Дороги будущего: когда в России оцифруют строительство инфраструктуры и как это изменит индустрию

Использование данных и больших данных помогает различным отраслям работать более эффективно. Строительство — не исключение. Юлия Штрек, CFO группы компаний «Автобан», рассказывает о том, как использование цифровых технологий и информационное моделирование поможет развитию строительства дорог в России.

Трансформация строительства: от осознания значимости цифровизации к реальным действиям

Мировой рынок PropTech за последние несколько лет показал значительный рост, применение цифровых технологий в строительстве из “хайпа” стала повсеместной реальностью и необходимым условием для выживания бизнеса в конкурентной среде. В тоже время в России рынок новых технологий в строительстве пока существенно отстает от развитых стран как по инвестициям в решения, так и по использованию технологий в строительные компаниях: по данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), только 30% респондентов отметили высокую степень внедрения инноваций в свой бизнес.

PropTech (от Property Technologies) — технологии и компании, которые предоставляют инновационные решения для рынков недвижимости на различных этапах жизненного цикла проекта: концепция, проектирование, управление строительством, эксплуатацией объектов.

BIM (от Building Information Modeling) — цифровое моделирование зданий, сооружений и объектов инфраструктуры (инженерные сети, дороги, мосты, тоннели и другие). Цифровая модель — это виртуальное представление физических и функциональных характеристик объекта (данные и 3D-модель), формируемых на протяжении всего жизненного цикла объекта строительства.

Еще в 2019 году в исследовании компании Strategy Partners почти 90% представителей девелоперских и строительных компаний были согласны или скорее согласны с тем, что цифровизация является одним из основных приоритетов для их компаний. Тем не менее, по данным опроса PwC, проведенного в 2020 году, только 30% респондентов из числа представителей строительной отрасли уже внедрили в своей деятельности системы информационного моделирования (BIM), еще 25% запланировали внедрение таких решений в ближайшее время. По другой оценке, которую представила «Деловая Россия», данные еще ниже: BIM стала стандартом при проектировании объектов только в 12% российский строительных компаний.

По вопросу использования больших данных и искусственного интеллекта для принятия решений и управления данные еще ниже — 15% и 37% соответственно. А это значит, что почти половина компаний на рынке даже не планируют использовать инновационные технологии для повышения управляемости и качества своих проектов.

BIM: планирование, контроль, экономия

Как и в целом в вопросах цифровой трансформации различных отраслей, в строительстве речь идет не столько о возможности использования новых технических решений, сколько о комплексном переосмыслении процессов функционирования отрасли. BIM — это не просто использование специального программного обеспечения для строительства. Скорее, это комплексный подход к проектированию, планированию и реализации строительного проекта. Более того, те данные, которые формируются в процессе подготовки и строительства, продолжают приносить выгоды и после завершения проекта в процессе эксплуатации объекта.

Не секрет, что строительство объектов, особенно крупных, зачастую комплексный процесс, в который вовлечено большое количество организаций. Среди преимуществ использования BIM — прозрачность и координация действий всех заинтересованных лиц. Облачные решения предлагают возможности для общения, обмена информацией, возможность узнавать обо всех изменениях, уточнениях и актуальных моделях в режиме онлайн. Все сметы, модели, проекты и информация по ним создаются и хранятся в одном месте. Это означает, что архитекторы могут мгновенно корректировать проекты, подрядчики — вносить изменения в модель. Улучшение коммуникации и совместной работы приводит к более плавному и эффективному проекту, помогает предотвратить ненужные встречи и избавиться от узких мест.

Несмотря на то, что традиционно BIM рассматривается в большей степени в качестве инструмента, который должен применяться для планирования вертикальных объектов (зданий, сооружений, мостов), ничуть не меньшее значение использование этой технологии имеет и для дорожного строительства. Цифровое моделирование позволяет спроектировать полную модель дороги, которая будет включать, в том числе модели местности, имеющихся сооружений, инженерных коммуникаций и сетей. Единая цифровая платформа позволяет всем участникам строительства получить доступ к полному спектру информации по объекту в режиме онлайн, оперативно оценить изменения, учесть риски и скорректировать задачи.

В процессе эксплуатации, сформированная цифровая модель, позволит оперативно принимать решения, например, в условиях чрезвычайной ситуации, когда от оперативности получения информации и скорости принятия решений зависят жизни людей.

Повышение эффективности, если говорить об управлении процессами строительства, улучшает качество проводимых работ и сокращает затраты. Моделирование и анализ на основе полного спектра данных об объекте и окружающей среде позволяют уже на этапе проектирования оценить потенциальные проблемы, проработать необходимый уровень устойчивости объектов, усилить конструктивные элементы, обеспечить безопасность дорожного движения. Например, использование BIM-решения компанией «Автобан» при строительстве ЦКАД-4 сократило время на проектирование сложных съездов в среднем со 100–110 человеко-дней до 15–20.

По оценке фонда «ДОМ.РФ», примерно 15% бюджетов проектов развития территорий тратится на исправление ошибок, которые были допущены при проектировании. Около 50% всех изменений проектов также связаны с недостаточно качественной проработкой на первых этапах. Качественное проектирование позволит избежать необходимости внесения изменений в процессе строительства, а получение информации о ходе строительства в оперативном режиме — обеспечить своевременную поставку строительных материалов, дорожной техники и привлечение строителей для того чтобы избежать простоев.

Минстрой России считает, что до 12% общих затрат в сфере строительства приходится на непроизводительные затраты, которые можно сократить с помощью использования информационного моделирования, в том числе обеспечивая прослеживаемость объектов капитального строительства на всех этапах жизненного цикла проекта от концепции до эксплуатации.

Координация усилий поможет сделать трансформацию эффективной

Государство, которое в России является крупным игроком на строительном рынке как в части заказчика объектов, так и в качестве регулятора, понимает значимость применения новых технологий. С 2018 года в России реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги», который среди прочего предусматривает активное внедрение в отрасли современных стандартов, учитывающих развитие технологий. Однако скорость изменения нормативной базы не всегда соответствует потребностям отрасли.

Однако только в 2019 году в законодательстве появилось понятие «информационное моделирование». В сентябре 2020 года правительство определило правила функционирования отдельных элементов, используемых в трансформации отрасли (информационных моделей, классификаторов, единой системы). А в марте текущего года вышло постановление № 331, которое предусматривает обязательное ведение информационной модели по всем объектам строительства (кроме военных и связанных с безопасностью государства).

Использование BIM, а также создание единого информационного пространства для взаимодействия всех заинтересованных лиц, называется приоритетной задачей цифровой трансформации строительной отрасли. В тоже время до настоящего времени в отрасли действуют стандарты и нормативы, принятые 20 и 30 лет назад, которые не учитывают не только развитие технологий, но и отдельные изменения принципов ведения экономической деятельности.

По планам, которые были заложены в национальном проекте, власти в ближайшее время должны изменить 130 стандартов и технических требований, регулирующих функционирование отрасли. Более того, Минтранс и Минцифры говорят о начале разработки стандарта для строительства в России дорог, которые будут позволять использовать цифровые технологии. Строящиеся дороги должны сразу соответствовать требованиям будущего, создавать условия для использование цифровых технологий и беспилотного транспорта.

Такие масштабные изменения, фактическая трансформация дорожного строительства потребуют серьезного пересмотра принципов функционирования отрасли. Крупные компании с большим опытом на рынке уже сейчас активно применяют новые технологии, используют различные решения, которые показали свою эффективность, знают о потенциальных проблемах, которые могут возникнуть при массовом внедрении технологий. Экспертная поддержка, опыт и компетенции участников рынка позволят на стадии разработки и формирования правил и стандартов учесть возможные ограничения, разработать стандарты, которые будут соответствовать лучшим применяемым решениям, будут соответствовать международным и российским практикам.

Важной задачей в условиях цифровой трансформации для всей отрасли в этом году должна стать совместная работа с государственными органами и организациями, участвующими в формировании стандартов для отрасли. Например, уже сейчас мы ведем переговоры о возможном сотрудничестве с «РОСДОРНИИ», ведущим методологом в сфере дорожного строительства, другими компаниями отрасли, по координации действий в области регулирования и объединению усилий в направлении развития и применения BIM-решений. Надеемся, что и государство, и другие участники рынка поддержат такую инициативу.

Цифровое моделирование сегодня — это та реальность, в которой дорожное строительство должно существовать.

Трансформация строительной отрасли может позволить радикально изменить качество строительства, существенно сократив затраты, простои и неэффективные расходы. Однако успешная реализация трансформации будет возможна только при организации качественного взаимодействия между государством и участниками рынка.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Mamontov

Такая сааная вода. Bim в строительстве и проектировани  дорог уже давно существует и имя ему autocad civil 3d. Все  там есть и на нем   даже проектируют некоторые проектные бюро и все регламенты снипы госты в него включены. Но все это разбивается об е….ную отечественную действительность . В итоге строителям в лучшем случаю вместо bim модели от проектировщиков достается ссаные взорванные примитивы в dxf и криво отсканированный в пдф  ранее распечатанный и подписанный проект. И вся работа ложится на бедных геодезеров которые с этими убогими бумажками должны построить дорогу. Говорю по 10 летнему  опыту разбирания санных бумажек  на самых крупных  дорожностроительных обьектах в рф 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Хочется взять автора статьи и за шкирку оттащить на реальную стройку, причем зимой. Такой бред тошнотный.

Ответить
Развернуть ветку
Ali Telysmel

https://builddocs.ru/
Все норм, проблема решается

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Mamontov

Хм интересно. И как это работает с проектом? Эго надо скармливать туда вручную? Или она просто акты выполненных работ делает. Откуда данные для геодезических схем?

Ответить
Развернуть ветку
Ali Telysmel

Тут немного сложнее, есть связи с внешними системами, Синтека, 1С, ksi.faufcc.ru приход на объект материалов, бим, все в одну модель связываем. БИМ сейчас с работе (Ревит, Ренга, IFC) гоняем данные в обе стороны. Поэтому модель данных получается эволюционно. Подключили нейросеть для автоматического распознавания проектной документации. И сами акты тоже, можем сделать закрытие за пару минут. Про геодезию вот не уверен, в понедельник с бизнесом полюбопытствую, но по моему пока не было.

Ответить
Развернуть ветку
Ali Telysmel

Вот ответ по геодезии 
Исполнительные схемы = геодезические схемы
ИС должен подтвердить геодезист, проверить в натуре, и поставить штамп

Все решено

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Mamontov

Не особо понял последний комент, геодезическая схема  выходит автоматом или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ali Telysmel

Да, с точки зрения документации геодезия не является каким-то специальным случаем

Ответить
Развернуть ветку
second avenger

К чему все это в стране, где на строительстве и ремонте дорог разворовывают миллиарды, и больше ничего от дорог не требуется?

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Чтобы воровать ещё на вечном придумывании неэффективного ПО...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Сейчас тренд не деавтомобилизацию.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лукьянов

Для начала диалога, не плохо было бы подключить к вашему сайту шифрование HTTPS. Стоит копейки, а доверия — больше. Вроде как занимаетесь серьезным делом, а выглядите как заурядный производитель с Alibaba.com

Ответить
Развернуть ветку
Феттучини с Креветкой

Я тут видел как разметку нанесли прямо по яме.

Ответить
Развернуть ветку
Карен Арсенович

Скорее да, чем нет. С позиции методологии или общетеоретического подхода, это действительно новый уровень и высокотехнологичное строительное производство может и должно быть качественным! Уход от CRM к комплексному моделированию это новый уровень, но в современных реалиях, это все также инструмент для отчета перед инвесторами, что бы понимать в какой точки реализации проекта мы находимся и хватит ли запланированного бюджета для завершения строительства. Очень правильно, один из коментаторов отметил некоторое обстоятельство, реальная работа выполняется локально на строительном участке, пока многое зависит от отпыта и квалификации линейного руководства и главного инженера, а не от бизнес модели, потому что как не бери лопату в руки, черенок должен смотреть в верх)))). А вот наряду с затронутыми вопросами и обозначенными задачами, следует дополнительно пересмотреть структуру базисного ценообразования, далеко не каждая стройка может обеспечить соответствие требованиям ППР, не говоря уже о системном проектировании в связи с ограниченным объемом бюджета. Дорожное строительство имеет огромные бюджеты но в каком объеме они доходят до подрядчиков и субчиков? Вообщем человеческий фактор тут не исключить, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Столько воды. Походу писал копирайтер с оплатой за 1к знаков по принципу: чем больше текста - тем больше заплатят.

Ответить
Развернуть ветку
Карен Арсенович

Может не уловили мысль

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Промовский

Остается только гадать и надеяться, что VC выстоит против такого подхода и не скатится) 

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

В начале написано о недостаточном инвестировании... А какой смысл инвестировать в своих, когда они умеют только копировать уже существующие технологии, и при этом они стоят дороже?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда