Шесть трендов корпоративного онлайн-обучения, которые нельзя игнорировать

Руководитель отдела корпоративного обучения iSpring Светлана Ильина и редактор Ольга Кокоулина — о том, какие инструменты стоит внедрить, чтобы быстрее выращивать профессионалов в компании.

Виртуальная реальность, искусственный интеллект и чат-боты. Корпоративное онлайн-обучение стремительно развивается: появляются новые жанры и форматы. Мы обсудили его будущее с ведущими зарубежными экспертами отрасли, и готовы поделиться ключевыми выводами.

Перед вами шесть тенденций, которые повлияют на корпоративное онлайн-обучение в 2019 году. Одна из них оказалась довольно неожиданной.

1. AR и VR набирают обороты

Дополненная (AR) и виртуальная реальности (VR) на слуху уже пару лет, и вот, наконец, тренд добрался и до сферы обучения. Учащиеся — в первую очередь люди. А люди, скажем честно, не хотят штудировать скучные учебники. А также за их внимание борются сотни раздражителей: видеоролики на Youtube, лента новостей во «ВКонтакте» и даже постоянные сообщения от коллег в корпоративном мессенджере.

В этом плане AR и VR отлично справляются и с вовлечением, и с развлечением пользователей.

В сентябре 2018 года Walmart купил 17 тысяч гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта почти в 5000 магазинов по всему миру теперь прокачивают на виртуальных полигонах. В частности, продавцов Walmart учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.

На VR-тренажёре сотрудники Walmart учатся обслуживать клиентов и работать с корпоративным ПО

В KFC с 2018 года на виртуальном тренажёре новичков учат готовить. Симуляция больше похожа на игру. Пользователь оказывается в закрытой комнате, выбраться из которой можно только правильно пожарив куриные крылышки.

Повара KFC учатся в виртуальной реальности готовить куриные крылышки по корпоративным рецептам

Сотрудники крупнейшей нефтесервисной компании США Schlumberger через VR учатся работать на буровых вышках. Плохая видимость, поломки оборудования — нештатные ситуации операторы отрабатывают в безопасных условиях.

В Schlumberger при помощи VR учат новичков работать на буровых вышках, без риска допустить аварию

Западные ветры принесли моду на VR и в Россию. К примеру, на виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать станочный электропривод.

Сотрудники РЖД учатся чинить пульт ДСП на железнодорожных путях

А стажёры «Газпромнефть» при помощи VR могут с высоты птичьего полёта увидеть важнейшие узлы перевалки топлива, проехать в кабине бензовоза и рассмотреть скрытые от глаз подземные коммуникации АЗС.

В «Газпромнефть» на виртуальном симуляторе клиентов и новых сотрудников знакомят с процессом производства топлива

Если VR — альтернатива очным занятиям, то AR — дополнение к ним. К примеру, автомобильный концерн BMW выпустил интерактивное руководство для начинающих механиков, которое помогает обнаружить и устранить поломку в автомобиле.

При помощи AR-приложения механики BMW быстрее чинят двигатель машины

В Boeing инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок, отмечают в компании.

Хотя виртуальная реальность даёт эффект полного погружения, скорее всего, именно дополненная реальность найдёт большее применение в обучении.

Лично я вижу огромный потенциал для дополненной реальности. Да, все влюблены в виртуальную реальность, это и правда очень крутая технология. Но я считаю, что вариантов практического применения дополненной реальности сейчас намного больше.

Джейн Бозарт, директор по исследованиям в области обучения The eLearning Guild

Технология дополненной реальности более демократична — пользователю достаточно иметь смартфон. А вот чтобы насладиться VR-курсом, потребуются специальные очки или шлем. И это может стать проблемой по двум причинам:

  • Высокая цена. Например, VR-шлем Oculus Rift стоит около $500.
  • Техническая сложность создания контента и время, которое для этого нужно.

Если девиз вашей команды «давайте забабахаем наикрутейший курс с VR» — прекрасно, действуйте. Но на это может уйти весь ваш бюджет и время. Возможно, стоит познакомиться с технологией и подождать, когда она станет более доступной, а не бросаться с места в карьер.

Ричард Горинг, директор агенства по разработке онлайн-курсов BrightCarbon

2. Искусственный интеллект в обучении становится обычным делом

Бизнес вовсю применяет искусственный интеллект (ИИ). Теперь лишь вопрос времени, когда эти алгоритмы придут в электронное обучение.

Вы наверняка видели блок «Вам также может понравиться» при покупках в интернет-магазинах.

Подобным образом можно улучшить и учебный портал: «Если вы записались на этот курс, вам могут быть полезны следующие курсы:…». Или, если алгоритм обнаружит, что большое число пользователей испытывает трудности в определённом разделе теста, вы сможете дополнить курс информацией по проблемной теме.

Считаю, что ИИ сыграет огромную роль в обучении. Компьютеры всё лучше распознают действия пользователей, всё лучше анализируют, какой контент потребляют пользователи. Думаю, скоро они смогут обрабатывать данные и выдавать готовые решения под индивидуальные потребности.

Патрик Гурчински, разработчик цифрового обучения в ResMed

Создание чат-ботов — один из наиболее распространённых вариантов использования искусственного интеллекта. Например, в каждом айфоне «обитает» Siri — один самых известных чат-ботов.

Чат-боты — виртуальные помощники, которые дают пользователям ответы на вопросы через мессенджеры. Их можно интегрировать с веб-сайтом, корпоративной страницей в социальной сети или приложением.

Если вы заходите на веб-сайт компании и начинаете общаться в окошке чата, скорее всего, вы общаетесь с роботом. Во всяком случае до тех пор, пока он не сочтёт нужным передать ваш запрос своему коллеге-человеку.

К примеру, чат-бот сети Marriott помогает путешественникам найти и забронировать отель на нужные даты и даже предоставляет информацию о вакансиях, если пользователю это интересно.

Чат-бот Marriott Источник: chatbotguide.org

Корпоративный чат-бот облегчит онбординг персонала, поскольку процедура ввода новичков обычно одна и те же. По первому запросу он даст общую информацию о компании, ее целях, общих требованиях и ответит на самые частые вопросы.

Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов.

Джо Ганчи, президент консалтинговой компании eLearning Joe

Сервис с ИИ можно использовать в качестве наставника, который посоветует, какой курс пройти, чтобы восполнить пробел в знаниях, или даст ссылку на дополнительный контент по теме. Так, например, бот Telegram по имени @mybookbot найдет нужную книгу через интернет и сбросит ссылку для скачивания.

А еще чат-бот уменьшит административную нагрузку на специалистов по обучению. Роботы быстрее ответят на информационные запросы, чем люди, например, подскажут расписание или результат теста. А также они доступны 24/7, что идеально соответствует концепции «Учитесь, когда и где хотите».

3. Курсы больше не самоцель. Важен контекст

Хранить знания в памяти — бесполезно. Вся информация либо быстро меняется с изменением технологий, либо находятся на расстоянии двух кликов в интернете. Поэтому больше никто не учится впрок. Сотрудники стремятся получить предельно конкретные ответы на свои вопросы, возникающие в процессе работы. Причём ответы молниеносные.

Потому СДО постепенно превращаются в базу знаний, в которой, как в Google, можно мгновенно найти нужную информацию и решить конкретную задачу.

Всё больше компаний создают базы знаний, к которой любой сотрудник может обратиться при возникновении в его работе какой-либо проблемы и быстро найти подсказку.

Например, управленец не знает, как правильно поставить задачу для подчинённых, которые не хотят её выполнять? Ответ он найдёт в базе. Молодой рекрутер забыл, как проводить техническое интервью, — короткая детальная инструкция ждёт его.

Чарльз Дженнинг, основатель института 70:20:10

Кстати, вы можете заметить, что всё это весьма похоже на микрообучение — серию коротких предельно целевых уроков. Это действительно так — performance support и микрообучение идут рука об руку, и в 2019 году мы, вероятно, увидим, что микрообучение станет ещё популярнее.

Когда вы сознаете, что ваши пользователи — загруженные обязанностями сотрудники и все, что они хотят — это быстро решить задачу или найти ответ, тогда интересный контент, разделённый на удобные маленькие порции, показывает выдающиеся результаты.

Майра Эйкса Вийар, независимый консультант по eLearning

4. Контент становится всё более визуальным

Основа онлайн-обучения — электронные курсы. Тем не менее форматы меняются — курсы постепенно вытесняет видео и другой интерактивный контент. Важную роль здесь сыграли социальные сети. Если вы следили за трендами SMM, то, вероятно, заметили, что видео — в записи или живые трансляции — стало движущей силой большинства платформ.

Так, например, компания Deloitte для отбора сотрудников создала интерактивное видео, которое имитирует первый день на новой работе. Персонаж попадает в разные ситуации. К примеру, проливает кофе на сотрудника компании. И нужно выбрать — извиниться перед человеком или сделать вид, как будто ничего не произошло. Те, кто правильно прошел тест, попадают в команду Deloitte.

Фрагмент видеокурса компании Deloitte

Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Бизнес-тренерам не нужно тратить время на разъезды и выступления: достаточно один раз снять видео и открыть к нему доступ. Можно доходчиво объяснить любую тему: от основ интернет-продвижения до занятий плаванием. Обучение проходит в формате «смотри — повторяй».

5. Обучение стало мобильнее

Мобильное обучение становится мейнстримом. Согласно данным за ноябрь 2018 года, доля мобильного интернет-трафика составила 48,2% и продолжает расти. Поэтому если вы разрабатываете и распространяете учебный контент, который нельзя изучать с планшета или смартфона, в 2019 году этому не найдётся оправдания.

Уловив тенденцию, компании стали разрабатывать электронные курсы для мобильников и планшетов. Так, например, в «Дом.ру» через гаджеты сотрудников учат сотрудников, подключать интернет и телефон.

Фрагмент мобильного курса компании  «Дом.ру»

LinkedIn опросил около 4000 специалистов сферы eLearning и выяснил, что для большинства задача номер один — убедить сотрудников найти время для обучения. Это означает, что компании должны сделать доступ к учебным материалам простым и удобным. А для вендоров СДО наличие собственных мобильных приложений теперь — обязательная опция, а не приятный бонус.

6. Специалисты по обучению возвращаются к основам

Любопытно, что несмотря на прогнозы экспансии VR, AR-технологий и роста использования искусственного интеллекта в электронном обучении, некоторые эксперты ожидают отхода от модных словечек и хайповых технологий.

Дело в том, что иногда причиной инноваций становится лишь страх отстать от жизни и выглядеть менее продвинутыми по сравнению с коллегами из индустрии.

А когда мы плохо понимаем сам процесс обучения, его теорию и физиологию, нас могут легко отвлечь от сути все новомодные тренды и сервисы с красивым дизайном. Не забывайте, что технологии меняются и развиваются, но наша цель неизменна — улучшать результаты бизнеса.

Я надеюсь, что мы будем уделять больше внимания выстраиванию обучения с учётом когнитивных способностей человека. Вместо поисков волшебной пилюли стоит заняться изучением устройства мозга, тогда большему числу людей станет понятно, что нужен «точечный полив», а не наводнение из информации.

Кларк Квинн, исполнительный директор Quinnovation

Тренды eLearning: основные выводы

  • VR — это круто, но для AR найдется больше применения. С обеими технологиями будет интересно поиграть, но не стоит делать на них ставку, если ваши ресурсы ограниченны.
  • То же самое касается ИИ. Но если у вас есть возможность запустить чат-бота, не сомневайтесь и попробуйте.
  • Формат электронного обучения теперь — не столько курсы, сколько информационный ресурс, доступный в момент нужды.
  • Визуальный контент — движущая сила электронного обучения.
  • Пользователи по умолчанию ожидают, что учебный контент будет хорошо работать и на компьютере, и на смартфоне.
  • Несмотря на хайп вокруг современных технологий, не забывайте об основах обучения и когнитивной науки. Они являются неотъемлемой частью успешного обучения и уберегут ваши время и ресурсы от траты на очередную модную новинку.
0
18 комментариев
Написать комментарий...
Марина Козлова

Очень интересно, спасибо. Давайте еще больше примеров корпоративных тренингов, особенно модных сейчас в США, например. А также в России.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Иванова
Автор

Марина, спасибо за отзыв. Будем работать в этом направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Что только не называют искусственным интеллектом.

Если вы записались на этот курс, вам могут быть полезны следующие курсы:…».

Это называется рекомендательная система или коллаборативная фильтрация. Не знаю почему некторые авторы приравнивают её к ИИ.

Или, если алгоритм обнаружит, что большое число пользователей испытывает трудности в определённом разделе теста, вы сможете дополнить курс информацией по проблемной теме.

Это называется статистика.

А еще чат-бот уменьшит административную нагрузку на специалистов по обучению. Роботы быстрее ответят на информационные запросы, чем люди, например, подскажут расписание или результат теста.

Это называется информационная система - ИС, не ИИ.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Все, что включает совокупность средств, методов и персонала - это информационная система. Любой ИИ - это информационная система. Даже мозг - как совокупность нейронов и их соединений - это информационная система.

Вы разделили единую систему на части и правильно назвали каждую из них. Но искусственный интеллект - это совокупность всех систем, которая управляется централизованно и способна создавать новый контент (независимо от объема) на основе опыта и данных.

Другое дело, что довольно часто реализация подобных систем, внешне вполне похожих на поведение ИИ, сделана очень примитивно, и по сути выдает рекомендации, статистику и прочее на основании фиксированных алгоритмов, не основанных на машинном обучении.

Но если это сделано в комплексе, выглядит похоже на настоящего консультанта и хотя бы иногда предоставляет действительно полезную информацию - это ИИ. Примитивный, но ИИ. Это называется эволюцией. Пока примитивные, но уже очень и очень скоро - по-настоящему мыслящие системы обучения.

Ответить
Развернуть ветку
иван лодырь

Правда хороший материал. Про тренды в обучении сложно найти в рунете достойные статьи. Эта на вес золота

Ответить
Развернуть ветку
Марина Корсакова

О да. Глубочайшая мысль, что курсы более не самоцель. И новая, новая.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Егоров

Больше такого контента!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Кузнецова

Отрадно, что в Йошкар-Оле компании выходят на подобный уровень.
Так держать! :)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Иванова
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Владимир Раджапов

Ребята, молодцы! Хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Иванова
Автор

Владимир, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Армен Каладжян

Все прекрасно, но одна проблема пока остается нерешенной. Это надежные критерии качества и управление информацией.
С ростом количества курсов, книг и статей растет потребность в специалистах и технологиях, которые помогут во всем этом сориентироваться и выбрать наиболее подходящие сочетания.

Рекомендательные сервисы и отзывы не помогают. По большей части, там один мусор. Нужна система и экспертные руководства.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Иванова
Автор

Артем, то, о чем выговорите, очень похоже на курирование контента. Разумеется, в компании должен быть человек, который этим занимается. Как правило, это задача на стороне отдела обучения, который работает вплотную с предметными экспертами компании.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Осинцев

Чат-бот обучающий с геймификацией нужен кому? Долгое время стартап делаю, пытаюсь чат-боты заточить под обучение.

Если интересно сотрудничество, пишите.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Иванова
Автор

Дмитрий, вам лучше написать в тематические каналы по дистанционному обучению, например, телеграмм-сообщество Digital Learning. Там можно найти заказчиков. Вот еще список телеграмм-каналов по теме: https://www.ispring.ru/elearning-insights/telegram-kanaly-po-elearning

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Интересная статья, но как-то выводы между собой не связаны. На самом деле, никаких новых трендов нет. А то, что некоторые представители профессии только сейчас обратили внимание (в силу безразличия руководства, незнания английского языка или просто низкого профессионального уровня) - не делает начинающееся использование трендом.

1. Пользователи стали мобильнее - и это уже как минимум 10 лет. Сейчас мобильники массово появляются у пользователей, которые раньше мобильную связь и интернет не использовали. Но в корпоративной среде мобильный интернет де-факто уже очень давно.
2. Технологии дополненной/виртуальной реальности с успехом используются там, где они действительно нужны уже как минимум 10 лет. Телевизор или даже видеопроектор с полноценным 3D стоит вполне разумных денег, вопрос лишь в контенте. Но большинство анимированных роликов и так делаются в 3D, поэтому их конвертация в соответствующий видеоформат труда не составляет.
3. Глубокая аналитика и консультативные функции - так или иначе присутствовали ранее, т.е. те, кто хотел/понимал, уже использовал.
4. Правильный педагогический дизайн - это основа любого эффективного курса, не только электронного. "Визуализация", "Контекст" и т.п. были в обучении еще до массового появления компьютера. Принцип CCAF - это основа любого обучения, я уже не говорю о 9 обучающих событиях Ганье и подобных моделях. К сожалению, "тренд" сейчас - это что российские "педагогические дизайнеры" только-только стали узнавать и поражаться, что все, с чем они сталкиваются, не могут разобраться и выступают на конференциях - вообще-то уже давно описано и является рутиной, а не какими-то ноу-хау. Т.е. не возврат, а обнаружение.

Но в Вашем списке есть одна очень важная вещь. Вы буквально в рамках самого маленького раздела одним абзацем упоминаете "микрообучение" и цитируете большого друга Чарльза Дженнинга из 70:20:10, но на самом деле - именно это - главный тренд, к которому даже на Западе, где при продажах LMS не нужно рассказывать, что такое электронное обучение, пока идут.

Часть про тренды не поместилась, делю на второй комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Петров

Действительные тренды это:

1. Обучение на рабочем месте путем предоставления небольших фрагментов информации на основе анализа деятельности этого сотрудника, сотрудников его ролей, влияния принимаемых решений на бизнес и т.д. В педдизайне само понятие микрообучения известно давно, называется оно в общем chunking - но в свете больших данных сам поход существенно меняется. Здесь важны не только эти самые кусочки, а правильная их разметка, тегирование, связь с бизнес-целями и аналитическими показателями, чтобы ИИ мог оценить взаимосвязь и влияние действий на результат. Хорошо, когда пользователь знает, что искать - а если не знает? ИИ должен подсказать (см. также пункт 3).

Тут, кстати, неважно - чатбот это или обычный виджет. А может вообще СМСка. Главное, чтобы информация была своевременной и доступной по запросу.

2. Обмен знаниями путем информационных систем (в т.ч., социальное обучение), иными словами, создание специальных условий, когда ведущий эксперт не объясняет каждому информацию в режиме 1:1 ("20" в 70:20:10), а делится очень конкретной информацией, и она доступна каждому в любой момент (см. п. 1) - как в списке таких материалов, так и в контексте курсов и даже отдельных слайдов/локаций/страниц конкретного учебного материала по теме.

Главный вопрос здесь - как обеспечить экспертам наиболее удобные возможности для создания таких роликов. Далеко не все способны сделать качественный ролик или текст, особенно если это касается сложных процессов. Поэтому, вопреки тому же Дженнигу, участие педагогических дизайнеров крайне важно.

3. TinCan/xAPI в контексте всего. Т.е., для создания действительно полезного и работающего курса крайне необходимо, чтобы данные в LRS отправлялись всеми устройствами/участниками процессов/и т.п. , которые участвуют и в курсе. А сам курс должен уметь делать упор на те элементы, которые "проседают" по данным, полученным в LRS. В связке с пунктом 1 это позволяет предложить пользователю то обучение или даже тот элемент знаний, о существовании которого он сам не осознает. Знаете пословицу про соломку? А если обучающийся пока не знает, что он в принципе умеет падать?

Более нельзя полагаться на "претесты" или опросы как самого обучающегося, так и его коллег и особенно менеджера, обучение должно базироваться на всесторонних данных.

4. Управление производительностью труда. Под этим часто понимается управление компетенциями (пусть в неявном виде), и оно старше любых теорий обучения. Однако компетенции должны стать в основе первых трех пунктов. Более того, сами компетенции должны определяться автоматически, на основе задач работника, целей компании и наработанной базы лучших практик - а именно, сотрудники с какими компетенциями более производительны; есть ли корреляция между наличием обязанности, знаниями/навыками, зарплатой и результатом (упрощенно). Подобные данные (они будут огромными) помогут и пункту 1, причем такое воздействие будет огромным.

5. Управление карьерой сотрудника/ом. С учетом вышеперечисленных направлений необходимо выходить за рамки процесса непосредственного обучения, и переходить к проблеме культуры организации, ключевых ценностей и т.д. К сожалению, и для России это особенно актуально (хотя встречается и на Западе, особенно в странах с традиционно темпераментными людьми или семейной организацией бизнеса), карьерный путь для большинства не определен. Делаются очень робкие попытки построения профессионального профиля, формирования кадрового резерва. Но нигде, включая и эту статью, обучение не рассматривается, в том числе, и для личного морального удовлетворения сотрудника.

Можно выработать и иные тренды, но в рамках комментария-экспромта достаточно :)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Троицкая

Вам надо написать статью по этому поводу. Шикарнейший комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда