Можно ли оцифровать психолога? Как сделать эффективный онлайн-сервис психологических консультаций

Потребность в психологической помощи в России в 2022 году выросла на 42%. Сегодня 78% опрошенных россиян признаются, что сталкиваются с проблемами, которые сложно перенести без поддержки других людей.

В целом 60% россиян допускают обращение к психологам. Но при этом личный опыт взаимодействия с психологом имеют 30% опрошенных. А регулярно посещают психолога всего лишь 2%.

Огромное число людей нуждаются в профессиональной помощи психолога, но по разным причинам ею не пользуются.

В основном люди стараются справляться со своими проблемами самостоятельно — так поступают 43% опрошенных. Но почти столько же (37%) не могут обратиться за помощью, потому что психолог — это дорого, требует времени, возможности уединиться, и нужно открываться незнакомому человеку, а это бывает стыдно и страшно.

Сделать психотерапию доступнее могут технологические решения. Но когда речь заходит о технологиях в такой тонкой и интимной теме, как человеческая психика, то способность техники помочь с их решением вызывает недоверие и сомнения.

Однако технологический тренд невозможно остановить: давно уже ведутся разработки AI-решений в нише mental health. На зарубежном рынке — это широко известные проекты Woebot, Wysа, Replika. На российском рынке AI-решения еще не так популярны, но попытки уже есть — это сервисы Лея, Сабина, Faino, решения от iCognito.

Как работает большинство психологических онлайн-сервисов

Существующие решения пытаются оцифровать работу психолога, и у некоторых есть хорошие кейсы. Но проблема в том, что серьезные запросы в формате психотерапии эти сервисы не помогут разрешить. И вот почему.

Условно все психологические боты можно разделить на два вида:

  • Транзакционные — это жестко алгоритмизированные боты, которые преднастроены по определённому сценарию. Из раза в раз клиент проходит один и тот де маршрут, вне зависимости от того, с чем он пришел и какой у него прогресс произошел.

    Такие боты хороши в автоматизации рутинной деятельности, например, для заполнения дневников настроения или в качестве библиотеки, в которой хранятся психотехники для использования по требованию.

    Но боты не могут гибко адаптироваться под клиента и его запрос, не умеют выявлять мишени терапии, строить план терапии и проводить ее.

    Когда клиенту требуется реальная помощь, такие боты чаще всего предлагают связаться с их психологами и поработать индивидуально.

    Схема рабочая, но есть ограничения, которые мешают людям обращаться к психологам. И тогда человек, допустим, со “стыдной” темой запроса так и остается без решения.

  • Генеративные — это боты, обученные на больших данных. Они умеют понимать клиента, гибко подстраиваться под его запрос.

    Такой бот выглядят интереснее и живее, есть ощущение, что он тебя понимает. В качестве набора данных разработчики берут психологические форумы с вопросами-ответами психологов.

    Во-первых режим вопрос-ответ – это не режим психотерапии, где есть гипотезы, стратегия и тактика терапии. А во-вторых психологов в интернете много, и не все те психологи, кто называет себя таковыми. Поэтому назвать такую выборку качественной сложно.

    Кроме того, сами разработчики не знают, что ответит бот. Если клиент уведет разговор в другое русло, бот не способен будет вернуть его к решению запроса. В конечном счете такие боты это интересные «болталки» на тему психологии, но не более.

Таким образом, существующие боты не могут стать достойной альтернативой работе с живым психологом. И наш условный клиент будет продолжать копить проблемы, пока нерешенная проблема не скажется на здоровье, не разрушит отношения, карьеру и так далее. Тогда он будет вынужден согласиться на неудобные условия личной работы с психологом: платить любые деньги, искать время, место, и идти в свой страх и стыд.

Неужели все так плохо, и психотерапию нельзя сделать доступнее за счет технологий?

Кейс сервиса «Буду рядом»: психолог виртуальный, но живой.

Основатель проекта «Буду рядом» утверждает, что знает, как создать решение, способное заменить личного психолога. Марина Соколова создает виртуального психолога — сервис личной психотерапии в формате переписки на базе искусственного интеллекта и живой работы психологов.

Марина Соколова — магистр бизнес-информатики (НИУ ВШЭ), с 10-летним опытом в ИТ, практикующий психолог.Проект «Буду рядом» начал с живой работы психологов через интерфейс чат-бота, постепенно накапливая качественные данные. Их будут применять с помощью технологий обработки естественного языка, систематизации и использования знаний.

“Мы не хотим создавать очередной унифицированный чат-бот, которым никто серьезно не пользуется. Мы за индивидуальный подход и делаем сервис, в котором тактика и стратегия терапии подбирается под конкретного клиента и его запрос. Но при этом гибкость системы должна быть ограничена рамками психотерапии. Поэтому в своем решении мы будет использовать гибридный подход, используя технологии транзакционных и генеративных ботов, технологии NLP/NLU, machine learning.

Мы будем создавать большую многофакторную сеть, которая будет динамически собираться под клиента и актуализироваться по мере работы с клиентом. Чем дольше клиент будет пользоваться сервисом, тем точнее и эффективнее будет помощь. На самом деле, так работает живой психолог. Он диагностирует клиента, строит гипотезы, выявляет мишени терапии и формирует стратегию терапии. По ходу терапии он может стратегию менять.”

Марина Соколова, основатель проекта "Буду рядом".
Основатель сервиса "Буду рядом" рассказывает о проекте.

Марина Соколова отмечает, что формат психотерапии в переписке имеет свои существенные особенности, поэтому у проекта есть внутренняя методология работы в переписке, разработанная психологами с 20-летним стажем.

Второй шаг развития проекта «Буду рядом» — создание цифрового профиля клиента и обучение нейросети рекомендательного характера. Она будет диагностировать клиента, выявлять мишени терапии и выдавать рекомендации для психологов, чтобы усиливать их работу.

И третий шаг – доведение работы сервиса до возможности принимать решения относительно мишеней, стратегии и тактики терапии, а также до возможности проводить ее, постоянно актуализируя план по мере работы с клиентом.

“Наша миссия — помочь людям стать счастливее, предоставив доступные психологические услуги. Технологии помогут нам усилить качество и скорость терапии, и сделать действительно востребованную помощь доступнее”.

Марина Соколова, основатель проекта "Буду Рядом".

Виртуальный психолог «Буду рядом» выходит в коммерческое использование 23 января 2023 года. Проект открыл предзаказы на услуги сервиса с помощью краудфандинга. Оформить подписку по специальной цене предзаказа, которая сохранится навсегда, можно до 15 января 2023 года.

Средства, полученные от предзаказов, проект реинвестирует в расширение: найм и обучение команды психологов.

Все вопросы можно задать основателю проекта напрямую в Телеграме: @SOKOLOVAMK

0
5 комментариев
Good Mood Duck

Надо размещать на вуман.сру и т.п. здесь клиентов не найдете.
Но там люди ограниченные, могут вообще не вдуплять, что такое обучение нейросети.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Нужно больше психологинь

Ответить
Развернуть ветку
Александр Николаевич

Даже живые психологи и то иногда такую чушь несут. А вы говорите, оцифровать. Нет, ну бабки-то на этом собрать можно, 40 т.р. уже собрали, так что идея сбора денег хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Соколова

Согласна, не все психологи - это действительно хорошие психологи. Одна из задач - задать высокую планку качества услуг, за счет обучения, стандартизации работы и постоянного сбора обратной связи.

Ответить
Развернуть ветку
Opoffis S

Оцифруйте врача Гинеколога или стоматолога и станете Триллинерами !

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда