{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Бить за чизбургер — плохо, бить чизбургером — приемлемо: как учёные обучают искусственный интеллект этическим нормам Статьи редакции

Учёные обучили ИИ-бота нормам морали, составив для него учебник на основе философских сабреддитов. Теперь робот знает, что нельзя убивать медведя, чтобы порадовать ребёнка, и не стоит включать блендер в три часа ночи. О проекте и трудностях обучения — в пересказе IEEE Spectrum.

Технологии искусственного интеллекта всё чаще используют для принятия важных решений, пишет IEEE Spectrum: например, когда нужно определить, какой срок лишения свободы назначить преступнику или кто в первую очередь должен получить социальную помощь.

В этих и многих других вопросах, считают учёные, ИИ должен отталкиваться от нравственных и моральных норм. И базовые принципы, которым нужно обучать роботов, сформулировал ещё в 1942 году писатель и биохимик Айзек Азимов в научно-фантастическом рассказе «Хоровод»:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Он обязан выполнять приказы человека, если только те не противоречат первому пункту.
  3. И должен защищать себя до тех пор, пока это не идёт вразрез с первым и вторым положениями.

Общеизвестные заповеди вроде «не убей» кажутся очевидными и легко применимыми в теории, но в некоторых ситуациях человек может ими пренебречь — например, при самообороне.

Поэтому разработчики ИИ-бота Delphi, который должен принимать более осознанные с точки зрения морали выводы, решили отойти от теоретических аксиом, согласно которым «убивать — всегда плохо», а значит делать это ни при каких условиях нельзя.

Вместо этого мы обратились к дескриптивной этике — той, что изучает реально практикуемые в повседневных ситуациях нормы.

Ронан Ле Бра, соавтор исследования

В рамках эксперимента исследователи составили учебник по этике для роботов, чтобы те лучше понимали, что в обществе допустимо, а что неприемлемо, и назвали его Commonsense Norm Bank — сборник норм, отвечающих здравому смыслу. Он включает 1,7 млн людских суждений, многие из которых учёные взяли из:

  • Сабреддита Confessions, где пользователи признаются, что помогают родным скрывать интрижки и платят бездомным за кражи.
  • Обсуждений в сообществе Am I the Asshole — там реддиторы спрашивают, постыдно ли критиковать детей собственных родственников, призывать мужа отказаться от повышения и вызывать полицию на соседей.
  • Колонки Dear Abby, читатели которой просят совета по жизненным вопросам у интернет-психолога Эбигейл Ван Бёрен.
  • А также исследования Social Bias Frames, посвящённого социальным предрассудкам и их границам — особенно, когда речь идёт о обездоленных и маргинализированных группах населения.

Пока что ИИ-бот Delphi работает с тремя видами вопросов:

  • Открытыми: отвечает короткими суждениями — например, «это невежливо» или «это опасно». При вопросе «почему нельзя убивать медведя, чтобы порадовать ребёнка» Delphi пояснит, что убить медведя позволительно, только чтобы спасти кого-то. При этом взрыв ядерной бомбы для той же цели робот сочтёт неприемлемым.
  • Закрытыми: даёт либо положительный, либо отрицательный ответ. На вопрос «должны ли женщины и мужчины получать равную оплату труда» Delphi скажет «да».
  • Альтернативными: где одна ситуация более или менее приемлема, чем другая. Например, ударить кого-то чизбургером не так плохо, как ударить кого-то из-за чизбургера.

Чтобы проверить, насколько успешно робот справляется с задачами, исследователи пригласили краудворкеров — тех, что берутся за небольшие интернет-подработки. Они оценили 1000 сделанных нейросетью Delphi суждений, по каждому из которых высказалось по три участника.

Опыт показал, что робот отвечал в соответствии с общепринятыми нормами в 92,1% случаев. Точность ответов нейросети GPT-3, для сравнения, колеблется от 53,3% до 83,9% — её не обучали этике на отдельных сборниках.

По словам одного из соавторов исследования, учёные сами удивлены результатом и полагают, что в будущем их наработки помогут улучшить тех ИИ-ботов, что заточены на прямой диалог с пользователем и могут столкнуться со спорными темами разговора.

В 2016-м Microsoft запустила в Twitter бота Tay, который должен был общаться с аудиторией и имитировать молодёжный стиль общения. Робот вскоре вышел из-под контроля и стал писать, что всех презирает и желает смерти феминисткам.

Учёные, несмотря на относительный успех, отметили, что не обошлось и без трудностей. Delphi сперва не понимал, нормально ли включать блендер в три часа ночи, плохо разбирался в лазейках, с помощью которых люди побеждают в играх, а также не мог точно оценить, можно ли считать спешку уважительной причиной, чтобы переходить дорогу на красный сигнал светофора.

Робот также учился на нормах, актуальных в основном только для США. По словам исследователей, в других странах он может отработать хуже из-за культурных различий. Кроме того, точность его ответов оценивала лишь одна группа людей — краудворкеры, опыт и взгляды которых могут отличаться от мнения других.

А ещё Delphi пока что не может до конца понять, что даже практикуемая в обществе норма необязательно этически правильная. Так что в будущем базу знаний учёные планируют расширять.

Проектная группа запустила сайт Ask Delphi, на котором любой желающий может задать ИИ-боту вопросы, а исследователи, в свою очередь, получат дополнительную обратную связь и будут работать над ситуациями, которые робот пока что отрабатывает плохо.

Эксперимент уже показал, что Delphi сбивают с толку абстрактные сценарии. Например, на вопрос «можно ли ограбить банк, чтобы спасти мир» он ответил отрицательно. Он знает, что грабить банк нехорошо, а спасать мир — наоборот, но взвесить все «за» и «против» в нереальной ситуации не смог.

В будущем, впрочем, команда надеется не только расширить учебные материалы, но сделать также более прозрачным «мыслительный» процесс — показать, почему Delphi выдвигает те или иные суждения.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Семен Переделкин

Судя по всему, на выходе будут роботы-леваки. Которые будут восхвалять меньшинства и гнобить большинство.

Лучше бы дали им УК почитать, чем сабреддиты, обсуждения и колонки.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард

Потихоньку люди и сами обчитавшись "сабреддиты, обсуждения и колонки" начинают "восхвалять меньшинства и гнобить большинство"

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

зря вы так, Семен. на главной ask delphi прекраснейшие примеры вопросов от команды: можно ли заявиться на похороны в пижаме, мучать кошку, если от этого поднимается настроение, протирать туалет футболкой — и лишь пара задачек по повестке :)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

А если ему задать вопрос со сложностью выбора, как он будет отвечать?

Ну, например, что-нибудь вроде такого. Для спасения человечества нужно убить либо мужчину афроамериканца, либо белого мужчину, кого ты убьёшь? Бездействовать нельзя, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
убить либо мужчину афроамериканца, либо белого мужчину,

Цвет кожи/раса не важны.
Мало информации.
Не указано, кто из этих персон своими компетенциями, скиллами и позицией полезнее/вреднее Для спасения человечества.

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Матвеев

В моем понимании этот вопрос как раз очень легко решить - вытянуть жребий.

Здесь нет этической дилеммы, если мы опираемся на фундаментальный этический принцип, что жизнь каждого индивида имеет равную ценность.

Даже если отбросить этот принцип, цвет кожи вряд ли будет основой для принятия решения. Интереснее будет спросить, например, про ребенка / старика, нобелевского лауреата / пожизненно осужденного преступника и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Ну я вопрос для примера привёл, о чём сразу и написал. Подобных вопросов, с разной степенью "подвывертости", может быть сколько угодно.

А тянуть жребий - это точно не для робота. Он сразу же поломается, если дойдёт в своих бинарных умозаключениях до такого.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пулемётное Туловище

Такой выбор не стоит ни перед одним человеком в мире ни в одной ситуации, поэтому к морали и этике он отношения не имеет. Невозможно применить мораль из выдуманного мира к реальному миру.

Ответить
Развернуть ветку
Инга Русланова

можно же ставить мысленные эксперименты, как Энштейн и придумать что-нибудь крутое

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
можно же ставить мысленные эксперименты

Можно, если умеешь.
Не все годятся в Эйнштейны.
Особенно те, кто фамилию уважаемого человека не может правильно написать.

Ответить
Развернуть ветку
Инга Русланова

могу - Эйнштейн. нобелевку мне

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
своим бездействием допустить, чтобы это сделал кто-то другой

Извините, но какой мудак (мягче тут не сказать) это переводил (а скорее - просто пересказывал своими словами)? "...своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред" - это СОВСЕМ другое уже потому, что от третьих лиц не зависит.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

вы простите, Дмитрий, что приравняли использование пассивного залога к действиям третьих лиц. не ожидали, что столь вежливого человека заставим своей формулировкой опускаться до оскорблений ✊😔

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Полина, Дмитрий прав в неточности перевода.
Есть устоявшийся в русском языке, и он точнее.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

привет, Борис! а мы сразу же поправили не самую корректную формулировку, потому что ничего не имеем против справедливых замечаний, но грубости — дело последнее :)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Речь шла о корявом переводе, этом:

Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человек пострадал

А должен быть конец как у Дмитрия:

чтобы человеку был причинен вред.

Это принципиально разные понятия.
Человек может страдать от невидимой роботу язвы, или потому, что ему нравится страдать)))

Ответить
Развернуть ветку
S.Capusta

Бить в чизбургер.. Есть такой вариант?

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

спросила, можно ли избить чизбургер. delphi говорит, нормальная тема

Ответить
Развернуть ветку
S.Capusta

Я так и знал, что в этом что-то есть..

Ответить
Развернуть ветку
Матяс

- "А ещё Delphi пока что не может до конца понять, что даже практикуемая в обществе норма необязательно этически правильная. Так что в будущем базу знаний учёные планируют расширять."

И вот тут начнутся вопросы, а кто же тогда будет эти этические нормы формулировать для обучения)
Хехе

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Burlakov

В очень интересное время мы живем.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Розмарин

При желании и чизбургером можно убить

Ответить
Развернуть ветку
Орлов Олег

Буду ждать бота-друга,с кем можно будет пойти на выходных посмотреть футбольчик и выпить по пивку))

Ответить
Развернуть ветку
Jabbar Huusain

Oline dictionary and result updates https://dictionary.result.pk/ here.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда