Матрица VS Metaverse: взгляд на цифровой мир через призму кино
После того, как Марк Цукерберг представил свою концепцию цифровой реальности, люди так или иначе начали сравнивать ее с культовым миром Матрицы.
Мы тоже решили взглянуть на метаверс под призмой кинематографа, чтобы понять, почему возможности трилогии остаются только в кино, и почему реальная метавселенная не так хороша, как о ней говорят.
Матрица – метавселенная?
Именно это Морфеус говорит Томасу Андерсону перед тем, как дать ему красную таблетку, открывшую Нео глаза на мир по ту сторону.
Этот момент является основополагающим как в фильме, так и для нас, так как тема метавселенной заинтересовала не только разработчиков, но коснулась таких сфер, как бизнес, торговля, искусство и многие другие. Современный мир создает свою, новую “Матрицу”.
Известная трилогия дебютировала в далеком 1999 году, но концепции, заложенные в судьбоносную научно-фантастическую картину, сохранились. На первый взгляд, задумка проста – группа хакеров-мятежников находит “серого” человека, чтобы открыть ему правду: мир, к которому он привык – всего лишь фасад, состоящий из компьютерного кода.
Если реальные разработчики преподносят свои метавселенные, как миры, в которых человек свободен делать то, о чем всегда мечтал, и быть тем, кем он хотел быть всю жизнь, то мир “Матрицы” преподносится зрителю как рычаг управления людьми: искусственный интеллект решает то, как будут жить люди, чем они будут заниматься, и что при этом будут чувствовать. В этом заключалась остросоциальная метафора – люди должны стремиться к освобождению от влияния правительств и корпораций, речи о настоящей компьютерной сети не было.
То, что в 2021 году мы называли Матрицей и думали, что такое возможно только в фильмах, сегодня стало реальной вещью. Технологии, как это часто бывает, нагнали замысел научной фантастики.
Придем к очевидному выводу: Матрица – это метавселенная. Тогда возникает вопрос: что на самом деле представляет собой метавселенная на ранних этапах развития?
О чем говорила Матрица
Реальная метавселенная находится в зачаточном состоянии: даже если объединить реалистичные симуляции VR с разработанными и разбросанными по всему миру новыми слоями AR, связать их сетью Интернет или сотовой связью, это факт. Инсайдеры мира AR называют ее AR-облаком, и все же, с появлением гибридных устройств и приложений, в которых мы может увидеть расширенную или смешанную реальность, становится очевидным то, что VR и AR – основополагающие компоненты истинной метавселенной.
Именно тут идея сестер Вачовски раскрывает себя во всех красках. Опираясь на идеи Жана Бодрийяра, режиссерской группе трилогии удалось создать пророческое повествование-предостережение о том, что однажды появятся те, у кого хватит знаний и технологий для создания новых систем контроля, которые будут использовать семиотику и аватары для воздействия на чувства и модели поведения общества.
Таким образом, и здесь складывается двойственная ситуация: те, кто глубоко вовлечен в работу с технологией блокчейна, занимаются созданием AR и VR, а также те, кому интересно само направление цифрового контента и виртуальных миров, положительно высказываются за разработку метавселенной. В то же время, тревогу забила сфера кибербезопасности, а также психологи и социологи. Мы уже разбирали одну из животрепещущих тем, которая напрямую связана с чувствами и нашим представлением о сексуальности: на VC, мы выпущена статья, посвященная сексуальной этике в метавселенной.
Такие вопросы никогда не возникают на ровном месте, каждый из нас хотя бы раз опасался, что его данные могут быть скопированы и украдены, а в вопросе метавселенной многие опасаются, что в сеть могут утечь не только данные, связанные со способами оплаты, но и информация о месте жительства и конкретном местоположении пользователя в реальный момент времени.
Эксперты в сфере кибербезопасности придерживаются мнения, что метавселенные, которые мы видим сейчас, мало защищены: в них не сформировано законодательство, а образование нравов и морали зависит от того, какую цель преследует виртуальная платформа. Из-за этого велик риск мошенничества и хакерских атак, из-за чего конфиденциальность отдельных пользователей может быть подорвана.
На фоне виртуального “захвата” Земли, о котором многие не догадываются до сих пор, имеет смысл взглянуть на вопрос “белых” пятен в метаверсе всерьез: настолько ли безопаснее виртуальный мир в отличие от реального, и действительно ли свободны пользователи, погрузившиеся в фантастическую симуляцию цифровой жизни.
Мы продолжим освещать вопросы этики и развития метавселенной, так как наличие цифрового мира, который раньше представлялся чем-то невозможным, сейчас уже неоспоримо.
В следующий раз мы разберем, что же считать преступлением в виртуальной реальности, и как это способствует развитию закона в условиях метавселенной.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: там мы проводим опросы на актуальные в VR-индустрии темы, демонстрируем разработки компании и делимся последними новостями сферы, а также на наш новый источник Хабр, в котором мы пробуем новый для себя формат: новости от разработчиков.