{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Будущее ISA-инвестиций. Инвестиционные ISA-фонды как инструмент развития рынка инвестиций (инвестиций в таланты)

Модель инвестирования образования под названием ISA («Income Share Agreement» или «соглашение о разделении доходов»), о которой я писал год назад, в настоящее время получила значительное развитие на территории России. В качестве основы своей бизнес-модели «ISA» взяли многие образовательные проекты и такой подход мне видится правильным по следующей причине.

Модель ISA значительно расширяет рынок инвестиций. Молодым людям, не имеющим в определенный период своей жизни достаточных ресурсов для получения образования или реализации своего потенциала, не нужно брать кредиты и обременять себя безусловными ежемесячными платежами. Модель ISA предполагает возврат инвестиций под условием — человек, получивший инвестиции, возвращает их в виде процента от своего заработка, что в значительной степени облегчает положение «заёмщика» по сравнению с «кредитно-банковской историей». Таким образом, субъектом инвестиционных отношений по модели ISA может стать любой желающий, отвечающий базовым (почти формальным) критериям.

Более того, модель ISA является классической инвестиционной моделью, по которой «займодавец» (инвестор) напрямую и финансово заинтересован в развитии получателя инвестиций. Банкам и другим кредитным институтам же всё равно на то как развивается заёмщик, главное — чтобы платежи осуществлялись, а каким будет источник средств их не интересует (это могут быть средства от продажи недвижимости, средства от другого кредита и так далее).

Однако у модели ISA, на мой взгляд, в скором времени будет следующий виток развития. Заключаться от будет в том, что после того, как образовательные проекты получат достаточное количество данных на основе «первого посева», они составят гораздо более точный портрет своей целевой (а если быть более точным — максимально прибыльной) аудитории. И модель ISA превратится в инвестиции в таланты. Ибо талантливый человек в этом отношении гораздо более инвестиционно привлекателен по сравнению со своим «средним» коллегой.

И вот здесь нас будут ждать очень интересные выводы.

Наконец-то вместо очень размытых инфопопулистских лозунгов «любой может стать любым» будут даны гораздо более точные критерии таланта или успешного человека.

Я не говорю, что есть неталантливые люди. Я говорю, что талант — это чисто нишевая история. И кто не проявил свой талант в одной сфере, может проявить его в другой. Главный вопрос — в какой сфере двигаться (и, конечно, как двигаться).

Во многих сферах, в которых издавна используются инвестиции в таланты — таких как спорт, искусство, шоу-бизнес и так далее, уже созданы объективные критерии отбора «перспективных игроков индустрии». Наработки таких «институциональных» инвесторов можно и даже нужно использовать в других сферах. Возможно даже такие институты станут соинвесторами ISA-фондов.

У ISA-фондов так же как и у традиционных венчурных фондов есть вторая точка роста в плане дохода (прибыли). ISA-фонды могут также успешно развивать акселераторы — акселераторы талантов. В основу работы акселераторов талантов неизбежно будет положена технология коучинга — коучинга как инструмента выявления глубинного желания (а значит в какой-то степени, потенциала) человека развиваться в конкретной (той или иной) сфере. Глубинное, а значит истинное, желание является «ядерным топливом» для запуска и дальнейшего восходящего движения «ракеты» таланта. Помимо коучинга будет использоваться технология «профайлинга» — формирования матрицы качеств, необходимых для достижения успеха потенциальным получателем инвестиций. Такие матрицы уже давно успешно используются в спорте — для выявления юных потенциально успешных дарований. Такие профайлы, по сути, будут формировать аватары успешных функционеров. То или иное качество человека может быть полезным для развития в одной сфере и мешать развитию человека в другой сфере.

Акселераторы талантов, как и корпоративные бизнес-акселераторы, будут создаваться в разных сферах и станут очень распространенным явлением. Главное здесь — грамотно отточенная технология (технология выявления талантов).

Роль ISA-фондов является одной из ключевых в деле раскрытия и реализации человеческого потенциала. Я не понимаю, почему в настоящее время такие институты не создаются повсеместно на государственном уровне. Да, сейчас есть, к примеру, «Сириус», но насколько мне известно, данная организация работает с уже проявившимися талантами. Однако, за пределами её деятельности остается значительное количество скрытых талантов, которым также нужна помощь. Не все люди имеют объективной возможности проявить себя. В условиях текущей демографической ситуации для развития человеческого потенциала страны нужны более широкие охваты.

ISA-фонды — это социально ориентированный бизнес.

Критические замечания некоторых людей относительно того, что инвестиционная ISA-модель — это «рабская» модель не выдерживает критики, ибо любая инвестиционная сделка предполагает не только права, но и обязанности получателя инвестиций. Любой человек, работающий по найму, также имеет обязанности, которые не делают его рабом, а являются конструктивными, направленными на создание пользы для работодателя в обмен на заработную плату. Да, у сторонников точки зрения «рабского статуса получателя инвестиций» есть аргумент, что наемный сотрудник может в любой момент уволиться, но и получатель инвестиций, во-первых, может закрыть инвестиционную сделку, погасив долг по сделке, в том числе, от стороннего источника финансирования, а во-вторых, и это главное, получатель ISA-инвестиций возвращает инвестиционный долг в виде процента от своего дохода, что позволяет ему контролировать размер отчислений и размер финансового остатка для удовлетворения своих жизненных потребностей.

ISA-модель также органично вписывается в миграционные процессы. Даже если получатель инвестиций переедет в другую страну, то это чаще всего сулит повышение уровня его дохода, а значит, более высокую вероятность успешного возврата инвестиций. Многих сейчас заботит юридическая плоскость ISA-инвестиций. Но многим юристам известно, что существует добрая воля участника сделки и в большом количестве сделок для возврата инвестиций не нужно прибегать к юридическим «принудительным» инструментам. Мир становится всё более тесным и роль репутации в нем стремительно растет. Если получатель инвестиций уклонился от возврата инвестиций, то это как минимум, повлияет на его кредитную историю — кредитная история складывается не только из банковских данных, но и данных исполнительных производств, которые в настоящее время являются публичными (доступными).

Данная статья не является экспертной (в контексте избранной темы), поскольку данных для экспертизы в обозначенной области пока недостаточно, однако тренды, проблемы и возможности ISA-фондов видны уже сейчас, а значит, уже сейчас можно строить примерные финансовые модели в данной области и готовиться к следующему витку развития инвестиционной сферы.

Если вам интересна сфера ISA-инвестиций, вы можете написать мне для обсуждения возможностей сотрудничества. На данный момент мы находимся на стадии формирования технологии выявления талантов человека применительно к той или иной сфере деятельности и поиска релевантных партнёров, в том числе инвесторов.

С уважением, Евгений Рябов, инвестиционный и корпоративный юрист, предприниматель, автор книги «Предприниматель, который выжил: как не погубить бизнес и инвестиции»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда