{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Трекинг автомобилей в онлайн-формате — где его реализуют, и что обещают разработчики

Пару недель назад поделился опытом работы с простыми ИТ-решениями в сфере страхования. Сегодня хотел бы обсудить чуть более сложную тему.

Chris Liverani / Unsplash.com

Системы телематики не стоят на месте. На Западе уже готовы решения, позволяющие с высокой точностью отслеживать геолокацию миллионов автомобилей в формате real-time. Расскажу, зачем и кому все это нужно.

Телематика на стероидах

По некоторым оценкам, к 2025 году транспортные средства будут генерировать более 25 Гбайт данных в час. Причем речь идет не только о простых метриках вроде скорости движения, запаса топлива, количества резких разгонов и торможений, но и о служебной информации — о функционировании бортовых систем и данных о местоположении автомобиля в тот или иной момент его «жизни».

На рынке уже есть такие технологии — американская компания The Ulysses Group представила систему, способную отслеживать местоположение 15 млрд автомобилей в любой точке мира за исключением Северной Кореи и Кубы. Она также ведет историю передвижения транспортного средства. Эксперты предполагают, что решение основано на взаимодействии и анализе данных, поступающих с инфотейнмент-систем, компьютеров, навигаторов и иных программных средств, работающих на борту и подключенных к сети.

Высока вероятность того, что в перспективе страховые компании обратят внимание на подобные технологии, либо договорятся о сотрудничестве с их поставщиками. В итоге СК смогут опираться на big data сотен тысяч клиентов для профилирования стиля вождения и проведения страхового скоринга по расширенному числу показателей. Да и их клиенты — при общих равных — скорее всего получат определенные преимущества.

В чем выгода

Высокоточный трекинг автомобилей в режиме онлайн способен искоренить угоны. Об этом совсем недавно говорили на технологической конференции CES 2021 ведущие специалисты индустрии. Даже если машину увезут в кузове грузовика или на эвакуаторе — владелец сможет отследить хотя бы часть пути, по которому передвигались злоумышленники.

Вместе с этим real-time трекинг позволит разрешать спорные ситуации на дороге в случае ДТП. Страховые компании получат доступ к исчерпывающей информации об инциденте и смогут оценить, как в точности двигались транспортные средства до столкновения и какой стиль вождения привел к происшествию. Такой подход усложнит жизнь автоподставщикам, желающим получить несправедливую компенсацию. В то же время продвинутый анализ маршрутов позволит сверять данные по пробегу. Если показания телематики значительно расходятся с одометром, значит, скорее всего, его «скручивали».

Нельзя исключать, что данные пригодятся и для расчета стоимости и комплектации необходимых расходников при прохождении технического обслуживания автомобиля. И это все помимо расчета стоимости страховки.

Не так быстро

Несмотря на потенциальные преимущества, специалисты по информационной безопасности говорят, что риски все еще слишком высоки. Сбор телематических данных для real-time трекинга создает угрозу масштабных утечек. Бортовая телеметрия представляет собой «дополнительную точку уязвимости» и открывает больше возможностей для злоумышленников по слежке за транспортными средствами и банальной перепродаже персональных данных.

Стоит ожидать, что в ближайшем будущем регуляторы обратят на эти вопросы пристальное внимание. Собственно, ими уже занимается ряд сенаторов в США. Они провели собственное исследование рынка персональных телематических данных и выяснили, как их собирают, обменивают и перепродают. Результатом такой работы стал новый законопроект — Not For Sale Act, представленный в конце апреля. Он может ужесточить регулирование оборота таких данных и существенным образом ограничить к ним доступ со стороны страховщиков.

Пока готов лишь драфт документа. Как его примет экспертное сообщество, еще предстоит увидеть, но всегда есть шанс, что по стопам американских коллег последуют правительства других государств и российские регуляторы.

Samuele Errico Piccarini / Unsplash.com

Еще один момент, на который я бы хотел обратить внимание, это — особенности реализации таких решений. Пока российские страховые по большей части пытаются затянуть клиента в свои приложения с помощью геймификации в духе полноценной телематики. При этом тарифы в одной страховой компании могут «прыгать» без какой-либо привязки к данным. Поэтому я все-таки выступаю за постепенное развитие рынка, а не за «скачки в будущее», где настоящее получается кривым до безобразия.

0
4 комментария
Donna Bauer

Я только за! Не думаю, что кто-то откажется проверить историю авто перед покупкой.
Вот только 2 вопроса: 
- кто будет хранить эти данные?
-и сколько это удовольствие будет стоить?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Да, это может быть многих полезно. Но только в части проверки авто в параметре "пробег", но и просмотреть ход эксплуатации автомобиля. Представьте, Вы планируете приобрести авто, где продавец - пенсионер, говорит, что на весь период была бережная эксплуатация, а на самом деле 250 штрафов за превышение скоростного режима, средняя скорость движения 120 км/ч, экстренные торможения каждый день и т.д.

При этом я хочу подчеркнуть, что нужно следовать по пути органического развития страховой отрасли, где в каждой страховой компании ценится корпоративный высоких дух, уважение к клиенту, к партнеру. А пока ряд страховщиков требуют предоставления платных справок от гидрометеослужб, которые выдуются с трудом по истечении 30 дней. При этом одни страховщики готовы идти на полные уступки - оплачивать платные справки, вводить упрощенные процедуры урегулирования, отменяя часть справок, то другие напротив - загоняют клиента в угол, ссылаясь на общепринятый порядок, где соблюдение Правили равносильно отказу от полного страхования по добровольным видам с развитием у клиента неприязни, недоверия к отрасли. При этом страховые ещё умудряются рапортовать о современном подходе.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kabanov

Есть вероятность, что централизуют работу с такими данными. Но тут говорить рано, видимо пока среди первоочередных тем есть другие

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Михеев
Автор

Всё возможно. Это как ситуация с КБМ в ОСАГО. Если вернуться в прошлое и посмотреть какой хаос был в этой части буквально 7-10 лет назад. А именно: все водители были положительными) На вопрос - были аварии - всегда говорили "нет". А стоило лишь немного автоматизировать работу внутри отдельно взятой СК и ввести позднее единый учет через регулятора, так сразу всё тайное стало явным. И всем от этого стало только лучше.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда