Российские ученые создают стекла для очков дополненной реальности

Новый вид стекол с высокими показателями преломления можно использовать в оптических системах — устройствах дополненной реальности (очках), объективах камер смартфонов и микропроекторов, а также космических телескопах и медицинской аппаратуре.

Разработали технологию ученые подведомственного Минобрнауки России Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева совместно с коллегами из Южного федерального университета (ЮФУ), Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН.

Сегодня наблюдается устойчивая тенденция к миниатюризации оптико-механических и электронных устройств. Это касается и научных приборов, где используются линзы все меньшего размера с повышенными показателями преломления света. С помощью таких стекол можно получать изображения высокого разрешения, а также включать в обычную «аналоговую» картинку цифровой контент.

Ученые кафедры химической технологии стекла и ситаллов РХТУ им. Д.И. Менделеева предложили новый метод создания стекол с высокими показателями преломления света.

Особенность нашей работы состоит в разработке высокопреломляющих стекол, в том числе с уменьшенным весом. За счет высокого показателя преломления мы можем улучшить характеристики и по разрешению, и по полю зрения, при этом само стекло будет меньше и легче. Такие стекла могут применяться в очках дополненной реальности, микрообъективах гаджетов, научных микроскопах, медицинской аппаратуре, а также космических телескопах для дистанционного зондирования Земли и изучения Вселенной, где малый аппаратный вес принципиально важен.

ведущий инженер кафедры Роман Алексеев

По словам автора, получать такие стекла технологически сложно. Менделеевцы изготавливают и изучают специально синтезированные для проведения экспериментов небольшие образцы стекол с экспериментальным составом. Одна из трудностей — подбор оптимального сочетания компонентов для получения материалов с высокими значениями показателя преломления света. Достижение этого показателя позволяет создавать сложные миниатюрные оптические системы высокого качества, повышать яркость, контрастность и качество изображения.

Следующая сложность в получении высокопреломляющих стекол заключается в понимании особенностей самой структуры стекла. Строение стекла сложнее и хаотичнее упорядоченной структуры кристалла. Чтобы увеличить показатель преломления, мы добавляем компоненты, которые способствуют некоторому упорядочению структуры стекла. И появляется риск его кристаллизации, т.е. невозможность получения прозрачного материала и необратимое изменение всех остальных свойств. Поэтому мы исследуем структуру нового стекла, чтобы найти компромисс: максимально сохранить все свойства и не перейти грань, за которой начинается кристаллизация.

пояснил исследователь

Ученым уже удалось получить стекла с высоким показателем преломления (n=1,81), сейчас они планируют повысить его с сохранением качества материала.

По словам Романа Алексеева, разработка по ряду параметров превосходит западные аналоги, в частности, имеет сниженную плотность, что позволяет уменьшить вес оптических компонентов (линз). Благодаря этому использовать устройства будет удобнее.

Менделеевцы продолжают исследовать структуры новых высокопреломляющих стекол, в том числе в других системах стекол и с другими компонентами. Кроме того, коллективу предстоит понять, как упростить и удешевить технологические процессы. К исследованиям образцов с помощью методов рентгеновской спектроскопии подключились сотрудники Курчатовского института, предоставив синхротронные установки. Полученный набор данных обрабатывается учеными кафедры теоретической и вычислительной физики ЮФУ для моделирования и последующей совместной интерпретации полученных результатов.

Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Alloys and Compounds.

Исследование проводилось при финансовой поддержке Минобрнауки России.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не упускать новости науки. Важная информация есть в нашем Telegram.

Марьян Санду

Я с обычной реальностью еще не могу смириться, а вы делаете очки для дополнительной реальности...

F-117

Можно из обычной «убежать» в дополненную, преобразить окружающую действительность в «конфетку» - жить станет приятней

Какер Тарлсон

Что-то я смотрю на антураж лаборатории, а потом на Carl Zeiss...https://www.zeiss.ru/vision-care/better-vision/understanding-vision/how-are-spectacle-lenses-manufactured.html

Barone Rosso

Прикинь если им такую лабу построить, что начнут клепать 😁

Nadezda Märs

Занятно,что в реале такие вещи делают в "чистой комнате", а не то,что на фото...

I see you

Лаба конечно один в один наша универская. Как сейчас помню, был эксперимент когда подложку из стекла очень медленно вытягивали из специального раствора для образования пленки на поверхности и последующих оптических экспериментов.
Так вот прикол в том, что пока вытягивалась стекляшка мы стояли в коридоре и просили людей проходить помедленнее ибо если они шли быстро то пол так трясло что слой пленки становился волнообразным и эксперимент не удавался

Barone Rosso

Недавно узнал что в Ставрополе выращивают особые сапфиры для производителей уровня TSMC. Как оказалось, сейсмическая активность в этом городе настолько низкая, что позволяет вырастить огромные сапфиры с заданными параметрами. История прям как вы описали.

Anton

В России ещё остались учёные?

Боровков Евгений