{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как перезапустить туриндустрию, вооружившись технологиями

Российская индустрия туризма находится в глубочайшем кризисе: геополитическая нестабильность, ослабление рубля, ограничение авиасообщения, валютных переводов и работы банковских карт за рубежом, «закрытая» Европа лишь усиливают и без того разрушительный эффект двухлетней пандемии.

Правительство предпринимает попытки стабилизировать ситуацию — поручено создать российский аналог Booking.com, до 15 апреля продлена программа туристического кэшбека, оказывается поддержка и IT-отрасли, которая также тесно связана с туристической. Чтобы сохранить рабочие места работников сферы и обеспечить населению достойный образ жизни, нужны и поддерживающие меры, и новые подходы, которые не просто спасут, но полностью перезапустят туризм. Но как воспользоваться имеющимся окном возможностей, не допустить нового кризиса и наверстать десятки лет отставания?

Турист на горе Сарлык в Шебалинском районе Республики Алтай. Андрей Варенков / РИА Новости

Эхо прошлого века

История туризма современной России уходит корнями в опыт Советского Союза и централизацию развития индустрии, бюрократию и отсутствие конкуренции. В странах Запада, напротив, процветал бизнес и свободный рынок. После завершения Второй мировой войны там была создана высокодоходная туриндустрия, генерирующая миллиардные прибыли и значительный вклад в ВВП. Государства активно поддерживали развитие турбизнеса, регулируя, но не диктуя ему, что делать. После распада СССР эти подходы быстро заполнили вакуум, образовавшийся в России.

С предложениями недорого отдохнуть и навсегда забыть пресловутый «советский сервис» в Россию 90-х хлынули тысячи новых игроков. Наиболее эффективными показали себя действия турецкого бизнеса в сегменте туроператоров. Они сумели надолго закрепиться в умах людей: путевка в Турцию за $300 была актуальной для многих. Пока население спешно открывало для себя новые направления, внутренний туризм деградировал. Государство сконцентрировало усилия на промышленном секторе, практически не обращая внимание на туристическую отрасль: как по части регулирования, так и по части инвестиций. Действия властей в направлении развития туризма оставались спорадическими и недостаточными вплоть до конца «десятых».

Пандемия имела двоякий эффект на экономику: если для сферы E-commerce COVID оказался стимулом к росту, то для туристической индустрии всё сложилось максимально плачевно. По подсчётам экспертов, убыток туриндустрии от первых двух лет пандемии достиг $4 трлн. Российский сегмент пострадал более чем серьезно: туристический поток в страну сократился в 17,5 раз. Не легче положение и с выездным туризмом: по состоянию на сентябрь 2021 года россияне потратили за рубежом лишь 17,4% от допандемийного уровня. А после событий 24 февраля рынок туризма находится на своем историческом минимуме. Но кризис заставил людей по-новому взглянуть на свою страну.

Запряженные лошадьми сани на фоне Суздальского Кремля и деревянной церкви Николая Чудотворца (памятник русского деревянного зодчества XVIII века). Юлий Ахромеев / РИА Новости

Новые возможности

Люди, привыкшие проводить отпуска и выходные вне дома, не готовы вообще отказаться от идеи туризма и, благодаря трудностям с посещением других стран, открыли для себя Россию. Сейчас этому способствует и геополитика, и экономическая ситуация. В 2021 году популярные направления, в число которых вошли Краснодарский край, Крым, Подмосковье и Санкт-Петербург, обеспечили значительный рост: внутренний турпоток восстановился на 90% по отношению к значениям 2019 года. По этому показателю Россия вошла в мировой топ-5.

Но выход на показатели прошлых лет не решает системных проблем. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, до пандемии общие государственные инвестиции стран в сектор туризма отличаются в десятки миллиардов. Но сами вложения еще ничего не говорят, важнее — их эффективность. Как следует из статистики, в США, международном лидере туриндустрии, доход в ВВП от каждого затраченного государством на отрасль доллара в 2019 году составлял более $20 тыс., общая же цифра по стране в 80 раз превышает вложения в продвижение. В России подобной эффективности господдержки нет, а по общему показателю доходов туриндустрии наша страна занимает лишь 22-е место.

При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции: неисчерпанный потенциал роста и высокий уровень готовности к цифровизации экономики могут обеспечить беспрецедентные темпы роста.

Зиплайн в парке высокогорных аттракционов Gorky Fly на курорте Красная Поляна в Краснодарском крае. Артур Лебедев / РИА Новости

Качественный перезапуск

К 2022 году и перспективному оживлению туристического Россия подошла в новом качестве. В 2019 году была утверждена Стратегия развития туризма РФ до 2035 года, позже Ростуризм был переведен в прямое подчинение правительству страны, создана Госкорпорация «Туризм.РФ», а в 2021 году утверждён нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Это шаги, направленные на повышение доступности услуг, совершенствование управления, подготовку кадров, создание инфраструктуры, формирование туристических кластеров. Такой точечный подход не фокусируется на необходимости кардинальных преобразований и не приведет к изменению всего бизнес-ландшафта.

В Стратегии развития туризма, которая содержит важнейший пункт о цифровой трансформации, в частности, отмечается необходимость достижения цифровой зрелости и повышение числа услуг, доступных в электронном виде. Но этого недостаточно: сегодня пользователи вынуждены пользоваться десятками сервисов, заказывая билет на одном, отель — на другом, экскурсии — на третьем, рестораны — на четвертом. Такая практика «разрывает» туристический опыт, превращая его в путь из одного приложения или сайта в другой. Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно.

Модель такой платформы должна быть выстроена на децентрализации, полнейшей и взаимной интеграции всех существующих элементов турбизнеса, Big Data, планирования и управления путешествием в одном приложении: от выбора готового тура до сборки собственного маршрута в любой точке мира. Бронирование разных услуг в одном приложении позволит туристу сэкономить не только время, но и средства. Особую роль в такой экосистеме будут играть VR-решения и элементы туристической инфраструктуры в метавселенных: новый пользовательский опыт и упрощение доступа к тем или иным объектам культурного наследия, снижение рисков экстремального туризма — одни из основных точек роста в этом направлении.

Создание единой экосистемы — путь не только к повышению маржинальности для участников отрасли, но и возможность экономить временные и человеческие ресурсы. В ситуации, когда интеграция доходит до государственных сервисов, открываются возможности как по автоматическому применению льгот и субсидий, так и для выработки более точечных, интересных каждому конкретному пользователю предложений. Независимо от социальной роли на момент путешествия, пользователь экосистемы потребляет один и тот же туристический продукт. Таким образом предложение сквозной программы лояльности обеспечит значительную экономию и удобство пользования объектами этой отрасли.

Помимо этого, экосистема служит средством по выводу игроков из серой зоны. Ее задача — не загонять бизнес в рамки, а предоставить ему удобные механизмы и понятные, единые нормы работы, при которых даже сомнительные «плюсы» в виде уклонения от налогов будут перевешены куда большими выгодами от пользования единой системой. Общая стандартизация решит вопрос с ненадлежащим сервисом, всеобъемлющие массивы данных откроют возможность получать оперативную и достоверную статистику.

Кроме того, фокус на информационные технологии способен привлечь к индустрии новых пользователей за счёт централизованного формирования и продвижения новых типов туризма: экотуризм, индустриальный и медицинский туризм, фудтуры и даже бэкпэкинг сегодня находятся лишь в зачаточном состоянии. Эти направления могут привлечь огромную новую аудиторию, а экосистема — это отличный инструмент для формирования трендов в туротрасли. И на данный момент в России есть готовое к внедрению решение, которое закрывает все потребности импортозамещения и цифровизации турсферы — это Warp.

Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования. И осознание перспективности этих инноваций, их внедрение и поддержка на государственном уровне — единственное, что способно позволить бизнесу работать, привлекая к достойному отдыху как граждан, так и гостей России.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Карим Ибрагимов

Мне кажется содержание статьи не отвечает на вопрос в заголовке)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Головина
Автор

Почему вы так думаете?
В сложившейся ситуации определенно нужна новая высокотехнологичная платформа для туризма, которая удовлетворила бы важным условиям. К сожалению, все, что сейчас есть, и близко не соответствует иностранным решениям, которые были на рынке.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Сергей Реванченков

Полностью согласен

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff
Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования.

Абстрактный пафос, традиционно оторванный от реальности.

Проблема русского туризма - не в "технологиях" и "экосистемах", а в том, что туристу элементарно не на что посмотреть в России, кроме бесконечных храмов и убогих музеев. И стоимость этого унылого просмотра зашкаливает, даже в 2-3 звездочных отельчиках и забегаловках, которых в России большинство.

В качестве примера в статье приведена Красная Поляна - допустим. Она действительно хороша, но она чуть ли не единственный достойный курорт во всей России. Берите пример с Турции - они сделали страну-курорт, куда хочется ездить отдыхать.

Сегодня русскому туристу в России действительно негде отдохнуть, нечего посмотреть, нечем развлечься. Говорю это как турист, за последние несколько лет исколесивший четверть России - самую интересную её четверть (если её вообще можно назвать интересной).

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Нужно повышать КАЧЕСТВО туризма в России, а не разводить разговоры об экосистемах, лояльностях, VR-решениях и прочей херне. Нахрен туристу VR, если он увидит в нем те же региональные церквухи и убогий гостиничный номерок с колхозным завтраком, по конской цене.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova

Вы шутите, наверное? Это в России не на что посмотреть, кроме Красной Поляны? Вы были на Дальнем Востоке? На Байкале? В Карелии?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Цкуро Бесцветный

А что в Турции такого уж прям необычного? Храмы в пещере? Амфитеатры?
Они просто за счет географии и климата дают возможность комбинировать несколько видов отдыха: пляжный, активный и культурный.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр

При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции - эту сказку, который год, рассказывают....
Посмотрите на Крым и Краснодар - отсутствие развития и элементарного сервиса - это уже в головах местных жителей...
Если Москву и Питер - иностранцы, ещё как ни-то, научили сервису, то другие регионы - просто мрак....

Ответить
Развернуть ветку
Родион Горин

Будем ждать запуска. Хорошего туристического сервиса действительно не хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Жанна Фирстова

Конечно аналог booking нужен, ещё бы хороший сервис в России не помешал) чтобы тут хотелось отдыхать

Ответить
Развернуть ветку
Olga Kobeleva

Туризм в России нужен
Столько красивых мест, а инфраструктура не развита.
Вопрос как в условиях блокировки букинга
Можно будет заказывать гостишки?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Как - через сайт гостиницы, отеля или по телефону...
В чем проблема...

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Любовь Данильцева

Поддерживаю! Аналог booking.com точно нужен. Главное, чтоб он был грамотно систематизирован, понятен, логичен и прост в использовании. (при всей его сложности и мноофункционпльности.) а так же быстр и надёжен. Удачи. Ждём с нетерпением запуска!

Ответить
Развернуть ветку
O-o

«Яндекс. Путешествия»
OneTwoTrip
Ostrovok.ru
«Tutu.ru Отели»
Sutochno.ru
Hotellook.ru
101hotels.com

Нужно больше аналогов!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей Леопольдович

Ну ещё осталось найти пару десятков миллиардов богомерзких долларов америкосов в рублях и можно проорать: "Ну чё, погнали?“ )

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Аналог букинга уже есть, он называется Яндекс-путешествия.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Grin

Поправьте меня, если ошибаюсь, но утверждение Стратегии, создание Госкорпорации, платформы, экосистемы, VR там всякий - это хорошо, но важнее дороги между населенными пунктами, регионами, развитая малая авиация.

Ответить
Развернуть ветку
vic smirnoff

Они не умеют в дороги. Они умеют в красивые разговоры.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Слушайте, дороги, малая авиация, поддержка всех участников отрасли - это все ее составляющие. Вроде никто и не говорит, что они неважны. Это разные аспекты одной отрасли, и нет такого, который более или менее важен. Если не будет "цифры", дороги не будут использоваться по целевому назначению, или не принесут в казну денег. Если будет цифровой инструмент без инфраструктуры, то и нечем будет управлять.
Построить дороги и развить малую авиацию - это одно. Понимать, кто ездит по этим дорогам, как управлять малой авиацией, как монетизировать имеющиеся ресурсы - совсем другое. И как раз цифровые площадки позволяют отраслью эффективно управлять и максимально обеспечивать интересы всех участников рынка. Опять же, "цифра" дает возможность в том числе контролировать эффективность экономического управления, что даст дополнительные средства для развития тех же дорог и инфраструктуры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт отморожен

А можно как-то без вот этой «цифровизации» и дремотно-патриотической блевоты?
Просто ездить как раньше отдыхать: аналогово и даже лампово?

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Агеев

Я бы не сказал ,что сейчас лучшее время для развития туризма

Ответить
Развернуть ветку
Никита Аронов

А когда оно будет это «лучшее» время?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
O-o

"Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно" - а кто будет оператором этой среды? За чей счет она будет создаваться?
Если речь про госденьги и оператором тоже будет гос подвед, то он не сможет стать "даже" аналогом "букинга", т.к. не сможет нормально работать с деньгами туристов.
Если речь про коммерческую организацию, то откуда деньги на создание супер платформы и сколько она будет окупаться? Опять же, кто, как и насколько быстро затянет на нее трафик?
ГЧП под компании уважаемых людей? :)

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Мне кажется, в случае необходимости государство найдет механизмы регулирования и запуска такого инструмента, как и обеспечения его полной функциональности :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита Аронов

Когда планируете?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Босиков

Да! Такой сервис пригодится - го пробовать!

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Voinova
Люди, привыкшие проводить отпуска и выходные вне дома, не готовы вообще отказаться от идеи туризма и, благодаря трудностям с посещением других стран, открыли для себя Россию.

Это правда, но единой платформы и правда очень не хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Купрацевич

Для бронирования полноценного путешествия в одном окне букинг тоже не подходил ни сколечко. Хочешь отель+билеты+трансфер+ страховку и не париться, то бери у туроператора. Тот же Алеан без проблем может продать как отдельно проживание, так и добавить все нужные услуги

Ответить
Развернуть ветку
Плюс-минус трамвай

О боги... За те несколько лет, что я ушла из сферы "развития внутреннего туризма", вообще ничего не поменялось - только слова новые появились, а подходы старые, неработающие. Кстати, мы единственные, кому удалось создать востребованный сайт для продвижения внутреннего туризма в те годы, когда Россия нафиг никому не была нужна, были № 1 в этой категории по статистике Яндекса. А погубила нас драка за государственные деньги - сайт захотели все. Никто до сих пор не понимает, что для успеха такого проекта нужен концептуально иной подход, поэтому ни до, ни после удачных (условно национальных) подобных проектов не было. И не будет. Потому что не в технологиях дело.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Бурневский

Расскажите пожалуйста про ваше видение правильного подхода. Очень интересно услышать альтернативный взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Нестеров

Сначала стоит освоить базовый уровень хорошего сервиса в туризме..

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Букинг аналог хотелось отдыхать букин кризис инфраструктура отдыхать букинг

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда