XX век: от философии индивидуализма до всеобщей сетевизации

XX век – это эпоха, которая полностью поменяла представление человека о времени, пространстве, космосе. Эпоха, когда Эйнштейн, Фрейд, Джойс, Айн Рэнд, Сартр бросили вызов современности, – это по-настоящему непонятная, странная эпоха, в которой сложно отделить безумца от провидца. А самое главное, XX век начался с философии индивидуализма, а закончился всеобщей сетевизацией. Почему он провозглашен временем индивидуализма и какие события привели к этому? Предлагаю обзор книги историка и журналиста Джона Хиггса «Все страньше и страньше. Как теория относительности, рок-н-ролл и научная фантастика определили XX век».

Зарождение индивидуализма

Прежде всего стоит объяснить, что представляет собой концепция индивидуализма. Его сутью является абсолютизация позиции конкретного индивида в противовес обществу, а человек представлен как изначально несоциальное, даже антисоциальное существо.

В начале XX века философия индивидуализма начала прочно закрепляться в обществе благодаря работе оккультиста Алистера Кроули «Книга Закона», который утверждал, что написал ее под диктовку существа, посланного древнеегипетским богом Гором. Основной смысл книги был заложен в строчке: «Нет высшего закона, чем “Делай, что изволишь”». Акцент на личности означал, что социальные связи отодвигаются на второй план и все, что находится за пределами индивидуальности, становится чуждым. Кроули понимал, что индивидуализм разобщает, и эта разобщенность стала новым омфалом всего XX века.

Айн Рэнд

Идеи индивидуализма нашли особенно сильный отклик в США, где никогда не приветствовалась философия империализма. Ярким проповедником новой свободы личности была русско-американская писательница Айн Рэнд. Она считала, что человек не должен ограничивать свою свободу ради других. Свою философию она называла «добродетельным эгоизмом» и стала проповедником новой, постхристианской морали. И Кроули, и Айн Рэнд считали, что если воли нескольких индивидуумов сталкиваются, то стоит решить, чья из них победит. И если кто-то мешает поступать вам, исходя из ваших желаний, то используйте силу. Стоит ли напоминать, что подобных взглядов придерживался итальянский политик, родоначальник фашизма Бенито Муссолини. Объявив себя диктатором, он считал, что нация сплотится вокруг него и станет сильнее. Итальянский фашизм проложил прямую дорогу к власти Адольфу Гитлеру, который, пытаясь наладить экономику страны, установил тоталитарный режим.

Фигуры Кроули и Рэнд нельзя назвать однозначными, однако провозглашенный ими радикальный индивидуализм повлиял на все направления XX века: музыку, научную фантастику, психотерапию, конструирование. Вместе с крахом империализма люди потеряли ориентиры, поэтому в центр мира им легче всего было поставить собственную личность.

Кинематограф и музыка

В конце XIX – начале XX в. миф об американском Старом Западе обретал все большую популярность как в литературе США, так и за ее пределами. Ковбойские истории получили хождение в том или ином виде во многих частях мира. Но мифология Дикого Запада – это именно прославление героя-одиночки, апология жизни, свободной от уз государства, где все люди считаются равными и следуют определенным моральным принципам. Присутствие коренного народа только усугубляет индивидуализм колонизаторов, обещающих построить блестящее будущее.

Эпизод из фильма «Звездные войны»

Во второй половине XX века (в 1977 г.) в прокат вышел фильм режиссера Джорджа Лукаса «Звездные войны». Лукас не скрывал, что написал сценарий к нему под впечатлением от книги американского мифолога Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц», который считал, что в основе всех мифов и легенд лежит одна история – мономиф. В мономифе всегда излагается примерно следующий сюжет: герой отправляется в путешествие в область сверхъестественного, сталкивается с мифическими силами и одерживает победу. По Кэмпбеллу, отголоски этого мифа есть во всех произведениях мировой литературы. Сразу скажем, он был неправ: мифов существует огромное количество, просто Кэмпбелл выбрал тот, который ему больше понравился. Но это не так важно. Мономиф вращается вокруг одного человека, с которым зритель отождествляет себя, этот герой – самый важный персонаж, а персонажи второго плана полностью зависят от него. Такая модель полностью соответствует культуре индивидуализма, не зря Кэмпбелл выбрал именно этот сюжет. После успеха «Звездных войн» рецензенты на всех студиях оценивали по его меркам все присланные сценарии – шаблон был усвоен.

The Rolling Stones

Много ли мы задумываемся о том, какой философии придерживаются музыканты, чья музыка звучит в наших наушниках? Например, группа The Rolling Stones полностью впитала в себя концепцию индивидуализма и открыто о ней заявляла. В шестидесятые годы она стала символом свободы без ответственности, преобладающими мотивами в их текстах были желание и потребность. The Rolling Stones открыто следовали философии Алистера Кроули и Айн Рэнд. Мик Джаггер симпатизировал взглядам Маргарет Тэтчер, которая тоже была индивидуалистской. Кроме того, группа намеренно завышала цены на билеты на свои концерты. Как мы помним, «Делай, что изволишь». Такая философия «роллингов» абсолютно расходится с философией группы The Beatles, которые провозглашали всеобщим благом любовь.

Постмодернизм

Самое заметное свойство постмодернизма – это столкновение разнородных форм, которые пытаются взаимодействовать между собой. Мнение о том, что чей-то субъективный взгляд может определять, какие элементы совместимы, а какие нет, в постмодернизме полностью отвергается. Постмодернисты придерживаются идеи, что одно произведение получает множество интерпретаций в зависимости от того, кто является толкователем, но ни одна из них не будет правильной. Он не признает никаких авторитетов, для него не существует деления на низкое или высокое искусство, для него важно только одно, хорошо ли произведение само по себе.

https://umiterik.wordpress.com/2019/01/11/modernizm-ve-postmodernizm/

Постмодернизм отлично уживался с капитализмом. С коммерческой точки зрения искусство было довольно успешным, чего не скажешь о его отношениях с наукой. Как утверждали ученые, в произведениях этого направления практически невозможно отделить осмысленное от бессмысленного, поэтому академическую карьеру здесь мог построить любой. Но, возможно, наука и постмодернизм в принципе несовместимы: ведь наука – система знаний, категоризаций, которая поддается внешним оценкам. Постмодернизм продолжал развиваться вне науки, особенно в религии и духовной жизни. Так, например, образовалось движение нью-эйдж, представители которого не верили в существование единого абсолюта.

Давайте теперь вернемся к некоторым событиям начала XX века. Они отмечены одно странностью: ученые, художники, писатели, политики практически в одно и то же время пришли к похожим открытиям. Теория Эйнштейна доказала, что центра вселенной не существует, а любые измерения имеют смысл лишь с точки зрения наблюдателя. Это вполне постмодернистское заявление. На протяжении всего века ученые подтверждали отсутствие единой системы. Художники и философы, такие как Пикассо, Лири, Джойс, приходили к похожим заключениям. Все эти идеи проложили путь индивидуализму, который проповедовали Кроули, Рэнд, Тэтчер. Наше мнение может стать абсолютным лишь тогда, когда мы заставим других принять его силой. Но индивидуализм, неизбежно приведший к неолиберализму, не был конечной точкой развития человеческого общества, он был всего лишь переходным этапом перед началом нового исторического периода.

Закат индивидуализма и всеобщая сетевизация

В конце 1950-х США в ответ на запуск советского спутника учредило Управление перспективных исследовательских проектов ARPA, которое начало работать над созданием компьютерной сети ARPANET. Со временем из нее вырос интернет, которым мы пользуемся сегодня. В 1990-е он вышел за пределы военных и образовательных учреждений и стал доступен каждому. Благодаря интернету любая вещь потенциально оказалась связана со всеми другими, что в корне изменило схему распространения информации в обществе: теперь каждый пользователь имел к ней доступ и мог ею распоряжаться. Следствием этого стала волна разоблачений общественных институций в разных странах. Всемирные политические скандалы разгорались из-за злоупотреблений деньгами налогоплательщиков, коррупции в католической церкви, махинаций в сфере нефтедобычи и в швейцарских банках. Ни одна организация в мире теперь не застрахована от внезапного разоблачения.

Цифровые технологии объединили людей, возникли обратные связи, человек понял, что должен брать на себя ответственность за свои поступки. В конце XX столетия мы больше не можем считаться индивидами. Более того, неврологи приходят к выводу о том, что некоторые элементы нашего поведения, например смех, понятны только в контексте социального взаимодействия. Этим можно объяснить большое количество юмора в сети. Нейробиологи говорят о том, что ощущение той самой индивидуальности – всего лишь уловка разума.

Индивидуализм научил человека думать о себе как об отдельной, обладающей волей сущности. Но это определение ни биологически, ни социально, ни психологически не обосновано. В XX в. эта идея витала в воздухе, и с ее помощью люди защищали лишь свои собственные идеи.

В современном мире распространена культура селфи, которую, казалось бы, можно упрекнуть в индивидуализме, но это только если смотреть на это явление с позиций прошлого века. Селфи приобретает смысл лишь тогда, когда на него смотрят другие люди: выкладывая снимок в интернет, человек укрепляет социальные связи.

Все вышесказанное не означает, что индивидуализм окончательно умер, но новое поколение осознает его ограниченность и больше не считает себя обществом изолированных индивидуумов.

0
4 комментария
Alex Gusev

Не ожидал такой публикации на vc.ru! Тут всё больше про NFT, SEO и NOCODE, а вот такие глубокие, можно даже сказать - философские, моменты, да ещё так доступно. Очень хорошо. Очень.

Ответить
Развернуть ветку
валдис фет

Так держать , статья заставляет задуматься , хотя много аспектов еще можно обсудить .

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Скоробогатов

очень нравится такой нетипичный для вс формат, интересно читать

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

«Цифровые технологии объединили людей, возникли обратные связи, человек понял, что должен брать на себя ответственность за свои поступки»

Если это - признак «заката индивидуализма», то ок) Но как по мне - индивидуализм воспитывает ответственность за свои поступки (и в итоге - за свою жизнь) гораздо лучше, чем альтернатива - коллективизм, сетевизм и тд

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда