Искусственный интеллект как естественный отбор – выживут только профи?

Послушал на Tech Week в «Сколково», что технологии ИИ уже на горизонте 5-7 лет полностью заменят специалистов в сфере интернет-маркетинга и других сотрудников. Так ли это? И что делать, чтобы не потерять конкурентоспособность? Мини-репортаж с места событий.

На Skolkovo AI. Фото: пресс-служба фонда "Сколково"

Представители резидентов "Сколково" Биорг и Аndata, российских компаний-разработчиков в области ИИ, говорят, что автоматизируют всех, чья рутинная деятельность легко поддается алгоритмизации: специалистов кадрового и бухгалтерского дела, копирайтеров, рекламщиков, аналитиков и т. д.

Единственная причина, почему этого ещё не сделали — ИИ все ещё дорог и с ним не всегда умеют работать. Но скоро технологии станут доступнее…

Конечно, с развитием ИИ на замену старым придут новые рабочие места. Займут их те, кто освоит навыки в области Data Science и программирования. Цифровые компетенции станут решающим конкурентным преимуществом для сотрудников.

Обработка документов и анализ информации: быстрый и понятный результат внедрения ИИ

Оплата проезда по лицу, контроль качества продукции и безопасности на производстве, генерация видео, текста и картинок для маркетинга — уже реальность.

Часть рынка CV приходится на системы оцифровки документов и распознавания изображений (OCR на базе нейросетей). Оцифровывать, то есть переводить информацию в машиночитаемый вид нужно, чтобы принимать решения на основе анализа данных.

По словам Тимура Хамзина, заместителя генерального директора компании «Биорг» по коммерции и развитию, ИИ не только может обрабатывать простые документы типа паспорта и счетов-фактур, но и более сложные формы, включая рукописные.

Тимур Хамзин
заместитель генерального директора компании «Биорг»

«Например, в ходе пилотного тестирования мы с 14 до 3 дней сократили время обработки документов участников госзакупок. Или — гораздо более сложный процесс — с 12 до 2 дней сократили время регистрации документов на недвижимость. При этом время ожидания граждан в МФЦ снижалось с 15-20 до 3 минут. Благодаря ИИ гражданам не надо было заполнять заявление от руки, они просто расписывались в готовом документе, сформированном на основе распознавания их паспорта», — проиллюстрировал, как применяют ИИ в документообороте, Тимур Хамзин.

Автоматическое распознавание документов с помощью ИИ может в 2 раза ускорить выдачу ипотеки в банке, а это уже дает конкурентное преимущество и самому банку и его клиентам на рынке недвижимости. Онлайн-идентификация клиентов по биометрии и одновременная автоматическая проверка документов на подлинность (KYC-идентификация) - препятствуют мошенническим действиям.

ИИ не уволит всех, кто работает с документами. Нейронные сети нужно кому-то обучать. ИИ часто сравнивают с ребенком, которого взрослые должны научить учиться.

Интернет-маркетологи – всё?

На горизонте 5-7 лет мы увидим полностью автоматические проекты в области интернет-маркетинга — уверен основатель компании Andata Алексей Бирюков.

Алексей Бирюков
CEO компании Andata

Машинный интеллект сам решит кому, какую рекламу, в каком канале, когда именно и за какие деньги показывать. Нейросети уже сейчас могут на 30-40% лучше человека определять портрет клиента любого бизнеса. ИИ может вносить по 40-50 тысяч корректировок в каждую из десятков действующих рекламных кампаний ежемесячно, делая их эффективнее. Очевидно, вручную выполнить такой объём работ будет очень долго и дорого, но для ИИ это быстро и просто. Он способен сформировать цифровой профиль заказчика, собирая легально доступную информацию сразу из множества источников: веб-сайтов, приложений, CRM-систем, wi-fi, смс, почты, телефонии, 1С.

40 000 - 50 000
корректировок в каждую из десятков действующих рекламных кампаний может ежемесячно вносить ИИ

Для автоматизации маркетинга уже сформированы 4 важные предпосылки:

  • Экономика полностью оцифрована в области клиентского поведения (например, банк знает, когда клиент получает деньги, как и на что их тратит).
  • Платформы собирают огромное количество данных о своих пользователях и выпускают различные протоколы API, к которым можно автоматически подключаться, используя собранную базу для рекламы с большим количеством опций настройки – вплоть до того, чтобы выйти на конкретного человека в конкретном месте.
  • Нейросети хорошо умеют составлять рекламные тексты и подбирать к ним картинки.
  • Скоро появится достаточно специалистов, способных работать с данными и взаимодействовать с машиной.

Дело лишь за тем, чтобы развить технологию до приемлемого уровня.

Отсечка произойдет, когда ИИ сработает лучше отдельного человека или рекламного агентства. Эксперт прогнозирует, что через 3-5 лет профессии интернет-маркетолога, таргетолога, аналитика вымрут, их заменят специалисты по работе с данными. Затем с рынка труда уйдут и разработчики сайтов – уже сейчас на это указывает тренд на no-code программирование.

Скорее всего, все люди из процесса не исчезнут — подсластил пилюлю Алексей Бирюков — как и в случае с оцифровкой документов, кто-то должен будет обучать нейросеть и работать с нестандартными кейсами, когда решения надо принимать вопреки машинной логике.

Например, вопрос креатива останется в ведении человека. Однако это будет эксклюзив сродни работе художника. Платить за такое будут те, кому хочется, чтобы про их бренд и продукт писали с учетом профессиональных тонкостей, нюансов. Вопрос в том, много ли таких рекламодателей останется. Очевидно, что большая часть аудитории хотела бы получать информационную выжимку, факты, которые вполне может предоставить нейросеть.

Вместо выводов

  • Научиться работать с данными и «кодить» придётся всем, кто хочет остаться конкуреyтоспособным в своей отрасли. Это не значит, что каждый должен будет создавать большие системы или куски кода своими руками. Необходимо будет понимать, как взаимодействовать с машинным интеллектом, оперировать данными.
  • На текущем этапе автоматизация доступна не всем, потому что стоит дорого. Например, по оценкам экспертов, хороший специалист по data-science – то есть человек, который не просто умеет что-то написать на python, но может анализировать данные в том или ином контексте, – может стоить и 500 тыс. рублей в месяц. Бизнесу работу такого сотрудника нужно окупить, поэтому ручной труд кажется выгоднее автоматизации, ведь услуги бухгалтера в регионе стоят 30-50 тысяч рублей.

  • При высокой стоимости ИИ-решения будут, в первую очередь, развиваться в больших корпорациях, которым проще собирать массивы данных для обучения нейронок, и в узкоспециализированных компаниях или стартапах, с которыми корпорации делятся данными для решения профильных задач.

Научиться говорить с машиной на одном языке можно и платно, и бесплатно. Недавно Amazon выложил в открытый доступ 13 курсов по ИИ в рамках своей программы Университет машинного обучения. В России есть различные возможности и курсы для ИТ-образования – в том числе Школа 21 – филантропический проект СБЕРА для бесплатного обучения программированию людей любого возраста.

ИИ может много всего автоматизировать. Но ещё не решён вопрос, сможет ли нейросеть принимать решения вместо человека, и какую она будет нести ответственность? Ответа сейчас нет ни на уровне законодательства, ни на уровне этики. А значит, контролировать работу ИИ-систем в разных сферах в обозримом будущем будет человек с профильным опытом. Тот самый специалист, который сегодня активно учится понимать, как взаимодействовать с машиной.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Илья

О тоже был на техвике ✊

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zverev
Автор

Что показалось интересным?

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Только антимикронаушник. Я был на конфе как продажник - искал лиды)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zverev
Автор

по идее, такой гаджет может и в поиске лидов помочь...теоретически) кстати, что продавали?

Ответить
Развернуть ветку
Илья

SaaS

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кутузов

Насчет разработки сайтов - реально, конструкторы сайтов вытеснят программистов с массового рынка, останутся дорогие корпоративные сайты или уникальные сервисы. Вангую развитие визуальных конструкторов программ, без кодинга, что тоже жизнь кодерам не облегчит.

Насчет маркетинга - в цифровом концлагере даже деньги не нужны будут, не то что маркетинг)) А если серьезно - пока у людей будет выбор, что покупать, то и специалистам по рекламе будет хлеб. УТП вам программа не придумает и среди тысяч вас не выделит, к счастью.

В качестве бреда: чисто логически - сбер может использовать данные по операциям с картами и счетами и начать демпинговать маркеты типа озона, вайлдберриз и других, в принципе даже пятерочки и перекрестки, предлагая те же товары по сниженной цене или с кешбеком, например те товары которые вы покупаете постоянно. Склады они вроде как уже строят) Скоро ждём)

Ответить
Развернуть ветку
DaemonHK
Вангую развитие визуальных конструкторов программ, без кодинга

Уже лет 10 эту хуйню слушаю, а воз и ныне там

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zverev
Автор

Ну что тут можно сказать ... поживём-увидим. Действительно, часть людей говорит - будет, часть - не будет никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Кутузов

Да ладно вам, гоните, тот же зеннопостер успешно развивается, конструкторы сайтов типа тильды и флексби - разве это не то самое?

Я ими пользуюсь, не зная ни одного языка программирования, а лет 5-10-15 назад мне пришлось бы учиться или нанимать специалиста чтобы выполнить те же задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zverev
Автор

Кажется, что автоматизация всё же пойдет по какому-то среднему сценарию - с участием людей. Но тогда реально потребуются новые скиллы. Кстати, никто не говорит, что у Сбера нет такой стратегии)) Озон же не просто так свой банк стал делать и озон-кошелёк)

Ответить
Развернуть ветку
Carl Herr

чтоб оставаться конкурентоспособным я готов работать как ИИ

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Жилина

Неа, через N лет вообще никто не нужен будет(

Ответить
Развернуть ветку
Alex Zverev
Автор

Надеюсь, что совсем уж пессимистичного сценария мы избежим)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда