Какие города отказываются от машин и зачем это нужно Статьи редакции

Штрафы, въезд по номерам и уборка парковок для решения городских проблем.

Улицы Копенгагена. Фото: Мартин Фисч, Flickr

В Лондоне, Париже, Сеуле и других городах по всему миру начали развивать политику Car-free. Политики и урбанисты предлагают различные варианты запрета автомобилей в городской среде, чтобы снизить выбросы углекислого газа и освободить больше места для пешеходов.

В некоторых правилах предусмотрены зоны с низким уровнем выбросов или запрет на дизельный транспорт, который является источником загрязнения воздуха. Вместо традиционных бензиновых и дизельных автомобилей предполагается использование общественного и электротранспорта, метро и велосипедов.

В других городах внедрена система ценообразования — с автомобилистов за проезд берут плату в часы пик, в переполненных городских районах или за транспорт, нарушающий нормы по выбросам. Ещё один вариант — ограничение движения автомобилей с определенными знаками: в одни дни запрещается ездить на машинах с четными номерами, в другие — с нечётными.

Осло

Всемирная ассоциация здравоохранения подсчитала: ежегодно около трех млн смертей связано с загрязнением воздуха, в большей степени, из-за выхлопных газов автомобилей в городах.

17 января 2017 года из-за высокого уровня загрязнения воздуха городской совет Осло частично запретил использовать дизельные автомобили, за исключением грузовых машин, такси, полицейских и других служб города. Шесть основных улиц города оставались доступными для всех видов транспорта, но даже с учетом исключений трафик снизился на 30%, а уровень загрязнения воздуха снизился на 25%.

Зона ограничения автомобилей в Осло. Источник: NRK

Городской совет понял, что более широкий запрет может существенно улучшить экологию. В июне 2017 года совет Осло запланировал полностью исключить автомобили из центра города к 2019 году, убрав парковочные места.

Вместо этого норвежская столица будет инвестировать в систему общественного транспорта, заменит 60 километров автомобильных дорог на велосипедные дорожки и сделает центральную кольцевую дорогу города закрытой от автомобилей.

Мадрид

There's a lot of SMOG (niebla contaminada) in Madrid. It's starting to look like LA. Most polluted cities on #SWNN

В испанской столице развита пешеходная зона, есть улицы, на которых запрещено ездить на личном транспорте. В конце 2016 года мэр Мадрида Мануэла Кармена запланировала к 2020 году убрать из центра города личный транспорт, разрешив на площади в два км² только велосипеды, автобусы и такси.

Урбанисты разработали редизайн 24 самых оживленных улиц города и убрали из них автомобили. В течение пяти лет центр Мадрида практически полностью станет пешеходной зоной. Это часть большого плана по запрету всех дизельных автомобилей в Мадриде к 2025 году.

Это направление — часть плана «устойчивой мобильности» города, который призван сократить ежедневное использование автомобилей с 29% до 23%. Водители, игнорирующие новые правила, платят штраф в размере не менее $100, а за неэкологичные автомобили платят больше за парковку.

«В районах можно сделать много наименьшими усилиями», — считают урбанисты и архитекторы Мадрида Матеус Порто и Вероника Мартинез. По их словам, часть процессов можно внедрить в транспортную систему города не дожидаясь 2020 года.

В конце мая 2018 года администрация Мадрида анонсировала запрет на въезд в центр города для нерезидентов, который вступит в силу в ноябре 2018 года. Издание Citylab считает, что новая инициатива будет стимулировать людей больше передвигаться на метро.

Хельсинки

Фото: Citiscope

Столица Финляндии не запрещает дизельные автомобили. Вместо запрета правительство города разработало десятилетний план создания системы «мобильности по запросу». Весь общественный транспорт, включая паромы, микроавтобусы и велосипеды будет доступен для заказа через приложение для смартфонов Whim.

Идея в том, чтобы сделать настолько привлекательную для горожан систему, чтобы пользоваться интегрированной транспортной сетью было дешевле и удобнее, чем личным автомобилем.

Чэнду

Макет города Чэнду. Источник: Business Insider

Чикагские архитекторы Адриан Смит и Гордон Гилл разработали новый жилой район для китайского города Чэнду с населением 80 тысяч человек. Улицы на макете спроектированы так, чтобы жители могли добраться в любое место за 15 минут.

Чэнду не полностью запрещает автомобили: половина дорог в городе останется доступной для автомобилистов. Изначально жилой район должны были сдать к 2020 году, но проблемы с расчетом зонирования задерживают срок.

Сеул

В рамках национального движения по сокращению загрязнения воздуха в Сеуле с 2017 года запрещены автомобили с дизельным двигателем, не соответствующие нормам выбросов (зарегистрированные до 2005 года). К 2020 году к Сеулу присоединятся окружающие мегаполисы.

Улицы Сеула в смоге. Фото: The Chosun Ilbo

Владельцы старых автомобилей могут установить фильтры для снижения выбросов и регулярно проходить проверку на загрязнение окружающей среды. Если транспорт не проходит проверку — водителя штрафуют и запрещают въезд в город.

Гамбург

В феврале 2018 года высший административный суд Германии постановил, что в целях улучшения качества воздуха в городах могут запрещать использовать автомобили на некоторых улицах. Как отмечает издание The New York Times, постановление может стать катализатором начала запрета личных автомобилей в городах по всей стране.

StreetScooter - электрические микроавтобусы, которыми DHL заменяет дизельные фургоны. Фото: Electrive

Немцы планируют за следующие 20 лет сократить число машин в городе — в некоторые зоны можно будет попасть только на велосипеде или пешком. Для этого разработан проект «Зеленая сеть» — объединенные пешеходные пространства. К 2035 году сеть должна покрыть 40% Гамбурга. Она включит в себя парки, игровые и спортивные площадки и кладбища.

Национальный парк Гамбурга. Фото: Hamburg Zwei

Немецкие города Штутгарт и Дюссельдорф с высоким уровнем загрязнения планируют начать запреты осенью. Штутгарт уже одобрил некоторые поправки. В 2017 году город принял закон, по которому в дни высокого уровня загрязнения воздуха запрещается въезд дизельному транспорту, если он не соответствует нормам выбросов.

Копенгаген

Город размечал пешеходные зоны еще с 1960 года, и сейчас велосипедами в качестве основного ежедневного транспорта пользуются больше половины горожан. В Копенгагене более 320 километров велодорожек и самый низкий процент владения автомобилем в Европе.

Новая цель — построить велосипедные магистрали для пригородов. В 2014 году открылись 28 запланированных маршрутов, в конце 2018 года откроются ещё 11. Копенгаген планирует стать городом с минимальным уровнем выбросов к 2025 году.

Париж

В 2014 году Париж на один день запретил движение машин с четными номерами — загрязнение воздуха снизилось на 30%. Теперь город хочет полностью убрать автомобили с центральных улиц.

С июля 2016 года всем водителям автомобилей, выпущенных до 1997 года, запрещено ездить в центре города в будние дни — им грозит штраф за нарушение. На выходных закон не действует.

Le 27 septembre prochain, @Paris organisera sa première journée sans voiture #COP21 http://t.co/RYCyjpEcSw

День без машин

Также Париж планирует к 2020 году удвоить число велосипедных дорожек и допускать к проезду на некоторые улицы только электроавтомобили. Также город проводит «дни без машин»: в 2015 и 2016 годах Париж на день запрещал использовать автомобили, а раз в месяц закрывает для движения Елисейские поля.

Лондон

Как и Париж, город планирует запретить дизельные автомобили к 2020 году. Цель запрета — борьба с растущим загрязнением воздуха в стране.

Первым этапом стал «залог» за дизельные автомобили, проезжающие по центральным улицам в часы пик. Владельцы таких авто должны платить $13 в день. В июле 2017 года Великобритания объявила о полном запрете продажи новых дизельных автомобилей к 2040 году.

Фото: Secret London

В 2018 году владельцы дизельных и бензиновых автомобилей экологического класса «Евро-4» (выпущенные до 2005 года) будут ежедневно платить $29 за использование дорог столицы в период с 7:00 до 19:00.

В апреле 2019 года закон ужесточат: плату начнут взимать с автомобилей на дизельном «Евро-6» и бензиновом топливе «Евро-4». С 25 октября 2021 года запрет расширится на все районы Лондона на северной и южной кольцевых дорогах и будет применяться к грузовому транспорту.

В итоге владельцы автомобилей могут столкнуться с ежедневным сбором в $32 за использование любой машины.

Воздух в Лондоне смертелен. ULEZ будет самым жестоким уровнем допустимых выбросов в мире.

Садиг Хан, мэр Лондона

Также город планирует потратить $1 млрд на улучшение велосипедной инфраструктуры к 2026 году.

Брюссель

Город по размерам зоны без автомобилей в Европе уступает только Копенгагену. Большинство улиц вокруг главной торговой улицы Брюсселя Rue Neuve, фондовой биржи и городской площади всегда были только пешеходными.

День без автомобилей в Брюсселе. Фото: BrusselsCity

В 2002 году в Брюсселе появилась акция «Неделя мобильности», мотивирующая местных жителей пользоваться общественным транспортом вместо личного. Также в сентябре проходит «день без автомобилей», когда транспорту запрещается въезд в центр города.

Еще одно из предложений городских властей — сделать пешеходным четырехполосный бульвар. В январе 2018 года в Брюсселе начал действовать закон, по которому запрещается использовать дизельные автомобили, выпущенные до 1998 года. Летом 2018 года появился закон: в дни повышенного загрязнения воздуха весь общественный транспорт становится бесплатным.

Афины

В декабре 2016 года столица Греции объявила о планах запретить въезд в центр дизельным автомобилям к 2025 году. Город периодически ограничивает въезд машинам на дизельном топливе, выбирая четные или нечетные номера в качестве основания запрета. Если у владельца «подходящий» номер — проезд закрыт.

Конечная цель Афин — убрать все автомобили из центра.

Токио

В 2000 году правительство Токио запретило все дизельные транспортные средства, кроме тех, на которых установлены очистители выхлопных газов. Это сократило загрязнение воздуха, смог исчез, и теперь жители могут видеть гору Фудзи.

Берлин

В 2008 году немецкая столица установила в центре города зону в 88 км² с низким уровнем выбросов (LEZ). В ней запрещено использовать машины, которые не соответствуют национальным экологическим стандартам. Зона затрагивает примерно треть жителей Берлина.

В марте 2017 года Берлин запланировал построить двенадцать велосипедных магистралей шириной около четырех метров. Строительство началось в конце 2017 года.

Мехико

В апреле 2016 года местное правительство Мехико запретило части автомобилистов ездить в центр города два дня в будние дни и две субботы в месяц. Для регулирования используется динамическая система на основе автомобильных номеров, которая определяет, какие водители могут въезжать в центр на протяжении дня.

Смог в Мехико. Фото: BBC

По данным Associated Press, закон применяется к двум млн автомобилей, но запрет не улучшил ситуацию в городе — местные жители купили второй автомобиль или пользуются такси.

Милан

В 2016 году в Милане нахождение в воздухе мелких частиц превышало норму более 60-ти дней. Правительство города запретило использовать самые загрязняющие автомобили — бензиновые машины класса «Евро-0» и дизельные машины «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» — в будние дни с 7:30 до 19:30. Позднее этот запрет распространился на выходные, а с 9:00 до 17:00 в будние дополнительно запрещены дизельные автомобили «Евро-3».

Кроме запретов, в Милане действуют ваучеры на общественный транспорт для тех, кто отказался от личного автомобиля.

Богота

Колумбийский город Богота избавляется от автомобилей на улицах с 1974 года. В то время число машин постепенно росло, а парков и спортивных площадок было недостаточно. 15 декабря 1974 года на улицы вышла группа студентов, которая пропагандировала использование велосипеда в городе и призывала создать велодорожки для постоянного пользования.

В 1976 году провели первое шествие горожан, выделив 4 участка для движения велосипедистов и пешеходов. Событие назвали «Цикловией». К 1982 году «Цикловия» стала проводиться регулярно с помощью организованного комитета.

Цикловия». Фото: Wikipedia

В 2018 году «Цикловия» проводится с 7:00 до 14:00 каждое воскресенье: на протяжении 81 километра городских улиц перекрыто движение автомобилей и более двух млн горожан выезжают на велосипедах. В общественных парках проводятся занятия спортом, йогой, аэробикой, а на тротуарах продают сладости, соки и мясо.

«Цикловия» — одно из немногих событий в стране, которое объединяет людей всех социальных слоёв: в одном велопотоке едут как богатые, так и бедные.

В 2013 году городское самоуправление реализовало программу “Peak and Plate”, по которой в определенные дни недели запрещено ездить автомобилям с четными или нечетными номерными знаками.

Но, как и в Мехико, водители покупают два автомобиля с разными номерными знаками или ездят в нерабочие часы, чтобы избежать запрета.

Понтеведра

Мэр испанского города Мигель Анзо Фернандес Лорес считает, что владение автомобилем не дает права занимать общественное пространство. Он создал пешеходную зону в 300 тысяч м² в историческом центре города, запретил уличную парковку и поручил останавливать автомобили, проезжающие через город.

Центральные наземные парковки мэр заменил на подземные, большинство парковок вынесены за пределы города. В результате его действий выбросы в атмосферу уменьшились на 70%, а население увеличилось на 12 тысяч человек.

Сан-Франциско

В августе 2017 года Сан-Франциско объявил о желании запретить автомобили и построить велодорожки протяженностью 3,5 километра на самом оживленном бульваре города Маркет-стрит. Это позволит повысить удобство пешеходов. Строительство началось в 2018 году и займет несколько лет. Всего по городу построено 200 км велосипедных дорожек.

Нью-Йорк

Нью-Йорк пока не запрещает автомобили, а увеличивает число велосипедных дорожек, пешеходных зон, развивает метро и общественный транспорт.

«Летние улицы». Фото: Union Square Partnership

Популярные районы города — Таймс-сквер, Геральд-сквер и Мэдисон-сквер — исключительно пешеходные. В течение трех августовских воскресений проводятся «Летние улицы». Это ежегодное мероприятие, которое запрещает ездить на автомобилях по главной магистрали, соединяющей Центральный Парк с Бруклинским мостом. В эти дни вместо автомобилистов по магистрали гуляют пешеходы и велосипедисты.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Александр Кобзов

Живу в Братске (Иркутская область, Восточная Сибирь), у нас вместо велодорожек лучше лыжню, прокладывать =)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Брежнев

привет землякам из Иркутска. До лыжни пока рано ;)

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда