{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как добиться перехода на электромобили? Спросите Норвегию

Две трети всех новых автомобилей, купленных норвежцами в прошлом году, были электрическими. Оказывается, вам просто нужно правительство которому можно подсказать.

Автомобили Renault ZE в Эйдфьорде, Норвегия. Фото: Рыгор Брюев/Alamy

Я только что простоял 10 минут на умеренно тихом перекрестке недалеко от того места, где я работаю в Кембридже. За это время я видел шесть электромобилей (электромобилей) – три VW ID.3, Nissan Leaf, белый фургон Nissan и Renault Zoe.

Три года назад, если бы я стоял на том же месте, я бы увидел ровно ноль таких машин. И это напомнило мне знаменитый ответ Эрнеста Хемингуэя на вопрос:

как можно обанкротиться? — Два пути, — сказал он. «Постепенно, потом внезапно».

Нечто подобное происходит в связи с внедрением электромобилей в Великобритании.

График, напоминающий хоккейную клюшку широко распространен в потребительских технологиях.

Мы видели это в первые годы существования мобильных телефонов, когда взрослые игнорировали текстовые сообщения как второстепенную форму электронной почты.

Но когда появились тарифы с оплатой по мере поступления и у подростков появились телефоны, использование SMS внезапно резко возросло.

Появление телефонов у детей стало переломным моментом – моментом времени, когда группа быстро меняет свое поведение, широко внедряя ранее редкую практику.

Британия еще не достигла переломного момента с электромобилями, и поэтому первый вопрос: когда это может произойти? Это должно произойти раньше, чем думает большинство людей, потому что правительство постановило, что продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей должны прекратиться к 2030 году.

Тогда возникает второй вопрос: что убедит – или заставит – людей поменять свои автомобили?

Лучшее место для поиска ответов - Норвегия, единственная страна, пережившая переломный момент. Десять лет назад на дизельные автомобили приходилось 75% новых продаж там.

Сегодня они составляют всего 2,3%. Две трети всех новых автомобилей, проданных там в 2021 году, были электромобилями, и, по прогнозам, в этом году их доля достигнет 80%. Старый двигатель внутреннего сгорания, похоже, обречен на вымирание в этой конкретной части замерзшего севера.

Как Норвегия это сделала? Отчасти благодаря удаче: это небольшая страна (население 5,5 миллиона человек), которая обладает обильными запасами гидроэлектроэнергии и – по иронии судьбы – огромными запасами ископаемого топлива, доход от которого помещается в фонд национального благосостояния и может быть инвестирован во всевозможные лучшие идеи, чем сжигание их.

Вторым фактором было общественное мнение: люди проводили кампанию за электромобили в Норвегии с 1990-х годов, когда знаменитая поп-звезда и защитник окружающей среды установила электродвигатель в Fiat Panda и постоянно ездила на нем по платным автомагистралям, не платя за проезд, пока в результате огласки электрификация заправочных станций не стала общественной проблемой.

Но третьим – и наиболее важным фактором были действия правительства. Норвегия, как и все скандинавские демократии, является обществом с высокими налогами, и налоги на импортные автомобили были высокими - 25% НДС и солидный регистрационный сбор.

Оба были отменены для EV. Плата за проезд по платным автомагистралям была отменена для электромобилей в 1997 году, городская парковка стала бесплатной для электромобилей в 1999 году, а доступ к автобусным полосам был предоставлен в 2005 году.

В стране установлено 16 000 общественных станций зарядки аккумуляторов(включая 3300 точек для быстрого заряда). В конце концов, если бы вы были норвежцем, подумывающим о покупке нового автомобиля, перейти на электрический стало бы несложно.

И Норвегия находится на пути к тому, чтобы к 2025 году стать обществом, ориентированным только на электромобили.

Так вот как это сделать. Вам просто нужны большие деньги, политическая система, которая реагирует на общественное мнение, и правительство, которое знает, что оно делает.

Вот почему было бы неразумно делать ставку на то, что Великобритания уложится в установленный срок, чтобы стать обществом только для электромобилей к 2030 году - неудача, которая порадовала бы Дугласа Адамса (благословенной памяти).

«Я люблю дедлайны, — сказал он однажды, — мне нравится свистящий звук, который они издают, когда проносятся». И самое замечательное в электромобилях то, что они не рычат, а просто свистят.

Перевод с английского

0
372 комментария
Написать комментарий...
Александр Мартианов

Личные авто не нужны, для больших стран вообще это все нерелевантно при запасе хода электротранспорта в 400-600км выгоднее развивать общественный транспорт и всякие поезда шустрые. Доставки в городу делать дронами и убрать лишние парковки и дороги нафиг. Вот вам и утопия с зелёными городами. Но не, давайте вместо дымящих повозок наклепаем жужжащих.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

Это вы так пишите, если у вас нету 2-3 ребенка, коляски и пакетов из магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

В наше время существует доставка продуктов, перевозка детей опять же решается удобным автобусом или такси. Как только парковка во дворах станет платной, налог на авто станет раз в пять выше и акз на топливо/зарядку электромобиля вырастет кратно, вы так тоже резко решите. Будущее не за личным транспортом, это факт, который уже воплощвют в жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

Не будет никогда удобнее автобуса, чем выйти из квартиры, спуститься на лифте в теплый паркинг, сесть в машину и поехать по делам.
Далеко не везде есть автобус. Куча мест, где нет рядом остановки общественного транспорта.
Про такси: попробуйте ради интереса вызвать такси, чтобы там хотя бы 2 детских кресла было. Вряд ли найдете. Ну и про водителей такси, которые по 12-15 часов за рулем, я уже молчу. И повезло, если вы сели в такси, а там не воняет.

Если говорить о доставке продуктов, то это вообще не проблема. Обычно за продуктами детей и не тащат. И при доставке вы никогда не сможете самостоятельно выбрать кусок мяса или овощи. Я видел как напофиг накидывают картофель сборщики сбермегамаркета. Пусть сами такой едят.

Ps да уже сейчас я за паркинг плачу ежемесячно. А во дворе у нас вообще нет машин.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Ну вот это удобство и обложат кучей налогов, это неизбежность. Речь не про сейчас, а про перспективу, в перспективе личный транспорт станет роскошью.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

Может в каких-то странах и разовьют ОТ до невиданных высот, но не у нас. Посмотрите ролики как люди в отдаленных деревнях добираются. Там, зачастую, даже дорог нет. Чего далеко ходить - в мос области не везде можно доехать на ОТ.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Я живу в городе, где такси хрен дозовешься. И власть не чешется, мне приходится, чтобы за молочком сгонять тратить стоимость этого молочка, чтоб до магазина доехать. Так что я за развитие ОТ, потому что живу там, где его считай, что нет. В мой район города вообще из центра тупо не доехать без пересадки, при этом население 40к,пешком до центра мне идти быстрее, чем доехать на маршрутках. Такого хотите будущего? Ну топите за личные авто, только вот топливо и сами авто дорожают, мне сейчас резину купить-ползарплаты отдать, если конечно не брать пластиковые покрышки из китайских коррупционеров переработанных. Я в машину скидываю за год вместе с бензином четверть её цены,накуя мне это? А тут все блеют про санки и дачи, да путешествия. Тут за хлебушком сгонять целое путешествие, потому что возле дома два магазина размером с ларёк.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

Так я и пишу, что не будет никакого развития ОТ в рф. Может в москве и разовьют, а вы за хлебушком на такси.
Я о том и пишу, что если убрать москву, то без авто не удобно

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

Везде разовьют. Без нормального общественного транспорта всем городам жопа, что Москве, что Крыжополю. Дороги не резиновые, а значит любой город упрется в проблему пробок в узких местах. И зачастую их перестроить и расширить выходит весьма дорого, а иногда банально невозможно. Весь город в любом случае в парковки и дороги не закатаешь, где-то надо жить и гулять людям, так что развитие ОТ это единственный выход для города любого размера. В условном пгт может ещё прокатит жизнь без ОТ, не более.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

В сша вот как-то справляются. Там если нет машины, то человек как инвалид без ног и без коляски

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мартианов

В городах ничего там не справляются, так же везде платные парковки, ещё и с штрафами душевными. Села и мелкие городки, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
369 комментариев
Раскрывать всегда