизайн. Это отличный пример грандиозного высказывания великого художника.

Возвращаясь к криптоарту. Теперь посмотрите на всю эту графику через призму услышанного сейчас. Много ли там такого, что несёт в себе какой-то особенный, неповторимый авторский замысел, как-то отражает эпоху, описывает нас с вами и наше время? Ответьте честно на этот вопрос, и вы поймёте настоящую ценность этих работ.

Не вызывает сомнений тот факт, что «дикий запад» в NFT рано или поздно закончится. Маркетплейсы научатся отделять Искусство от Дизайна, подтянут технический функционал, станут нормально работать с авторами, дизайнеры начнут больше внимания уделять содержанию работ, коллекционеры станут избирательнее. В итоге на вершине пирамиды NFT искусства останутся художники только с очень сильной авторской позицией и уникальным видением мира.

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Интересные Вы мысли высказываете про NFT. Сама уже давно думаю о том, что искусством на маркетплейсах и не пахнет)) Ну вот какое, блин, искусство у Пэрис Хилтон! Ерунду какую-то рисует, и кто-то ведь покупает))))

0

Они определяют качество художественной работы по количеству подписчиков.

Это в точку!

0

Маркетплейсы это не про арт, а про бизнес. Маркет = базар, разве это не очевидно? Для коммерческой "выставочной" площадки, коей является маркетплейсы, единственный критерия это оборот и прибыль с квадратного дюйма экрана. См. мою заметку с цитатми со круглого стола ПМЭФ по NFT - и посмотрите сам круглый стол, интересно, если в теме.

0
Читать все 3 комментария
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

ИТ-специалисты сообщили о блокировке Tor в России Статьи редакции

На проблемы с доступом пользователи жалуются с начала декабря.

Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
Сайты в 2021 году
Tele2. Недоразумение со сменой тарифа

Моя бабушка пользуется тарифом без абонентской платы от Tele2. Недавно ей позвонили и предложили поменять тарифный план. Бабушка в этом ничего не понимает, но прекрасно понимает, что не стоит принимать решения, не посоветовавшись с детьми/внуками. Поэтому она, почти сразу,прервала разговор. На следующий день выяснилось, что с ее номера телефона…

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Мой опыт общения с Почтой России

Первым делом хочу попросить прощения у всех граждан России. Благодаря моим действиям, описанным вкратце в этой статье, я получил некоторую сумму денег, которая иначе могла бы попасть в бюджет РФ. Но произошло это по вине сотрудников АО «Почта России». Учредителем и единственным акционером АО «Почта России» является Российская Федерация.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
null