Игра как территория свободы

Разговор с Владимиром Витальевичем Головняком – кандидатом физико-математических наук, преподавателем Киноколледжа, автором проекта «ИГРЫ СО СМЫСЛОМ» – о том, как работа по созданию образовательной игры может стать общим делом для преподавателя и его ученика

В закладки

- Как давно Вы работаете в системе образования? Какие формы работы Вы за это время попробовали?

Еще на старших курсах МФТИ, где я учился в начале 80-х годов, я стал преподавать физику и математику школьникам. Продолжил это дело уже в аспирантуре. Потом был длинный перерыв, а в конце 90-х я опять пришел работать – преподавателем в Киноколледж. - Изменились ли за это время ученики? Как?

Конечно. И они продолжают это делать. Мир всё время меняется, и дети впитывают эти изменения намного быстрее нас. Раньше «смена поколений» происходила каждые 5-6 лет, сейчас этот период сократился до 3-4. Каждое новое «поколение» интересуют совсем другие вещи, чем предыдущее. Они по-другому реагируют на те или иные действия взрослых, у них другие интересы и приоритеты.

Лично мне иногда требуется большое усилие, чтобы понять, что их волнует, о чем они думают и думают ли вообще, или только соображают быстро.

Скорее всего, им тоже требуется не меньшее усилие, чтобы преодолеть «generation gap» и понять взрослых. И этого усилия большинство из них не производят.

А зачем им? Ведь мы скоро все равно вымрем, и мир достанется им просто так. Поэтому «понимательные усилия» приходится делать нам, взрослым педагогам, чтобы установить с ними контакт.

- Почему Вы решили заниматься образовательными играми?

Нужно же как-то устанавливать контакт? Он устанавливается только, когда у детей и взрослых есть общее дело.

Когда ты в галстуке, стоя у доски, важно вещаешь как «космические корабли бороздят сцену Большого театра», то ученики в лучшем случае засыпают, а в худшем – просто выходят из класса. Слова и лекции давно девальвировались и потеряли для них смысл, а доверие к тому, что говорят и делают взрослые, давно утрачено.

Ученики могут даже кивать и понимающе смотреть тебе в глаза, но это совсем не означает, что они поняли суть того, что ты им пытаешься рассказать на занятии. Я это проверял многократно.

Кстати, цитату эту из «Операции Ы», приведенную выше, они скорее всего не поймут, поскольку фильмы Гайдая большинство из них не смотрело.

Поэтому, прежде чем пошутить или рассказать байку, теперь приходится проверять, они еще в одном культурном контексте с тобой, или уже в другом. Иначе ответом на твою шутку будет недоуменное молчание или вежливые улыбки.

Хочу уточнить, что я говорю про подростковый и юношеский возраст 13-18 лет, с которым работает наш Киноколледж.

В других возрастах все может быть иначе.

Так вот, игра для современных подростков является естественной средой их существования, и если нам нужно какое-то совместное дело для установления контакта с ними, приходится играть и создавать новые игры самому.

Во время игр и после них возникает живая коммуникация по поводу только что произошедшего, иногда случается взаимопонимание и возникает доверительность. Ведь в игре все равны – и дядя-преподаватель, и 13-летний школьник.

Каждый может проявить себя каков он есть, никаких авторитетов нет, играть тоже никто никого не заставляет – все свободны.

Вот на этой свободной демократической «игровой территории» и можно попытаться выстроить тот самый контакт, преодолевая поколенческий разрыв.

Хотя это и требует определенного мужества, прежде всего, от преподавателя, который на этой свободной территории не защищен властью, статусом и авторитетом.

- Вписываются ли образовательные игры в тренд "геймификации образования"?

Мне не очень нравится геймификация как таковая, и я все-таки различаю в своей работе геймификацию и игровое образование (образование, основанное на играх).

Почему не нравится? Просто по понятию геймификации – это привнесение в неигровую деятельность каких-то игровых механик и приемов. Например – разных очков, бейджиков, стикеров, которых надо накопить больше, чем твой сосед. Геймификация – термин новый, калька с английского gamification. Ну, как «электрификация», например. Термин новый, а явление старое – мы тут опять «впереди планеты всей». Для меня примером геймификации (хотя тогда это так не называлось) является соцсоревнование, так широко распространенное в СССР – все эти доски почета, переходящие вымпелы, значки «ударник» и прочие реалии, к счастью – забытые.

Потому и не люблю. Сама деятельность не меняется, просто поверх нее навешивается куча всякой ерунды, служащей ускорению или интенсификации этой деятельности. То есть, деятельность может быть страшно нудная, а чтоб люди ее выполняли, на них поверх неё навешиваются другие смыслы – соревновательность, например. Чтоб повеселее все шло.

Когда геймификацию прилепляют к образованию, то происходит то же самое – классно-урочная система остается, просто уроки проходят веселее.

Кроме того, исследования показывают, что геймификация хорошо интенсифицирует рутинную деятельность – то есть ту, которую человек хорошо освоил. Например, если ты умеешь считать, то получение стикеров за то, что ты ответил быстрее всех, стимулирует тебя считать быстрее.

Но если речь идет о какой-то поисковой активности, когда нужно придумать какое-то неочевидное решение или ход, геймификация только мешает.

- А в чём специфика игры?

Игра, в отличие от геймификации, может погружать игрока в другой мир и в другой тип деятельности. Этим она и притягательна – в игре мы можем делать то, чего не умеем делать в жизни, но давно хотели попробовать, побыть кем-то другим, примерить на себя иные условия. Можно сделать ошибку, можно рискнуть, не боясь тяжелых последствий от принятых тобою решений.

Ведь образование – это и есть создание и освоение нового образа себя, а этот образ возникает только из поисковой активности человека, из активности, которая разворачивается в иных ситуациях и обстоятельствах, отличающихся от того, что есть вокруг «здесь и сейчас», от того, что ты уже можешь и умеешь делать.

- Какие проекты на сегодняшний день Вы реализовали? Как формировались команды этих проектов?

Расскажу о «МАРСХИПРОМе». Все произошло достаточно спонтанно в феврале 2016 года. Началось с того, что я взялся помогать Алексею Юрьевичу (АЮ), нашему педагогу по химии, проводить его предмет для 8-9 классов, когда нам стало понятно - в наших условиях и для наших студентов невозможно провести химию в классической форме. Где Киноколледж, и где химия? Этот предмет явно не вызывал интереса у людей, нацеленных на то, чтобы стать кем-то в кинематографе. А нам не хотелось тягомотины из-под палки.

При этом на истории и обществознании я давно использовал игровые технологии, поэтому и подумал, что хорошо было бы создать какой-то сценарий занятий, использующий игры в качестве образовательного инструмента. Ведь игра сразу дает человеку мотивацию и убивает скуку. Моя проблема состояла в том, что химия – это не обществознание, туда впрямую не введешь ролевые игры, которые я там использовал. После некоторых размышлений мы решили, что для студентов будет привлекательным поучаствовать в игровом квесте, где придётся находить выход из «сложных и опасных ситуаций», применяя знания по химии. Знания, полученные и опробованные – пусть даже в игре – усваиваются значительно лучше.

Для квеста нужен сценарий, нужны декорации и реквизит, нужно отобрать химические реакции, которые можно было бы проводить в реальности.

Мы с АЮ договорились, что все события будут происходить на марсианской станции, куда прилетели артисты давать концерт в честь великого открытия, сделанного Профессором, но тут случилась утечка ядовитого вещества, и надо искать выход, чтобы всем не погибнуть. Профессора будет изображать АЮ. Так возник примерный замысел, который надо было преобразовать в подробный сценарий квеста. Потом, с помощью других педагогов, построить декорации и смастерить реквизит (у нас же Киноколледж, это мы умеем делать).

В итоге, мы провели занятия в форме квеста, получили вместе с нашими учениками массу позитивных эмоций.

Потом решили реализовать этот игровой мир в виде настольной игры. Ее мы тоже делали вместе со студентами, используя как источник вдохновения известную настольную игру «Зельеварение». Потом набрали денег на краудфандинговой платформе «Планета» и издали нашу игру небольшим тиражом. Еще в ходе доработки «настолки», АЮ решил, что МАРСХИМПРОМ должен быть в каждом студенческом смартфоне. И начал писать «код». Тут, как обычно бывает в жизни, оказалось, что один из наших студентов умеет программировать – мобильная игра стала его проектом, и летом 2017 года мы опубликовали первую версию МАРСХИМПРОМА в «Гугл-маркете», а потом и на нашем сайте.

Так одно цеплялось за другое, и проект МАРСХИМПРОМ двигался и развивался усилиями педагогов и студентов Киноколледжа.

Сейчас мы используем эту игру (и в настольной, и в мобильной формах) для проведения занятий по химии и она нам сильно помогает мотивировать немотивированных студентов изучать химию.

- Какие проекты Вы сейчас разрабатываете? Что делаете по-другому?

Сейчас мы работаем над большой игрой по истории России. Она называется «Выжить в России. ХХ век».

Игра получается довольно драматическая, хотя и местами смешная. Без юмора нам не выжить.

В образовательной игре самое главное – соблюсти баланс между интересом (занимательностью) и серьезностью, то есть знаниями, умениями, которые осваиваются в этой игре. Развлекательных игр много, нудных образовательных – тоже много. Интересных образовательных – очень мало.

Как обычно, не хватает серьезного спонсора или инвестора, делаем все на свои средства.

Но ведь дело не в деньгах, а в том, занимаешься ты любимым делом или ненавистным тебе, хотя и за большую зарплату.

- Может быть, есть западные разработки, на которые Вы ориентируетесь в своей работе? Встречались ли Вы с коллегами, занятыми в этой области?

На Западе это направление называется SERIOUS GAMES, «серьезные игры», мы называем наш проект «Игры со смыслом».

Нам кажется, это звучит интереснее.

Среди «серьезных игр» есть не только образовательные, но и исследовательские или реабилитационные. Мы занимаемся только образовательными.

Этот рынок во всем мире сейчас переживает значительный рост, каждый год появляется множество мобильных приложений и сайтов, посвященных образовательным играм. - Каким Вы видите образование через 5-10 лет?

Сложный вопрос. Думаю, что классно-урочная система в конце концов отомрет, несмотря на страх, который не давал от нее отказаться до сих пор. Страшно – чем ее заменить? Ведь столько столетий она худо-бедно нам служила!

Думаю, что игры станут одним из стержней будущей образовательной системы. Но проблема в том, что игра сама по себе не так эффективна в качестве инструмента образования. Чтобы игра в образовательном процессе работала на все 100%, она должна быть вставлена в объемлющие формы, такие, например, как обсуждение хода и результатов игры, кто что в игре понял или открыл для себя. Такая рамка позволяет вынести индивидуальные смыслы и оформить личностный опыт прохождения игры. А это и есть суть образования – сбор и осмысление опыта личностного действия в конкурентной и неопределенной ситуации.

Еще я думаю, хорошим образовательным эффектом обладает работа по придумыванию новых игр и новых правил самими студентами. Это кстати, тоже можно делать в игровой форме, а не как работу.

Вообще, тема про будущее образования благодатная и популярная, на ней в последнее время кто только не отметился.

От Германа Грефа до Билла Гейтса.

Не буду отбивать у них хлеб.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Кирилл Сафронов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 57492, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 04 Feb 2019 15:35:22 +0300" }
{ "id": 57492, "author_id": 251238, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/57492\/get","add":"\/comments\/57492\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/57492"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "possessions": [] }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }