Искусственный интеллект для гардероба: когда виртуальный стилист начнет покупать одежду за вас

В мире технологий ярко выражены тренды: сначала все говорили про облачные технологии, потом — про big data, затем на хайпе был блокчейн, сегодня в тренде — искусственный интеллект, финтех и фудтех.

Но давайте смотреть правде в глаза: клиентам в принципе все равно, какая технология использована в продукте, главное — чтобы все работало. И вот тут начинаются проблемы. Даже работающие технологии не всегда идеально встраиваются в существующий бизнес компаний. Проблема же многих технологий в том, что им вообще не находится реальное применение.

Зачем стилистам искусственный интеллект?

Уже более года я вместе с партнерами развиваю сервис Get Outfit. Работает это очень просто: достаточно заполнить небольшую анкету, и стилисты подберут готовые образы, исходя из предпочтений, образа жизни, типа фигуры и бюджета клиента. Вещи доставят домой, а выбрать можно только те, что подойдут. Таким образом, клиент не покупает лишних вещей, которые потом годами висят в шкафу, а все вещи сочетаются между собой. Мы освобождаем наших клиентов от утомительных походов по магазинам и помогаем экономить время и деньги, а еще отлично выглядеть.

Сейчас у нас есть клиенты со всей страны: от Калининграда до Адлера и Новосибирска. Стилисты внимательно изучают каждую анкету, персонализировано подходят к каждому клиенту и учитывают каждую деталь. В принципе, мы классический стартап, который начинает масштабироваться, а бизнес строится вокруг потребностей клиента. У нас нет крупного R&D-отдела. Тем не менее, мы решили в самом начале пути развивать технологии машинного интеллекта.

C партнерами из компании Oyper мы уже внедрили в процесс создания образов AI, ML и image recognition. Вот здесь можно попробовать один из элементов всего процесса создания образа. В дальнейшем, технологии будут пронизаны через все процессы: начиная от выбора стилиста клиенту и заканчивая производством одежды.

Уже сейчас даже при небольшом количестве заказов это позволяет оптимизировать процесс создания образов для клиентов. Да, технология работает не идеально, и образы, составляемые искусственным интеллектом, не могут даже близко конкурировать с работой реальных стилистов. Зато уже сейчас нейросеть сильно упрощает работу стилистов нашего сервиса. Им больше не нужно тратить уйму времени, заходя на сотни сайтов интернет-магазинов в поисках необходимого предмета одежды — вместо этого нужную модель помогает найти искусственный интеллект. В среднем, это позволяет экономить 20% времени стилисту.

Дьявол носит… что посоветует AI

В нашей сфере fashion tech многие мечтают об эдаком персональном советнике по стилю в телефоне. Это такая Алиса или Siri — стилист, который подсказывает, что с чем сегодня надеть, исходя из прогноза погоды и расписания в календаре.

Или Alexa, которая автоматически пополняет гардероб необходимыми вещами. Например, износились футболки (допустим, обычно это происходит за 2-3 месяца), а онлайн-помощник автоматически их заказывает. Причем, не только базовые модели, но и те, что в тренде.

Именно к построению таких помощников мы и идем. Например, уже начали тестировать подобную модель подписки на обновления гардероба. Правда, пока заказ вещей осуществляет не искусственный интеллект, а человек. Мы начали с доставки базовых вещей (белая футболка и рубашка, джинсы), со временем доверие клиентов стало расти, и мы стали добавлять в посылки галстуки, однажды даже попробовали добавить бордовые носки (клиент давно хотел, но не решался попробовать, но стилист убедил попробовать).

Однако самое интересное, что fashion-индустрия только готовится к такого рода персонализации. Да, они приглядываются к технологиям. Например, у LVMH есть своя акселерационная программа La Maison des Startups, а Галерея Лафайет запустила свой инкубатор совместно с Plug and Play. Однако, правда в том, что ритейлеров волнует не столько эффективность гардероба клиента, сколько продажи их бизнеса, что вполне логично. Отсюда скидки, акции и продажи миллионов ненужных вещей.

Именно поэтому мы строим цепочку, где есть место производителю одежду (бренду), а во главе угла — потребности и интересы клиента, задача платформы — объединить их таким образом, чтобы в выигрыше были все. Клиенту не приходилось тратить время и энергию на выбор из бесконечного ассортимента, а бренду — быть ближе в клиенту, продавая ему не все подряд, а только то, что ему действительно идет и вообще нужно. Для бизнеса это позволит существенно снизить операционные издержки, производя только те коллекции, которые действительно нужны клиенту, а также лучше спланировать ассортимент магазинов и увеличить продажи, как показывает последний кейс H&M.

Сейчас в России нет компаний, которые бы эффективно объединяли технологии с профессионализмом стилистов. Есть либо сырые технологии, либо нетехнологические "олдскульные" ритейлеры и агентства стилистов. Однако есть успешные примеры на западе, например, Stitch Fix. Компания уже объединяет более 4000 стилистов и 75 специалистов по data-science, имеет 3 миллиона активных клиентов, а более полугода назад вышла на IPO.

Что предстоит сделать?

Посадить data-science специалистов со стилистами, что они вместе развивали технологии.

Российский стартап Get Outfit совместно с белорусским AI-проектом Oyper запустили сервис, который с помощью нейросетей позволяет подбирать образы и находить конкретные модели предметов одежды. Так, для того чтобы, скажем, найти платье "как у Маши Миногаровой" достаточно загрузить изображение платья, и система выдаст ссылки на магазины, где можно купить похожее. Разработчики также научили нейросеть подбирать сочетания “верх-низ”, и формировать образы. Пока алгоритм умеет сочетать только предметы одежды, но разработчики обещают, что в скором времени он сможет предлагать более сложные образы, включающие в себя обувь и аксессуары.

Сегодня сочетание "стилист на искусственном интеллекте" звучит неоднозначно, и сложно представить, что онлайн-помощник будет автоматически формировать гардероб. Но именно так и выглядит будущее: времени так мало, а вещей настолько много, что модель потребления непременно будет меняться. С развитием технологий онлайн-стилист на искусственном интеллекте станет такой же нормой, как и вызвать такси через приложение, а свободное время можно будет инвестировать в образование, карьеру, бизнес, посвятить семье или путешествиям, а не проводить в торговом центре или за пролистыванием сотен страниц интернет-магазина.

Да, сейчас технология Oyper не сможет полноценно конкурировать с живым стилистом — для этого требуется время. Но мир не стоит на месте. Так, для создания сервиса мы использовали технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и компьютерного зрения, и эти технологии, однозначно, будут развиваться, однако, пройдет какое-то время до того момента, когда люди начнут отдавать предпочтение рекомендациям искусственного интеллекта.

В данной модели происходит симбиоз технологий глубоких нейронный сетей и профессиональных стилистов, что в результате приводит к эффекту синергии и даёт возможность масштабировать сервис.

Мы вводим модель подписки на наши услуги. Каждый новый образ будет составлен с учетом истории предыдущих покупок (при оказании услуги "Разбор гардероба" мы также учитываем и текущий гардероб клиента). Все лучше и лучше узнавая нашего клиента, в перспективе, мы начнем автоматически формировать гардероб нашего клиента с учетом лайфстайла. Он будет получать вещи от стилиста с доставкой на дом и примеркой, которые будут эффектно сочетаться между собой и складываться в уже готовые образы.

А как бы вы назвали стилиста на искусственном интеллекте?
Эвелина
Семен
Другой (в комментарии)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
9 комментариев
Написать комментарий...
Артур Азизов

Хахах! Я за Эвелину

Ответить
Развернуть ветку
Kim Sanzhiev
Автор

🖖🏽

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Kulagina

Я, кстати, подумываю попробовать эту штуку, потому что после переезда вся одежда стала неактуальной. Мне понравилась анкета, которую заполняешь на входе - там и про деньги, которые готов потратить, и твои размеры, и образ жизни. Не понравилось - непонятно, что с цветовой гаммой и цаетотипами теми же, потому что это тоже важно, одежда подходящего тебе цвета, даже недорогая, будет выглядеть лучше, чем дорогая. Короче, думаю затестить)

Ответить
Развернуть ветку
Kim Sanzhiev
Автор

Цветовую гамму, цветотипы и типвнешности стилисты изначально учитывают, посмотрев социальные сети или фотографии, которые можно в мессенджере отправить. Исходя из этого подбирают одежду. Хотя сейчас цветотипы уже не так актуальны становятся :)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Идея классно ложится на мобильное приложение. Написал вам.

Ответить
Развернуть ветку
Kim Sanzhiev
Автор

Как раз сейчас в планах)

Ответить
Развернуть ветку
Тамара Конюхова

А у вас только официальный стиль или можно заказать вечерний образ ??

Ответить
Развернуть ветку
Kim Sanzhiev
Автор

Можно заказать и официальный стиль, и вечерний образ. Последнее время образ для стилизованного корпоратива заказывали, а совсем скоро январские распродажи, поэтому многие обращаются за капсульным гардеробом!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kim Sanzhiev
Автор

Сразу вспоминаю Stand Up с Абрамовым :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда