Будущее Aleksey Astafiev
362

Современные составляющие профессии digital-пиарщика

Рассуждения коммерческого директора digital-агентства «Интериум» о «погонщиках роботов»

В закладки

Предисловие

Все начиналось с того, что диджитал-сфера находилась условно на обочине коммуникационной отрасли. Все думали «вот эти ребята, которые могут делать сайты, к пиару относятся только условно. У них там своя тусовка». Но со временем произошло слияние. Сейчас ни один крупный проект не обходится без интеграции традиционного и диджитал-пиара.

Дабы убедиться что мы говорим на одном языке, немного о терминах. Digital-PR в своей основе — это производная от традиционного пиара. Представьте себе пиарщика-трудоголика, которому дали новый инструмент, чтобы он мог работать еще больше и усердней. Основные навыки специалиста в области коммуникации под воздействием технического прогресса дополнились элементами из сферы digital, а именно:

  • понимание принципов функционирования социальных сетей
  • работа с базами лидеров мнений (сети Интернет)
  • понимание механизмов контекстной, таргетированной и медийной рекламы
  • умение применять инструменты web-продакшна, видеопродакшна и т.д.

Куда мы движемся. Погонщики роботов как новая специализация

Индустрия стремительно меняется. Традиционный PR и digital в масштабных проектах тесно переплетены. Профессия digital-специалиста прирастает функцией «погонщика роботов». При этом в различных случаях задача, которая стоит перед погонщиком, разнится по своей сложности: от «выкачать результат в таблице» до выбора правильной стратегии продвижения и постановки серии задач роботам. Далее - подробнее о тех, кого мы погоняем.

Роботизированные конструкторы сайтов. Какими будут сайты будущего? Искусственный интеллект на основе нейросети создает сайты под общим руководством человека. Много лет существуют платные и бесплатные конструкторы сайтов (Wix, Shopify, Tilda). Конструкторы «прячут» от пользователя работу с кодом, оставляя только визуальная часть. Следующий шаг – сборка сайтов на основе общего описания сайта от клиента. Примеры: Grid, Firedrop, WIX ADI.

Искусственный интеллект анализирует текстовое описание сайта от клиента, также есть функция ввода голосовых команд – общение с роботом (Molly для Grid, Sacha для Firedrop). Робот, встроенный в WIX ADI, автоматически парсит информацию о компании со всего интернета и предлагает разместить ее на создаваемом сайте.

Получающиеся сайты пока что выглядят довольно странно, поэтому подождем еще пару лет.

Итого – Grid и ему подобные сервисы выполняют две функции:

1) Упрощение создание сайта через экономию времени;

2) Создание наиболее оптимальных сайтов с точки зрения UI, поисковой оптимизации и т.д. Эта функция еще крайне далека от совершенства. Но вы же помните, с какой скоростью обучется искусственный интеллект (если нет, то здесь есть немного об этом).

А-Б тест на сайтах. Существуют автоматизированные решения, которые посчитают, какое из двух (или более) изменений на сайте приводит к большей конверсии. Примеры таких программ: changeagain.me, Google Content Experiment, Convert.com

За «погонщиком» остается: создание вариантов страниц, выбор сезона тестирования (не рекомендуется тестировать в высокий или низкий сезон), разделение аудитории на группы по какому-либо признаку. За роботом: сбор статистики, выдача результата.

Парсеры. Роботы, которые используются для сбора данных по всей сети по заданному параметру. За оператором остаются функции определения параметров сбора, анализа и дальнейшего использования базы данных. За роботом - поиск, отбор и сохранение данных в базу.

Lookalike (Яндекс) и Similar Users (Google). На основе Machine Learning сервисы ищут схожие рекламные профили, которым может быть интересен клиентский продукт\услуга. Ориентиром выступают рекламные профили тех пользователей, которые уже были на сайте и совершили действие/покупку. Процент совпадения при этом должен быть очень высоким, такое совпадение между уже состоявшимся и потенциальным клиентами возможно только с помощью роботизации (учитывается до 500 поведенческих факторов пользователей).

Таргетинг по принципу Lookalike реализован и в соцсетях, и по сравнению с другими возможностями таргетированной рекламы показывает очень хорошие результаты (например, можно загрузить в Facebook базу клиентов и найти похожие аккаунты для рекламы — результаты вас удивят!).

Боты. Начнем с того,что практически весь функционал по web-аналитике может иметь оболочку бота.

Боты-лингвисты распознают повторяющиеся запросы и через алгоритмы выдают корректный ответ. Задача погонщика ботов-лингвистов — заносить в базу новые слова и конструкции.

Есть еще одна функция бота – «сторожевая овчарка». Это бот, который в нужный момент «прогавкает» месседж для аудитории (например, примет жалобу или запрос и предоставит ответ).

Программатик. Автоматизированная закупка рекламы, в которой роль байера выполняет робот. До программатика баннерные сети скупали площади, а потом все это одним скопом продавалось клиенту. В результате были ошибки, лишние запросы, непрозрачность. Программатик оставил за «погонщиком» функцию принятия стратегических решений и оптимизацию. Торги, при этом, автоматизированы.

Вывод. Традиционный PR и digital бесконечно сближаются, а профессия пиарщика дополняется функционалом погонщика роботов. Полностью аналитика от человека не исчезнет – когнитивное восприятие и понимание общего эффективного вектора машинам недоступно (пока что), поэтому будет и дальше осуществляться человеком-аналитиком-погонщиком. При этом роботизация будет упрощать и облегчать рутинную работу и работу с Big Data.

То, что раньше делалось «наугад» или вручную, теперь собирается в Big Data, сортируется машинными алгоритмами. Стал возможен сверхточный таргетинг по рекламному профилю, а аудитория анализируется по сотням параметров.

Автоматизация позволяет специалисту по digital сосредоточиться на креативе или выборе стратегии из предложенных роботами, в то время как всю ручную работу и сбор статистики (работа с массивами данных) выполняют роботы. За пиарщиком остается функция психотерапевта и коммуникатора, а также общий анализ и выбор из предложенных сверхточных решений.

P.S. В этой статье много сказано про самих роботов, но мало про кейсы. Понимаю, что с примерами было бы куда нагляднее. В изначальной версии статьи (а если быть точным, это пересказ моего выступления на Baltic Weekend) кейсов было больше, но не хотелось перегружать читателей огромным объемом информации.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Aleksey Astafiev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 4, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 47139, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Oct 2018 15:30:30 +0300" }
{ "id": 47139, "author_id": 198298, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47139\/get","add":"\/comments\/47139\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47139"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118 }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

0

А мне как раз не хватило... было интересно и только приготовился почитать.. а статья - раз, и оборвалась

Ответить
0

Спасибо за отзыв! Значит, есть повод написать продолжение)

Ответить
0

Простите, а как можно парсить информацию о компании? Вы имели в виду мониторинг упоминаний?

Ответить
0

Если Вы про WIX ADI, то встроенные алгоритмы выполняют примерно следующую цепочку действий: 1) мониторинг упоминаний (здесь скорее всего используется выдача поисковика, а не отдельная мониторинговая программа) 2) сортировка релевантных упоминаний 3) выдача вариантов пользователю. Machine learning совершенствуется по всем трем позициям.

Ответить
0

Так чуть понятнее. А то сразу прочиталось, будто берётся и парсится просто описание компании - мы такие-то, делаем то-то.
Мы просто тоже занимаемся парсингом сайтов, и суть в том, чтобы именно брать однотипную информацию. Вот и было не ясно, как можно взять что-то одинаковое и написать для компании - она же призвана быть как бы уникальной - компания-то. :)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления