{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Каких опасностей нужно ожидать от искусственного интеллекта в 2019 году Статьи редакции

Список составил журнал MIT Technology Review.

Беспилотный автомобиль Uber

Раньше было модно беспокоиться насчёт сверхумных машин, берущих под контроль мир. Но 2018 год показал, что ИИ может принести много вреда задолго до того, как это случится. Самые современные алгоритмы здорово преуспевают в восприятии — классифицировании изображений и обработке речи — однако восхищение прогрессом скрывает, как далеко мы находимся от создания инструментов, не уступающих человеку по развитию.

Более того, 2018 год показал, что сбои дают даже самые продвинутые ИИ-системы, а их бездумное применение может иметь пугающие последствия.

1. Аварии с беспилотными автомобилями

В ходе расследования смертельной аварии с беспилотником Uber специалисты выяснили, что ошибки в программе автомобиля можно было избежать. Вывести на рынок свои разработки спешат и традиционные автопроизводители, и масса различных стартапов.

Наибольшего успеха добилась Waymo, дочерняя компания Alphabet, запустившая сервис беспилотного такси в прошлом году. Тем не менее даже её машины способны ездить далеко не везде и не в любую погоду.

Автопарк Waymo

Чего ожидать в 2019 году: регуляторы в США и других странах заняли пассивную позицию из страха встать на пути инноваций, намекая, впрочем, что существующие правила безопасности могут быть ослаблены. Но пешеходы и водители не подписывались на эксперименты, поэтому ещё одна серьёзная авария в 2019 году может изменить отношение властей.

2. Политические манипуляции

В марте прошлого года активно обсуждалось влияние Facebook на американские выборы. Дискуссия показала, как можно манипулировать алгоритмами, отбирающими новости для социальных медиа.

Во время слушаний в Сенате глава Facebook Марк Цукерберг заявил, что ИИ можно обучить блокированию вредного контента, хотя сейчас такие системы далеки от полноценного понимания значения текста, изображения или видео.

Чего ожидать в 2019 году: заявления Цукерберга пройдут проверку во время выборов в двух крупнейших африканских странах: ЮАР и Нигерии. Подготовка к президентским выборам в США, которые пройдут в 2020 году, также может вызвать появление новых средств дезинформации, работающих на ИИ, включая вредоносных чат-ботов.

3. Мирные алгоритмы

В прошлом году оформилось движение за мирный ИИ — когда сотрудники Google узнали, что руководство фирмы поставляет технологии для анализа записей с дронов Военно-воздушным силам США. Работники опасались, что это сотрудничество может стать роковым шагом к автономным смертоносным ударам беспилотников. В ответ на протесты Google свернула проект и создала для ИИ этический код.

Учёные и крупные фирмы поддержали кампанию по запрету автономного оружия. Тем не менее военное использование ИИ только набирает силу, а компании вроде Amazon и Microsoft не против в этом помочь.

Чего ожидать в 2019 году: несмотря на увеличение расходов на ИИ Пентагоном, активисты надеются на превентивный запрет автономного вооружения со стороны ООН.

4. Наблюдение

Способность ИИ распознавать лица привела к тому, что многие страны развёртывают системы наблюдения. Кроме того, распознавание лица позволяет разблокировать телефон и автоматически отмечать пользователя на фотографиях в соцсетях.

Систему слежения для китайского правительства разрабатывает компания SenseTime

Подобные технологии — мощный способ вторгнуться в личное пространство людей, а необъективность обучающих данных, вероятно, поставит дискриминацию на поток. В некоторых государствах, особенно в Китае, распознавание лиц активно используется полицией. Amazon продаёт технологии Иммиграционной службе США и другим правоохранительным структурам.

Чего ожидать в 2019 году: распознавание лиц появится в автомобилях и веб-камерах и будет использоваться как для определения эмоций, так и для определения личности. И всё же в этом году, возможно, власти возьмутся за предварительное регулирование.

5. Поддельные видео

Быстрое распространение deepfake-видео в прошлом году показало, с какой лёгкостью ИИ производит поддельные ролики: порно, мэшапы и даже клеветнические кампании. В дополнение к этому, компания Nvidia, производящая графические процессоры, продемонстрировала возможности генеративно-состязательных сетей, которые могут создать фотореалистичные лица с заданными параметрами.

Все лица сгенерированы специалистами Nvidia

Чего ожидать в 2019 году: по мере развития deepfake-технологий люди, вероятно, начнут попадать в ловушку. DAPRA протестирует новые методы обнаружения поддельных видео. Но поскольку такие разработки тоже полагаются на ИИ, это будет игра в кошки-мышки.

6. Алгоритмическая дискриминация

В прошлом году необъективность отыскали во множестве коммерческих инструментов. Согласно исследованию, проведённому в MIT Media Lab, алгоритмы компьютерного зрения, обученные на ассиметричных данных, распознают женщин и людей с тёмным цветом кожи хуже, чем белых мужчин.

С проблемой необъективности связано и слабое разнообразие в изучении ИИ: женщины занимают в лучшем случае 30% рабочих мест и менее 25% преподавательских должностей в ведущих университетах.

Результаты исследования MIT Media Lab

Чего ожидать в 2019 году: появление алгоритмов обнаружения и преодоления необъективности, вывода точных данных из данных необъективных. Одна из главных международных конференций по машинному обучению пройдёт в 2020 году в Эфиопии, так как африканские учёные, изучающие предрассудки в данных, могут столкнуться с проблемами при получении виз.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Nuke
Аварии с беспилотными автомобилями

Все произошли по вине людей в других автомобилях.

Но будем продолжать доить субъективные страхи перед лицом прогресса, прямо как в средние века.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефремов

Да и те что с пешеходами по вине пешеходов. Можно свести до абсурда что кто то спрыгнет на беспилотное авто с моста и умрет, но ор поднимут будто бы это вина беспилотника.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Сергей Я

В ДТП в большинстве случаев виноваты двое. А если второй не виноват, то он мог предотвратить аварию, если бы был умнее, опытнее, быстрее (мозгом) и так далее. И мы говорим про вину не по ПДД. С пешеходами почти то же самое, но там они реально многие ведут себя как бессмертные, выпрыгивают непонятно откуда и там даже опытный водитель ничего не сделает.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Сэнди Найтова

Устроиться манекеном для теста беспилотников нет желания?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Михаил Ефремов
поэтому ещё одна серьёзная авария в 2019 году может изменить отношение властей

Лучше бы отношение властей изменило то что люди миллионами во всем мире гибунут в авариях среди людей-пилотов. Тут наоборот надо как можно скорее запрещать людям управлять автомобилями, и тогда смертей станет меньше.
А в аварии с убером на 80% вина пешехода, кто говорил что переходить ночью трассу в неположенном месте безопасно? Уже тысячу раз разбирали что все было против пешехода. Да и авто двигалось 61 км/ч и светило фарами. КАК такое можно не увидеть если ты не конч который не умеет переходить дорогу?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Я думаю, производители беспилотников сейчас накопят статистику аварийности и заткнут всем рот, показав, что аварийность на беспилотниках в несколько раз ниже, чем с живыми людьми.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Camington

В военных конфликтах и на дорогах гибнет сравнимое количество людей. Поэтому скорейшее внедрении ИИ и роботов в военную сферу также на благо человечества, пока не научимся жить в мире

Ответить
Развернуть ветку
iLeonidze
роботов в военную сферу

Вы не задумывались что это приведет к геноциду людей с такими технологиями по отношению к людям без нее, банальное техническое превосходство? И такой дисбаланс в современном мире - не есть хорошо, и точно никак не на благо?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Konstantin Ivanov

TL; DR никаких

Ответить
Развернуть ветку
Rocky Three
Ответить
Развернуть ветку
Rocky Three
Ответить
Развернуть ветку
Злой Полушубок

Есть же автономная техника: лифты, поезда метро, и там вопрос ответвенности решен. Почему из AI делают такую большую проблему - непонятно.
В конце концов: был случай с Тойотой и педалью газа которая залипала и даже один человек погиб (хотя он сам по моему был клиническим идиотом). Ну разобрались же кто виноват и кому нести отвественность. Чем AI встроенный в машину отличается от электронной педали газа, с точки зрения закона?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда