{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как текущий кризис повлияет на рынок digital-разработки? Что говорят ведущие компании

Еще вчера мы обсуждали стартапы и полёты на Марс, а теперь вот это всё. Не будем слишком грузить читателя подробностями, информационный фон забит текущей ситуацией. Также не будем давать никаких оценок. Наша цель: помочь всем, кто занимается digital-проектами, спрогнозировать, что ждать на рынке в ближайшее время. Конечно, выводы делать очень рано, но основные направления постарались выявить. Также мы спросили о планах запуска digital проектов у 50 ведущих компаний, опубликуем здесь их комментарии.Начнём с нас. Меня зовут Антон, руководитель компании pahomov.pro, занимаемся разработкой сложных веб и мобильных приложений. На рынке с 2016 года, у нас в команде более 50 человек. В нише сложных калькуляторов, 3D приложений, e-commerce сайтов и личных кабинетов наши работы с крупными компаниями довольно известны (наши кейсы тут и тут).Какие проблемы у нас прямо сейчас:

  • Настроение. Часть команды люди довольно впечатлительные и им сложно работать в текущих условиях.
  • Отказ от проектов. Многие потенциальные клиенты, особенно иностранные компании и их представительства, сворачивают digital проекты. В том числе уже согласованные.
  • Сложности с выплатами. Часть клиентов не имеют возможности расплатиться из-за внутренних проблем на фоне ситуации.
  • Сотрудники из СНГ. У нас 15% сотрудников находится на территориях ныне очень беспокойных. Всяческие слова поддержки людям. Связи нет, в убежище не до работы.
  • Сложности маркетинга. Нас пригласили выступить на разных digital конференциях в этом году, почти все отменилось. Каналы лидогенерации типа фейсбука работают со сбоями.

В своём телеграмм канале про диджитализацию бизнеса и маркетинг мы попросили компании оценить текущее состояние проектов - замораживаются ли они, или работают в штатном режиме. Результат тут

Как мы решаем проблемы:

  • Для начала, надо собраться. Жизнь продолжается, несмотря на то, что она стала сложнее.
  • Антикризисный план. Последний раз составляли такой в 2020 при старте карантина и он очень хорошо сработал. Сейчас сели за новый. Основные моменты таких планов стандартны для кризисных ситуаций: не делать работ в долг, ручной контроль затрат и оптимизация, ручной контроль критически важных процессов, фокус отдела продаж на клиентах из менее пострадавших сегментов, поддержка боевого духа команды.
  • Дневная кукушка ночную перекукует. Просто делаем своё дело, кризисы проходят и тот, кто не сложил руки, выходит из них, став сильнее.

Какие ещё тенденции наблюдаем на рынке:

  • Повышение цен на разработку

Цены подрастут на все, это итак понятно. Веб разработка не исключение. Желательно, запускать разработку проектов прямо сейчас и фиксировать цены, ведь ещё месяц рынок будет ставить новые ценники.

  • Нарушение цепочек поставок

Многие наши клиенты остановили производство/продажи из-за нарушения поставок сырья из стран СНГ и Европы. Например, об этом заявили самый крупный немецкий производитель оконных профилей и третий по крупности в РФ производитель кровельных материалов (названия по просьбе компаний не указываем)

  • Иностранцы сворачиваются

Представительства иностранных компаний очень осторожно реагируют и замораживают проекты в России при малейшем ощущении кризиса. Так было и 2020 году, и, конечно, ещё более показательно сейчас.Стоит отметить, что при всем тренде на постановку проектов на паузу, часть клиентов провели собрания на тему кризиса и заявили об отсутствии корректировок в планах: Кнауф, МеталлПрофиль, Grand Line. Большинство же сказали, что в течении 1-2 недель будут анализировать ситуацию и пока не принимали никаких решений.

  • Санкции - банки, платёжные системы, госучреждения

Понятное дело, что у компаний, обслуживающихся в санкционных банках будут некоторые проблемы. Мы уже видим, как со сбоями работает оплата картами и через смартфоны. Многие сайты государственных структур периодически падают (госуслуги, налоговая, ржд), что усложняет работу всем. Ну и с авиа в ближайшее время будет беда. Уже отменили множество рейсов, даже внутри страны. 40% самолетов наших авиакомпаний находятся в лизинге и западные страны собираются их отозвать. Компаниям, бизнес которых зависим от командировок, будет сложно. Конференции и офлайн мероприятия столкнуться с проблемами. Например, по причине остановки авиасообщения, я уже пропустил 2 конференции, на которые меня пригласили выступить с докладами о диджитализации бизнеса.

  • Изменения в маркетинге

Фейсбук, похоже, сворачивается. По нашей аналитике, у 20% компаний были там странички. Половина из них рассматривала Фейсбук как канал привлечения пользователей и уже много вложила в свои аккаунты. При блокировке, фейсбук будет медленно умирать (несмотря на VPN), как мы уже видели на примере линкедин. Следующие на очереди Инстаграмм и Ютуб, возможно Фейсбук это пока только тест на реакцию. Ну и в целом различный софт и веб сервисы зарубежных стран будут все менее доступными . А ещё техники Эпл станет меньше, так как цены на их технику подняли. В маркетинге будут существенные сдвиги.

  • Экспорт в 2020-2021 бил рекорды, что теперь?

Мы как то в прямом эфире публиковали аналитику по российскому экспорту. Общество привыкло к мысли, что мы поставляем в основном нефть, но ситуация быстро менялась. Экспорт год за годом обновлял рекорды (эфир здесь). Причем, основным рынком была Европа. Очевидно, что этот тренд будет меняться. Наши компании будут становиться беднее.

  • Экономика замораживается

Экономика как домино. Каждая следующая плитка валит все новые: у потребителя стало меньше денег и повысились ставки по ипотеке; он не возьмёт ипотеку; застройщик не продаст квартиру и схлопнется; поставщики стройматериала не продадут материал и схлопнутся; мы не продадим им digital сервисы и схлопнемся; сотрудники компаний, которые схлопнулись не получат зарплаты и не возьмут ипотеку; казна недополучит налоги, бюджетники не получат зарплаты и купят меньше товаров т.д. Все по кругу.Охлажденную экономику очень сложно перезапустить. Поэтому все, что мы сейчас можем это не поддаваться панике, делать своё дело и каждый на своём рубеже держать оборону перед негативными трендами. Экономика на наших плечах, ребят, никто кроме нас самих ещё не удержит. Никто не поможет.Такая вот, довольно хаотичная подборка получилась. Как и сегодняшние времена. Дополню эту мрачноватую картинку цитатой Черномырдина: «отродясь такого не было, и вот опять». Мы уже проходили сложности. И каждая новая казалась хуже прежней. Но мы все ещё тут, и это чего то стоит.Если Вам нужна разработка digital сервисов, летим сюда - https://promo.pahomov.pro . Мы готовим серию прямых эфиров с комментариями по текущей ситуации с ведущими компаниями, чтобы увидеть их первыми, подписывайтесь на телеграмм https://t.me/stroytechio. Всем удачи, ведь когда ты плывешь на Титанике, это самое важное.

0
5 комментариев
Anton Beloborodov

Символично сказано, что мы плывем не Титанике. То есть понятие скорого конца есть. Тогда какой смысл думать как переставлять мебель не этом корабле. Пора уже за борт.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Пахомов
Автор

Антон, это чересчур пессимично. Будем играть свой оркестр пока надежда на спасение есть)

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Зайцева

Думаю, характеризует наше время. Будем держаться!

Ответить
Развернуть ветку
Диана Цепурит

Антон, а как сказалось это на вас? Может быть вы акты сделаете по оказанным услугам год назад???

Ответить
Развернуть ветку
Диана Цепурит

Кстати, человек, который написал эту статью закрыл свой "бизнес"

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда