{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Зачем мне эта геометрия: почему в будущем не будет ненужных знаний

Артем Кумпель, генеральный директор Севергрупп TalentTech, о том, как будет учиться человек через 50 лет.

Артем Кумпель, Севергрупп TalentTech

Рынок образования сейчас – это динозавр. Очень консервативный, очень неповоротливый и статичный. Модель нуждается в преобразовании уже давно, однако в России предпочитают не плановую профилактику, а кризисное лечение.

Поэтому сегодня на рынке переизбыток специалистов определенного перечня наряду с катастрофическим недостатком в других. Поэтому сегодня выпускники, имея багаж знаний десятилетней давности, на практике бесполезны для работодателя. И поэтому же систему образования ждут радикальные изменения, и они должны сделать её гибкой и отвечающей современности. В будущем изменятся не только образовательные модели, но и отношение к образованию со стороны государства, требования учеников и родителей, полноправными участниками рынка станут потенциальные работодатели со своими ожиданиями.

I. Дошкольное образование: от развлечения к развитию

Начало переменам положат изменения в системе дошкольного образования. Игровой принцип обучения сохранится, но не на уровне стандартной подготовки к школе (обучение письму, счету и чтению). Обучающие модули будут нацелены на развитие ребенка через ежедневные открытия, главная цель которых - привить ребенку интерес к самому процессу обучения. Подобный подход внедряется постепенно в частных детских садах и клубах, но с течением времени станет нормой и в обычных.

II. Школьное образование: индивидуальный конструктор

В привычном нам понимании среднее образование перестанет существовать. Классические 10 лет сократятся до 5-7, вопросы специализации и профориентации будут более ранними и гибкими, учитывающими не только обязательный пласт знаний, но и личные интересы и психологические особенности учеников. Задолго до поступления в ВУЗ у детей будет сформированный персонализированный конструктор уроков. «Физики», «лирики», «химики» останутся в прошлом, появятся «искусствовед со знанием Java» или «нейробиолог с глубоким знанием истории Англии 19 века».

III. Высшее образование: кастомизация подхода

За счет государства учащиеся смогут получить базовое высшее образование, на это им потребуется 2-3 года. Дальше студентов подхватят компании-работодатели. Менторы будут формировать прикладные навыки, полезные для будущей трудовой деятельности. В результате студент не будет сомневаться, что знания ему действительно понадобятся, а работодателям не придется затрачивать дополнительное время и средства на переобучение.

IV. Смешанное образование: онлайн станет обыденностью

Российский EdTech стабильно увеличивается и в пятилетней перспективе можно ожидать рост на 20% ежегодно. Однако полностью в онлайн мы не уйдем, ведь таким образом теряются основополагающие функции образования – социализация и общение. Поэтому формат blended learning (сочетание оффлайновых занятий и дистанционных курсов) приобретает все больше сторонников в силу своей эффективности и гибкости и завоевывает доверие людей.

V. Lifelong Learning

Все эти изменения объединяются в фундаментальный принцип Lifelong Learning (обучение на протяжении всей жизни), впервые упомянутый Лесли Уоткинсом. Образование больше не будет конечным: школа, университет, выход на работу и, возможно, повышение квалификации через десять лет. Образование больше не будет считаться временным периодом, это характеристика ритма жизни. Мы будем учиться всегда и везде, не привязываясь ко времени, месту, образу жизни. И это касается не только самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Вместо предоставления типизированных знаний акцент в образовательных программах сместится на умение получать и обрабатывать информацию самостоятельно, адаптировать и применять новое в своей профессиональной сфере. Нас ждет значительное увеличение количества образовательных программ для разных слоев населения, построенных целиком на кейсах, а не теории.

Сменить квалификацию, пройти программу профессиональной переподготовки, изучить дополнительный иностранный язык необходимо будет в любой период жизни. Работодатели будет акцентировать внимание на постоянном обучении и развитии сотрудников. А требовать этого будет рынок труда, где одного диплома, полученного десять лет назад, будет мало.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

просто по теме ...
— Ты любишь математику больше, чем меня!
— Дорогая! Как ты могла подумать!
— Ну тогда докажи!
— Ладно. Пусть R—множество всех любимых объектов…

.. и мой любимый:

Вот уже более 20 лет, я жду Синуса, Косинуса, Тангенса и Котангенса, которые мне должны были здорово пригодиться в жизни, и из-за которых так расстраивалась моя детская психика…

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

есть теория, что их нарочно придумали, чтоб запутать понимание математики у масс.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Т

Если дела в мире пойдут как сейчас - перенаселение, войны, ломка систем - то через 50 лет люди будут учиться считать на пальцах.

Ответить
Развернуть ветку
Мсье Риддлер

А 4 МИРАВАЯ БУДЕТ С ПОМАЩЬЮ ПАЛОК И КАМНЕЙ)))00)00

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Советская фантастика была безмерно сурова, и все в ней бегали, прыгали и осваивали новые станки с таким безмерным энтузиазмом, в скобках как-то успевая завести детей (обычно не прерывая познавательного и трудовых процессов).
Как говорится, значение фразы "мальчик в клубе склеил модель" сильно поменялось с 70-х до до 90-х ...

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а что поменялось-то?? думаете в наше время клубов не было? или мы клеить не умели? я одну свою модель и сейчас помню, до мельчайших деталей

Ответить
Развернуть ветку
Мсье Риддлер

я до сих пор космодесантников клею

Ответить
Развернуть ветку
Ole Ge

Образование в России - это динозавр, который нужно реформировать, с этим тезисом не поспоришь. Но дальше статья во многом утопичная. Например, "вопросы специализации и профориентации будут более ранними и гибкими". Народ и в 16-17 лет не всегда ясно понимает, что он на самом деле хочет и что будет актуально и востребовано в ближайшее время. Поэтому сейчас большой спрос на переориентацию и даже получение нового базового образования в зрелом возрасте. А вы хотите совсем юных ребят профориентировать и давать лишь необходимые и интересные им предметы. В перспективе это означает: если они поймут, что шли не туда, и захотят изменить свой жизненный трек, им будет сложнее, т.к. во многих сферах у них не будет даже элементарной базы знаний, ведь им её не дали.
Про корпорации, которые будут заниматься образованием и массовым взращиванием кадров, тоже утопично. Массово это делать всё равно не выйдет: мало кому нужно даже +50 зеленых сырых сотрудников ежегодно, а про сотни и тысячи и речи нет. Точечные школы при корпорациях будут, но это не изменит систему. Ну и надо понимать, что менталитет самих работников изменился: мало кто готов сидеть в одной компании даже 10 лет. Люди меняют работодателей в поисках лучших условий, лучших проектов, лучших команд. Некоторые мои знакомые меняют работу примерно раз в полгода, и чувствуют себя прекрасно, каждый раз уходя на всё большую зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
каждые полгода ... каждый раз уходя на всё большую зарплату.

Ну да, а арифмитическая прогрессия - это ряд все возрастающих членов, а вовсе не девичьи грезы ... Эхх. Где конкретно можно прыгать по рынку хоть с какой-нибудь специализацией, чтобы хотя бы раза 4 (каждые полгода) сменить работу с повышением зарплаты ... Это откуда же начинать надо, с помощника дворника, что-ли?
Нет, ну правда, пример у Вас какой-то слишком уж патетичный :)
Скажем так - у меня тоже были подобные знакомые - но ничего кроме как "и отсюда буду сваливать, обещали одни деньги + премии + бонусы, на деле даже простой оклад платят с задержкой" ... я обычно не слышал ... а "беготня" у них заканчивалась сразу и на лет 5 (чаще дольше) в том первом месте где хотя бы платили нормально (потому что бардак-то везде)

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Я таких прыгунов не беру. На них нет смысла время тратить.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Очередная жертва продвигателей личных брендов... директора такие доверчивые нынче пошли.

Название ужасное у компании, кстати. Севергрупп TalentTech. В каких головах это рождается? Это же отвратительно.

Лучше в корпоративный бренд вложитесь, пока не поздно.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kumpel

Спасибо, так и сделаем

Ответить
Развернуть ветку
Derek Mongatter

Охуенно ты сам себя лайкаешь

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
Лучше в корпоративный бред вложитесь

Почему я прочитал это именно так, на автомате?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Абашкина

Не только рекрутеров! Там ещё есть преподаватели, ремонтники и огромная армия фрилансеров, и все они идут не в буровую, а на онлайн-площадки! Мир в интернет идёт...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev
не в буровую

_на_, _на_ буровые, т.к. _в_ буровые X миллионов лет назад пошли совсем другие специалисты, из которым мы теперь получаем нефть. Т.н. динозавры после мощных катастроф стали нефтью, хотя это неточно.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бушмакин

Хорошая статья, актуальная.

Но вот мне кажется, что будущее за частными образовательными институтами, содержащимися на деньги крупных корпораций. Компаниям выгоднее самим обучать свои кадры, чем тратить время и силы на их переобучение и воспитание. А так сразу на выходе готовый винтик в систему. И людям хорошо, не надо шибко думать, делай что говорят и будешь сыт и при деле. Уже сейчас это есть, взять например Сбербанк или Мейл.ру, более того они ещё и бесплатно обучать готовы.
Полагаю, что общеобразовательные государственные тоже останутся, но учить там будут рабочим специалистям и офисных служащих, вроде бухгалтеров, которые в принципе универсальны.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kumpel

Никита спасибо, компании уже сейчас отлично понимают, что качество образования очень сильно влияет на будущее и готовы вкладываться в развитие

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
готовы вкладываться в развитие

Дело за малым - вернуть рабство, или хотя бы пожизненный найм, и тогда дело пойдёт. Потому что ведь нет дураков учить специалистов _для конкурентов_, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тарасов

Просто образование станет настолько дорогим, что родители будут вынуждены фактически "продавать" детей корпорациям. Если отрабатывать долг за обучение придётся 15-20 лет, то это тоже самое рабство. В более слабой форме это есть уже и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Алексей, мура муровецкая. Т.е. спасибо за поддержание диалога, но я это читал в русском куцем переводе страшилок американских фантастов 60-х, еще в начале 90-х. Блин, звучит так, как будто с Вами ожившая мумия общается, шамкая :(
Здравое зерно у Вас есть в слове "рабство". И я предлагаю Вам на эту тему подумать самостоятельно - что Вам, как мужчине с энергичной фамилией (все, образовванные от имени), нужно от жизни, и почему Вам предлагается такой нелепый общественный договор, созданный как будто только для рабов?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Тарасов

Вообще-то взаимодействие человека и корпорации - это часть киберпанка, который вы и я читали в начале 90-х, и он сейчас живее всех живых. В том числе потому, что описываемая в нём реальность, как оказывается, достижима не только прямыми насильственными путями. Меняются термины, но не суть. Собственно, и гендир описывает тоже самое, применяя более мягкие толчки в нужном направлении. Вы потому и среагировали комментом ("Дело за малым - вернуть рабство"), что распознали его в этой скрытой форме.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Алексей ... киберпанк был красивый на бумаге, но забыли про овраги, а по ним ходить. Такая же фигня была кстати и с книжным коммунизмом. При котором золотой миллиард худо-бедно, но живет уже 50+ лет, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абашкина

+1 Никита!

Ответить
Развернуть ветку
Бочковой Диоген

Обоснований тезисам не хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Kumpel

Подробней с деталями про образование мы рассказывали здесь https://www.vedomosti.ru/partner/2018/09/10

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

вы прослушали взгляд на проблему со стороны работорговца (работодателя) :)
хуяк-хуяк и в продакшн человека, то бишь в рабы, чтобы работать скорее начал.

вообще проблема в том, что психология как прикладная наука не сильно развивается. мы не умеем управлять даже собой не говоря уже о том чтобы клепать людей по желаемому образцу. на выходе все равно гавно выходит в среднем.

т.е. мы не знаем достоверно, как научить человека учиться и вообще возможно ли это в общем случае. пока это штучный товар.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka
«искусствовед со знанием Java» или «нейробиолог с глубоким знанием истории Англии 19 века»

угу, после 5 класов реформированной школы.
нуничо, после армии человеком станет. сделают ;]

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

Надеюсь не встретиться в работе с выпускниками барантэка. Человек совсем ничего не понимает в образовании

Ответить
Развернуть ветку
Николай Шмырев

Неудивительно, что человек, употребляющий слово "кастомизация", пишет такие бредни.

Ответить
Развернуть ветку
Jameson Bold

В будущем людям не нужно помнить все, будет достаточно шаринга с внешним хранилищем.

Сейчас это Google, а первопроходцы - стаковерфлоу прогеры.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Устинов

Стоит убрать базу и оставить частности и человек станет беспомощным.

Любой, казалось бы, ненужный предмет тренирует мозг неокрепшего детского организма ). Если ребенку давать лишь то, что он хочет и заставить выбирать лишь одну интересную дисциплину - он раньше дойдет до предела своих возможностей, - знаний не хватит.

PS: Иногда вижу подобные задачи и... (

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

не густо, лет на 5-ть

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Щербаков

Правило №1 на фото к "прогностическим" статьям: лицо сделать как можно более одухотвореннее и возвышеннее, в стиле "я знаю, как изменить мир и я уже делаю это".

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

вообще сам принцип формирования информации должен изменится, она должна стать более эффективной а следовательно более лаконичной.

эффективность идеи определяются степенью видео усваивания.
ведь на данный момент никто не оценивает учебный материал по его лаконичности - нету такого параметра, "легкость усваивания на единицу обьема и сложности"

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда