{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Девять главных технологических трендов уходящего года по версии Николая Белоусова

Мнение ментора рубрики «Будущее» и основателя интернет-магазина мобильных устройств Madrobots.

Николай Белоусов

Последние 12 месяцев выдались на редкость плодотворными с точки зрения технологического прогресса. Да, пока никто не запустил массовый летающий автомобиль или хотя бы ховерборд, а получивший подданство Саудовской Аравии андроид — всего лишь продвинутая аниматронная кукла.

Тем не менее, человечеству есть чем гордиться, поскольку его лучшие представители успели придумать и сделать немало нового. Вот девять последних трендов в мире технологий и бизнеса, которые я считаю самыми важными.

1. Беспилотные автомобили

В этом году только самые ленивые (Apple, где мой Apple-мобиль?) производители не показали действующий прототип или хотя бы концепт беспилотной машины.

По классификации SAE есть шесть уровней автоматизации автомобилей. Интерес представляют третий, четвёртый и пятый уровни, на которых человеку либо почти не надо, либо вообще не надо рулить. Современный автопилот находится на первом и втором уровнях.

Наибольшую активность в этой области до сих пор демонстрирует Tesla, которая планировала ввести пятый (полный) уровень автоматизации для всех своих моделей ещё в прошлом году.

Затем график сдвинули на конец 2017 года, но в начале декабря Илон Маск заявил, что полностью беспилотной Tesla остаётся ждать ещё два-три года. В этом его прогноз совпадает с планами Ford (2021), Daimler (2020), Hyundai (2020), Volvo (2021), Renault-Nissan (2020) и Toyota (2020).

Надо понимать, что первые флотилии роботов-автомобилей будут коммерческими, как показанные Daimler грузовики-офисы или совместный проект автономных такси Uber и Volvo.

грузовики-офисы Daimler

Корпорации уверяют, что пока не хотят лишать заработка простых водителей-трудяг, однако серьёзный повод поволноваться у последних уже есть. Несмотря на консервативность индустрии грузоперевозок, Tesla получила заказы на сотни своих новых электрических грузовиков Semi.

Что произойдёт, когда через два года революционная компания наконец-то доделает достойный «искусственный интеллект» и пропатчит все проданные машины? Остаётся только гадать.

2. Возвращение по расписанию

Японская компания Nintendo, кажется, не умеет делать «средних» проектов. У неё получаются либо чудовищные ошибки (как приснопамятный Virtual Boy), либо вечно живая классика (NES). Приставка Wii U оказалась для компании очередным «пшиком», так что в 2017 году маятнику наступила пора качнуться в другую сторону. И он это сделал: привет, Nintendo Switch.

Nintendo Switch

Триумф нового устройства во многом объясняется всё той же старой склонностью инженеров компании к нестандартному мышлению. Switch — это гибридная приставка, которая мгновенно переключается из портативного режима в стационарный, а затем обратно.

Весь секрет заключается в специальной док-станции, куда засовывается консоль. Оказалось, что многие геймеры только и ждали подобного устройства, чтобы не выбирать между большим экраном дома и возможностью поиграть на ходу.

В Nintendo не стали повторять ошибок Wii U и вместе с новой приставкой выпустили серьезную подборку игр, включая новую The Legend of Zelda. На протяжении года на Switch портировали многие популярные игры, включая Minecraft, L.A. Noire, Skyrim и Doom. Праздник и не думает заканчиваться, к выходу готовятся Bayonetta (I&II), а также Wolfenstein II и Payday II. GG, Nintendo! Так держать.

3. «Умная» одежда вместо «умных» браслетов

Тяжело признать, но все знаки определённо указывают на то, что эра «умных» наручных устройств подходит к концу. Стартап Pebble стал историей ещё в прошлом году. Jawbone тихо закрылся в июле. Однако вся наработанная технология не может взять и испариться, и ей должно быть найдено применение — в «умной» одежде.

До сих пор поиск новых форм ограничивался «железом», но уже перешёл и в рюкзаки. Речь идёт об общеупотребимых городских рюкзаках, потому что туристические и военные улучшали постоянно и отдельно.

«Антиугонный» рюкзак Bobby, удачный проект бренда XD Design, открыл шлюзы для десятков подражателей (и тысяч подделок с AliExpress). Теперь в рюкзаке может быть и должен быть свой провод для зарядки. Теперь к нему неплохо пристегнуть солнечную батарею. Осталось сделать один шажок от одного куска «умной» материи до другого.

Антиугонный рюкзак Bobby

Google и Levi’s такой шаг сделали, запустив в продажу «умную» куртку проекта Jacquard. В тени этого серьёзного начинания находятся другие проекты, которые многие годы обивают пороги выставок. Умные кроссовки — это, в том числе, Adidas и китайцы из Codoon. Последние за год выпустили несколько поколений своей обуви.

Человека тяжело убедить в том, что ему зачем-то надо носить браслет на руке. Куда разумнее передвинуть тот же набор датчиков в олимпийку, леггинсы и футболку. Кстати, в наших широтах не помешают умные пуховики с подогревом и зарядкой для смартфона. Да, такие уже есть, их выпускает компания Ravean.

4. Ускорение цикла жизни продуктов

В 90-х годах брелоки-тамагочи и разноцветные пружинки-слинки определили собой эстетику целого десятилетия. Нынче такой фокус не работает, и жизненный цикл любого продукта короче и быстрее. Мимолётнее, чем слава японской айдору.

Как и в случае с айдору, аудитория у хайповых продуктов по большей части молодая. Набравшие было популярность фиджет-кубы вылетели со своего места под напором фиджет-спиннеров.

Но и спиннеры уже не те — их поджимают фингерлинги, интерактивные игрушки для пальцев. Не понимаете, о чём речь? Добро пожаловать в наш клуб стариков, доставайте нарды.

Фингерлинги

Тенденция созвучна с тем, что происходит в мире смартфонов. По статистике половина американских пользователей готова выкидывать свой старый телефон каждые два года (приблизительно каждые 20 месяцев), особенно этим грешат владельцы iPhone.

Производители пока рады. Однако если даже не говорить о вреде для природы, как угнаться за потребительским поездом, который ускоряется и летит над рельсами? И куда деть тонну спиннеров со склада? Возможно, мгновенная 3D-печать продуктов по заказу станет ответом на все вопросы.

5. Биткоин не падает

2017 год определённо стал годом производителей видеокарт. И Nvidia, и AMD показали ошеломительный рост на фоне растущего интереса к криптовалютам и биткоину. Именно видеокарты изначально использовались для майнинга биткоинов, а теперь — для других криптовалют.

Я не буду пророчить закат биткоина или захват власти над миром каббалой криптокапиталистов. Только холодные факты: 17 декабря курс биткоина достиг $20 тысяч. На конец 2016 года один биткоин стоил порядка тысячи долларов. Начинать майнить на своём ПК поздно, ведь где-то в пустынях внутренней Монголии шелестят тысячи карточек на криптофермах.

Появились новые способы майнинга. К примеру, знаменитая «Пиратская бухта» и локальная Wi-Fi-сеть одного кафе Starbucks в Аргентине использовали процессоры устройств своих клиентов, чтобы добывать коины (Coinhive и Monero соответственно).

Совет от профессионалов: для браузеров есть дополнения, которые блокируют такие эксперименты. Куда неприятнее ПО, заражающее роутер, домашние камеры и смартфоны. Самое время призадуматься о том физическом антивирусе, который Norton показывала на CES-2017.

6. Пожалуйста, не называйте это искусственным интеллектом

Классическое «буллшит-бинго» для каждого нового стартапа обязательно включает четыре вещи: искусственный интеллект, глубинное обучение, робота и работу с голосом. А искусственный интеллект применяют уже просто так, по делу и без дела.

Как убедительно доказали фиджет-спиннеры, подобные тренды останавливаются только сами по себе. Даже в куче пустышек встречаются свои алмазы, вроде Alexa от Amazon или помощника Google. Тем не менее, до того самого могучего ИИ, которого мучительно боится Илон Маск, всем им безумно далеко.

7. Назад к звёздам

Кажется, золотая эра изучения космоса наконец-то возвращается. А всё благодаря демократизации запусков посредством многоразовых ракет.

У многоразовой концепции до сих пор много противников и недоброжелателей, которые с нескрываемым злорадством встречали каждый провал Space X. Увы, в 2017 году космический стартап не дал им поводов для счастья: все миссии были успешными.

Одну ракету с военным аппаратом запустили наперегонки с ураганом Ирма, старт прошёл без проблем. Бустер был новый, но его собираются заново запустить в будущем, что обойдётся дешевле, чем делать новую ракету.

Самым важным итогом работы SpaceX стали даже не успешные запуски, а стимул для развития всей индустрии. Blue Origin, Airbus, Европейское космическое агентство и многие другие работают над собственными эффективными многоразовыми ракетами.

Так космос станет более досягаемым для большего количества компаний и даже обычных энтузиастов и учёных с микро-спутниками. Как говорил Илон Маск: «Представьте, что через атмосферу летит поддон с наличными, который сгорит и разобьётся. Не хотели бы вы спасти его?» Многие ответили «да, определённо».

8. Лекарство от всего

Обычному россиянину такая тема и незнакома, и не очень-то близка, но человечество всерьёз взялось победить болезни и саму смерть.

Основатель Facebook Марк Цукерберг и его супруга Присцилла Чан запустили инициативу Чан-Цукерберга, целью которой является лекарство от всех болезней к концу 21 века. Пара заложила три миллиарда долларов из своих средств только на эту цель, но собирается отдать фонду до 99% своего состояния. У Цукерберга и Чан есть две малышки — Максима и Август. Молодые родители рассчитывают, что к тому моменту, как девочки вырастут и постареют, на Земле не останется смертельных диагнозов.

Впрочем, старость тоже под вопросом. По крайней мере для тех, кто сможет позволить себе лечение. Например, как директор биотехнологического стартапа Bioviva Лиз Пэрриш.

В 2015 году она опробовала на себе экспериментальную генную терапию, удлиннившую её теломеры. Нередко такие истории заканчиваются разоблачениями, но критикам Bioviva до сих пор не удалось «потопить» дерзкое начинание.

Биотехнологические стартапы дают надежду семьям безнадёжных пациентов по всему миру. Но если раньше отчаявшиеся люди могли лишь спонсировать кого-то для поиска панацеи, то в 2017 год они начали сами браться за шприцы.

Бывший сотрудник NASA Джошуа Зайнер стал пионером биохакинга, начав эксперимент по генетическому увеличению мышечной массы на себе. Ещё в 2016 году он принялся продавать DIY-наборы юного генетика, и, к ужасу добропорядочного научного сообщества, их начали покупать.

9. Смартфон — король устройств

За десяток лет существования современного смартфона не появилось ни одного достойного конкурента этому устройству. «Умные» часы, даже автономные, как последние Apple Watch, остались нишевым продуктом. Более того, даже планшеты (фактически большие смартфоны), не смогли стать конкурентами «умным» телефонам.

Возможно, в отдалённом будущем кто-нибудь придумает особенно удачную замену вездесущему устройству. Технология сегодняшнего дня определённо не знает, как ещё соединить вместе экран, процессор, пару динамиков и микрофон.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Николай Морозкин

как по-русски будет "ментор рубрики"?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

Смотрящий хаты.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

спасибо, запишу в тетрадку-словарь

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

Что за буржуйские слова? Толмач-свиток!

Ответить
Развернуть ветку
Ник Лежневич

Куратор КГБ

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Сколько ещё будет статей на тему «Тренды уходящего/будущего года по-мнению ......» ? хватит уже ж, ну..

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ну да ... ощущение "Акция! Super Sale!
Распродажа прошлогодней коллекции новостей!"

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Nosachenko

Audi выпустила первый автомобиль с Level 3, а наибольшую активность демонстрирует почему-то Tesla…

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Belousov
Автор

Потому что Audi запланировала выход машины с Level3 на 2019 год, а Tesla с Level2 уже давно здесь и обещает Level5.
Вообще, по намерениям уже много кто опередил Tesla:
https://teslamotorsclub.com/tmc/threads/four-upcoming-self-driving-level-3-cars-by-2019.90930/
По факту же, мы увидим массу ограничений и 100 % задержки по сравнению с анонсированным сроком у всех производителей:
https://www.cnet.com/roadshow/news/audi-says-2019-a8-level-3-self-driving-tech-capable-of-doubling-speed/

Я лично рассчитываю в 2021 году вовсю пользоваться преимуществами беспилотных авто.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ауди будет откладывать сколько сможет, потому что никому революции в отрасли не нужны - а разные досадные случайности новой технологии могут нарушить хрупкий баланс в объемах рынка.
 

в 2021 году

Все преимущества и недостатки автопилотов подробно разобраны в фантастике.
Обычно все заканчивается выдиранием блока автопилота с мясом (почему-то удобно расположенного в салоне), и переходом на ручное управление.
Если говорить об автомобилях, движущихся по дорогам общего пользования в Калифорнии (или южной части США, т.е. не Аляске) - то широченные хайвеи, где пейзаж не меняется часами - идеально предусмотрены для автопилотов.
А вот снег/дождь/грязь ... да просто узкая дорога с резкими обгонами (до кучи пусть еще и извилистая) - все равно будет требовать их отключать.
 
Я реально думаю о 2051 годе, когда ИИ с сенсорами сможет сравняться с опытным (или хотя бы осторожным) водителем - который, например, просто знает дорогу не по картинке, а "вот только что по радио передали что через полчаса температура упадет ниже нуля, поэтому в гору я не поеду, у меня всесезонка обута, объеду вокруг" ... да масса нюансов.
 
В российских реалиях сегодняшнего дня, на трассе Питер-Москва, автопилот умный будет осенью-зимой-весной на каждые 3-5 км - плавно забирать к обочине и тормозить - со словами "Видимость ограничена, сложная дорожная обстановка, переждем до завтра" ... а потом заказывать эвакуатор для себя, такси для водителя и ему же билет на поезд или самолет до Москвы.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Горюнов

У меня есть такое подозрение, что когда сравнительная стата по бодикаунту трупов в ДТП в 20-х годах будет сильно не в пользу человека, то вождение "вживую" очень сильно ограничат, и до конца следующего десятилетия авто с "ручным" управлением станет архаизмом или хобби, как сейчас коневодство и конный спорт.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Cкажите, Вы фантастику читали/читаете последние 10 лет - как классическую, так и новую?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Горюнов

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Долго будет объяснять, тогда.
Суть в том, что все придумано до нас.
В том числе и ответ на Ваш аргумент, условно, против "тупых водителей" ... Ответ простой - тупые пешеходы :(
//
В том числе и проламывающие заборы/барьеры высокоскоростных магистралей где ходят автоматические грузовики, чтобы не платить за платный мост в 2 км.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Nosachenko

С каких пор обещания стали показателем активности? Другие тоже обещают.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

C тех пор как феминизм стал уверенно побеждать, естественно.
"Все, все, что обещал" ...

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Тесла это как надоедливый представитель канадской компании, от которого, уже выталкивая за порог с большими сумками, можно что-то услышать про новое чего-то там.
А потом просто взять это новое у проверенных годами сотрудничества поставщиков :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда