«Концепция Метавселенной – как будет выглядеть общение в будущем»
Что такое метавселенная – игра, очередная социальная сеть или новый этап в развитии интернета и Web 3.0. Отвечаем на вопросы о метавселенной в новой статье.
В конце октября 2021 года Марк Цукерберг объявил о глобальном ребрендинге – социальная сеть Facebook превратилась в Meta (признана в РФ экстремистской организацией). В часовом видео Марк говорит о смене направления развития компании в сторону метавселенной – футуристического будущего, где мы сможем общаться с друзьями в устроенном по своему вкусу диджитал мире. Презентация вызвала бурю в соцсетях, а концепт метавселенной шагнул из мемов в заголовки новостей.
Можно ли считать появление Meta стартом концепции метавселенных – конечно нет. Но это определенная точка в развитии, когда о ней заговорили даже те, чьи интересы не выходили за рамки публикации фотографий утреннего кофе в инстаграм. Впрочем, оказалось, что разобраться в устройстве будущей метавселенной также сложно, как и в устройстве обычной.
Что такое метавселенная?
Википедия говорит, что это постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют друг с другом и цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности. Говоря простыми словами, часть пространства, где можно делать обычные вещи – играть, общаться, учиться, проводить деловые встречи и, конечно, делать покупки. Реализация существующих проектов разная и зависит от амбиций их создателей – некоторые напоминают захватывающую игру, другие социальную сеть, третьи что-то среднее между первыми двумя.
Как зарождалась метавселенная
Сам термин впервые прозвучал в научной фантастике более 30 лет назад – в книге Нила Стивенсона «Лавина». Но виртуальные миры, в той или иной мере похожие на метавселенную, в искусстве нередки: фильмы «Матрица», «Первому игроку приготовиться», цикл романов Сергея Лукьяненко «Лабиринт Отражений» и многие другие. Они изображают метавселенную как виртуальную реальность, к которой необходимо подключаться, подобно тому, как мы выходим в интернет в наши дни.
Впрочем, даже в реальности виртуальные миры – не новость. Фанаты игры World of Warcraft расскажут, что провели немало часов в вымышленной вселенной, где бок о бок участвовали в битвах, общались в тавернах и покупали друг у друга амуницию для своих персонажей.
Свое видение метавселенной было у Sony Playstation. В 2008 году они представили концепт виртуальной гостиной Sony Playstation Home, где пользователи могли общаться, встречаться, играть в виртуальный боулинг и создавать свои комнаты. Возможно, Sony не повезло опередить свое время – у сервиса было очень мало фанатов и его закрыли в 2015 году.
Игры Minecraft и Roblox относят к ранним метавселенным. Игроки Minecraft могут создавать пространства, воспроизводить копии зданий и целых городов. Roblox это платформа которая позволяет игрокам не только играть, но и создавать игры, пространства и цифровые предметы. Обе игры стали очень популярными и насчитывают сотни миллионов игроков каждый день. Открытый мир двух проектов, который пользователи могут устраивать под себя, вдохновил создателей других метавселенных.
Будущее метавселенной: концерты и выставки, встречи с друзьями, цифровой серфинг и все это не выходя из дома
В представлении Facebook о метавселенной, пользователи будут общаться друг с другом в трехмерном пространстве и заниматься самыми разными делами. Например смогут заглянуть в виртуальную гостиную к своим друзьям, поговорить с ними в голосовом чате, сыграть в карты, а затем сразиться с приятелем в теннис или 3D-серфинг. При этом, можно будет контактировать с теми близкими, кто за пределами виртуальной реальности. Например, с помощью будущих технологий прямых эфиров, можно будет присоединиться к друзьям на живом концерте даже не выходя из дома.
Цукерберг не планирует монополизировать метавселенную. В идеале, это будет множество компаний и создателей. А объединяющим элементом станет блокчейн и децентрализованные сервисы. Например с помощью крипто кошелька и технологий NFT, пользователь сможет перенести экипировку 3D-аватара, игру с внутриигровыми предметами или даже устройство личной гостиной в любой игровой мир, в какой захочет.
Другими словами, идеальной метавселенной не управляет одна компания или сообщество. Это будет открытая, основанная на блокчейне структура, которая позволяет легко перемещаться по мирам и пространствам. В настоящий момент существующие проекты имеют свои границы и такая межигровая интеграция представляется одной из самых больших технических проблем.
Метавселенные сегодня: от виртуальной второй жизни до покупки недвижимости за крипту
Вторая половина 2021 года была полна анонсов – о планах презентовать свои метавселенные, помимо Meta (запрещена в РФ), объявили Microsoft, Epic Games, NVIDIA, Roblox и другие. Впрочем, большинство продуктов находится на начальном этапе и подробностей мало. Если не терпится погулять по виртуальному миру – вот где можно это сделать прямо сейчас.
Decentraland
Метавселенная на основе блокчейна Ethereum, в которой пользователи могут общаться, создавать, использовать и монетизировать контент. Все активы, включая имена пользователей, представлены в виде NFT, которые можно купить и продать в игре или на маркетплейсе OpenSea. Если сравнивать Decentraland с представлением метавселенной из презентации Facebook, то он достаточно примитивен. Но работает уже пару лет и привлек множество крупных событий – например в конце марта в игре прошла первая неделя моды. Впрочем, из-за обилия рекламы брендов одежды, вселенная местами напоминает большой торговый центр.
The Sandbox
The Sandbox — игра с аналогичным Decentraland подходом, визуальным дизайном в стиле Minecraft и возможностью монетизировать земельные участки. Владельцы земли в игре смогут не только продавать, но и сдавать свои участки в аренду. Пока проект находится во второй части альфа-тестирования, но уже привлек в свой мир множество знаменитостей и брендов — от Снуп Догга до Adidas и «Адской кухни» Гордона Рамзи.
Игроки могут просматривать виртуальную карту, выбирать участки земли и покупать их через свой крипто-кошелек за Sand – официальную валюту игры. Помимо владения NFT-недвижимостью, Sandbox предлагает красивый мир и квесты, за выполнение которых положена награда. Как и в других подобных играх, в «Песочнице» можно создать аватар, одеть его в Adidas и отправиться знакомиться с людьми.
The Second Life
Самый старый прототип метавселенной, который существует с 2003 года. Это онлайн-платформа, где игроки создают аватары и получают вторую жизнь в цифровом мире. Пользователи Second Life, или «резиденты», могут полностью погрузиться в игру, встречаться с другими людьми, посещать мероприятия и, по сути, проживать в виртуальном мире. Помимо социализации, в игре можно проходить квесты, участвовать в различных турнирах, слушать музыку и смотреть видео-ролики.
У Second Life есть собственный виртуальный маркетплейс, на котором люди могут покупать, продавать и обменивать виртуальные предметы и множество других элементов. В транзакциях используются виртуальная валюта Linden, для покупки которой требуются реальные деньги. Предметы варьируются от виртуальной мебели и одежды, до автомобилей и недвижимости.
Horizon Worlds by Meta*
(признана в РФ экстремистской организацией)
Horizon Worlds — бесплатная онлайн-видеоигра виртуальной реальности для VR гарнитуры Oculus. Пользователи социальных сетей Meta могут исследовать пространство вокруг себя, телепортироваться в другие локации, общаться со своими друзьями и играть с ними в игры. Пока игра доступна в США и Канаде, но постепенно расширяет географию.
В игре можно посетить бесчисленные миры, которые создаются другими игроками и ничем не ограничены. Впрочем, отсутствие ограничений в игровом процессе уже вызвало несколько скандалов. Например, несколько жителей США пожаловались на нападения со стороны других пользователей. Сейчас сотрудники компании работают над повышением неприкосновенности аватаров.
Будущее обязательно наступит, но не факт, что скоро
Если посмотреть на уже существующие проекты метавселенных, становится понятно, почему пока невозможно дать четкое определение этому термину. До целостного концептуально, простого и доступного для всех пользователей проекта еще предстоит пройти долгий путь.
Facebook заявляет, что вариант метавселенной, которую они представили на презентации, возможно воплотить через 5-10 лет. Это одновременно и долго, и оптимистично. Потому что потребуются годы, чтобы построить инфраструктуру для метавселенной, внедрить лучшие практики, а главное добавить взаимодействие между платформами. Виртуальная реальность также далека от мейнстрима – гарнитуры VR недоступны большинству пользователей интернета, как например обычный смартфон. А домашний ноутбук или планшет сегодня не может с легкостью справиться со сверх-детализированными трехмерными мирами.
Тем не менее, по оценкам Bloomberg, к 2024 году рынок метавселенной может составить 800 миллиардов долларов. Мы скорее всего увидим быстрый рост индустрии в ближайшие месяцы и годы. Вероятно пройдет много времени, прежде чем мы действительно «заживем» в метавселенной, но уже интересно наблюдать, как она обретает свои формы.
Цукерберг может только покупать готовое, все что создают или чем управляют начинает стагнировать. Тот же тикток по своей гибкости, удобству и возможностям для пользователя опережает инстаграм лет на 5, так что на мету я бы не ставил. Точнее, скорее всего у них ничего не получится и они купят конкурента и превратят его в говно
Как и основная их соцсеть эталон говна))
Цукер дебил.
В регионах к примеру и без VR можно играть в хоррор.
Комментарий недоступен
Маленькая проблема - всего одна жизнь и сохранений нет!! Но можно поставить на паузу, замуслякав косячок. :)
Как вот это может заменить, например, поход на настоящий концерт с живым звуком?
да вот так!
так же как онлайн-секс заменяет настоящий секс.
а тут какой-то концерт.
Живой звук замещается легче всего. После самоизоляций онлайн-концерты стали нормой. Youtube и Bandcamp давно уже транслируют такие, билеты продают и все такое. Мошпит не замутишь, разве что. Зато звук будет даже лучше, чем на площадке.
Да для кого стали нормой онлайн-концерты? Для тех, кто на настоящих не был? Много чего не замутишь онлайн - не потолкаешься на входе в очереди, не выпьешь пива в баре, не увидишь колоритных посетителей и т.п.
Пива можно выпить и дома. Потолкаться и посмотреть на Yt и Bc нельзя, но на, скажем так, мультиплейерных платформах, - можно. Не физически потолкаться, но все-таки социализироваться.
Поесть тоже можно дома, но почему же тогда столько людей ходит в рестораны?
Наверное, это просто разные вещи, которые не заменяют друг друга. Но обе хороши по-своему :)
Ох уж эти Bloomberg. Что-то вечно оценивают, будто эксперты во всем на свете
Честно говоря так и не понял кто ЦА всех этих метавселенных.
Понятно, что те, кто и так проводит в онлайн-играх кучу времени. В чем еще профит для среднестатистического юзера, который смотрит фото/видео и листает новостную ленту?
Можно конечно для погружения создать виртуальный сортир, и сидя на унитазе читать новости с газеты. Можно вместо видеочата создать виртуальную комнату с собеседником, но в чем профит?
Возможно, для посетителей сайтов знакомств все эти метавселенные например могли дать новый пользовательский опыт, начиная от блаблабла на фоне вечернего океанского пляжа, заканчивая виртуальным сексом.
По моему скормному мнению сейчас не время об этом рассуждать и даже думать. Хотя я очень в теме. Но! Слава Украине!
разница очевидна
:)))) По-моему, всю эту "мета-шнягу" цукер и затеял с единственной целью - сбывать убогие шлемы! Которые не то, что для VR, даже для тетриса не годятся.
вы порядок этой величины хотя бы понимаете?
Меня всегда пугали все эти мета- виар- штуковины. Когда они станут более совершенны, на них будет очень легко подсесть. Футурологи предсказывают использование мозговых имплантов, чтобы реалистично моделировать чувства и ощущения в VR. Они будут стимулировать определенные участки мозга, передавать сигналы нейронам и запускать цепочку реакций, от эйфории до боли. Так прониклась этой темой, что аж книжку об этом написала, в стиле киберпанка)) Кому интересно - "Они не слышат", можно свободно скачать с Ридеро.
А как касаться людей, чувствовать запах, тепло? Жизнь это не только глазки и ушки
Комментарий удален модератором
Когда не наигрался в Sims... Это станет психологической ловушкой прежде всего для тех, кто чувствует себя не в своей тарелке по жизни, но в метавселенной окажется вымышленным прекрасным аватаром. Бегство от себя, в итоге может случиться зависимость.
Дуристика из ничего. "это постоянно действующее виртуальное пространство" - ну то есть всё та же виртуальная реальность!! Причём тут приставка "мета-"??? Цукер как идиот на привозе - лепит всякие приставки безо всякого смысла. Типа "Нано-", "гипер-", "турбо-"... мы эту попсу проходили ещё в 2000-ых (Турбо-Паскаль, ага :) ).
Фактически, это "Майнкрафт на максималках". Ну и коммерция во все дыры. А драть с нас деньги за наши же деньги (вирт.шлем ты будешь ПОКУПАТЬ САМ) - это "цукеры" умеют лучше всего. НАФИГ НАДО!
А для фанатов напомню - это же те самые ИТ-миры Лукьяненко! "Глубина, я не твой!" и всё такое :)
По настоящему, цукербургер такую идею пихает. Тип, зачем трудиться на заводе и быть небритым толстяком в трусах, если можно сидеть-пердеть и выглядеть приятной аватаркой в пиджаке с карманами. Мета - это мир, для людей, тратящих свое время на виртуальность, которым хочется сбежать от реальности и остаться в социуме. Следующий шаг в развитии соцсетей.
Мы уже в такой игре Планета IX, идёт продажа и покупка виртуальной земли. Люди уже зарабатывают хорошие деньги! Всё, что описано в статье, все так и будет. Ждём дальнейшего развития!
Смысл меня шило на мыло
Ты меняешь шило на мыло, а у цукера "прилипает" штукарь как минимум!
Есть фильм "Первому игроку приготовиться", нам хана.
Комментарий недоступен
Нам тут не до жиру. Никаких метавселенных.
+1. Скоро продукты по карточкам будут, а они "вселенные" строят! Россию ждёт ОЧЕНЬ хреновое время, 90-ые пионерлагерем покажутся.
Я вкладывал немного другой смысл. Не "всепропало". А то, что нашей реальности, чужда их виртуальность.
Комментарий недоступен