Какие города отказываются от машин и зачем это нужно Статьи редакции

Штрафы, въезд по номерам и уборка парковок для решения городских проблем.

Улицы Копенгагена. Фото: Мартин Фисч, Flickr

В Лондоне, Париже, Сеуле и других городах по всему миру начали развивать политику Car-free. Политики и урбанисты предлагают различные варианты запрета автомобилей в городской среде, чтобы снизить выбросы углекислого газа и освободить больше места для пешеходов.

В некоторых правилах предусмотрены зоны с низким уровнем выбросов или запрет на дизельный транспорт, который является источником загрязнения воздуха. Вместо традиционных бензиновых и дизельных автомобилей предполагается использование общественного и электротранспорта, метро и велосипедов.

В других городах внедрена система ценообразования — с автомобилистов за проезд берут плату в часы пик, в переполненных городских районах или за транспорт, нарушающий нормы по выбросам. Ещё один вариант — ограничение движения автомобилей с определенными знаками: в одни дни запрещается ездить на машинах с четными номерами, в другие — с нечётными.

Осло

Всемирная ассоциация здравоохранения подсчитала: ежегодно около трех млн смертей связано с загрязнением воздуха, в большей степени, из-за выхлопных газов автомобилей в городах.

17 января 2017 года из-за высокого уровня загрязнения воздуха городской совет Осло частично запретил использовать дизельные автомобили, за исключением грузовых машин, такси, полицейских и других служб города. Шесть основных улиц города оставались доступными для всех видов транспорта, но даже с учетом исключений трафик снизился на 30%, а уровень загрязнения воздуха снизился на 25%.

Зона ограничения автомобилей в Осло. Источник: NRK

Городской совет понял, что более широкий запрет может существенно улучшить экологию. В июне 2017 года совет Осло запланировал полностью исключить автомобили из центра города к 2019 году, убрав парковочные места.

Вместо этого норвежская столица будет инвестировать в систему общественного транспорта, заменит 60 километров автомобильных дорог на велосипедные дорожки и сделает центральную кольцевую дорогу города закрытой от автомобилей.

Мадрид

There's a lot of SMOG (niebla contaminada) in Madrid. It's starting to look like LA. Most polluted cities on #SWNN

В испанской столице развита пешеходная зона, есть улицы, на которых запрещено ездить на личном транспорте. В конце 2016 года мэр Мадрида Мануэла Кармена запланировала к 2020 году убрать из центра города личный транспорт, разрешив на площади в два км² только велосипеды, автобусы и такси.

Урбанисты разработали редизайн 24 самых оживленных улиц города и убрали из них автомобили. В течение пяти лет центр Мадрида практически полностью станет пешеходной зоной. Это часть большого плана по запрету всех дизельных автомобилей в Мадриде к 2025 году.

Это направление — часть плана «устойчивой мобильности» города, который призван сократить ежедневное использование автомобилей с 29% до 23%. Водители, игнорирующие новые правила, платят штраф в размере не менее $100, а за неэкологичные автомобили платят больше за парковку.

«В районах можно сделать много наименьшими усилиями», — считают урбанисты и архитекторы Мадрида Матеус Порто и Вероника Мартинез. По их словам, часть процессов можно внедрить в транспортную систему города не дожидаясь 2020 года.

В конце мая 2018 года администрация Мадрида анонсировала запрет на въезд в центр города для нерезидентов, который вступит в силу в ноябре 2018 года. Издание Citylab считает, что новая инициатива будет стимулировать людей больше передвигаться на метро.

Хельсинки

Фото: Citiscope

Столица Финляндии не запрещает дизельные автомобили. Вместо запрета правительство города разработало десятилетний план создания системы «мобильности по запросу». Весь общественный транспорт, включая паромы, микроавтобусы и велосипеды будет доступен для заказа через приложение для смартфонов Whim.

Идея в том, чтобы сделать настолько привлекательную для горожан систему, чтобы пользоваться интегрированной транспортной сетью было дешевле и удобнее, чем личным автомобилем.

Чэнду

Макет города Чэнду. Источник: Business Insider

Чикагские архитекторы Адриан Смит и Гордон Гилл разработали новый жилой район для китайского города Чэнду с населением 80 тысяч человек. Улицы на макете спроектированы так, чтобы жители могли добраться в любое место за 15 минут.

Чэнду не полностью запрещает автомобили: половина дорог в городе останется доступной для автомобилистов. Изначально жилой район должны были сдать к 2020 году, но проблемы с расчетом зонирования задерживают срок.

Сеул

В рамках национального движения по сокращению загрязнения воздуха в Сеуле с 2017 года запрещены автомобили с дизельным двигателем, не соответствующие нормам выбросов (зарегистрированные до 2005 года). К 2020 году к Сеулу присоединятся окружающие мегаполисы.

Улицы Сеула в смоге. Фото: The Chosun Ilbo

Владельцы старых автомобилей могут установить фильтры для снижения выбросов и регулярно проходить проверку на загрязнение окружающей среды. Если транспорт не проходит проверку — водителя штрафуют и запрещают въезд в город.

Гамбург

В феврале 2018 года высший административный суд Германии постановил, что в целях улучшения качества воздуха в городах могут запрещать использовать автомобили на некоторых улицах. Как отмечает издание The New York Times, постановление может стать катализатором начала запрета личных автомобилей в городах по всей стране.

StreetScooter - электрические микроавтобусы, которыми DHL заменяет дизельные фургоны. Фото: Electrive

Немцы планируют за следующие 20 лет сократить число машин в городе — в некоторые зоны можно будет попасть только на велосипеде или пешком. Для этого разработан проект «Зеленая сеть» — объединенные пешеходные пространства. К 2035 году сеть должна покрыть 40% Гамбурга. Она включит в себя парки, игровые и спортивные площадки и кладбища.

Национальный парк Гамбурга. Фото: Hamburg Zwei

Немецкие города Штутгарт и Дюссельдорф с высоким уровнем загрязнения планируют начать запреты осенью. Штутгарт уже одобрил некоторые поправки. В 2017 году город принял закон, по которому в дни высокого уровня загрязнения воздуха запрещается въезд дизельному транспорту, если он не соответствует нормам выбросов.

Копенгаген

Город размечал пешеходные зоны еще с 1960 года, и сейчас велосипедами в качестве основного ежедневного транспорта пользуются больше половины горожан. В Копенгагене более 320 километров велодорожек и самый низкий процент владения автомобилем в Европе.

Новая цель — построить велосипедные магистрали для пригородов. В 2014 году открылись 28 запланированных маршрутов, в конце 2018 года откроются ещё 11. Копенгаген планирует стать городом с минимальным уровнем выбросов к 2025 году.

Париж

В 2014 году Париж на один день запретил движение машин с четными номерами — загрязнение воздуха снизилось на 30%. Теперь город хочет полностью убрать автомобили с центральных улиц.

С июля 2016 года всем водителям автомобилей, выпущенных до 1997 года, запрещено ездить в центре города в будние дни — им грозит штраф за нарушение. На выходных закон не действует.

Le 27 septembre prochain, @Paris organisera sa première journée sans voiture #COP21 http://t.co/RYCyjpEcSw

День без машин

Также Париж планирует к 2020 году удвоить число велосипедных дорожек и допускать к проезду на некоторые улицы только электроавтомобили. Также город проводит «дни без машин»: в 2015 и 2016 годах Париж на день запрещал использовать автомобили, а раз в месяц закрывает для движения Елисейские поля.

Лондон

Как и Париж, город планирует запретить дизельные автомобили к 2020 году. Цель запрета — борьба с растущим загрязнением воздуха в стране.

Первым этапом стал «залог» за дизельные автомобили, проезжающие по центральным улицам в часы пик. Владельцы таких авто должны платить $13 в день. В июле 2017 года Великобритания объявила о полном запрете продажи новых дизельных автомобилей к 2040 году.

Фото: Secret London

В 2018 году владельцы дизельных и бензиновых автомобилей экологического класса «Евро-4» (выпущенные до 2005 года) будут ежедневно платить $29 за использование дорог столицы в период с 7:00 до 19:00.

В апреле 2019 года закон ужесточат: плату начнут взимать с автомобилей на дизельном «Евро-6» и бензиновом топливе «Евро-4». С 25 октября 2021 года запрет расширится на все районы Лондона на северной и южной кольцевых дорогах и будет применяться к грузовому транспорту.

В итоге владельцы автомобилей могут столкнуться с ежедневным сбором в $32 за использование любой машины.

Воздух в Лондоне смертелен. ULEZ будет самым жестоким уровнем допустимых выбросов в мире.

Садиг Хан, мэр Лондона

Также город планирует потратить $1 млрд на улучшение велосипедной инфраструктуры к 2026 году.

Брюссель

Город по размерам зоны без автомобилей в Европе уступает только Копенгагену. Большинство улиц вокруг главной торговой улицы Брюсселя Rue Neuve, фондовой биржи и городской площади всегда были только пешеходными.

День без автомобилей в Брюсселе. Фото: BrusselsCity

В 2002 году в Брюсселе появилась акция «Неделя мобильности», мотивирующая местных жителей пользоваться общественным транспортом вместо личного. Также в сентябре проходит «день без автомобилей», когда транспорту запрещается въезд в центр города.

Еще одно из предложений городских властей — сделать пешеходным четырехполосный бульвар. В январе 2018 года в Брюсселе начал действовать закон, по которому запрещается использовать дизельные автомобили, выпущенные до 1998 года. Летом 2018 года появился закон: в дни повышенного загрязнения воздуха весь общественный транспорт становится бесплатным.

Афины

В декабре 2016 года столица Греции объявила о планах запретить въезд в центр дизельным автомобилям к 2025 году. Город периодически ограничивает въезд машинам на дизельном топливе, выбирая четные или нечетные номера в качестве основания запрета. Если у владельца «подходящий» номер — проезд закрыт.

Конечная цель Афин — убрать все автомобили из центра.

Токио

В 2000 году правительство Токио запретило все дизельные транспортные средства, кроме тех, на которых установлены очистители выхлопных газов. Это сократило загрязнение воздуха, смог исчез, и теперь жители могут видеть гору Фудзи.

Берлин

В 2008 году немецкая столица установила в центре города зону в 88 км² с низким уровнем выбросов (LEZ). В ней запрещено использовать машины, которые не соответствуют национальным экологическим стандартам. Зона затрагивает примерно треть жителей Берлина.

В марте 2017 года Берлин запланировал построить двенадцать велосипедных магистралей шириной около четырех метров. Строительство началось в конце 2017 года.

Мехико

В апреле 2016 года местное правительство Мехико запретило части автомобилистов ездить в центр города два дня в будние дни и две субботы в месяц. Для регулирования используется динамическая система на основе автомобильных номеров, которая определяет, какие водители могут въезжать в центр на протяжении дня.

Смог в Мехико. Фото: BBC

По данным Associated Press, закон применяется к двум млн автомобилей, но запрет не улучшил ситуацию в городе — местные жители купили второй автомобиль или пользуются такси.

Милан

В 2016 году в Милане нахождение в воздухе мелких частиц превышало норму более 60-ти дней. Правительство города запретило использовать самые загрязняющие автомобили — бензиновые машины класса «Евро-0» и дизельные машины «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» — в будние дни с 7:30 до 19:30. Позднее этот запрет распространился на выходные, а с 9:00 до 17:00 в будние дополнительно запрещены дизельные автомобили «Евро-3».

Кроме запретов, в Милане действуют ваучеры на общественный транспорт для тех, кто отказался от личного автомобиля.

Богота

Колумбийский город Богота избавляется от автомобилей на улицах с 1974 года. В то время число машин постепенно росло, а парков и спортивных площадок было недостаточно. 15 декабря 1974 года на улицы вышла группа студентов, которая пропагандировала использование велосипеда в городе и призывала создать велодорожки для постоянного пользования.

В 1976 году провели первое шествие горожан, выделив 4 участка для движения велосипедистов и пешеходов. Событие назвали «Цикловией». К 1982 году «Цикловия» стала проводиться регулярно с помощью организованного комитета.

Цикловия». Фото: Wikipedia

В 2018 году «Цикловия» проводится с 7:00 до 14:00 каждое воскресенье: на протяжении 81 километра городских улиц перекрыто движение автомобилей и более двух млн горожан выезжают на велосипедах. В общественных парках проводятся занятия спортом, йогой, аэробикой, а на тротуарах продают сладости, соки и мясо.

«Цикловия» — одно из немногих событий в стране, которое объединяет людей всех социальных слоёв: в одном велопотоке едут как богатые, так и бедные.

В 2013 году городское самоуправление реализовало программу “Peak and Plate”, по которой в определенные дни недели запрещено ездить автомобилям с четными или нечетными номерными знаками.

Но, как и в Мехико, водители покупают два автомобиля с разными номерными знаками или ездят в нерабочие часы, чтобы избежать запрета.

Понтеведра

Мэр испанского города Мигель Анзо Фернандес Лорес считает, что владение автомобилем не дает права занимать общественное пространство. Он создал пешеходную зону в 300 тысяч м² в историческом центре города, запретил уличную парковку и поручил останавливать автомобили, проезжающие через город.

Центральные наземные парковки мэр заменил на подземные, большинство парковок вынесены за пределы города. В результате его действий выбросы в атмосферу уменьшились на 70%, а население увеличилось на 12 тысяч человек.

Сан-Франциско

В августе 2017 года Сан-Франциско объявил о желании запретить автомобили и построить велодорожки протяженностью 3,5 километра на самом оживленном бульваре города Маркет-стрит. Это позволит повысить удобство пешеходов. Строительство началось в 2018 году и займет несколько лет. Всего по городу построено 200 км велосипедных дорожек.

Нью-Йорк

Нью-Йорк пока не запрещает автомобили, а увеличивает число велосипедных дорожек, пешеходных зон, развивает метро и общественный транспорт.

«Летние улицы». Фото: Union Square Partnership

Популярные районы города — Таймс-сквер, Геральд-сквер и Мэдисон-сквер — исключительно пешеходные. В течение трех августовских воскресений проводятся «Летние улицы». Это ежегодное мероприятие, которое запрещает ездить на автомобилях по главной магистрали, соединяющей Центральный Парк с Бруклинским мостом. В эти дни вместо автомобилистов по магистрали гуляют пешеходы и велосипедисты.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Цой жив

В Москве отличная транспорнтая система. Каждый раз когда мчусь в космическом трамвайе с удивлением смотрю на этих бедолаг, стоящих в вечных пробках....

Ответить
Развернуть ветку
Lucky 13

Хочется отметить как за последние годы изменились, стали комфортнее московские трамваи. И особо хочется поблагодарить за это Сергея Семёновича Собянина.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Михаил Солнцев

Просто чудесная. Есть одна хитрость, когда ждешь трамвай главное поговаривать: "Собянин, пожалуйста, пошли мне новый, а не старый, пошли мне новый, а не старый", а потом вспоминаешь, что на это маршруте не ходят новые.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Sharpilo

Живу в Осло.
Количество тесла, как жигулей в СНГ.
Здесь у нас за это государство возвращает 50% стоимости от автомобиля,
на следующий год планируем покупку :-)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Евдокимов

Живу в Питере. Количество Тесла стремится к 0. Тут государство стимулирует покупку ведер местного производства собранных голодными рабочими 30 процентной таможенной ставкой на новые импортные автомобили.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Мирошниченко

..ну, дисидентское счастье ))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Евграфов

Воронеж, 2018 год, по городу ездят в основном пазики, которые изобретены чтобы возить колхозников по полям, утром залезть практически нереально даже туда

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Сакутин

Живу в Липецке. Автомобили припаркованы на тротуарах и на газоне. В моём и ближайшем ко мне дворах, нет газона потому, что вся придомовая територая заставлена. Когда нет настроения хожу и строчу заявления в ГАИ.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kolesnikov

Живу в Воронеже, 100 км от вас. У вас есть газон? Да вы счастливчики. у вас есть газон. И даже тротуары!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vadim Medvedev

Очень плохая статья.
Из нее следует, что куча мировых мегаполисов взяли курс на скорейшую деавтомобилизацию, но это (пока) не так. Ссылка на запрет автомобилей в Париже ведёт на статью с заголовком 'Four major cities move to ban diesel vehicles by 2025', т.е. несколько другое.

При этом почему-то не упомянут Амстердам, который наряду с Копенгагеном является наверное крупнейшим городом с явно выраженной антиавтомобильной политикой.

Не рассмотрен Сингапур с его опытом динамического ценообразования за проезд и аукционов на автомобильные номера.

Ответить
Развернуть ветку
Gennady Tsoy

Только мне показалось, что автор запутался в дизелях/газах?

Ответить
Развернуть ветку
Lucky 13

Живу в Екатеринбурге, от пердежа машин в центре дышать нечем, особенно если погода безветренная. Летом наступает апокалипсис.
Велодорожки в центре появились только после чемпионата мира. В радиусе двух километров от нового стадиона. Еще скверик в центре закатали в асфальт, теперь там плато с развязкой.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ponomarev

В общем, единственное, что могут предпринять крупные города для улучшения ситуации - это ограничить объем выбросов и построить больше велодорожек. А в Мск, вангую, всё будет еще проще: введут платный въезд в пределах ТТК, чтобы всем было веселее и бюджет не скучал.:)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хэзэковъ

Да внутри ттк бесплатных парковок и не осталось, так что фактически со всех кто едет внутрь ттк и так деньги берут. А если транзит ограничивать так то самое ттк и встанет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton

Нью-Йорк это не спасает. Несмотря на гигантские ценники на парковку, все равно много прется на авто

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Ievlev

Откуда инфа? Я видел там лишь расширение ЖД путей

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tanygin

Там в статье про Копенгаген не указали несколько вещей:
- Копенгаген очень маленький, там живет в районе миллиона человек, и без машины вполне комфортно живется, а в самой Дании особо ездить некуда;
- налог на покупку машины последние годы доходил до 180% (процент зависит от цены) от стоимости машины, которые надо сверху заплатить при покупке;
- Копенгаген очень дорогой город, и у многих людей даже на дешевую машину не накапливается никогда :)
- в плане климата — зимой холодно и очень ветрено, но снег бывает очень редко, для байков это плюс;
- в Копенгагене отличный ОТ — метро-робот без машиниста, хорошая автобусная сетка и нормальные аква-маршрутки, в любой из этих видов транспорта можно с велосипедом.

В Копенгагене действительно очень хорошо, и то, что машин мало и они не нужны, очень радует. Но нужно понимать, что Копенгаген не Питер и не Москва, а скорее Псков — во всей Дании живет людей меньше, чем в Питере :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Карулин

Нам сначала достичь бы их показателей по плотности и длине УДС, связности районов, затем общественный транспорт сравнить. Также про климат не забыть. Карфри и секта любителей трамвая это далеко не все жители города, но шумные и активные.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марк Селяев

А зачем отказываться от машин? Понятно, что выбросы нужно снижать, но весь мир, в т.ч. Россия, к этому придёт с распостранением электромобилей, это дело времени.
Живя в центре Питера могу добраться до нужных мне мест максимум за 25 минут (6км пути), при этом даже по пустой дороге трамваи/автобусы будут ехать минут 40. При этом тут нет таких неудобств с ОТ, как в Бостоне и других городах США.
Все друзья-иностранцы из ЕС кайфуют от ширины дорог и возможности дешево взять каршеринг и добраться без особых проблем до точки назначения.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Medvedev

если в крупном городе все сядут на машины, то им никаких дорог не хватит. поэтому использование автомобилей ограничивают, в первую очередь через платную парковку. а в Лондоне к этому добавляется ещё и платный въезд в центр.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
S.Z

И будет как-то так. Это ЛА, наиболее автодрочерский город

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
IO

Я посмотрю как вы блять в минус 25 будете автобус ждать на открытом воздухе (потому что остановки нет). Давайте сначала сравним климат и кол-во транспорта, а потом кукарекать мол машины достали.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Borisov

При текущем устройстве общественного транспорта ждать по 10-20 минут холодный и переполнены автобус-это еждневная пытка.

Фишка в том, что концепция современной урбанистики заключается в создании комфортной среды, где автобусы/трамваи/ метро проходят у дома, едут быстро и с доставляют удобством.

Задача сложная перед правительством. Это и сокращение автомобилей и создании оптимальных условий для общественного транспорта, причём параллельно.

А велики всякие действительно не сильно подходят для наших суровых зим.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Alexey Kolesnikov

Ну как бы да, севернее Ростова климат такой, что с октября по апрель хороший хозяин собаку на улицу гулять не выпустит. Не говоря уж про велосипедистов и прочих самокатчиков, которые уже в октябре через 10 минут езды инеем покрываются. И 10 сантиметров льда на асфальте это не кошмар, а вполне себе накатанная дорога. Когда полметра снега, это ещё хуже.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Настя Каргаполова

+++

Ответить
Развернуть ветку
Петр Калинин

Когда радиус стал измеряться в км2?
В Мадриде: "в радиусе двух км².". В Берлине: " В радиусе 88 км²".

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Делюкин
Автор

Спасибо, поправил в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

Представляю, как потный велопидор, сбивший несколько пешеходов на тротуаре приезжает в офис, и воняя потными подмышками, пьет воду из кулера и рассказывает про то, что всем нужно отказать от тачек, потому что так все делают в Попенгагене, что это тренд цивилизованных стран и прочий хипстерский бред.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Clody

Для езды на велосипеде не нужны велодорожки.

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Все так, по тротуарам нормально совершенно.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Vladimir Ponomarev

А что нужно?:)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Назаренко

Города перегружены сегодня. Гетто, по-сути. Правильно сказал герой у Тарковского в "Жертвоприношении": человечество пошло не по тому пути.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Березин

Живу в Ижевске...Кто-нибудь заберите меня отсюда : (((((( Москву не предлагать.

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

Давай на Кавказ работой будешь обеспечен и жильем, а вот насчёт зарплаты необещаю

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кобзов

Живу в Братске (Иркутская область, Восточная Сибирь), у нас вместо велодорожек лучше лыжню, прокладывать =)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Брежнев

привет землякам из Иркутска. До лыжни пока рано ;)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Пушкарев

Живу в Уфе, не Париж конечно, ну да ладно. Без пробок путь до работы на автомобиле занимает 10 минут (4,5 км). Проблем с парковкой около дома нет (пока даже на газонах никто не паркуется), около офиса тоже относительно нормально. С пробками время пути увеличивается в четыре раза. Большинства заторов и не возникало бы, если хотя бы половина водителей было способно дождаться своей очереди. Газелисты - ебанько.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Муха

На проспекте Октября, в каждом втором дворе автомобили на газонах . Даже если есть свободное место на стоянке, норовят на газон заехать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Гавриш

Центры европейских городов освобождаются для туристов и служебного электротранспорта. Это делается не для удобства жизни. Насчет климата - в испанскую жару тоже приятнее с кондеем в машине чем пешком и в потном душном транспорте

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Мирошниченко

Хотел написать про Иркутск, не смог подобрать слов!! Пля.. Реально, выход только в отмене въезда личного транспорта в город вообще.

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда