{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Образование для прагматичных: чему учиться, чтобы не оказаться под забором через 4 года

Елена Лукашина, главный редактор журнала TeachLine Media об образовании и будущем.

Красивая картинка с обложки доклада

Тут Всемирный экономический форум выпустил доклад о будущем рынка труда в ближайшие годы. Из-за развития искусственного интеллекта в к 2022 году мир потеряет 75 млн рабочих мест. Зато приобретет 133 млн. Но не спешите обольщаться, не все так просто.

Если не хотите читать много-много букв на английском, очень коротко перескажу основные тезисы.

· ИИ начнет влиять на наши рабочие места уже в ближайшие несколько лет: если сейчас компьютеры выполняют 29% рабочих операций, то 2025 году – 52%. Это очень серьезно поменяет рынок труда.

· Дело не в том, что роботы вытеснят нас с рабочих мест, скорее просто изменятся условия игры: для выполнения той же работы потребуются совершенно иные знания.

· Компаниям в России проще нанять новых сотрудников, чем переучивать старых. Эти данные получены на основании опросов работодателей.

Если интересны цифры и пруфы, обратитесь к оригиналу. А я пока перейду к рубрике «Что вам с этого».

Что вам с этого

Спецы из WEF, в общем-то, не сказали ничего нового: историй о том, что искусственный интеллект скоро отберет наши рабочие места в интернете полно. Верить им или не верить – а хз. Но лучше подстелить соломки. 10 лет назад мы не было никакого ИИ, теперь мы сталкиваемся с ним каждый день, через 10 лет мир будет зависеть от него сильнее, чем от людей – почему бы и нет.

Аналитики просто провели масштабные исследования и облекли эти данные в цифры. Причем, доклад даже получился утешительным. Ничего страшного, мир развивается, будет только лучше. Интересных деталей здесь две.

Во-первых, 4 года. Раньше все говорили о 10–50 годах. А теперь всего 4 года, уже в 22 году реально начнутся довольно глобальные потрясения во всем мире. При этом не доверять выводам доклада тоже нет оснований.

Во-вторых, новые правила игры. Что вообще потребуется от человека будущего? Авторы исследования тут не очень оригинальны. Самое важное – скоростная и непрерывная переквалификация. То есть способность к тому самому lifelong education, о котором много писал, например, The Economist.

Авторы доклада даже говорят, какие навыки будут главными через 4 года (в порядке убывания значимости):

1. Умение самостоятельно решать нестандартные задачи.

2. Критическое мышление.

3. Креативность.

4. Умение управлять людьми.

5. Координация действий в группе.

6. Эмпатия.

7. Умение самостоятельно принимать решения.

8. Клиентоориентированность.

9. Умение вести переговоры.

10. Гибкость мышления.

А что теперь делать-то?

Учиться. Исследователи из WEF говорят, что тот, кто сможет непрерывно учиться, будет в шоколаде. Если не верите им, то все равно учиться. Лишним точно не будет.

Кстати, из того же доклада. Вам стоит запариться насчет обучения если вы работаете в сферах:

· Финансов и инвестиций.

· Производства и инфраструктуры.

· Транспорта и логистики.

· Информационных и коммуникационных технологий

· Маркетинга и рекламы (черт, это же я).

· Менеджмента и HR.

· Энергетики.

· Торговли и сельского хозяйства.

· Здравоохранения.

· Медиа, информационных служб и развлечений.

Если не нашли свою сферу, можете пока не париться. До вас в ближайшее время перемены не дойдут. Хотя, по-моему, список охватывает почти всех, кроме водопроводчиков.

Чему именно учиться

Самое смешное, что никто так и не может объяснить, чему конкретно надо учиться. Это как подготовиться к вторжению инопланетян, о которых мы ничего не знаем. А вдруг там музыкальный ценз, и они на месте аннигилируют всех, у кого нет слуха?

Но попробуем логически помыслить и поделим все образование на три части: базовые навыки, общие навыки и специальные навыки.

Базовые навыки

Это знания уровня младшеклассников. Если их нет, то дальше особо не поучишься.

Хорошая новость в том, что если вы здесь, то с чтением, письмом и владением компьютером у вас все в порядке – это как раз три главных базовых навыка.

Плохая в том, что четвертый – это знание английского языка. Если раньше тянули с его изучением, то как раз сейчас самое время подтянуть инглиш. Большинство информации в интернете написано на английском, большинство научных статей написано на английском, большинство курсов, о которых я говорю ниже, проводится на английском. Так что без него никак.

Общие навыки

Есть такие данные, что в ближайшее время самыми востребованными профессиональными навыками станут любопытство и эмпатия. По сути, все навыки из доклада WEF, которые я перечисляла раньше, можно разделить на несколько групп: умение работать с людьми (эмпатия), самоорганизованность, нестандартное мышление, умение учиться (любопытство).

Ну вот в этих направлениях и важнее всего прокачивать скиллы. И не важно, кем вы работаете, хоть программистом, хоть журналистом – эти навыки вам все равно пригодятся.

По умению учиться могу посоветовать легендарный курс Coursera «Learning How to Learn».

Общение с людьми – это все та же психология, тут, к счастью, полно курсов, тренингов и университетских программ.

Развить креативное мышление помогает творчество. Живопись, литературное мастерство, да хоть бы и кулинария, лишь бы научиться мыслить нестандартно.

Самоорганизованности и личной эффективности тоже посвящено огромное количество книг, просто теперь реально стоит обратить на них внимание. Мне, например, понравилась книга Криса Бэйли «Мой продуктивный год».

Профессиональные навыки

Здесь сложнее. У вас есть два варианта: или совершенствоваться в своей профессии, или забить на все и пойти получить новую.

Если выбрали второй путь, идите в специалисты по машинному обучению. Сейчас это максимально востребованная профессия. И через пять лет она такой же останется. Вот уж у кого точно никаких проблем не будет. Можно еще пойти в садовники и воспитатели детского сада – это профессии, которые очень сложно автоматизировать. Там можно обойтись и без постоянной переподготовки.

Если пока не готовы к таким переменам, становитесь профессионалом в своей области. Крутых профессионалов не увольняют и не заменяют искусственным интеллектом.

Сейчас учиться стало очень просто. Можно найти курсы по любым профессиям. Самые известные площадки для онлайн-образования дают знания бесплатно. Это, например, уже упомянутая Coursera, «Академия Хана», Udacity. Там даже некоторые курсы есть на русском языке (по крайней мере, с русскими субтитрами), но на английском выбор больше.

Стоит ли снова идти в университет?

Можно попробовать, но особого смысла в этом нет. Вузовская система знаний хронически не успевает за развитием технологий, на зарплату диплом тоже не влияет. Машинное обучение, большие данные и облачные технологии в университетах начнут изучать лет через 50.

Разве что вы хотите изучить что-то очень специфическое, вроде программы MBA. Таким вещам действительно сложно научиться самостоятельно. Все остальное легко заменяется курсами.

Мораль

Вложить деньги и время в свое обучение – это лучшее им применение. Особенно с учетом того, что мир начал как-то уж чересчур быстро меняться.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Anton Smelov

Вот объясните одну вещь. В современной экономике обычный человек выполняет две функции: наемный работник и потребитель товаров / услуг. Утром я работаю в банке, а вечером ем в макдаке, а ты работаешь в макдаке, а вечером платишь по кредиту и т.п. Сокращая и автоматизируя за счет ИИ рабочие места, компании сокращают издержки и повышают эффективность, но при этом сокращают общую "кормовую базу", т.к. каждый уволенный сотрудник временно или безвременно выпадает их экономической цепи. Так что системно компании не выиграют, ведь ИИ в макдак не ходит и кредит не берет. Я не слышал, как эту проблему планирую решать, если только не с помощью "базового дохода", но даже в этом случае вал должен сократиться, а с ним и прибыль, и тогда вопрос, а нафига?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Вы слышали о глобальном потеплении? В конечном итоге оно теоретически может устроить нам Армагеддон. Но заводы все равно работают.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Ну немного разные вещи, не находите? Глобальное потепление это (возможно) побочный эффект от деятельности промышленных предприятий, но они как-бы не нарочно, а вот заменить рабочих ИИ это уже осознанный шаг, который можно делать, а можно и не делать.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Можно не делать. Но тогда компания проиграет в гонке конкурентам, уйдет с рынка и вообще оставит без работы всех сотрудников. Пат.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

Ну хорошо, мы же про Россию, где конкурентов как-бы нет из-за монополий и одним из условий социального договора является содержание всех этих убыточных заводов и моногородов вокруг них, как тут все сложится, на ваш взгляд?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лукашина
Автор

Понимаете, я ведь не о государственных монополиях пишу. Я пишу о тысячах маленьких компаний, которые едва-едва держатся наплаву. Их владельцы постоянно думают о том, чтобы сократить издержки. Уволить Дашеньку из маркетинга, которая постоянно красит ногти вместо работы и нанять на ее место нейросеть? Да запросто. Легко и с большим удовольствием. И вы уверены, что ваш руководитель не считает Дашенькой вас?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smelov

В маленькой компании, которая еле на плаву, нет никакой Дашеньки, там гендир и даша, и маша, и сам документы на почту отнесяша. Знаю, о чем говорю. Но, так или иначе, объем этих компаний смешной просто по сравнению со сбером, ржд и прочими магнитами, где, собственно и имеет смысл обсуждать нейросети ваши.

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда