{"id":8743,"title":"Windows 11 \u043a\u0430\u043a \u0431\u0443\u0434\u0442\u043e \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0443\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=8743&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321661-windows-11-krupneyshee-obnovlenie-os-za-poslednie-gody-vot-sem-glavnyh-izmeneniy-dlya-razrabotchikov&placeBit=1&hash=d495e1d882b51d6292fe6890650d751b0e17946139a3969ed4a20428c6a17cc8","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Anastasiya Skrynnikova

Что может телемедицина в России в 2018 году Статьи редакции

Как изменился рынок после принятия закона о телемедицине и кто может дистанционно обращаться к врачу.

Несмотря на то, что телемедицина в России развивается с 1960-х годов прошлого столетия, о её регулировании на государственном уровне задумались только в прошлом году. С 1 января 2018 года в силу вступил закон о телемедицине.

Основные игроки на рынке телемедицины

Клиники с офлайн-услугами

Это классические медицинские центры, к которым мы привыкли. В таких клиниках есть штатные врачи, которые принимают пациентов в сертифицированных кабинетах и, как правило, в свободное от очных консультаций время могут консультировать дистанционно. К таким относятся «Доктор рядом», «АВС-медицина», Qapsula и другие.

У офлайн-клиник есть медицинская лицензия, и стоимость онлайн-консультации обычно равна стоимости очной. Тем не менее даже такие клиники по закону имеют право ставить диагнозы только при личной встрече с пациентом.

Маркетплейсы или агрегаторы с функцией записи к врачу

Маркетплейсы или агрегаторы — это сервисы, которые предоставляют офлайн-больницам возможность с помощью своей системы вести телеконсультации и находить дистанционных пациентов.

Задача таких проектов ­— сделать работу врачей и клиник более прозрачной для клиентов, дать пациентам возможность найти нужных врачей, а также упростить процесс записи на приём к выбранному доктору. К подобным относятся DocDoc, Doctor Smart, «Здоровье Mail.ru», «Медкомпас», и другие.

На маркетплейсах запись к врачу и консультация — лишь одна из услуг, они также могут предоставлять возможность онлайн-покупки лекарств или любые другие в рамках закона. Сервисы выступают как технологические решения и не нуждаются в медицинской лицензии.

Провайдеры и разработчики

Такие организации являются площадкой для дистанционных врачебных консультаций от нескольких медицинских учреждений, в том числе институтов и государственных федеральных центров. Технологические решения этих компаний используют в своей работе маркетплейсы.

Провайдерам не нужно иметь медицинскую лицензию, так как консультации проводят доктора из лицензированных клиник. К таким сервисам можно отнести «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор», разработчиком которых является компания «Мобильные Медицинские Технологии».

Монетизируются сервисы за счёт продажи абонементов и подписок, единоразовых консультаций пользователей и комиссии от продаж страховых продуктов, включающих телемедицину. Отличаются от маркетплейсов тем, что изначально приравнивают телемедицинскую консультацию к медицинской услуге и организовывают услуги самостоятельно.

Сервисы с предоставлением информационных услуг

Официально такие организации предоставляют не телемедицинские услуги, а информационные. Как и маркетплейсам, подобным компаниям не обязательно иметь медицинскую лицензию. Как правило, эти сервисы сотрудничают напрямую с людьми с профильным медицинским образованием. Монетизируются за счёт сервисного сбора — процента, который платит клиент за консультацию.

Представители информационных услуг на российском рынке — «Доктор на работе» и «Мобильный доктор».

Онлайн-клиники

Онлайн-клиники — это учреждения, которые предоставляют телемедицинские услуги и имеют медицинскую лицензию. К таким организациям напрямую относится закон о телемедицине, и они должны полностью его соблюдать — например, проводить телемедицинские консультации только в сертифицированном медицинском кабинете.

На сегодня в России только две подобных онлайн-клиники — это «Яндекс.Здоровье» и Doc+. Ещё в прошлом году «Яндекс.Здоровье» оказывала исключительно информационные консультации, а с января 2018 года компания получила медицинскую лицензию и может легально предоставлять телемедицинские услуги.

Сейчас, по словам представителей «Яндекс.Здоровья», компания находится на этапе трансформации в полноценную медицинскую компанию с собственной телемедицинской клиникой.

Телемедицинские платформы для офлайн-клиник

ИТ-платформы для телемедицинских консультаций, которые компании-разработчики продают клиникам. У подобных компаний нет собственных врачей или медицинской лицензии, они работают на b2b-рынке непосредственно с клиниками. В России подобные услуги предоставляют три организации — OnDoc, «Мобильные Медицинские Технологии» и iBolit.

Отдельно стоит выделить профессиональные социальные сети для врачей, например, «Доктор на работе» — закрытый сервис, доступ в который получают только лицензированные врачи. В соцсети врачи могут проводить профессиональные консультации между собой, что в итоге помогает лечащему врачу услышать разные точки зрения на проблему и принять правильное решение.

Такая соцсеть — один из немногих проектов, где телемедицина развивается в сегменте врач–врач.

«Ты не пройдёшь!» — что мешает телемедицине развиваться в России

Самое большое препятствие для роста телемедицинского бизнеса в России — жёсткое законодательное регулирование, которое ещё до конца не разработано.

По словам руководителя направления «Телемедицина» проекта «Доктор на работе» Ивана Картовицкого, рынок телемедицины в России сейчас в стадии поиска эффективной и прибыльной бизнес-модели. Вместо того чтобы эти начинания поддержать, Минздрав выбрал тактику ограничения.

Это как после изобретения первой машины поставить везде ограничивающие дорожные знаки и запретить ездить в местах без дорог, когда эти дороги ещё даже не построены! Было бы классно, если бы регулирование стало более мягким и гибким и давало бы возможность найти на рынке то, что работает.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

В апреле 2018 года правительство утвердило правила взаимодействия между частными и государственными информационными системами. Чтобы полноценно работать на рынке телемедицинских услуг, сервисам нужно интегрироваться с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также идентифицировать пациентов через ЕСИА (портал госуслуг — vc.ru). Это влечёт за собой сразу несколько сложностей для развития бизнеса:

  • Первое — закон позволяет пользоваться телеконсультациями только тем гражданам, у которых есть подтверждённый аккаунт на портале госуслуг. По данным Картовицкого, только половина граждан России имеют аккаунты на сайте, из них лишь 25% подтверждены. То есть около 75% всех россиян не могут законно пользоваться телеконсультациями.

  • Второе — после интеграции сервиса с ЕГИСЗ полностью анонимная консультация фактически невозможна. По желанию пациента врач может не увидеть его персональные данные, но пациент должен войти в систему через госуслуги, то есть предоставить свои данные стороннему сервису. Это не добавляет телеконсультациям популярности среди потребителей.

Это псевдоанонимность. И когда люди это понимают, то пугаются, ведь сейчас никто не хочет светить свою личную информацию, тем более связанную со здоровьем. Здесь также стоит вопрос для сервисов о хранении этих медицинских данных.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Подключение к ЕСИА — сложная и долгая процедура. Сейчас к системе имеют доступ только страховые и банковские организации. По словам Картовицкого, чтобы подключиться к системе, компания должна составить заявку по специальной форме, а затем отправить её в Минздрав.

Минздрав отправляет эту заявку в профильный подкомитет, который и принимает решение, действительно ли этой конкретной организации нужно подключаться к системе, имеет ли она на это необходимые основания.

Комитет выносит решение, после чего заносит компанию в список для Роскомнадзора. Затем компания отправляет в Роскомнадзор запрос на подключение к ЕСИА и получает доступ. Это обязательное требование ко всем компаниям, которые хотят оказывать телемедицинские услуги.

Сейчас нет информации о том, что хотя бы одна компания, оказывающая телемедицинские услуги, успешно интегрировалась с ЕСИА. Таким образом, телемедицинские компании находятся в затруднительном положении.

Помимо того, что процесс интеграции очень долгий и, по оценкам участников, займёт около полугода, процедура ещё и обойдётся компаниям в копеечку — затраты на создание необходимых систем безопасности и сертификацию участники рынка оценивают в 1,5–7 млн рублей. Время покажет, все ли компании смогут выдержать такие расходы.

Представители «Яндекса» считают, что рынку телемедицины мешает развиваться запрет ставить диагноз и назначать лечение на онлайн-консультации. Основатель сервиса DocDoc Дмитрий Петрухин наоборот считает верным такое решение властей, ведь рынок приоткрыт и работать в нём можно.

Ещё одна трудность в телемедицинском бизнесе — отсутствие законодательно предусмотренных переходных периодов для компаний. То есть все законодательные требования, в том числе и интеграция с ЕГИЗС, по закону должны быть соблюдены ещё вчера. Но на практике это слишком долгий процесс и мало какие компании уже успели подключиться к системе.

Кроме сложностей с законодательством, бизнес дистанционной медицины сталкивается ещё и с другой проблемой — плохой информированностью россиян.

Большинство людей даже не знают о том, что есть такая услуга, а у многих формируются неправильные ожидания.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Возможно, именно совокупность всех этих нюансов не позволяет бизнесу быстро развиваться, что подтверждают довольно низкие цифры: по словам анонимного источника, на апрель 2018 года через «Яндекс.Здоровье» проводилось около 10 тысяч телеконсультаций в месяц.

По словам Дмитрия Петрухина, в среднем рынок растёт не более чем на 50% в год, а по прогнозам генерального директора «Мобильных медицинских технологий» Дениса Юдчица, по итогам 2018 года рынок телемедицины принесёт около 3 млрд рублей в год (против 1 млрд рублей в 2017 году).

Телемедицина в регионах

Сейчас компании не отслеживают, сколько телеконсультаций проходит в Москве и Санкт-Петербурге, а сколько — в регионах. Но, по мнению опрошенных экспертов, популярнее всего удалённые консультации именно в столицах.

Иван Картовицкий предполагает, что это связано с разницей в стоимости онлайн- и офлайн-консультаций, уровнем доходов и готовностью пользоваться платными медицинскими услугами.

Если в Москве до своей клиники можно ехать часами, и пациенты часто предпочитают просто созвониться с врачом, то в региональном городе до больницы можно добраться гораздо быстрее.

Тогда жители региона становятся перед выбором — либо пройтись недалеко до больницы и получить полную услугу, либо обратиться за телеконсультацией и получить неопределённый результат.

Кроме этого, стоит также вопрос и в цене — в Москве очная консультация у специалиста стоит в среднем две-три тысячи рублей и если воспользоваться дистанционной консультацией, стоимость которой от 800 до 1200 рублей, можно сэкономить. Жителям регионов посещение частного врача обойдётся в среднем в 500 рублей, и пользоваться дистанционной консультацией становится просто невыгодно.

Тем не менее Дмитрий Петрухин уверен, что у регионов есть большой потенциал.

В регионах есть мнение, что в Москве врачи лучше, поэтому сейчас люди часто хотят общаться с московскими врачами. Какая мама не захочет для своего ребёнка лучшего медицинского обслуживания, тем более никуда не летая, а просто пообщавшись через интернет? Поэтому я считаю, что регионам телемедицина существенно важнее, в том числе и потому что у нашей страны большие масштабы.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Мнение Петрухина подтверждает и статистика сервиса «Педиатр 24/7» — по словам представителей компании, более 80% обращений поступает именно из регионов. Представители «Яндекс.Здоровья» рассказывают, что сервисом больше всего пользуются в Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Что ждёт телемедицину в будущем

В первую очередь следует смотреть на американский рынок, который начал развиваться гораздо раньше. Например, телемедицина в США развернулась за счёт возможности пациента дистанционно получить диагноз и электронный рецепт. Возможно, Россия тоже пойдёт по этому пути.

В нашей стране диабетик или другой человек с хроническим заболеванием должен каждый раз стоять в очереди, чтобы получить свой рецепт на лекарство. Ситуация станет намного лучше, если у клиник появится возможность выписывать электронные рецепты. Это будет серьёзное движение, я говорю про совсем-совсем ближайшее будущее, я знаю, что государство уже обсуждает этот вопрос.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Кроме этого, несмотря на уже довольно серьёзную конкуренцию на телемедицинском рынке, в России всё ещё есть место для новых игроков. Дмитрий Петрухин считает, что в будущем рынок разделится на множество сегментов: какие-то сервисы будут предоставлять только первичные консультации, а другие — только профильные (к примеру, в сфере гинекологии или кардиологии).

Я недавно познакомился с ребятами, которые проводят психологические консультации для жителей России и наших соотечественников, которые сейчас заграницей. Оказалось, что сервис психологической помощи развивается довольно быстро. Мы просто не видели эту нишу, а она есть.

Дмитрий Петрухин
основатель сервиса DocDoc

Для офлайн-клиник основатель DocDoc также видит возможность развиваться, позаимствовав бизнес-решение у западных коллег.

«В США, когда ты приходишь в клинику, а у неё нет нужного специалиста, есть возможность «арендовать» у другой клиники врача, который будет вас дистанционно консультировать и помогать ставить диагноз. Возможно, в скором времени так будут делать и у нас».

Тем не менее сооснователь сервиса Doctor Smart Павел Ройтберг рекомендует заходить на телемедицинский рынок только тем, у кого есть хорошие знания и экспертиза в области медицины, ИТ и интернет-бизнеса.

Иван Картовицкий считает, что перспективы телемедицины лежат в b2b-секторе, в частности в продажах продуктов корпорациям и крупным компаниям через их включение в страховые пакеты. Ещё одна, по мнению предпринимателя, свободная ниша на рынке — ОМС. Когда в компенсацию расходов по ОМС включат телемедицину, то это станет интересным для крупных игроков.

Если в 2017 году было ощущение, что телемедицина будет строиться вокруг ИТ-решений, то в 2018 году фокус смещается на медицинские учреждения.

Иван Картовицкий
руководитель направления «телемедицина» проекта «Доктор на работе»

Несмотря на все сложности, и предприниматели и потребители позитивно смотрят на рынок онлайн-медицины. Об этом говорят положительные цифры: по данным «Мобильных медицинских технологий», за последние полгода более 70% обращений пациентов были повторными.

С этого года государство вывело телемедицину из серой зоны в область нормальных правовых отношений — это плюс. Вдобавок, у российских предпринимателей есть все шансы качественно развить этот рынок и заработать, ведь они могут ориентироваться на опыт западных стран.

0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Отважным пионерам телемедицины шикарный совет: чтобы раскрепостить консервативный и зажатый в телемедицинских вопросах Минздрав, надо взять всю ответственность за постановленный диагноз и последующее судьбу пациента... на себя. Да, скорее всего рано или очень рано пациенты вас побьют , убьют или хотя бы обанкротят исками( если физически не дотянутся). Зато от врачей желающих, проконсультировать в тепличных условиях, вдали от инфекций и прочих радостей обычной поликлиники отбоя не будет.

4

Вся телемедицина, в том виде какой она имеет сейчас в России есть полный бред. Тут сразу видны уши коммерсов от ИТ, фармации, и продавцов всяческих чудес. Без прямого контакта хорошего доктора и пациента никакого заключения получить нельзя.

–2

Скорее наоборот. У "комерсов" мнение сейчас в телемедицине в последнюю очередь спрашивают.

0

Остап Бендер современного разлива. Дорогие граждане, если вам дорога жизнь , держитесь подальше от такого "сервиса"!

0

Почему в России всем вечно надо что-то, да регулировать, подменать, крышевать

0

Почему в России все думают, что все происходит только в России?

Регулировать инновации в медицинской сфере это нормально.
Вы же не хотите, чтобы на Вас медицинские опыты начали ставить? правда?

–1

А эти регулировщики кто? В чем они компетентны? В чем они вообще разбираются?

1

Я не знаю об их компетенции, но видно, что они понимают к чему приведут резкие шаги в этом направлении. В стране в которой два раза обобрали народ через МММ и в которой верят в чаи для похудения опасно просто так допускать всех подряд к медицинской информации.

Тема живая. Постоянно организуют форумы и круглые столы, обсуждают все варианты.

–1

Смешно. У нас который год подряд "замораживают" пенсионные накопления, теперь повысили пенсионный возраст и еще добавили НДС. И эти же люди внезапно борцы против МММ и за народное счастье? Бгг.

1

Смейтесь. Смех полезен для здоровья.

–1

Комментарий удален

а что там?

0

Да ничего не может телемедицина. Попробуйте яндекс здоровье и поймете, что врач регулярно повторяет - обратитесь ко врачу очно.

1

Комментарий удален

Комментарий удален

Думаю, что информация несколько устарела. На сегодняшний день есть несколько хороших приложений с консультациями. У самой RenLife на телефоне установлен. Врачи 24 часа в сутки без выходных. Любые консультации и по любому поводу без ограничений. Стоит 300 руб в месяц, но приложение их действительно "отрабатывает".

0
Читать все 13 комментариев
Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Как у меня украли 600 тысяч с карты, а «Тинькофф» нарушает федеральный закон

Спойлер: я не вводил никуда код, не переходил по ссылкам и не сообщал данные карты.

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Опыт возврата денег за обучение дизайну у Yakovlevv.com. Тварь я дрожащая или право имею?

В данной статье приведен мой личный опыт покупки данных курсов, мои оценочные суждения, а также сухие факты, в виде скриншотов и аудиозаписей из моей личной переписки с владельцем этих самых курсов, на тот момент исполняющего услуги как ИП Яковлев Виталий Борисович ( ОГРНИП: 319784700156839 ), сейчас же, работающего от лица ФОП Торб'як Тетяна…

ТОП-17 ошибок, которые съедают конверсию лендинга на завтрак
Новый пролетариат

Очень давно один из классиков написал ёмкую по тогдашним временам фразу «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» Сейчас сложно понять её суть, но тогда она была понятна всем. Рабочий обладал только своими «руками» и это было единственное, чем он владел, абсолютное большинство жило от зарплаты до заплаты в арендованном жилье и не обладала…

Мы сделали бот, который печатает и отправляет ваши фото маме. В 2 клика
Катя со свежими фотками для родителей

Мы запустили Kind Bot — доброго бота, которому в 2 клика можно скинуть свои фотки. Он их напечатает и отправит по почте вашей маме. Или другому близкому человеку.

null