В сетях будущего: какие технологии двигают социальные медиа вперед

Ростелеком и поисково-аналитическая платформа TeqViser проанализировали главные технологические тренды в соцсетях. Сегодня расскажем о технологиях дополненной реальности (AR).

В начале 2021 года количество пользователей социальных сетей в России превысило 90 млн. Для многих социальные сети уже заменили классические медиа. Новые коммуникационные технологии в соцсетях не только меняют общение, но и создают новые бизнес-модели.

Почему мы изучаем коммуникационные сервисы?

Развитие новых коммуникационных сервисов и технологий в контексте создания безопасной цифровой среды — вопрос социальной и даже общенациональной значимости. Поэтому в нацпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации» появились задачи развития высокотехнологичной области «Новые коммуникационные интернет-технологии» (НКИТ).

Как центр компетенций по НКИТ «Ростелеком» совместно с поисково-аналитической платформой TeqViser отслеживает и анализирует актуальные тенденции в сфере коммуникационных сервисов для широкой аудитории, в том числе соцсетей, мессенджеров, платформ с UGC и профессиональным контентом, компьютерных игр, и выявляет направления, которые могут стать драйверами их развития. Эти данные представляют интерес для всего бизнес-сообщества, поскольку могут помочь сформировать гипотезы и идеи, а в конечном счете — новые бизнес-решения и технологии.

Больше, чем ты видишь

Это кадры из британского научно-фантастического сериала «Черное зеркало» (Black Mirror, 2013–2019). В серии «Пикирование» (Nosedive), вышедшей в 2016 году, авторы рассуждали на тему повсеместного использования личного социального рейтинга человека. Концепция строилась на технологиях дополненной реальности (AR): общаясь, герои в режиме реального времени видели социальные рейтинги друг друга.

Пять лет назад это воспринималось как фантазия на тему далекого будущего. Но так ли это будущее далеко? Возможно, оно уже наступило?

Дополненная реальность — самая перспективная технология для межличностных коммуникаций

AR-технологии настолько активно развиваются, что для их полномасштабного внедрения в различных отраслях остается всё меньше технологических препятствий.

Статистика количества научных публикаций, патентов и инвестиционной активности, связанных с технологиями дополненной реальности, за последние пять лет, собранная аналитической платформой Teqviser, фиксирует рост по всем направлениям.

Так, например, в 2015–2020 годах ученые и исследователи опубликовали 25 тыс. статей по теме AR: за последние 5 лет количество вышедших в свет научных статей в год по этой теме выросло на 140%.

Лидируют с точки зрения научной активности в сфере AR США, Германия и Япония. Россия, где активнее всего научную работу ведут Университет ИТМО, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана и Казанский федеральный университет, занимает в этом списке 26 место.

Ведущие аналитики прогнозируют для рынка AR колоссальный рывок со среднегодовым темпом роста (CAGR) более 40%, а самым перспективным направлением для использования технологий дополненной реальности после игрового считают индустрию медиа и развлечений.

Это подтверждают крупные инвестиции владельцев социальных сетей в разработчиков технологий дополненной реальности:

Поисково-аналитическая платформа Teqviser

При этом дополненная реальность уже заметно присутствует в социальных сетях. Первым применением можно считать AR-маски. Трехмерные модели, накладываемые поверх реального изображения в смартфоне, популярны у пользователей, которые хотят улучшить свою внешность, либо используют их в игровых и развлекательных целях. А бренды и крупные компании используют эту популярность в маркетинговых целях: для рекламы товаров и онлайн-примерок.

Первой этот функционал реализовала социальная сеть Snapchat в 2015 году. Сегодня в Snapchat пользователи могут не только применять AR-маски, но и играть в AR-игры (Snappables AR) и совершать покупки с возможностью онлайн-примерки (Shoppable AR).

Около пяти лет назад функции с применением AR появились также в Facebook и Instagram: в Facebook это игры с дополненной реальностью (Asteroids Attack и Don't Smile) и возможность добавлять AR-эффекты в рекламные видеоролики, в Instagram — AR-маски и функция виртуальной примерки. Российская социальная сеть «ВКонтакте» запустила функцию создания и применения AR-масок в 2017 году, а китайский TikTok добавил AR в 2020-м.

Но некоторые разработчики социальных медиа пошли дальше.

В мае этого года в App Store и Google Play появилось приложение Spotselfie. Оно с помощью технологии дополненной реальности позволяет пользователям публиковать виртуальные объекты, изображения, видео, стикеры и другие цифровые материалы с привязкой к местоположению. Эти объекты можно просматривать через камеру смартфона и оставлять к ним лайки и комментарии.

Компания Snap Inc. (владелец социальной сети Snapchat) с 2015 года разрабатывает умные очки Spectacles. Первые поколения очков позволяли делать фото и видео с помощью встроенных камер и загружать их в Snapchat. Последнее поколение очков, которое Snap Inc. презентовала в мае этого года, уже содержат функционал дополненной реальности. В новые Spectacles встроены дисплеи, которые реалистично накладывают виртуальные объекты на окружающий мир. Кроме того, они оснащены двумя камерами, четырьмя встроенными микрофонами, двумя стереодинамиками и сенсорной панелью, чтобы максимально погружать пользователя в дополненную реальность.

Собственную AR-гарнитуру разрабатывает и Facebook (Facebook Project Aria AR). А в конце июля 2021 года компания объявила о начале создания «метавселенной» —виртуального пространства с цифровыми мирами, в котором пользователи смогут общаться и перемещаться независимо от физического местонахождения. Разработка будет основана на связи физической, дополненной и виртуальной реальностей.

Растущая научная и инвестиционная активность в области AR-технологий вместе с бурным развитием и внедрением их крупнейшими социальными сетями способны серьезно изменить взаимодействие человека с информацией (всех ее разновидностей, включая рекламу), компьютерами и даже с другими людьми уже в ближайшее время. А заодно разнообразить создаваемый и потребляемый контент, повысив его таргетированность и качество.

Это лишь один из трендов в сфере новых информационно-коммуникативных технологий — в следующих публикациях проанализируем стримы (прямые эфиры) как самый перспективный функционал в социальных сетях.

Полную версию исследования читайте на сайте Teqviser по ссылке.

0
1 комментарий
Петр Аджигитов

соц сети зло

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null