{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бирюзовые организации: разбираемся в понятиях

Рассказывает преподаватель курса «Современные практики бирюзового управления» Валерий Разгуляев

Бирюзовые организации стали трендом в трансформации современных систем управления. На последнем фестивале «ПрактикИ Развития» только о них и говорили. И всё равно остаётся много неясностей по самым базовым вопросам, причём, как для новичков, так и для тех, кто уже изучил бирюзовые организации достаточно глубоко. Правда, спорят больше всего теоретики. Практики просто начинают реализовывать в своих компаниях и отделах изменения так, как они их поняли. И нередко добиваются отличных результатов. Даже если изначально они в чем-то не до конца разобрались , движение поправляет их понимание. Ведь именно гибкость, скорость и экономичность больше всего ценятся в бирюзовой системе управления.

Бирюзовые ли?

Споры теоретиков начинают разворачиваться вокруг первого же термина «бирюзовые». Все началось еще в 1960 году, когда Клер Уильям Грейвз, американский психолог, разработал концепцию спиральной динамики. Она рассматривает человека и развитие его мировоззрения по спиральному характеру — в процессе изменений люди и общество проходят через этапы, у которых есть общие свойства. Каждый следующий этап в определенной степени включает особенности предыдущего. Для наглядности каждой стадии развития был присвоен определенный цвет. В девяностых Дон Бек и Крис Кован, ученики профессора Грейвза, адаптировали эту теорию для менеджеров и стратегов, написав книгу «Спиральная динамика». А в 2014 году Фредерик Лалу в своей книге «Открывая организации будущего» по аналогии условно «раскрасил» организации так, чтобы динамика развития организационной системы компании ложились на спектр радуги: от инфракрасного, соответствующего у него самым примитивным формам организации, к ультрафиолетовому, который он даже ни разу не упоминает в своей книге. Так как у разных авторов цвета отличаются друг от друга, возникает путаница в терминах. В итоге, бирюзовый у Лалу оказался соответствующим «жёлтому» из спиральной динамики. Есть и другие цветовые схемы систем управления, даже у меня есть своя. Совет: прежде чем назвать цвет, проговаривайте, о какой цветовой схеме речь.

В этой статье предлагаю договориться использовать термин «бирюзовые» так, как он понимается в книге «Открывая организации будущего», ведь, именно Фредерику Лалу мы обязаны за популяризацию данной темы в России. Глава Сбербанка Герман Греф отметил эту книгу, как одну из трех самых важных книг о бизнесе.

Три кита бирюзовых организаций

Следующим терминологическим стопором становятся три кита, на которых покоится любая бирюзовая организация по Фредерику Лалу — эволюционная цель, целостность и самоуправление. Давайте разберёмся с каждым из них.

— Эволюционная цель

Эволюционную цель многие путают с миссией. Разница проявляется в момент принятия компаниями решений, когда миссия или эволюционная цель расходятся с возможностью заработать деньги. Честная компания с миссией переписывает её, чтобы она распространялась и на новый вид заработка. Нечестная компания зарабатывает деньги, не меняя миссию. Компания же с эволюционной целью не занимается тем, что не нужно для достижения цели, даже, если это может принести доход. Миссию компания пишет для своих нужд, в случае же с эволюционной целью — компания создаётся под неё. Получается, что эволюционная цель важнее компании. Именно поэтому у компании с эволюционной целью не существует конкурентов, так как они все помогают её выполнять и трансформируются в соратников! Ещё раз, эволюционная цель — это не «фантик на конфетке», привлекающий к ней внимание. И не то, что заставляет любого вдохновиться ей и отдать компании больше своего ресурса. И даже не мотиватор. Эволюционная цель — это флаг, который поднимается кем-то и собирает вокруг себя тех, кто совпадает в ценностях. Есть ли среди этих собравшихся приспособленцы, мимикрирующие и говорящие в цвет? Разумеется, есть. Но задача эволюционной цели не избавиться от них, а наполнить окружение теми, кто реально её разделяет и задать чёткий ориентир для разрешения любых возможных споров с точки зрения достижения общего блага.

— Целостность

Следующий термин «целостность». Целостным мы называем человека, который честен с другими и с самим собой. Это всегда личность, а не маска, форма или роль. Это самый сложный из трёх китов бирюзовой организации, так как ему сложнее всего научить с помощью душещипательных бесед в отделе человеческих ресурсов. Целостность — это когда мы перестаём воспринимать сотрудников в качестве человеческих ресурсов и начинаем воспринимать их и самих себя как живых людей со всеми потребностями и эмоциями , даже если они не очень нужны для работы. Точно известно, что дресс-код, график работы и спускаемые сверху планы мешают целостности и поэтому не приветствуются в бирюзовых организациях. Также бирюзовые организации не разделяют личную жизнь и работу, ведь это всё — части одного целого. Поэтому в таких компаниях, никто не попросит вас оставить личную жизнь за дверью офиса и быть просто хорошим винтиком в системе.

