{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Meta (вселенная), которую мы ещё не потеряли

"Люди на первом месте", говорили они. И поставили этот пункт самым последним в списке принципов построения Meta (вселенной)

Чтобы быть успешной, метавселенная должна быть страшной

Ещё в 2018 году один из топ-менеджеров Oculus, Джейсон Рубин, написал документ на 50 страниц с заголовком «Метавселенная», который отправил членам совета директоров Facebook.

Джейсон предложил: «Давайте не будем строить Метавселенную для того, чтобы помочь другим платформам собрать и удержать пользователей. Давайте строить Метавселенную, чтобы вовсе не допустить их в VR бизнес.»

«Первая Метавселенная, которая наберёт реальных платящих пользователей скорее всего станет последней», — написал Рубин.

«Если создание Метавселенной, которую мы запланировали, не пугает нас до страха смерти, то это не та Метавселенная, которую стоит строить. Это не то, что хотят клиенты, и поэтому бессмысленно. Все остальное это Мини-вселенная».

Джейсон Рубин, топ-менеджер Oculus VR

Уже после того как материалы попали в СМИ, сам Джейсон Рубин прокомментировал, что с того времени многое в видении компании изменилось.

Но совет директоров явно не проигнорировал идеи, изложенные в этом документе и решил поставить на Meta (вселенную) по-крупному.

В Facebook заявили, что уже сейчас над проектами Meta (вселенной) работают около 10 тыс. сотрудников и в течение ближайших 5 лет планируется нанять ещё 10 тыс. в Европе.

Слышь, купи NFT

В Facebook предполагают, что VR-устройства через 5-10 лет пойдут в массы и станут порталом в Метавселенную. А тот, кто владеет платформой для создания контента в ней, будет собирать самые сливки.

Те сливки, до которых компания не дотянулась на смартфонах. И больше не намерена смотреть как очередные Apple и Google обогащаются за счёт комиссий со всех транзакций.

Джейсон в своём документе о Метавселенной прогнозировал: «Чистая прибыль с комиссий разработчиков через десяток лет может измеряться миллиардами в год».

Она будет поступать в виде комиссий с покупок вирутальной земли и предметов, статусных символов. И конечно же рекламы, в чём у компании самый большой опыт.

«Если Метавселенная станет местом в которым люди будут проводить своё основное время, то именно там и сформируется реальная экономика» — Джейсон Рубин.

Нет сомнений, что Facebook планирует создать свой Meta store с рекламой внутри виртуальных миров и NFT.

Когда ты владеешь и устройством для входа в Метавселенную и маркетплейсом приложений, то делиться ни с кем уже не нужно.

Контент для взрослых как показатель открытости платформы

"Я использую контент для взрослых (adult) как показатель открытости платформы. Если он присутствует на платформе, значит она очень открытая с точки зрения коммерции. Мы, скорее всего, не будем такой платформой."

Джон Кармак, CTO Oculus VR

«Маловероятно, что мы будем полностью в открытом крипто-мире», — добавил Кармак.

Прошлые инициативы Facebook с созданием собственной криптовалюты были заблокированы регуляторами США, после чего компания переименовала свою криптовалюту Libra в Diem, и недавно в партнёрстве с Coinbase запустила тест своего крипто кошелька в США и Гватемале.

Зумерам неинтересны продукты Facebook

Кроме череды скандалов об утечке данных и разглашения конфиденциальной информации бывшей сторудницей Фрэнсис Хауген, в ходе показаний в Сенате США были получены ещё утечки важных внутренних документов Facebook.

В одном из исследований компании, проведённом в марте 2021 года содержались следующие данные:

Время, проведенное американскими подростками (13-17 лет) в приложениях компании сократилось на 16% год к году, а молодёжью (18-29 лет) на 5%.

Источник: Bloomberg

Именно поэтому Facebook пыталась создать отдельный Instagram для тинейджеров, но конгресс США несколько раз прямым текстом сказал, что не допустит этого.

В Facebook понимают, что без притока «новой крови», лет через 5-10 компания может уступить лидерство конкурентам, которые активно этих зумеров аккумулирует — например, TikTok.

Также выявились проблемы с тем, что у некоторых пользователей есть несколько аккаунтов, и компания не предоставляла разбивку по возрасту в своих отчётах. Это вызвало вопросы у рекламодателей о корректности работы рекламной платформы Facebook и подсчёта уникальных пользователей взаимодействующих с рекламой.

Думаю, что ни для кого не секрет, что переименование компании было частью стратегии уйти от негативного восприятия бренда Facebook.

Крипто-бум и тренд на децентрализацию

Именно в 2020-2021 годах мы увидели рекордный приток новых пользователей на крипто-биржи и DeFi-проекты (децентрализованные финансы). На сегодня уже более 100 млн. людей имеют крипто-кошельки во всём мире.

Эти же годы стали пиковыми по инвестициям в крипто-проекты, в основе которых, в большинстве случаев, стоит децентрализация.

Сразу после объявления Марком переименования Facebook в Meta и подтверждением своих серьёзных намерений на счёт Метавселенной мы увидели взрыв стоимости токенов которые уже имеют свои децентрализованные Метавселенные или связаны с их построением.

Данные с сайта CoinGecko.com, не является финансовым советом

Спойлер: Этому росту также способствовала недоступность платформы Roblox в течение 3-х дней, пользователи которой активно побежали в данные проекты.

Прямые конкуренты будущей Meta (вселенной) от Facebook уже сейчас привлекают ядро аудитории, которое имеет представление о децентрализации, NFT и криптовалютных транзакциях.

А Facebook приглашает в свою централизованную Meta (вселенную), имея очень сомнительную репутацию хранения данных и приватности пользователей. Особенно много негатива в сторону компании именно в США, где сосредоточена наиболее платёжеспособная аудитория (на неё приходится треть выручки компании).

Уже поздно или ещё рано?

В итоге Facebook показала красивую картинку и ролики Meta (вселенной), которой не существует, и, возможно, никогда не будет существовать.

Как и ожидают в самой компании, Meta (вселенная) будет играть значимую роль лишь через 5-10 лет. Пока это лишь идея, которую пытаются продать потенциальной аудитории и инвесторам.

С одной стороны, у продуктов Facebook сейчас самая большая аудитория, которая в будущем может стать ядром новой Meta (вселенной). Вопрос лишь в том, доверят ли пользователи свои данные и не разбегутся ли по конкурентам за это 5-10 лет?

А с другой, Facebook или Meta сейчас видятся как полная противоположность тренда на децентрализацию. Всем понятно, что ни одна компания не будет инвестировать настолько много ресурсов в построение продукта, если не собирается им владеть.

У конкурентов и близко нет таких ресурсов, которые имеет Meta, но зато есть рабочие платформы с комьюнити, которые больше похожи на Метавселенную в которой люди проживают большую часть своей жизни.

Опоздала Meta или наоборот пришла слишком рано, покажет только время.
Напишите в комментариях, доверяете ли вы Meta и Марку в построении Метавселенной?

Независимо от тот, в какой вселенной вы находитесь, прошу оценить статью, если вы уже дочитали до этого места.
А если вам заходит более прикладной контент в сфере маркетинговых технологий (MarTech), то можно заглянуть на мой Telegram канал.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Николай Замотаев
Напишите в комментариях, доверяете ли вы Meta и Марку в построении Метавселенной?

Не доверяю, как собственно любой крупной корпорации.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор

Ну и + у FB в последние годы с подтверждением сохранности данных и стабильностью работы не всё гладко)

Ответить
Развернуть ветку
Pasha Zadorozhnyi

"Она будет поступать в виде комиссий с покупок вирутальной земли и предметов, статусных символов." - Первому игроку приготовиться?

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор

Да, фильм про первого игрока одна из самых ярких иллюстраций)

Уже сейчас люди покупают аватары и дома в виртуальном мире в других прототипах метавселенных типа Decentraland или Sandbox.
Селебрити устраивают свои вечеринки в этих мирах.

Поэтому Facebook тут только пытается оседлать зарождающийся тренд.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Этот тренд зарождается аж с конца 90-х.
<сарказм/>
Я помню как баловался с ActiveWorlds ещё на модеме - то есть до 2004-го года, а скорее всего ещё раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Ekaterin

не понимаю почему в мета перейдёт вся экономика
скорее доля цифровых товаров увеличится, потому как потребность в еде, домах, одежде не исчезнут же
мета скорее похожа на появление очередного условно нового рынка, каким в своё время было появление рынка компьютеров, автомобилей и прочих технических новинок
или как освоение новых земель ещё раньше

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор

Согласен, конечно еда, одежда и прочие повседневные вещи никуда не исчезнут. Тут просто идея в том, что в Метавеленной люди будут проводить больше времени чем в реальном мире и поэтому объёмы покупок в ней будут больше в потенциале.

Но пока это конечно чистые фантазии топ-менеджера Oculus который написал тот документ про Метавселенную.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

В реальности останется самый нижний уровень потребностей. Остальное уйдет в VR. В странах первого мира в VR уйдет чуть меньше :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Как-то плохо с предпосылками. Тактильного отклика нет, устройства тяжелые (и непонятно - как делать легче), устройство от окружающего мира изолирует. Для нормальной работы нужно свободное место, а иначе оно превращается в очередной 5д-кинотеатр.
Прорыва с реалистичностью в духе "лабиринта отражений" тоже не предвидится.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

А я же не говорил, что это будет в рамках текущих технологий. Вся эта тема взлетит как только нейрофизиологи разберутся окончательно с "прямым подключением" к мозгу (для простоты назову это так)

Ответить
Развернуть ветку
Иван С.

Дочитал. Нормальная сборка инфы.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор

Спасибо, к сожалению в это раз времени не хватило, чтобы свести это в более единую историю, сейчас перечитывал и понял, что статья получилось как набор мини-блоков с выводом)

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Что-то не верится, что вся эта виртуализация взлетит.
Может нужно было не ФБ переименовывать, а создавать отдельную компанию под это дело?
Иначе, если вся эта идея окажется никому ненужно, то слишком большую могилу они сейчас себе копают.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор

Дело в том, что переименование именно сейчас было продиктовано очень негативной прессой о бренде Facebook в США.

Возможно в компании думали об этом давно, но именно толчком послужили последние скандалы, и через новое имя они пытаются уйти от негативной ассоциации

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Странно, как можно уйти от негатива при смене имени, когда все знают откуда ноги растут.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov Sychev
Автор
Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда