{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как добиться перехода на электромобили? Спросите Норвегию

Две трети всех новых автомобилей, купленных норвежцами в прошлом году, были электрическими. Оказывается, вам просто нужно правительство которому можно подсказать.

Автомобили Renault ZE в Эйдфьорде, Норвегия. Фото: Рыгор Брюев/Alamy

Я только что простоял 10 минут на умеренно тихом перекрестке недалеко от того места, где я работаю в Кембридже. За это время я видел шесть электромобилей (электромобилей) – три VW ID.3, Nissan Leaf, белый фургон Nissan и Renault Zoe.

Три года назад, если бы я стоял на том же месте, я бы увидел ровно ноль таких машин. И это напомнило мне знаменитый ответ Эрнеста Хемингуэя на вопрос:

как можно обанкротиться? — Два пути, — сказал он. «Постепенно, потом внезапно».

Нечто подобное происходит в связи с внедрением электромобилей в Великобритании.

График, напоминающий хоккейную клюшку широко распространен в потребительских технологиях.

Мы видели это в первые годы существования мобильных телефонов, когда взрослые игнорировали текстовые сообщения как второстепенную форму электронной почты.

Но когда появились тарифы с оплатой по мере поступления и у подростков появились телефоны, использование SMS внезапно резко возросло.

Появление телефонов у детей стало переломным моментом – моментом времени, когда группа быстро меняет свое поведение, широко внедряя ранее редкую практику.

Британия еще не достигла переломного момента с электромобилями, и поэтому первый вопрос: когда это может произойти? Это должно произойти раньше, чем думает большинство людей, потому что правительство постановило, что продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей должны прекратиться к 2030 году.

Тогда возникает второй вопрос: что убедит – или заставит – людей поменять свои автомобили?

Лучшее место для поиска ответов - Норвегия, единственная страна, пережившая переломный момент. Десять лет назад на дизельные автомобили приходилось 75% новых продаж там.

Сегодня они составляют всего 2,3%. Две трети всех новых автомобилей, проданных там в 2021 году, были электромобилями, и, по прогнозам, в этом году их доля достигнет 80%. Старый двигатель внутреннего сгорания, похоже, обречен на вымирание в этой конкретной части замерзшего севера.

Как Норвегия это сделала? Отчасти благодаря удаче: это небольшая страна (население 5,5 миллиона человек), которая обладает обильными запасами гидроэлектроэнергии и – по иронии судьбы – огромными запасами ископаемого топлива, доход от которого помещается в фонд национального благосостояния и может быть инвестирован во всевозможные лучшие идеи, чем сжигание их.

Вторым фактором было общественное мнение: люди проводили кампанию за электромобили в Норвегии с 1990-х годов, когда знаменитая поп-звезда и защитник окружающей среды установила электродвигатель в Fiat Panda и постоянно ездила на нем по платным автомагистралям, не платя за проезд, пока в результате огласки электрификация заправочных станций не стала общественной проблемой.

Но третьим – и наиболее важным фактором были действия правительства. Норвегия, как и все скандинавские демократии, является обществом с высокими налогами, и налоги на импортные автомобили были высокими - 25% НДС и солидный регистрационный сбор.

Оба были отменены для EV. Плата за проезд по платным автомагистралям была отменена для электромобилей в 1997 году, городская парковка стала бесплатной для электромобилей в 1999 году, а доступ к автобусным полосам был предоставлен в 2005 году.

В стране установлено 16 000 общественных станций зарядки аккумуляторов(включая 3300 точек для быстрого заряда). В конце концов, если бы вы были норвежцем, подумывающим о покупке нового автомобиля, перейти на электрический стало бы несложно.

И Норвегия находится на пути к тому, чтобы к 2025 году стать обществом, ориентированным только на электромобили.

Так вот как это сделать. Вам просто нужны большие деньги, политическая система, которая реагирует на общественное мнение, и правительство, которое знает, что оно делает.

Вот почему было бы неразумно делать ставку на то, что Великобритания уложится в установленный срок, чтобы стать обществом только для электромобилей к 2030 году - неудача, которая порадовала бы Дугласа Адамса (благословенной памяти).

«Я люблю дедлайны, — сказал он однажды, — мне нравится свистящий звук, который они издают, когда проносятся». И самое замечательное в электромобилях то, что они не рычат, а просто свистят.

Перевод с английского

0
372 комментария
Написать комментарий...
Федор Савичев

Три часа назад на своем полноприводнике сел на "брюхо" в снегу на подъезде к дому. Откапывался минут сорок, никого вокруг, чтобы подтолкнуть. Как эта Рено Зи сможет ездить по нашим неубранным, заснеженным дорогам? Безопасность этих малышек, еще ДВС, всегда была больной темой. Крупные же электромобили пока не для массового рынка. Раньше для "мини" была концепция "городского авто" из 50-60х, но сейчас в крупных городах личное авто это только для того, чтобы стоять в вечных пробках ради статуса.
Рынок электромобилей пока везде двигают налоговые вычеты, бесплатная парковка и/или въезд на дороги. Т.е. это инициатива "сверху". У нас, кстати, это абсолютно также. Пока электромобили это удел энтузиастов.

Ответить
Развернуть ветку
Pretty Sober

Это ведь совсем другой вопрос. Наверное, в Норвегии снега не меньше. Просто его нужно убирать. В масштабах одного города - проблема решаемая. А 90% автомобилей в Москве за её пределы (ну плюс область ближайшая, где многие почелились сейчас) и не выезжают обычно. На мой взгляд, концепция небольшого электомобиля как транспорта для той же Москвы - вполне разумная.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ivan Demidov

Вы же не ездили на электромобиле, да? Электромобили гораздо лучше чувствуют себя на снегу чем ДВС. И гораздо безопаснее.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Lexx Sky

Пардон за вопрос, но ваш полноприводный-это реальный полноприводный или все же выкидыш автопрома для ровных чистых дорог-кроссовер?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ivan. Zakladka

У нас даже отменили беспошлинный ввоз в 2022 году. Ну и электро - это для норм дорог и человечной инфраструктуры. Если на электричке побуксовать минут 15, то спалите всё, тот редуктора до обмотки двигателя

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Ефимов

Тут главный вопрос: почему у вас не убираются подьезды к дому?
Так можно дойти, что ничего убирать не надо, всем купить ШЕРП и отлично будет:)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Bugaev

Задумался о том, кто будет строить хорошие дороги, если проезд по ним будет бесплатным для большинства автомобилей. Если, действительно, такой процент электромобилей (лень проверять, мы теоретически рассуждаем), то предположу, что все плюшки типа беспошлинного ввоза, бесплатного проезда по платным дорогам, бесплатные парковки в центре, нулевой транспортный налог и т.д. вскоре будут отменены. И останется головняк, приправленный мифом о низком углеродном следе.
Про крутящие моменты дизеля в сравнении с электродвигателем отдельный разговор.
Но. С точки зрения глобальной конкуренции, нам на руку эти заморские эксперименты. Пусть ещё танки начнут электрические делать.
Что немцу хорошо - русскому смерть, или наоборот, не мы придумали.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
Про крутящие моменты дизеля в сравнении с электродвигателем отдельный разговор

А можно подробнее?

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Головняк - это с ДВС

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Желтухин

Конечно это временные плюшки, в некоторых странах еще субсидировало государство покупку электрокаров, тоже временно

Ответить
Развернуть ветку
Derek Morgan

Ну да, электромобили это же так удобно. Проехал Х километров, заряд кончается и ты такой "как замечательно, проведу на заправке несколько часов, чтобы проехать остаток до дома" Даже в случае с быстрой зарядкой, там времени уходит что-то около 20-30минут, что по сравнению с заправкой бензином опять же в десять раз дольше.

А теперь самое главное - климат! У нас на ДВ этой зимой больше месяца температуры были -30 -35 и я думаю всем понятно что будет происходить с батарейкой в таком климате. А ещё в них очень холодно, как и в гибридах, а установка эл. печки опять же выжирает заряд моментально

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

У вас чисто теоретические представления о электрокарах.
Средний дневной пробег 40 км. Это нечего по сравнению с запасом хода любого современного электрокара.
Езда на длинные дистанции тоже не проблема, после 3х часов езды нет никакой проблемы полчаса отдохнуть/перекусить пока машина заряжается.
-35 далеко не везде. К тому же уже есть батареи которые работают в таких условиях, просто стоят сильно дорого.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

В сша этого нет а продают там электрокаров намного больше чем в Норвегии.
Вы сначала прокатитесь на электрокаре прежде чем его сравнивать с двс. Поездив месяц на нормальной современной электромашине вы не захотите возвращаться на двс.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Мартианов

Личные авто не нужны, для больших стран вообще это все нерелевантно при запасе хода электротранспорта в 400-600км выгоднее развивать общественный транспорт и всякие поезда шустрые. Доставки в городу делать дронами и убрать лишние парковки и дороги нафиг. Вот вам и утопия с зелёными городами. Но не, давайте вместо дымящих повозок наклепаем жужжащих.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
13 комментариев
Михаил Желтухин

ОТ конечно развивать надо, но личные автомобили нужны и удобны. Что плохого в электрокарах для зелености города?

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Ingvar K

Тоже так думал пока дети не появились.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Max Kuznetsov

Все так для мегаполисов. В пригородах без автомобиля сложнее, особенно с нашим климатом.
Думаю, что авто с ДВС не главный загрязнитель воздуха на планете. Если жителей городов пересадить на электрический ОТ, то от электромобилей особой пользы не будет, только хайп.
На селе электро-Нива с пробегом 50 км была бы топом но и нива-уаз с современным двс тоже ничего.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Личные авто не нужны

А что делать с тем фактом что людям просто нравиться владеть этими красивыми штуками, управлять ими, получать удовольствие от вождения, иметь их в своем полном распоряжении в любой момент?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Andrey Olenin

Есть огромный пласт, где без авто очень тяжело - путешествия. И здесь автомобиль не заменит ничто.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Лис

Вы такую дичь пишите, может тогда проще построить города тюрьмы?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Ефимов

Это вы так пишите, если у вас нету 2-3 ребенка, коляски и пакетов из магазина.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Alexandre Svergoun

Электрокары лучше двс всем кроме цены (при условии существования инфраструктуры зарядок)
Цены через пару-тройку лет упадут ниже двс.
Поэтому переход будет чисто по экономическим причинам а не экологическим.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Лития хватит для массового производства батареек? А денег на строительство инфраструктуры зарядок и электрической мощности для их подключения? С учетом перехода на ВИЭ лишних мощностей не предвидится.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Андрей Петухов
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Olenin

Заправить полный бак - пара минут
Зарядить аккумулятор - сколько там? Полчаса? Или больше?
Пока эта проблема не будет решена, даже при наличии большой сети зарядных станций на дальняк будет ездить проблемно

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Alexander Bogdanov

Работаю в Москве в компании с крупным автопарком легковых авто. Закупили и электрокары. Ну что сказать, может в Норвегии крошечной они и по 40 км в неделю ездят и не парятся, в Москве текущей зимой заряд падает на глазах, особенно на холодную (да-да, электрокары тоже прогреваются). Игрушка веселая да, для жизни нормального русского человека не подойдет, даже если ЭЗС будут на каждом углу, простой в ожидании даже на полчаса зарядки - не норм вообще, лучше такси вызвать, чем такими танцами заниматься. А такси, конечно же, будет старое доброе на бензине.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Roslyakov

О, интересно! Организация молодец, что думает о развитии и тесты проводит.

А какие у вас пробеги в день у авто?
Зарядки компания установила, чтобы ночью заряжать до 100% машины?
По расходам относительно ДВС уже есть данные?

Вообще наблюдая дискуссию в комментах прихожу к выводу, что опыта реальной эксплуатации у большинства комментаторов нет. Тк пересказываютсюя мифы и давно вылеченные детские болезни.

Брал напрокат Теслу несколько раз плюс несколько друзей при обновлении машин перешли на Теслы и плагин-гибриды. Стоимость покупки высокая, зарядка Теслы для дома стоит дополнительно $3т, но эксплуатация в разы дешевле ДВС. Если машина утром полностью заряжена ситуаций недостаточного заряда просто не возникает ни при какой нагрузке и температуре воздуха. Более того, печка в Теслах нагревает машину намного быстрей ДВСных :-).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Россеюшка после 2030 будет нагнетать нологи на личное авто, чтобы продвигать ОТ, так что лучше уже себя морально готовить к избавлению от брички. В Москве то пофиг, а вот я живу там, где маршрутки редкий зверь, и чот очков конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

А что за модели у вас купили? Тк в той же тесле есть подогрев батареи и пока она стоит на зарядке, то подогрев работает от сети. И при начале поездки вы уже не тратите время на прогрев

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

У меня получается 2$ на 100км. И это при моторе почти под 300л.с.
В батарее цветных металлов на тысячи баксов. Выкидывать никто не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Billy Bones

Мусорный бак всё примет! Аналогов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Саенов

а почему всегда срач ДВС vs Електро?
Очевидно же что будушее за гибридами, которые берут лучшее из обоих миров. экологичны, экономичны, сплошь плюсы

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Нет. Гибрид и дороже и сложнее. Лучший вариант это электрокары с инфраструктурой. Через пару тройку лет они будут дешевле двс и гибридов.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Возможно. Мне нравится концепция ё-мобиля: двс на природном газе, работающий на оптимальных оборотах, заряжающий суперконденсатор. Жаль не взлетело.

Ответить
Развернуть ветку
motraL

Вот,вот, тот же форд 10лет выпускат гибриды, но эти дурацкие крайности вообще не понятны здравому смыслу, в той же зелёной на голову европе, гибриду со своими 40-80км на батарее хватает чтобы не вонять в городе и хватило доехать от Мюнхена до Берлина, кстати интересно 200кмч на автобане на сколько там их хватит))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Артур Гончарюк

не будет такого, все продолжат ездить на обычных автомобилях.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Хикс

Для Норвегии это возможно благо, но не для России, это слишком дорого, да и если только через 1000 лет что то подобное будет, и то не факт.

Ответить
Развернуть ветку
Denis K

Первое: производство аккумуляторов - очень токсичная штука. Второе - развитая инфраструктура городов позволит избавиться от автомобилей за ненадобностью. Надо только её сделать 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

как только у вас появится первый ребёнок, ваша концепция сменится на противоположную, рассуждать о ОТ хорошо в юном возрасте без жены и детей, дальше все наоборот

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Thomas Gephard

Когда страна размером с ленобласть и вся закатана в асфальт, плюс напичкана ГЭС, почему бы и нет. Пускай попробует по сибирскому тракту на машинке с батарейками проехать и поискать на деревьях розетку для зарядки...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

А вы вот постоянно из региона в регион гоняете, я бы на авто дальше 200-400км и так не поехал, сильно утомительно, проще на поезде, можно и щемануть в пути ещё.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Mesye Sharl-Maximilyen

Элетрокары - это русофобия.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Это установка от правительства которое плевало и на людей и на экологию.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Соловьёв по секрету рассказал?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Косич

электромобили будут только у чиновников, у них зп хорошая

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Lexx Sky

Цена и на двс дикая, про какой переход на эликтрички в наших краях?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
у нас никто и не лоббирует переход на электро

Раз:
https://rg.ru/2021/08/23/nazvany-kliuchevye-zadachi-v-razvitii-elektricheskogo-transporta-v-rossii.html

Два:
https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2021/11/09/895114-utilsbor-elektromobili

Три:
https://rg.ru/2021/08/05/rossiiane-smogut-sekonomit-pri-pokupke-elektromobilej.html

переход

И это конечно никакой не переход, ДВС никуда не денутся в одночасье

Ответить
Развернуть ветку
Forgotten Games

Будет выгодно, экономично и удобно люди сами перейдут. Пока в этом всем больше пиара и взывания к ответственности за судьбы и экологию нашего мира. Горячие споры вокруг темы в целом говорят о неоднозначности данного выбора.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Tuchkov

Все точно написали. Спасибо.
Начинать надо конечно с инфраструктуры. Я живу в Ростове-на-Дону, по-моему у нас есть всего одна зарядка и то стоит у частной компании на парковке. А если по трассе ехать. 550 км до Сочи. Заправок - 0!! И это на главный курорт страны(

Ответить
Развернуть ветку
Roma Kopylov

Fuck fuel economy
В России пока электромобиль это утопия.
Норвегия небольшая страна, там не ездят на большие расстояния

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Электрички - будущее автомобильной индустрии как бы тут что не говорили.
Просто потому что авто компании на них зарабатывать будут больше

Ответить
Развернуть ветку
Константин Хикс

Они могут зарабатывать на них сколько угодно много, пока народ в России нищий, в России не в Москве, у большей части нет даже Жигулей, какие электро кары могут быть, это в какой то параллельной реальности.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Lev MU
Автор

Так и про первые автомобили в России говорили, в век гужевого транспорта. Однако сейчас об этом забыли. Также будет, уверяю Вас и с электротранспортом. Сами будете удивляться. На моем веку были пленочные фотоаппараты, дисковые телефоны в будках, один домашний телефон у соседей на всю округу, очередь за книгой в библиотеке, катушечный магнитофон был роскошью, и никто даже тогда не подозревал, что у каждого в кармане будет индивидуальный мобильный телефон, да еще с интернетом, с возможностью общаться со всем миром сидя в своем личном автомобиле, слушая музыку из телефона, читая книги любую самую дорогую и редкую на планшете, компьютеры и цифровые видеокамеры..Всё придет ! Время оно все меняет к лучшему. Только мир надо беречь и природу нашу на Земле.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Касательно Норвегии и электрических машин.
Вот есть классное видео от человека, который живет в Норвегии.
https://www.youtube.com/watch?v=bxAuH0aKnjM

Не все так круто с ними.

Ответить
Развернуть ветку
Billy Bones

Цитата:
"Плата за проезд по платным автомагистралям была отменена для электромобилей в 1997 году, городская парковка стала бесплатной для электромобилей в 1999 году, а доступ к автобусным полосам был предоставлен в 2005 году. В стране установлено 16 000 общественных станций зарядки аккумуляторов(включая 3300 точек для быстрого заряда)."

Извините, я что-то не могу представить такое в этой стране. Без упреждающего создания соответствующей инфраструктуры и бонусных морковок никто не будет переходить с ДВС. У нас всегда все делается в приказно-отстающем порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Max Kuznetsov

Если заботиться об экологии, то на мой дилетантский взгляд:

- Государство и компании в первую очередь должны в первую очередь вкладываться в переработку отходов, бытовых и промышленных. Переводить генерацию с угля и мазута на природный газ и АЭС. Строить перехватывающие парковки для жителей пригородов. В последнюю очередь строить зарядки для электромобилей.

- Жители городов - пересаживаться на общественный транспорт с личного. Перестать каждый день возить детей по 40 км в элитные школы и детские сады.

- Жители пригородов - утеплять дома. Если отапливаются электричеством, то использовать тепловые насосы и в последнюю очередь вкладываться в условные теслы.

- Сельские жители в советах не нуждаются )

ИМХО большая часть шума вокруг электромобилей не из-за экологии, а из-за инфантильного желания не платить за бензин. Пускай добрый дядя построит везде зарядки, проложит к ним ЛЭП и построит электростанции чтобы обеспечить их мощностью, сделает бесплатные парковки, а я куплю теслу, с нулевыми налогами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Разумный коммент, по факту все хотят себе по две брички в семью, а то с женой по делам западло самцу ездить, пусть сама гоняет, дома лепят дырявые, потому что газ дешёвый, в городах власти пытаются сбыхать с рук автобусы и всячески кладут болт на ОТ.

Ответить
Развернуть ветку
Ричард Ричардович

Бронированных электрокаров нет, не безопасно

Ответить
Развернуть ветку
alice fox

Думаю, Норвегов ждет много интересного, когда авто с ДВС закончатся совсем и льготы на покупку, парковку проезд и зарядку, внезапно закончатся.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

там же социализм, будут как-то народ успокаивать новыми мерами

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kolenkin

Самое хреновое, что как бы тут все не спорили о том, что лучше, что хуже, но нам придется туго, мир переходит на электро, а у нас ни инфраструктуры, ни автопрома, а пересаживаться придется как и Норвегии. Кстати, где то читал, что все же правительство план по развитию зарядных станций начинает воплощать. Деваться нам не куда, альтернативы у нас нет(((

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexander

Уже не надо ничего специально добиваться, это случится само собой в среднесрочной перспективе. Но автомобили с ДВС совсем не исчезнут, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Горина Маргарита

Электромобили не для нашего климата. Двери замерзают, не закрываются. Очень мало световых дней в году, негде подзаправиться.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

В моей дикой деревне уже лифов полно, а тут не зарядок, ни инфраструктуры. Бенз дико дорогой, люди уже секут фишку. А лиф ещё та телега, но даже её предпочитают малолитражкам особо прохаванные. Сейчас правда пошлину задрали, перестали новые гонять.

Ответить
Развернуть ветку
369 комментариев
Раскрывать всегда