— Самоуправление

Самоуправление — самый привычный термин из трёх составляющих бирюзовых организаций. Поэтому практики чаще всего начинают именно с него. Но в бирюзовой и не бирюзовой организациях самоуправление очень разное. Я знаю руководителя, который считает самоуправлением ситуацию «мы обсудили, и я решил» и искренне удивляется, когда подчинённые называют его авторитарным, ведь он выяснил их мнение и, просто являясь более компетентным, принял единственно правильное решение. Он даже не задумывается, кто чью компетентность определяет в этой чудесной иерархии способностей. Настоящее же бирюзовое самоуправление — это когда сотрудники имеют право принять решение сами, не согласовывая его, в том числе имеют полное право не оказывать услугу внутреннему клиенту, если считают, что не могут или не хотят этого делать. Да, они несут за это ответственность, но ни о каких наказаниях или штрафах речи и быть не может — это запрещено в любых бирюзовых организациях.

Эти три кита очень сильно зависят друг от друга, что начинаешь ощущать, как только на практике пытаешься перейти к одному из них. При этом существуют «бирюзовые» организации, в которых нет одного из них. О таких примерах подробно расскажу в следующей статье «Почти бирюзовые организации: три примера из России».

Я планирую для VC цикл статей, рассказывающий об особенностях бирюзовых компаний. О чем еще вам хотелось бы узнать?

А пока — полезный список для чтения на тему:

  1. «Лидерство и самообман» Институт Арбингера

  2. «Долг: первые 5000 лет истории» Дэвид Гребер

  3. «Закон Паркинсона» Сирил Норткот Паркинсон

  4. «Лидер и племя» Дэйв Логан, Джон Кинг и Хэли Фишер-Райт

  5. «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу

  6. «Маверик» Рикардо Семлер

  7. «Выходные всю неделю» Рикардо Семлер

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Konstantin Piven

Валерий, спасибо! Отличная статья! Кому интересно обсуждение практических примеров использования методов, описанных в книге Лалу, пишите мне на почту [email protected] Я организовал клуб где мы раз в месяц онлайн встречаемся и обсуждаем это с практикующими предпринимателями.

Ответить
Развернуть ветку
Rasul Tokhniyazov

Автор какой-то не бирюзовый совсем. Минусы лепит. Информацией делиться не хочет - направляет на свои платные курсы.
Очень сомневаюсь, что такой человек действительно понимает то, о чем говорит.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Есть единственный способ подтвердить или развеять свои сомнения. ;) А по поводу того, что бирюзовые должны быть сплошь добрыми и пушистыми - это очень распространённое заблуждение. В бирюзовой организации бывают ситуации пожёстче, чем в иерархической. И вообще, самый требовательный приёмщик результата - это тот, кому потом им пользоваться. А именно с такими заказчиком и приходится взаимодействовать любому сотруднику бирюзовой организации. И уж точно, в бирюзовых организациях смело дают обратную связь, в том числе негативную. Я же не обижаюсь на то, что некоторым участникам не понравилось это моё объяснение: https://vc.ru/future/49613-biryuzovye-organizacii-razbiraemsya-v-ponyatiyah?comment=934023 - я это воспринял, как полезную обратную связь, показывающую, что местное сообщество, скорей всего, состоит не из руководителей. То есть дальше надо писать сюда статьи для рядовых сотрудников, по тем вопросам, которые им ближе.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Владимир Сурков

Не работает ссылка на ваш сайт, раньше заходил, видел, что там курс

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Спасибо, у меня сейчас получилось: https://tealcourse.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Селезнева

хм. какие-то "красные" организации получаются))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Астапов

у кого?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валерий Разгуляев
Автор

Многие слышат давно знакомые и уже немного забытые хорошие слова и ждут, что вместе с ними придётся слышать и плохие. Однако, в бирюзовых организациях нет: ни уравниловки, ни железного занавеса, ни плана который выполняется на 101%, ни вечных формальных собраний... Кстати, как это не удивительно, часто мы наблюдаем все эти негативные факторы в классических корпоративных системах управления, а бирюзовое управление наоборот решает их там. ;)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
German Inf

Тема в России новая и для меня интересная, у Лалу годная книга, не из разряда воды в воде. Хотелось бы примеры внедрения бирюзовой структуры в российских компаниях. Хотя мне кажется, наш менталитет к такому подходу не совсем готов, материальные ценности пока у большинства на 1 месте в силу низкого дохода по стране

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Примеры есть, они будут приведены в следующей статье, а также обязательно обсудим на онлайн-курсе https://tealcourse.ru - по поводу же русского менталитета, нам эта форма управления подходит даже больше, чем западным компаниям. А материальные ценности есть у всех, вопрос только в понимании их влияния, как на нас самих, так и на остальных. По моему опыту зарплата является гигиеническим фактором и не сподвигает на сверхусилия. И если мы попросим любого человека вспомнить, почему он работал в одной ситуации хорошо, а в другой не очень, то окажется, что дело далеко не только в деньгах. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

На деле всё еще занятнее - даже зарубежные примеры "реальных бирюзовых" компаний не особо впечатляют - малоизвестные за пределами своей сферы деятельности компании узкой направленности. Что там в реале в конторах этих происходит внутри непонятно, информации мало, одни пресс-релизы.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Doktor Streyndzhlav

Этапы сумасшествия руководителей Сбера (конкретно Германа):
- кайдзен, андон, японские производственные системы
- 5-s, ПСС
- Agile
- Бирюзовые организации

Сверху замариновать обязательным изучением зеленых книжек.
Готово! Вы получаете непонятно что, непонятно зачем насаждаемое сверху.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

"Сбер" - не бирюзовая организация. Но даже они смогли получить плюсы от этой системы управления. И навряд ли кто-то скажет, что "Сбер" стал хуже за эти годы. ;)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Вася Бездомный

5-s это про Six Sigma или что-то другое?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Greenberg

Да. Красиво написано. Чем-то на идеи Жака Фреско похоже. Хотелось бы реально узнать названия бирюзовых компаний, зарубежных и отечественных. Чтобы знать, что называется их "в лицо"

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Приглашаю на онлайн-курс: https://tealcourse.ru - где мы обязательно это все вместе обсудим, а также, как стать такими самим, пусть даже и в совсем не бирюзовой организации. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Катя Катя

Я не работаю в бирюзовой компании:)) Много читала, многих слушала, кто считает, что его компания имеет стиль управления и развития - бирюзовый... Может эти люди не так понимают бирюзовость, может я ее неправильно понимаю, но вынесла стойкое понимание, что человека могут "уйти" в любой момент, не учитывая его прошлые заслуги, положение (иногда нынешнее не всегда хорошее), если он как специалист на данном этапе или в решении задач направления мало приносит пользы :)). Это как-то жестко....

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Обычно сам уход в рамках бирюзового управления происходит мягче. Например, мы рекомендуем всем нашим клиентам делать это через круг без ролей, когда с увольняемым сотрудником подписывается соглашение сторон, но не текущей датой, а через 2 месяца, в течение которых его никто ничего не спрашивает, ему продолжает выплачиваться его средний доход, а он может делать что захочет: искать себя в другом подразделении компании, или ходить по собеседованиям, или делать и то и другое одновременно, или хорошенько отдохнуть эти 2 месяца - это уже его решение, но и его ответственность за результаты своего решения.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вася Бездомный

"Бирюза" это как "настоящий" SCRUM по гайду - все знают, что это такое, обсуждают, но никто его не видел в реале.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Я видел: http://fforward.biz/ru/visits/950-2018-06-19-14-41-05 - увиденным и попробованным в нашей компании как раз и делюсь в рамках онлайн-курса.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

В комментариях несколько раз просили реальные примеры из отечественной практики, написал по этому поводу ещё целую статью: https://vc.ru/future/50261-pochti-biryuzovye-organizacii-tri-primera-iz-rossii

Ответить
Развернуть ветку
Тоже хочу

текст читать невозможно, одгна вода.... афтор еще где-то и преподает... пипец

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Разгуляев
Автор

Сложно вместить длинное интерактивное обучение в короткую статью - вот, и остаются только тезисы, которые без всего его содержимого, действительно, выглядят, как вода. Спасибо за важную обратную связь! Вообще, цель статьи - не быстренько научить бирюзовому управлению, а скорее отсечь тех, кому не надо тратить свои силы, время и деньги на изучение курса, так как не интересно его содержимое даже: если деньги мы ещё можем вернуть, то время и силы - уже никак... А я как раз сейчас соскакиваю с преподавания, уходя полностью в разработку клиентократии, в том числе её разновидности К2 для государственного управления - поэтому данный онлайн-курс становится последней возможностью поучиться у меня лично! ;0) Единственно, из-за западных санкций против нашей Родины его удалили с "Курсеры", но импортозамещение позволило без потерь разместить его на отечественной площадке по данной ссылке: https://stepik.org/course/49555/promo?utm_source=biryuzovie_ru - если же заинтересовала клиентократия, то советую сразу проходить курс по ней: https://beyond-taylor.com/ssl?utm_source=biryuzovie_ru - так как она стала развитием идей бирюзового управления как раз на практике!

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда