{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как перезапустить туриндустрию, вооружившись технологиями

Российская индустрия туризма находится в глубочайшем кризисе: геополитическая нестабильность, ослабление рубля, ограничение авиасообщения, валютных переводов и работы банковских карт за рубежом, «закрытая» Европа лишь усиливают и без того разрушительный эффект двухлетней пандемии.

Правительство предпринимает попытки стабилизировать ситуацию — поручено создать российский аналог Booking.com, до 15 апреля продлена программа туристического кэшбека, оказывается поддержка и IT-отрасли, которая также тесно связана с туристической. Чтобы сохранить рабочие места работников сферы и обеспечить населению достойный образ жизни, нужны и поддерживающие меры, и новые подходы, которые не просто спасут, но полностью перезапустят туризм. Но как воспользоваться имеющимся окном возможностей, не допустить нового кризиса и наверстать десятки лет отставания?

Турист на горе Сарлык в Шебалинском районе Республики Алтай. Андрей Варенков / РИА Новости

Эхо прошлого века

История туризма современной России уходит корнями в опыт Советского Союза и централизацию развития индустрии, бюрократию и отсутствие конкуренции. В странах Запада, напротив, процветал бизнес и свободный рынок. После завершения Второй мировой войны там была создана высокодоходная туриндустрия, генерирующая миллиардные прибыли и значительный вклад в ВВП. Государства активно поддерживали развитие турбизнеса, регулируя, но не диктуя ему, что делать. После распада СССР эти подходы быстро заполнили вакуум, образовавшийся в России.

С предложениями недорого отдохнуть и навсегда забыть пресловутый «советский сервис» в Россию 90-х хлынули тысячи новых игроков. Наиболее эффективными показали себя действия турецкого бизнеса в сегменте туроператоров. Они сумели надолго закрепиться в умах людей: путевка в Турцию за $300 была актуальной для многих. Пока население спешно открывало для себя новые направления, внутренний туризм деградировал. Государство сконцентрировало усилия на промышленном секторе, практически не обращая внимание на туристическую отрасль: как по части регулирования, так и по части инвестиций. Действия властей в направлении развития туризма оставались спорадическими и недостаточными вплоть до конца «десятых».

Пандемия имела двоякий эффект на экономику: если для сферы E-commerce COVID оказался стимулом к росту, то для туристической индустрии всё сложилось максимально плачевно. По подсчётам экспертов, убыток туриндустрии от первых двух лет пандемии достиг $4 трлн. Российский сегмент пострадал более чем серьезно: туристический поток в страну сократился в 17,5 раз. Не легче положение и с выездным туризмом: по состоянию на сентябрь 2021 года россияне потратили за рубежом лишь 17,4% от допандемийного уровня. А после событий 24 февраля рынок туризма находится на своем историческом минимуме. Но кризис заставил людей по-новому взглянуть на свою страну.

Запряженные лошадьми сани на фоне Суздальского Кремля и деревянной церкви Николая Чудотворца (памятник русского деревянного зодчества XVIII века). Юлий Ахромеев / РИА Новости

Новые возможности

Люди, привыкшие проводить отпуска и выходные вне дома, не готовы вообще отказаться от идеи туризма и, благодаря трудностям с посещением других стран, открыли для себя Россию. Сейчас этому способствует и геополитика, и экономическая ситуация. В 2021 году популярные направления, в число которых вошли Краснодарский край, Крым, Подмосковье и Санкт-Петербург, обеспечили значительный рост: внутренний турпоток восстановился на 90% по отношению к значениям 2019 года. По этому показателю Россия вошла в мировой топ-5.

Но выход на показатели прошлых лет не решает системных проблем. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, до пандемии общие государственные инвестиции стран в сектор туризма отличаются в десятки миллиардов. Но сами вложения еще ничего не говорят, важнее — их эффективность. Как следует из статистики, в США, международном лидере туриндустрии, доход в ВВП от каждого затраченного государством на отрасль доллара в 2019 году составлял более $20 тыс., общая же цифра по стране в 80 раз превышает вложения в продвижение. В России подобной эффективности господдержки нет, а по общему показателю доходов туриндустрии наша страна занимает лишь 22-е место.

При всем этом именно у России сейчас максимально выгодные позиции: неисчерпанный потенциал роста и высокий уровень готовности к цифровизации экономики могут обеспечить беспрецедентные темпы роста.

Зиплайн в парке высокогорных аттракционов Gorky Fly на курорте Красная Поляна в Краснодарском крае. Артур Лебедев / РИА Новости

Качественный перезапуск

К 2022 году и перспективному оживлению туристического Россия подошла в новом качестве. В 2019 году была утверждена Стратегия развития туризма РФ до 2035 года, позже Ростуризм был переведен в прямое подчинение правительству страны, создана Госкорпорация «Туризм.РФ», а в 2021 году утверждён нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Это шаги, направленные на повышение доступности услуг, совершенствование управления, подготовку кадров, создание инфраструктуры, формирование туристических кластеров. Такой точечный подход не фокусируется на необходимости кардинальных преобразований и не приведет к изменению всего бизнес-ландшафта.

В Стратегии развития туризма, которая содержит важнейший пункт о цифровой трансформации, в частности, отмечается необходимость достижения цифровой зрелости и повышение числа услуг, доступных в электронном виде. Но этого недостаточно: сегодня пользователи вынуждены пользоваться десятками сервисов, заказывая билет на одном, отель — на другом, экскурсии — на третьем, рестораны — на четвертом. Такая практика «разрывает» туристический опыт, превращая его в путь из одного приложения или сайта в другой. Решить проблему можно через создание единой цифровой среды для туриста и всех участников туриндустрии одновременно.

Модель такой платформы должна быть выстроена на децентрализации, полнейшей и взаимной интеграции всех существующих элементов турбизнеса, Big Data, планирования и управления путешествием в одном приложении: от выбора готового тура до сборки собственного маршрута в любой точке мира. Бронирование разных услуг в одном приложении позволит туристу сэкономить не только время, но и средства. Особую роль в такой экосистеме будут играть VR-решения и элементы туристической инфраструктуры в метавселенных: новый пользовательский опыт и упрощение доступа к тем или иным объектам культурного наследия, снижение рисков экстремального туризма — одни из основных точек роста в этом направлении.

Создание единой экосистемы — путь не только к повышению маржинальности для участников отрасли, но и возможность экономить временные и человеческие ресурсы. В ситуации, когда интеграция доходит до государственных сервисов, открываются возможности как по автоматическому применению льгот и субсидий, так и для выработки более точечных, интересных каждому конкретному пользователю предложений. Независимо от социальной роли на момент путешествия, пользователь экосистемы потребляет один и тот же туристический продукт. Таким образом предложение сквозной программы лояльности обеспечит значительную экономию и удобство пользования объектами этой отрасли.

Помимо этого, экосистема служит средством по выводу игроков из серой зоны. Ее задача — не загонять бизнес в рамки, а предоставить ему удобные механизмы и понятные, единые нормы работы, при которых даже сомнительные «плюсы» в виде уклонения от налогов будут перевешены куда большими выгодами от пользования единой системой. Общая стандартизация решит вопрос с ненадлежащим сервисом, всеобъемлющие массивы данных откроют возможность получать оперативную и достоверную статистику.

Кроме того, фокус на информационные технологии способен привлечь к индустрии новых пользователей за счёт централизованного формирования и продвижения новых типов туризма: экотуризм, индустриальный и медицинский туризм, фудтуры и даже бэкпэкинг сегодня находятся лишь в зачаточном состоянии. Эти направления могут привлечь огромную новую аудиторию, а экосистема — это отличный инструмент для формирования трендов в туротрасли. И на данный момент в России есть готовое к внедрению решение, которое закрывает все потребности импортозамещения и цифровизации турсферы — это Warp.

Сегодня перед Россией открывается историческая перспектива, достичь которую — значит заложить основу для благоденствия нашей страны. Но время точечных мер прошло: сегодня без внедрения самых передовых технологических решений, выстраивания прозрачной экосистемы немыслимы практически никакие преобразования. И осознание перспективности этих инноваций, их внедрение и поддержка на государственном уровне — единственное, что способно позволить бизнесу работать, привлекая к достойному отдыху как граждан, так и гостей России.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Плюс-минус трамвай

О боги... За те несколько лет, что я ушла из сферы "развития внутреннего туризма", вообще ничего не поменялось - только слова новые появились, а подходы старые, неработающие. Кстати, мы единственные, кому удалось создать востребованный сайт для продвижения внутреннего туризма в те годы, когда Россия нафиг никому не была нужна, были № 1 в этой категории по статистике Яндекса. А погубила нас драка за государственные деньги - сайт захотели все. Никто до сих пор не понимает, что для успеха такого проекта нужен концептуально иной подход, поэтому ни до, ни после удачных (условно национальных) подобных проектов не было. И не будет. Потому что не в технологиях дело.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Бурневский

Расскажите пожалуйста про ваше видение правильного подхода. Очень интересно услышать альтернативный взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Плюс-минус трамвай

Короткий ответ - контент.
Длинный... Давала его представителям разных компаний, которые хотели узнать "секрет успеха". В том числе и компании Яндекс. Две встречи по 4 часа, мои развернутые ответы на многочисленные вопросы, а в результате Яша просто стырил одну из моих идей и плохо ее реализовал, а второй их проект по туризму, на который я посоветовала не тратить время, предсказуемо закрылся. Зато мне откровенно заявили, что у Яндекса есть ДЕНЬГИ и ТЕХНОЛОГИИ, поэтому без моего "полевого" опыта обойдутся. Даже после всех объяснений люди так и не поняли сути, потому что просто не понимали, о чем речь - мой подход был понятен только тем, кто действительно работал в сфере внутреннего туризма со всем его идиотизмом и сложностями. Поэтому даже за давно умерший, годами не обновлявшийся сайт туркомпании и очередные "нацпроекты" предлагали серьезные деньги. Но гос.владелец проекта предпочел его тупо похоронить, буквально из соображений "не доставайся же ты никому".
В этом году, кстати, внутренний туризм на обновленном Я-Дзене отнесли к категории лайфстайл. Я в очередной раз орнула - поездки по нашим ебеням по-прежнему видятся равнозначными путешествиям на Мальдивы. Ничего не меняется. Деньги и технологии, ага. Каждый раз об них спотыкается очередной мертворожденный проект по внутреннему туризму.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда