Big Data, цифровой двойник и 500 миллионов сценариев: как Альфа-Банк находит лучшие места для офисов

Пока остальные банки переводят клиентов в онлайн, мы строим отделения будущего — с системой Face ID на входе, без банковских стоек, проводов и бумаги. Потому что видим: людям важно живое человеческое общение, особенно когда дело касается серьёзных финансовых вопросов.

В 2020 году мы открыли первый Phygital офис в Москве, на Маросейке, а вчера запустили сотый, в Красноярске. Целых сто офисов будущего — такого нет ни у одного банка в стране, даже самого крупного.

Но модель Phygital, в которой мы объединяем лучший физический и цифровой опыт — это не просто технологичные пространства, это ещё и продвинутый способ выбора локаций. Рассказываем, как мы открываем офисы будущего с помощью Big Data и при чём здесь фонари и урны.

Phygital офис в Москве

Дом с 900 переменными

Выбор места для офиса — это почти как выбор квартиры. Учесть надо всё: район, удалённость от метро, магазины рядом и другие, иногда неочевидные параметры. Численность жителей покажет, сколько потенциальных клиентов тут живёт, а офисы компаний — благоприятные территории и «зоны смерти»: районы, где новые организации появляются, работают пару месяцев и закрываются, не получив прибыли. Этажность и материал стен домов расскажут про аудиторию: квартиры в новостройках, как правило, покупают молодые и активные, а элитные дома выбирают состоятельные люди.

Также мы смотрим на маршруты общественного транспорта (удобно ли добираться до офиса), наличие конкурентов, стоимость аренды — всего для каждой локации набирается более 900 переменных. Вручную перебрать их невозможно, поэтому мы призвали на помощь искусственный интеллект и Big Data.

Phygital офис в Иваново

Как мы создали цифровой двойник сети

Вместе с компанией Marketing Logic мы запустили сервис Geonet, который работает на основе геоинформационной системы Atlas. Geonet анализирует данные и рассчитывает, как разные переменные влияют на эффективность бизнеса. С помощью сервиса мы можем определить, например, насколько прибыльным будет офис, если поместить его у вокзала или в спальном районе, отодвинуть подальше от метро или открыть рядом с цветочным магазином. Мы просто указываем, какие параметры нас интересуют, а сервис делает расчёты.

Правда, сначала нам пришлось его обучить — показать, какие переменные работают именно для Альфа-Банка. Мы загрузили в сервис данные о каждом офисе за последние несколько лет: информацию о пространстве вокруг, активности клиентов, самых продаваемых продуктах, финансовых результатах и других показателях, которые могли повлиять на бизнес.

Geonet определил самые эффективные отделения, проанализировал, какие из 900 переменных сработали, и вывел формулу успеха. Оказалось, что значение имеет даже то, насколько благоустроен район: есть ли там парки, хорошо ли освещены улицы и достаточно ли урн для мусора.

Phygital офис в Иваново

500 миллионов вариантов будущего

А потом мы начали экспериментировать. Что если... мы закроем вот это отделение, вот эти два — объединим, а обслуживание предпринимателей перенесём вот туда? Сервис Geonet просчитал 500 млн сценариев и выдал оптимальные решения: где лучше разместить офис, какие направления там будут востребованы, сколько сотрудников и какая площадь помещения нужна, сколько мы заплатим за аренду и какую потенциальную прибыль получим.

Эту идеальную картину мы получили не в вакууме, а в реальной городской среде. Сервис анализировал рынок недвижимости и учитывал сроки поиска помещения под аренду для каждой точки. Если они не вписывались в наш график, мы отсеивали даже те варианты, которые подходили по другим параметрам.

Phygital офис в Казани

Что дальше

Внешние факторы иногда меняются очень быстро. Где-то появится мост или автобусная остановка — и место оживёт, а где-то начнут масштабную стройку — и район на годы опустеет. Поэтому мы заложили в сервис прогноз привлекательности локаций на ближайшие 5 лет, выделили устойчивые по качеству зоны и сделали модель гибкой. Теперь мы можем в любой момент добавить новые факторы: например, изменение загруженности общественных пространств, вызванное пандемией.

С помощью сервиса мы выстроили чёткий план трансформации сети — знаем, в какие сроки и где откроем новое отделение. За 2,5 года мы планируем перевести в Phygital формат все наши офисы. Но и это ещё не всё: нам так понравилось работать с цифровым двойником, что скоро мы сделаем такой же проект с банкоматами.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Похеров

Сервис сначала нормальный сделайте

Ответить
Развернуть ветку
Pishi Veselej

па-а-а-а-атом)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

Не думал, что все так сложно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юля Захарова

Для многих компаний этот сервис будет полезен. Был у меня опыт работы в одной компании, все было круто, а потом начальство не договорилось по аренде, нам пришлось съехать. Переехали в глушь, контингент района не очень, условия работы хуже, настроение хуже, клиентам стало сложно нас находить. Началась текучка кадров, клиентов, в итоге и на ЗП это стало отражаться, после я уволилась. Казалось бы, а всего лишь поменяли офис.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Короткова

Руководство решило жестко сэкономить? Это же самоубийство. Фирма хоть существует еще?

Ответить
Развернуть ветку
Зиновьева Ника

У меня на районе постоянно то открываются, то закрываются кафешки и рестораны. Походу у них такой штуки нет :))

Ответить
Развернуть ветку
Sportica Sportica

Очередная пыль в глаза от Альфа-Банка. Сервиса действительно не могут нормального предложить. Пришёл в такой офис написал заявление на закрытие карты. Почти месяц прошёл, карта не закрыта. Некогда им такими мелочами заниматься. Надо успевать пыль в глаза пускать!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Можно сделать всё без обращения в офис. Карта дебетовая или кредитная?

Ответить
Развернуть ветку
Sportica Sportica

Дебетовая. Специально на бумаге писал, чтобы штамп был о принятии. На сайт вам жалобу в обратной связи писал. Ноль ответов!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Напишите нам в личку ваши данные и в какой офис обращались (дату, если помните), всё проверим.

Ответить
Развернуть ветку
Костя Галушкин

Офисы в хороших местах - это хорошо, но когда банк может оперативно решает твои проблемы - это вообще замечательно

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гончарюк

Все мои проблемы с данным банком решались не раньше, чем через 7 рабочих дней. А ещё нужно было почти всегда идти в банк. Меня это не напрягает, но всё равно хотелось решить всё удаленно.

Ответить
Развернуть ветку
Kuth Kuth

Банк, который не может решить вопросы удалённо, а предлагает ехать в соседний регион, чтобы вывести со счета 1,5₽, из-за которых невозможно этот счёт закрыть🤦🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Карина Румянцева

Офис должен быть в центре и точка, удачнее места не придумать

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Лобова

А ценник на аренду такого офиса видели? Не каждая компания потянет. На самом деле если все продумать, то можно найти удачный вариант в хорошем районе и не за все деньги мира.

Ответить
Развернуть ветку
Raya Dolina

Центр? Ну нафиг! Дорога адовая, пробки, толпы ужас. Мы переехали из центра в Марьино и стало намного лучше.

Ответить
Развернуть ветку
dponomarcuk

Неплохо так заморочились

Ответить
Развернуть ветку
Елена Тихонова

Такой анализ нужно делать еще застройщикам, когда лепят офисные центры куда попало, не подумав, а потом эти офисы никому не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Галина Когот

Вот-вот. В моем районе есть офисный центр, хожу туда переводы делать и постоянно замечаю как меняются таблички на дверях.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Аминова

Печально,это же еще убытки для компаний. А можно было сперва все тщательно просчитать, а потом выбирать офис.

Ответить
Развернуть ветку
Sandra Cover

По себе скажу, что если мне место работы норм, то я намного продуктивнее. Был опыт работы в старом здании с видом на промзону, это ад, депрессия и нежелание ничего делать у всего коллектива.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

По моему очевидно, что при выборе офиса учитываются геолокации клиентов банка, наличие дороги (с анализом пробок), парковок. Не знаю как там нейронная сеть расставила коэффициенты и нужна ли она вообще в этом кейсе )

Ответить
Развернуть ветку
Xenia Zenina

Давно пора продумать расположение банкоматов. В некоторых районах очень тупо расположены, не найти , когда нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Филатова

Если говорить о банкоматах, можно было бы опрос у населения района сделать и создать новые точки, где люди больше всего проголосуют.

Ответить
Развернуть ветку
Иванюк Степан

Недавно впервые проходил мимо одного из таких офисов. Зашёл, посмотрел, затея хорошая

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

Выглядит интересно стремление идти против тренда, но все-таки, я чрезвычайно сомневаюсь, что для клиентов важнее красивый офис, а не выгодные условия по финансовым продуктам и удобное приложение, в котором можно решить все вопросы без необходимости куда-либо выходить. Может быть, это важно для людей в возрасте, которые обращают внимание на внешние атрибуты банка, а не на его финансовые показатели и мобильное приложение. Но в целом выглядит как путь в никуда

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Ростовко

Я однажды на собеседование в такое место поехала, но как увидела это здание и место вообще, то и заходить не стала. Не представляю, как туда ходить на работу и не застрелиться в конце рабочего дня.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

почему?

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Фигиталь какая-то...

Ответить
Развернуть ветку
Sportica Sportica

Обращался в ваш офис в г. Иваново, пр-т Ленина, 11 15 ноября 2021г. Номер карты 4584432831174660.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Batenev

все звучит настолько сказочно... а писатель опуса отзывы о банке видел вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гончарюк

Сейчас моя компания тоже переезжает и для нас это скорее плюс, чем минус. Я работаю салоне офисной мебели, который находится в заднице города, но это не мешает ему быть самым крутым "хабом" и объединять внутри себя всю мебель, которую только можно представить. Сейчас мы переедем в соседнее здание, которое гораздо симпатичнее снаружи и уютнее внутри. Наши соседи в этом здании - престижная, дорогая и просто красивая домашняя мебель. Будем надеется, что продажи у нас пойдут лучше, потому что теперь к нам будут идти целенаправленно, а наша задача - предоставить первоклассный сервис клиенту, красиво обставить торговую площадь и продавать. Мебель у нас хоть и офисная, но очень красивая (есть и страшная, но это просто, чтобы закрыть все потребности клиентов). Фотографии приложу позже, как мы туда переедем. Это будет до конца сентября.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гончарюк

Красиво написано, но уже 12.09.2023 год, а в Сургуте по сей день старые отделения альфа-банка. Честно говоря, это расстраивает, потому как приходится иногда посещать их, а там большие проблемы с скоростью работы (ок, если она проходит качественно, то вопросов к скорости нет), но приходится сидеть и ждать от 10 до 30 минут, а кресла там так себе. Так же нет возможности купить кофе прямо внутри банка (боюсь пропустить свою очередь), а так же нет информационных листов с рекламой для клиента (иногда она полезна). Речь идет об отделении на пр. Ленина 38 (Сургут). Даже СБЕР лучше по сервису, если быть честным (я про новое отделение СБЕРА которое находится у в ТЦ Союз в СРГ, а не про те страшные, зеленые отделения, которые больше похожи на почту).

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Приветствуем!
Ни в коем случае не хотели вас расстроить. Наши офисы обновляем постепенно, всегда стараемся сделать обслуживание клиента комфортнее 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Гончарюк

Не так давно в Сургуте появилось новое отделение. Кайф! Лично я быстро решил свой вопрос и ушел довольным. Не понравилось то, что пока сидел за столом с менеджером, его постоянно отвлекали другие посетители банка (в прямом смысле влезали в наш разговор с менеджером) и это было очень некомфортно, т. к. вопросы были очень личными и не хотелось бы решать их на глазах у других людей. Для меня менеджер банка как врач - общение личное и конфиденциальное. Но, увы, не получилось нормально поговорить. Приложение установили! Тоже удобно. Всё-таки Альфа-Онлайн ещё сырой и не все потребности может закрыть, а вот APP-ка закрывает.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда