5 технологических прогнозов 2022, которые изменят электронную коммерцию

Какие большие штуки будут влиять на ландшафт электронной коммерции в ближайшие несколько лет? Конечно, 2020-е это непрекращающийся забег черных лебедей, но порой ситуация меняется так быстро, что становится просто упустить из вида долгосрочные тренды, которые выпали из медиа.

На фото: сообщество vc, забывшее про глобальные тренды и следящее за курсом рубля и другими инфоповодами кризиса

Cо-основатель британского стартапа Jiffy по быстрой доставке продуктов из Дарк Сторов (недавно сделали пивот в software компанию) , а так же автор Telegram-канала “Игорь про продукт и бизнес”, Игорь Демишев на основании репорта GP. Bullhound разобрал для vc.ru влияние основных технологических прогнозов на электронную коммерцию на ближайшие годы.

Репорт GP. Bullhound посвящен тому, как технологии разрушают некоторые традиционные устои общества, такие как банковское обслуживание, здравоохранение и коммуникации. Хотя некоторые технологии будут только пилотироваться в 2022, я думаю мы увидим их настоящее развитие в последующие годы (особенно учитывая текущую нестабильную ситуацию в экономике) .

Материал будет полезен предпринимателям, продактам, и в общем каждому, кто как-то связан с екомом.

1. Новая экономика “творцов”

Во всем мире насчитывается около 50 миллионов инфлюенсеров на YouTube, Instagram, Twitch, TikTok и других платформах. Сегодняшние инфлюенсеры открывают так называемую “экономику творцов” (creator economy) , в которой они могут создавать и монетизировать свой контент.

Аналитика заработка инфлюенсров за 2021 год. Источник: Репорт GP.Bullhound

Исследование Inzpire.me показало, что для получения средней зарплаты в Великобритании (£29 009) инфлюенсерам в Instagram необходимо всего 42 575 подписчиков и создавать всего восемь постов и восемь историй в месяц Топ-инфлюенсеры могут зарабатывать в 420 раз больше среднего годового дохода американцев ($121 760).

Ключевым этапом подъема creator economy станет отвязка от текущих соц. платформ. Этот процесс уже начался в т. ч. с популяризацией криптоиндустрии.

Не так давно в России появилось понятие Live Shopping Streaming. Это крутой инструмент, который позволяет поднять продажи за счет реализации discovery сценариев в продукте. Он создан для того, чтобы вызвать у клиента реальную эмоцию в моменте, эмоцию, которая заставит его узнать про какой-то товар и монивировать совершить покупку. Такие гиганты как Алиэкспресс, Озон и Амазон уже применяют этот мощный маркетинговый инструмент.

Для компаний же, которые не готовы инвестировать огромные деньги в это, тоже активно развиваются решения. Например, стартап моего друга Виталия Попкова, Streamerce, который предлагает SaaS решения для лайв стримов. Они уже подключили крупных игроков, таких как Lamoda, Vprok, Золотое Яблоко, Спортмастер, ВсеИнструменты, Связной и много других. Стримы уже доступы на сайтах и в мобильных приложениях.

Но гораздо интереснее их долгосрочное видение — они строят полноценную экосистему для ритейла и создателей контента, что позволит любому инфлюенсеру создавать контент для партнеров стримерс и зарабатывать на этом.

Компании, на которые стоит обратить внимание: Streamerce, Сameo, Kajabi, Launch Pass, Memberful, Skillshare, Patreon, Supercast, Teachable.

2. Децентрализованное финансирование (DeFi)

Применение DeFi / blockchain для создания программы лояльности. Источник: Deloitte https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/financial-services/us-fsi-making-blockchain-real-for-loyalty-rewards-programs.pdf

Децентрализованные финансы (DeFi) -это набор специализированных приложений и финансовых сервисов на основе блокчейна. Проще говоря, с помощью DeFi пользователи решают финансовые вопросы напрямую друг с другом, а не через посредников в лице банков, микрофинансовых организаций, брокерских организаций и пр.

На момент написания статьи в протоколах DeFi на блокчейне Ethereum заблокировано более 100 млрд долларов, а объем TVL за последний год вырос в 8 раз. За последние 12 месяцев на Ethereum было проведено транзакций на сумму более 6 триллионов долларов, причем более половины приходится на стабильные монеты, которые были ключевым фактором роста DeFi.

Почти каждая область финансовой системы, от заимствования и кредитования до управления активами, бирж и деривативов, перестраиваются с помощью протоколов DeFi, начиная заменять собой устаревшую инфраструктуру.

На первый взгляд может показаться, что DeFi и электронная коммерция связаны лишь косвенно. Однако есть множество вариантов использования DeFi, позволяющих решить текущие проблемы электронной коммерции и сэкономить средства как для потребителей, так и для ритейлеров.

Первая и самая очевидная проблема ритейлеров в наши дни — это огромные комиссии. Например, комиссия маркетплейса (15-20%) существенно урезает маржу, а в конечном итоге все равно уплата этих расходов ложится на плечи покупателей.

Однако при прямых продажах ритейлеры сталкиваются с комиссией компаний, выпускающих кредитные карты, таких как Visa и MasterCard. Они взимают свою комиссию (до 3,5%) . С помощью DeFi можно решить и эту проблему. Например, PayPal уже начал внедрять свой сервис торговли криптовалютами, а это значит, что миллионы продавцов скоро смогут принимать цифровые активы в качестве способа оплаты.

Исследовательский центр Deutsche Bank даже недавно опубликовал доклад, призывающий использовать цифровые валюты именно для подобных целей. Или, к примеру, для помощи в восстановлении после пандемии.

Также с помощью блокчейна можно решить проблему создания и использования эффективной совместной программы лояльности. Это может быть удобно как для ритейлеров, так и для покупателей.

Для ритейлеров доступ к уже существующей схеме лояльности DeFi сразу же позволит снизить затраты для бизнеса и стимулировать клиентов покупать у более мелких онлайн-продавцов. К тому же такая система позволит сделать программы лояльности более упорядоченными и полезными, что крайне важно для привлечения молодого поколения и отслеживания их поведения.

Смарт-контракты позволят программам лояльности не ограничиваться рамками границ одной компании или даже государства. Все это может помочь сделать программы лояльности более понятными и прозрачными при этом избегая проблем связанных с необходимостью использовать посредников.

Пример: хотя многие компании, такие как Amazon, имеют цифровые схемы начисления баллов лояльности, они являются эксклюзивными для их платформы, и обычно могут быть использованы только в их магазинах или у компаний-партнеров. Поэтому потребители, испытывающие дефицит времени, скорее всего, откажутся от скидок, если им придётся заполнять очередную анкету. Использование DeFi в данном случае становится решением этого вопроса. DeFi объединяет программы лояльности, с единым адресом для получения бонусных баллов, где бы потребители ни совершали покупки, независимо от размера и типа компании.

Если хочется углубиться в пример с программами лояльности, советую полистать отчет аналитику от Deloitte про использование технологий блокчейна для программ лояльности.

Напоследок стоит так же упомянуть, что DeFi может помочь 1,7 миллиардам небанковских потребителей в мире получить доступ к финансовым услугам. Привлечение такого количества новых пользователей в фин. секторе отразится в том числе и на росте е-кома.

Компании, на которые стоит обратить внимание: Chainlink, Compound, ElementFi, Immutable, Polygon, Starkware, Synthetix, Uniswap.

3. Технологии, повышающие эффективность цепей поставок

Схема работы продукта управления складами Jiffy. Источник: https://jiffygrocery.co.uk

На примере пандемии COVID-19 и текущего Российско-Украинского кризиса выливающегося в общемировую рецессию, мы все ощутили как легко могут быть разрушены глобальные цепи поставок. Растущая цена на сырье, недостаток запчастей и рабочей силы вынудили компании начать искать технологии оптимизации цепочек поставок. Как нам всем известно, производство товаров было практически полностью приостановлено в марте 2020 года, из-за ковидных ограничений спрос на большинство товаров так же упал практически до нуля. Сейчас же в очередной раз происходит перенастройка цепочек поставок по всему миру.

В следующем году ожидается, что объем мирового рынка программного обеспечения для цепочек поставок вырастет до более чем 20 млрд долларов. Это ПО помогает искать слабые места в цепочках, играет решающую роль в поиске сырья.

Понимание сути производства за рубежом и доставки товаров на местный рынок стали конкурентным преимуществом тех, кто внедрил подобное ПО. В качестве примера можно привести компанию под названием TB12- бренд товаров для спорта. После перехода на ShipBob, им удалось сократить расходы на доставку на 25%.

Но на самом деле я думаю что проблема с операционкой гораздо шире и затрагивает сразу несколько слоев бизнес-процессов. Давайте разберем на примере Jiffy (напоминаю, что это сервис по быстрой доставке продуктов из своих дарк сторов, который изменил вектор своего развития на b2b продажи ПО для q-commerce) .

Так как и я и мои партнеры по бизнесу имеем большой бекграунд в е-коме (Яндекс, Ламода, X5 и т.д.) , мы глубоко понимаем как и зачем автоматизировать оффлайн бизнес-процессы. Поэтому мы решили сразу сфокусироваться на построении одного из ключевых дифференциаторов нашего бизнеса — мощной IT платформе.

В платформу в том числе входят:

1. Warehouse management & replenishment planning.

Как раз то, про что идет речь в отчете Bullhound — по сути оптимизация поставок и сборки заказов. В качестве примера преимуществ которые это дает:

  • 10-30% уменьшение списаний (мы же продаем в т. ч. скоропортящиеся продукты) при доступности KVI товаров (ключевых) до 98% благодаря многофакторному алгоритму планирования поставок с ABC анализомассортимента
  • Система позволяет достигнуть 99.95% точности сборки заказов, в то время как конкуренты болтаются ниже 80%, а в некоторых заказах не привозят ТРЕТЬ товаров, которые вы хотели получить.
  • Ультрабыстрая сборка заказов — в среднем 6-8 секунд на товар, в лучших магазинах у нас было до 4 секунд на товар. И это не инвестируя в сложные штуки типа роботов и при этом имея низкие косты на сборку за счёт специальных алгоритмов сборки и супер простого интерфейса сборщика.

Понимаете, как сильно эти вещи влияют на опыт пользователя?

2. Delivery management system

Сначала мы запустились на базе одной из SaaS платформ, но очень быстро поняли что такой подход не гибок т. к. он не заточен под q-commerce. Поэтому в апреле мы запустили своё решение, которое позволило на 40% поднять кол-во заказов доставленных вовремя и на 30% оптимизировать пути курьеров (и следовательно затраты) за счет продвинутой группировки (батчинга) заказов.

На выходе из этой истории мы не только получили большой профит для своего бизнеса, но и платформу, к которой еще до нашего пивота появился интерес у внешних компаний, причем не только в области Q-commerce (мы уже сотрудничаем с Японским OniGo, Британским Brewdog и другими + несколько крупных ребят на стадии переговоров) .

Для нас это позволило круто диверсифицировать бизнес, для наших клиентов — получить WoW эффект от лучших практик в q-commerce даже в обычном e-commerce.

Компании, на которые стоит обратить внимание: Deliveree, Cubyn, 13fworks, Flexport, Forto, Shipwell, Shiphero, Logicbroker.

4. Метавселенные / AR / VR (отчет про тренды без этого не отчет)

Метавселенная — мир взаимосвязанных виртуальных сообществ, где люди встречаются, работают и играют, используя гарнитуры виртуальной реальности, очки дополненной реальности, приложения для смартфонов или другие устройства.

Возможности для бизнеса, особенно в области маркетинга и брендинга, создадут новые отрасли, поскольку пользователи переключат свое внимание с интернета на более захватывающий опыт, который может предоставить метавселенная.

GP. Bullhound ожидают, что бета-версии таких метавселенных появятся в 2022 году, в то время как некоторые компании обещают продукт к 2023 году.

Рекламодатели будут работать в метавселенной, предлагая и спонсируя захватывающие впечатления. Примером этого является то, как Fortnite от Epic Games проводила живые концерты, а Warner Bros представили трейлер своего научно-фантастического фильма «Тенет» во внутриигровом кинотеатре Fortnite.

Но для екома Метавселенные создают новые возможности не только в области рекламы. я думаю мы увидим еще много интересных проектов в этой сфере. Например, сегодняшние возможности VR/AR, вероятно, будут адаптированы для функционирования в метавселенной. Доля онлайн-покупок растет с каждым годом, и в недавнем опросе 43% респондентов были бы рады возможности применения VR / AR в шопинге для виртуальной примерки одежды.

Компании, на которые стоит обратить внимание: Amazon, Autodesk, Decentraland, Epic Games, Microsoft, Roblox, Tencent.

5. Купи сейчас, плати потом

Объем транзакций “купи сейчас, плати потом” в e-commerce 2019-2026, млрд. $ США. Источник: https://www.statista.com/statistics/1311122/global-bnpl-market-value-forecast/

Buy now, pay later или купи сейчас, заплати потом — это сервис который сейчас активно ускоряет развитие екома в мире. Считается, что это лучшая альтернатива кредитным картам. BNPL позволяет избежать огромных процентных ставок и долгов, при этом сохраняя возможность покупки продуктов авансом. По последний данным 26% молодых людей уже пользуются BNPL на постоянной основе.

Сначала я очень скептически отнесся к этой истории (как оказалось не только я) , но когда увидел объем рынка, я не смог не включить это в список.

Огромное количество компаний также понимают преимущества BNPL. Средняя стоимость заказа растет, растёт и скорость привлечения новых клиентов. По данным Affirm, ведущего поставщика услуг BNPL, стоимость заказа выросла в среднем на 85%.

Ритейлеры платят посредникам, таким как Affirm, Klarna, PerPay, 8-10% от суммы заказа. Но все же это стоит того. Для екома применение BNPL приводит к повышению среднего чека в 2-3 раза и увеличению объема продаж.

Оказывается, одна из самых частых причин отказа от покупки-недостаток средств в моменте. Если же платформа предлагает оплатить товар частями, то шанс того, что человек сделает покупку, возрастает в разы.

Людям психологически проще в течение полугода каждый месяц платить по 5000 рублей, чем потратить сразу 30 000 рублей.

Компании, на которые стоит обратить внимание: Affirm, Afterpay, Atome, Klarna, PayPal, PerPay, Splitit.

Главное кратко

  1. Помимо соц. сетей будут развиваться “встроенные” в разные бизнесы контент-площадки и b2b инструменты для этого. Это позволит повышать вовлечение и стимулировать продажи для традиционных бизнесов.
  2. Децентрализованные финансы (DEFI) будут использоваться для оптимизации текущих вспомогательных инструментов электронной коммерции, как например эквайринг с низкой комиссией, более эффективные и прозрачные программы лояльности и т. д.
  3. Стоит ожидать дальнейший рост решений, оптимизирующих как работу с цепями поставок так и операционку. Использование таких решений будет приносить серьезные дивиденды компаниям, инвестирующим во внедрение таких решений.
  4. Долгосрочно хайп по поводу метавселенных спадет, но в оставшихся крупных проектах будут распространяться более утилитарные способы их применения для бизнеса, которые будут жить вместе с развлекательной составляющей.
  5. Рассрочка, достигшая $995 млрд оборота и 1,5 млрд пользователей вместо классических кредитов позволит растить (или замедлить падение) продаж во время грядущей рецессии, которая по разным оценкам продлится несколько лет (напр. прогноз Y Combinator) .

PS: Если вам понравился этот материал, возможно вы так же заинтересуетесь моим разбором трендов 2022 от TrendHunter, оно тоже еще весьма актуально!

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Sychev
5. Купи сейчас, плати потом

Миллениалы изобрели кредиты

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов - You Tube

тут имеется ввиду рассрочка а не кредит.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Карты рассрочки известны не меньше лет, чем кредитные. А ещё раньше были ломбарды, где ты мог выкупить товар, если принесешь обратно деньги в срок

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Sychev

Чем отличается рассрочка от беспроцентного кредита?

Ответить
Развернуть ветку
Max Shishko

Как минимум тем, что это отсрочка а не кредит. Никак не влияет на твою кредитную историю о оформляется быстро онлайн и без банковских проволочек.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Да, старую тему по сути упаковали для новой аудитории, и оно зашло. Я в шоке от размера рынка если честно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
большой бекграунд в е-коме (Яндекс, Х5)

Звучит довольно забавно, учитывая, что сам Яндекс в е-коммерс активно участвует от силы несколько лет, как и Х5, который в качестве эксперимента двигал доставку Перекрестка вплоть до 2020 года. По сути, никакого е-комма в РФ не было до пандемии, как и в большинстве стран.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Антон, вы шутите?
Посмотрите сколько лет Яндекс Маркету.
Про x5 более валидно, только это не единственный проект где мои партнёры работали, там как раз фудтех с их приходом и начал активно развиваться)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Большую часть своей истории ЯМ был аналогом цифровым из Рук в Руки. Если мне не изменяет память, то он не занимался логистикой года до 2014-15. Это был просто сервис-агрегатор интернет-магазинов. Потом появилась ЯДоставка Б2Б в качестве эксперимента.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Почему-то мне кажется, что после первого квартала 2022 года, многое из описанного начало терять свою актуальность. Во-первых, это уже то, что было в 21-м году, и это не является каким-то прогнозом. Во-вторых, мир меняется, и делает это быстро.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Думаю все собранное актуально, но какие-то вещи выпали из инфо поля сейчас на фоне более "сильных" новостей.

По поводу того что эти тренды зародились раньше согласен, важно что они не загнулись, а некоторые даже стали более актуальны (например продукты для оптимизации цепей поставок и тому подобные)

Ответить
Развернуть ветку
О Де Колоныч

Быстрая сборка: как это выглядит физически?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Тезисно:
1. Адресное хранение товаров
2. Размещение их в определенном порядке
3. Определенная конфигурация мест хранения на складе
4. Определенный алгоритм определения очередности сборки товаров
5. Супер простое приложение где невозмодно ошибиться

В итоге мы тестили даже на 10-летнем ребенке и он собирал быстрее заложенного SLA заказ.

Ответить
Развернуть ветку
О Де Колоныч

Вы наверное забыли упомянуть ещё и сканеры и все такое. Нормальное такое решение. Видел я самописное на 1С, где не слишком ответственные личности из ближайших республик вдруг становились весьма аккуратными, шустрыми и т.д. А всё потому, что жёсткий программно-аппаратный контроль+телики на стене, где по личному коду можно узнать дневную выработку.
Но я не об этом. Сборка несколько секунд на товар - много, почему я заинтересовался. Складс с системой гравитационной подачи и наборки pick-to-lite выдает примерно 10-20 в секунду в зависимости от размера. Есть ещё pick-to-color, но суть та же.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Да, сканеры / мониторы / аналитика конечно тоже есть.

По поводу автоматизации с использованием гравитационной подачи — не очень представляю как это должно работать в формате маленьких дарксторов с on-demand доставкой.

Ответить
Развернуть ветку
О Де Колоныч

Ну да. Маленькие дарксторы - сильно другой формат, тут вы правы. Просто у меня была надежда, что будет какая-то инфа про роботизированные склады. Их вроде активно пилят, но при этом полноценной информации не густо...

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Мы считаем что роботизация складов для микро-дарксторов не самая эффективная точка инвестиций. По крайней мере сейчас.

Гораздо эффективнее кажется сфокусироваться на оптимизации логистики.

Я про это даже писал:
https://t.me/idemishev/243

Роботизация дарксторов переоценена

В последнее время я слышу от разных людей об абсолютной силе роботизации фулфилмента например от известного в узких фудтех кругах Brittain Ladd). Думаю, что это может привести к тому, что многие примут такой подход за “серебрянную пулю”, решаю...
Роботизация дарксторов переоценена

В последнее время я слышу от разных людей об абсолютной силе роботизации фулфилмента например от известного в узких фудтех кругах Brittain Ladd). Думаю, что это может привести к тому, что многие примут такой подход за “серебрянную пулю”, решающую проблему сходимости экономики сервисов по доставке продуктов. На самом деле, такой подход, вероятно, не лучший ориентир для некоторых компаний.

Я полностью согласен с мнением Brittain Ladd о том, что только глубокая работа с ассортиментом и акцент на масштабную автоматизацию приведут игроков в сфере доставки продуктов к получению прибыли (правда не все из них доживут до этого момента) Но есть нюансы в части роботизации фулфилмента дарксторов, о которых стоит поговорить.

Возьмем в качестве примера Jiffy Grocery. В рамках нашей стратегии мы много инвестировали в автоматизацию бизнеса и в конечном итоге сделали довольно продвинутое ИТ-решение для q-commerce (это позволило нам в конце концов сделать пивот, но сегодня речь не об этом).

Итак, в Jiffy мы увидели, что микро дарксторы могут достигать неплохих операционных показателей без роботизации (6-8 секунд на собранный товар, коэффициент сборки 99,95%, утилизация сборщиков, приводящая к низкому CPO*). Для этого нужно просто задать работникам магазина правильные процессы, подкрепленные простым в использовании программным обеспечением, помогающим автоматизировать их работу и избегать ошибок.

Конечно, с крупными фулфилмент-центрами дело обстоит иначе, и игрокам в доставке продуктов в долгосрочной перспективе, вероятно, стоит задуматься над роботизацией. Но пока достаточно сделать автоматизацию на программном уровне, как это сделали мы. И насколько я знаю, не все нынешние игроки применяют автоматизацию даже на таком уровне.

Не так уж важно бороться за снижение затрат на пару процентов после внедрения автоматизированного ПО, когда у вас есть огромные издержки по другой части — затраты на доставку. По крайней мере, до того, как игроки перейдут на смежные модели, такие как средние и большие дарксторы (думаю это является одним из хороших шагов на пути к прибыльности из-за более высоких чеков и возможности батчинга заказов в такого рода формате).

На самом деле это гораздо более сложная часть, потому что легче достичь хорошего уровня утилизации рабочей силы на небольшом складе, где сборка каждого заказа длится 1-2 минуты, чем организовать эффективную доставку, когда она занимает более 12 минут для каждого заказа. В последнем случае вам нужно больше сложных технологий, особенно в странах с высокой стоимостью рабочей силы.

Чтобы оптимизировать доставку, вам потребуется правильно рассчитать прогнозное время доставки, спланировать утилизацию курьеров, сгруппировать заказы и сделать другие подобные вещи. Или хакнуть это с помощью роботизации, как Tortoise делает со своими полу-автоматическими роботами-доставщиками.

*CPO - cost per order.
Ответить
Развернуть ветку
Vad Nilov

Мне кажется всё, что описано в статье хайп и он пройдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Demishev
Автор

Думаю хайп спадет рано или поздно, но базово останутся все эти истории и будут развиваться. Кто-то кто не смог сдохнет, кто смог много денег заработают)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Продажа в моменте, рассрочка это не тенденции. Это технологии известные еще с каменного века. По мне это переупаковка около Екомерс бизнеса, инофциганство если хотите в попытках развести продавцов на свои услуги. ИМХО не прокатит, продавцы не идиоты.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда