{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды 2022: разбор отчета TrendHunter для продактов, маркетологов и предпринимателей

Последняя неделя перед Новым годом — лучшее время подвести итоги года, а также подумать над целями следующего. Чтобы это получилось сделать более системно, со-основатель британского стартапа Jiffy и автор Telegram-канала “Игорь про продукт и бизнес”, Игорь Демишев на основании отчета от TrendHunter разобрал для vc.ru основные тренды на 2022 год. Будет полезно как минимум продактам, маркетологам, предпринимателям.

Некоторое время назад я нашел интересный отчет от Trendhunter, охватывающий тенденции бизнеса / продукта в 2022 году.

Проблема в том, что он просто ОГРОМНЫЙ (234 страницы 😵‍💫). Поэтому, чтобы вы не тратили 2-3 часа на его изучение, я решил поделиться резюме отчета. Потратив на него 10-15 минут, вы сможете понять, на что следует обратить внимание в следующем году, не тратя часы на его изучение.

Прежде всего, на странице 18 мы находим карту из 6 моделей возможностей и 18 мега-трендов. Точно стоит начать с её изучения и подумать о тех трендах, которые наиболее интересны и применимы для вас.

6 паттернов возможностей и топ 18 мега-трендов TrendHunter

Далее давайте углубимся в наиболее интересные тенденции отчета (с небольшим уклоном на электронную коммерцию).

Для некоторых из трендов я привел примеры, как мы их используем в Jiffy уже сейчас.

1. Электронная коммерция

Учитывая тот факт, что я довольно давно работаю в сфере электронной коммерции, одна из первых вещей, которые я хочу осветить - это тренды связанные с ней.

Автономный робот-курьер Tortoise Tortoise

1.1. Роботизация

Я считаю, что этот тренд особенно актуален в странах с высокими затратами на рабочую силу. Возьмем в качестве примера Великобританию — это рынок, на котором работает наш стартап Jiffy. 1 час курьерской доставки стоит ≥ £10,5, а в разгар сезона - до £20.

Есть несколько традиционных способов уменьшить долю стоимости доставки в стоимости заказа в электронной коммерции. Но в сочетании с доставкой на основе AI, они могут помочь в некоторых случаях еще больше повысить эффективность юнит-экономики, а также обеспечить WOW-эффект для пользователей.

Та же тенденция характерна и для классической розничной торговли, поскольку она сокращает контакты между клиентами и сотрудниками во время пандемии. См. Корзину Amazon Dash и пилотный роботизированный магазин KFC в России в качестве примеров.

1.2. Новые модели взаимодействия с клиентами

Первое, что мне действительно интересно — это специализированные DTC (Direct To Consumer, напрямую к потребителю). И то, и другое работает на “чувство аутентичности” и удобство. Возьмем к примеру, Brewdog — британский стартап-пивоварня, который стал довольно популярным в Великобритании благодаря своему хорошему качеству и отличному маркетингу.

Еще один интересный пример — подписки. Trendhunter выделяет в качестве примера ресторанный бизнес, но эта модель применима и к любой электронной коммерции (см. Deliveryroo Plus в качестве примера предоставления некоторых преимуществ своим подписчикам). Я думаю, что это отличный способ стимулировать удержание лояльных клиентов, особенно во время ограничений COVID-19.

И наконец, не менее важная тенденция из Китая — офлайн магазины, в которых часть опыта пользователя реализована через приложения на смартфонах. Этот тренд нацелен на более молодую аудиторию и улучшает впечатления от покупки. Хотя он построен на платформе супер-приложения WeChat, я не удивлюсь, когда эта тенденция появится в других странах через несколько лет.

1.3. Быстрая доставка

Как со-основатель quick-commerce стартапа, я не мог составить список, не упомянув о тенденции быстрой доставки (которая кстати не полностью освещена в отчете). Но там все же есть один интересный пример - тенденция доставки косметики, которая включает партнерство по доставке макияжа от GoPuff и Coty за 30 минут.

Если посмотреть на тренд чуть шире, это похоже на кейс интеграции Яндекс.Маркета и Яндекс.Лавки для быстрой доставки непродовольственных категорий. Я думаю, что в будущем мы увидим то же самое и с другими игроками (Озон вот на самом деле уже тоже похожее делает с Ozon Express), потому что такой уровень опыта доставки вызывает сильное привыкание.

2. Психическое и физическое здоровье

Под влиянием пандемии пользователи начали много инвестировать в свое психическое и физическое здоровье. Я помню, как после первых 6 месяцев карантина, я смотрел отчет Sensor Tower - количество таких приложений было действительно огромным! В итоге за весь 2020 год рынок подскочил на 70% в прошлом году в Европе.

Теперь, по прошествии 2 лет, мы можем спрогнозировать долгосрочные тренды в этой сфере.

Траты в приложениях категории "Здоровье и фитнесс" в Европе по кварталам SensorTower

2.1. Психическое здоровье

Приложения для психического здоровья сильно выросли, и эта ниша стала очень конкурентной. Чтобы выжить в ней, некоторые из продуктов начали исследовать новые механики и ниши.

Один из механизмов, используемых такими службами, - это “психоделическая осознанность” (psychedelic mindfulness). Нет, это не медитация с веществами (хотя такие примеры тоже есть). Это больше о:

  • более вовлекающем (иммерсивном) опыте с помощью геймификации (например Nuro, где вы играете со сферами в разных мирах, входя в открытое состояние мышления);
  • интерактивных сеансов для лучшей персонализации (например, Trip, в которой используются различные возможности, включая отслеживание настроения, формирование намерений, персонализированную музыку, управляемое ведение журнала и т. д.);
  • или использовании вашего устройства необычным способом (например, Lumenate, который использует фонарик вашего телефона для получения новых ощущений).

Все подкреплено нейробиологией!

Другие спин-оффы, о которых стоит упомянуть — это социализация медитации и “материальная” (tangible) терапия. Первое добавляет социальную составляющую к вашему пути в осознанность (например, выполнение парных медитаций, поиск друзей и т.д.). Материальная терапия использует физические предметы в качестве помощи для снятия стресса и беспокойства. Примеры: утяжеленные одежды для снятия стресса или одеяла или перчатки.

2.2. Физическое здоровье

Интересно, как люди все больше внимания уделяют своему здоровью. Первая тенденция касается сектора отелей и питания. Существует концепция Голубой зоны, представленная Дэном Бюттнером — это набор регионов, в которых люди живут дольше, чем в среднем в мире. Бренды стараются черпать вдохновение из образа жизни таких людей и переносить его в другие регионы.

Например, как у продуктового ритейлера, у нас в Jiffy есть небольшая команда, которая экспериментирует с новым ассортиментом чтобы найти продукты, которые могут увеличить продажи. Сектор здорового питания является одним из направлений их работы. То же самое и с тенденцией «от фермы к телефону», которая в основном работает для двух целей - поддержки местной и свежей вкусной еды.

3. Пользовательский опыт

3.1. Метавселенная

Что ж, после того, как Facebook сделал свой анонс, сложно отрицать, что пользовательский опыт в метавселенной будет долгосрочным трендом, и в 2022 году будут только первые шаги в этом направлении. В следующем году, я думаю, мы будем наблюдать 2 части из этой истории:

  • Крупные компании, инвестирующие в эту гонку и исследующие возможности виртуального пространства для своих брендов (например, модные коллаборации в виртуальном пространстве или инвестиционный раунд Epic Games на $1 миллиард)
  • Небольшие стартапы, специально ориентированные на создание продуктов, связанных с метавселенной. Я думаю, что это может быть отличная возможность для b2b ребят. Они смогут открыть двери для крупных брендов, желающих получить кусок пирога, но недостаточно технически подкованных.

Другим примером того, что мы еще можем увидеть в 2022 году, является тренд покупательского опыта (снова привет, электронная коммерция). Я думаю вы уже видели примеры, когда компании встраивают покупательский опыт в виртуальное пространство: видео, прямые трансляции, покупки в соц-сетях.

3.2. Adtech

Просматривая отчет, я выделил тенденцию, которую мы наблюдали во время ребрендинга Jiffy (он выйдет в следующем году). Когда мы говорим о рекламе, которая усилилась в период карантина, возникает много усталости от пестроты и агрессивности.

Trendhunter заметил новую тенденцию в рекламе — “комфорт”, что подразумевает использование более позитивных и успокаивающих тем - отдых, безопасные путешествия и т. д. Пища для размышлений о том, что вы можете сделать для своих маркетинговых кампаний.

Пример рекламы Jiffy в соответствии с трендом "stay safe" Jiffy Grocery

Еще одна интересная вещь связана с использованием тренда WFH (work from home) путем создания большего количества цифровой иммерсивной рекламы. Например, игр жанра побег из комнаты (интересно, правда ли это пользуется популярностью) от IKEA или Amazon Prime. То же самое и с выставками NFT - появляются галереи цифрового искусства, и мы видим некоторые сумасшедшие сделки с NFT артом.

4. Устойчивое развитие

В этом разделе действительно много разных тенденций, и, как говорит Википедия, «В 21 веке под устойчивым развитием понимается способность биосферы Земли и человеческой цивилизации сосуществовать». В Jiffy мы видим, как этот тренд популярен в Великобритании — клиенты заботятся об экологичном будущем. Простой пример - они замечают, что мы используем биоразлагаемую упаковку и электронные велосипеды вместо мотоциклов, о чем пишут в отзывах на сервис.

Отзыв клиента Jiffy на TrustPilot

В России эта тенденция пока не так заметна. Хотя ведущие бренды (по крайней мере в Московском регионе), используют модели устойчивого развития в своем бизнесе. Что ж, в обоих случаях я думаю, что есть много возможностей сделать что-то хорошее для будущего человечества, получая при этом дополнительные возможности с точки зрения маркетинга.

Спойлер: большинство современных тенденций так или иначе решают проблему отходов, но есть и пара более интересных.

4.1. Биоразлагаемые материалы

По сути, оно делает то, что вы ожидаете - заменяет опасные для окружающей среды материалы биоразлагаемыми при производстве различных вещей - из чехлов для iPhone, персональных компьютеров и обуви из бананов.

4.2. Управление отходами / нулевые отходы

Существует несколько трендов данной категории, в том числе:

  • услуги по утилизации отходов b2b, которые помогают предприятиям сократить количество отходов (например, Too good to go, который мы используем в Jiffy для распродажи товаров с истекающим сроком годности);
  • Reduced cooking (не знаю как нормально перевести), когда популярные повара создают и сотрудничают с брендами, уделяя приоритетное внимание сокращению отходов при приготовлении вкусной еды;
  • медицинские отходы, из которых образуются новые лекарственные препараты. Например, повязки или добавки из компонентов, которые обычно выбрасываются;
  • То же самое и с другими нишами, включая свадебные услуги и товары, сектор красоты, продукты питания и напитки.

4.3. Перепрофилированные инвазивные виды

Википедия: «Инвазивный вид - это животное или растение, которые наносят вред окружающей среде после того, как были занесены в нее людьми».

По сути, бренды начали использовать инвазивные виды для создания своих продуктов, например, добавляя некоторые виды рыб в корм для собак или добавляя их в биобетон.

4.4. Эко-ритейл

Существует несколько паттернов, применяемых к розничному бизнесу, включая использование альтернативных источников энергии (розничная торговля на солнечной энергии), экологически чистые решения для магазинов или даже использование не используемых остатков товаров (dead stock) для производства новой одежды (например, джинсовые куртки или нижнее белье).

5. Работа из дома / удаленная работа

Пандемия открыла глаза на удаленную работу для многих специалистов по всему миру. Но также это вызвало спрос на решения, делающие работу из дома более удобными, сочетающими потребительские и производственные модели, предоставляемые с помощью различных программных и аппаратных решений для домашнего офиса.

5.1. Удобство

Первая категория - это устройства, которые делают работу из дома достаточно комфортной, включая концентраторы расширения портов или маршрутизаторы с высокой пропускной способностью, способные поддерживать несколько видеоконференций или потоковую передачу в одно и то же время (если у вас есть хороший интернет-провайдер).

Вторая - о комфорте при работе из дома. Например, мебель для разграничения рабочей зоны, модульные комнаты, модульные домашние офисы.

Вопрос в том, может ли ваш продукт предложить что-то для улучшения качества обслуживания клиентов при использовании этого рабочего шаблона?

Лично я купил стол с регулируемой высотой для работы стоя, чтобы уменьшить проблемы с низкой активностью и спиной во время пребывания дома, и это пушка для удаленной работы.

Мой стол с регулируемой высотой — пример проникновения тренда в повседневную жизнь Демишев Игорь

5.2. Общение

Некоторым людям очень не хватает офисной культуры, и стали появляться стартапы, которые предлагают цифровые заменители. Виртуальные кофе-машины, офисные платформы, удаленные сообщества нацелены на одно: вернуть социальные взаимодействия, оставленные в офисах.

6. Бонус: Бумер тех

Поскольку более пожилые люди подвергаются большему риску из-за COVID-19 и для них предпочтительнее оставаться дома, есть несколько случаев, когда поколение бумеров становится более активным в приложениях, изначально ориентированных на более молодую аудиторию, таких как Snapchat.

Следует помнить, что аудитория старшего возраста может быть очень ценной с точки зрения монетизации. Таким образом, в сочетании с этой тенденцией это сигнал для компаний, что, если они смогут адаптировать свои продукты для этого сегмента и охватить их маркетингом, это может стать хорошей точкой роста!

Заключение

Я полностью согласен с посылом TrendHunter: следующие пара лет предоставят уникальное окно возможностей для поиска новых потребностей пользователя и изменения себя (или вашего продукта / бизнеса) с использованием новых трендов, которые появились за последние пару лет.

И тут важно уметь замечать новые, и фильтровать те тренды, которые останутся с нами надолго и будут влиять на трекшен вашего продукта. Эта статья — хороший вариант начать думать про это (не забудьте сохранить в закладки чтобы иметь возможность вернуться к ней и свериться например через полгода).

Если вам понравилась статья, можете так же подписаться на мой телеграм канал про продукт и бизнес, в котором я сегодня выложу полную версию отчета (вдруг вы все таки решились потратить пару часов на более полное его изучение).

0
2 комментария
I2p Internet

Бизнес идеи хорошие. Но для начала, необходимо создать устойчивую и децентрализованную - Экономику. Не зависимую от банковской системы! Именно поэтому, банкстеры бояться пускать Нас в космос и дать себя реализовать на земле. И как вариант, бизнес идея будущего - "материально цифровая валюта, кредиты планеты Земля, марсианские, и т.д." Например легкие драгоценные камни с чипами, по их рангу и ценности в галактике. Подтвержденные голографическим соответствием, удаленно. Или синтетический драгоценный материал, аналог пластику.
И после этого, можете спокойно брать такой кредит не боясь крушения банковской системы. Которая прогнила, и потянет за собой на дно всю нынешнюю экономику и инвестиции.
По поводу интернета. Лучше всего, перенести интернет с физических носителей на земле, в космос. И далее, на другие планеты.
В далеком будущем, интернет будет жить в нематериальных носителях. Что сбережет его и ИИ, от полного физического уничтожения. Надеюсь, скоро изобретут материалы аналоги материи: энергетически-материальные, водно-кристаллические (энергетические), квант-виртуальные (голографические) и т.д.
Весь интернет, будет передаваться при помощи голограммы в мозг.
И далее с мозга, на физический носитель. Передатчиками интернета и преобразователями, могут служить: человек, киборг, энерго-материальное существо созданное новейшей кибернетикой, энергетический андроид (на энергии эфира или антиматерии) и т.д.
Идей в этом направлении много, но не все могут это оценить в силу своего интеллекта!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Волошин

Спасибо большое за статью и разбор трендов! Очень своевременно и полезно!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда