{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Головная боль и сомнительная экономия»: жительнице США чуть не отказали в покупке дома из-за аренды солнечных батарей Статьи редакции

Журналистка Bloomberg хотела купить дом в Калифорнии, но столкнулась с переплатой за электричество и проблемами бизнес-модели поставщика панелей Sunrun.

Журналистка Bloomberg Эсме Депре хотела купить новый дом, в котором были установлены солнечные панели. Они должны были экономить электричество и быть более экологичными, чем традиционное электричество.

Депре внесла предложение о покупке, но выяснилось, что панели принадлежат не хозяину дома Майклу Джоголеву, а компании Sunrun. Это крупнейший поставщик солнечной энергии в США, который работает по сервисной модели: солнечные панели устанавливаются на крышах частных домов, но не переходят в пользование жильцам, а сдаются им в аренду.

Система Sunrun привязывается не к жильцу, а к дому — в случае покупки дома договор аренды с Sunrun передается новым жильцам. Депре решила проверить, сколько будет стоить обслуживание, есть ли выгода от солнечных панелей, и как Sunrun действует на рынке. Выяснилось, что сервисная модель и десятилетние контракты с поставщиком солнечной энергии могут стать головной болью новых жильцов.

Проблемы с договором

Представитель Sunrun по обслуживанию клиентов рассказал журналистке, что средний ежемесячный счет Джоголева за электричество составлял $115 до того момента, как тот арендовал солнечные панели.

По условиям сделки, он платил $75 в месяц Sunrun за покрытие 85% его потребностей в электричестве. Ещё 15% оставались на «традиционном» поставщике SoCal Edison — около $17 в месяц. В результате Джоголев платил $92 за электричество, что на $23 меньше, чем было.

Договор был заключен на 20 лет, стоимость платежей за солнечную энергию увеличивалась на 2,9% в год — к 2036 году они увеличатся на 72% по сравнению с первоначальными платежами. Налоговый вычет составил $5 тысяч.

Журналистка проанализировала, смог бы Джоголев сэкономить, и выяснила, что всё зависит от того, как будет меняться стоимость обычного электричества. Если в Калифорнии, где жил Джоголев, стоимость тарифов будет расти на 2,2% в год, то из-за перехода на солнечную энергию в течение 20 лет он переплатил бы $6 тысяч.

При росте тарифов на 2,2% в год Bloomberg

Sunrun уверяла Джоголева, что тарифы SoCal Edison будут расти на 4,75% ежегодно — если это утверждение верно, Джоголев сэкономил бы $2 тысячи за 20 лет.

При росте тарифов на 4,75% в год Bloomberg

Так как Депре с мужем тратили меньше энергии, чем предыдущий владелец, они бы переплачивали Sunrun за лишнюю энергию. По её подсчетам, даже с учетом перепродажи избытков электричества, в новом доме они бы платили на $30 больше.

Она предложила Sunrun отказаться от аренды и демонтировать систему, чтобы компания установила её в другом доме, но выяснилось, что единственный способ разорвать контракт — оплатить весь остаток по платежам за 28 лет и выкупить оборудование. Стоимость отмены контракта — $27 300.

Родственники Джоголева отказались выкупать систему, а Sunrun блокировала продажу дома из-за документа UCC, согласно которому у компании были финансовые претензии к собственности. Депре не могла взять кредит на дом, пока не решит проблему с Sunrun.

Как работает сервисная модель Sunrun

Компания Sunrun — одна из основных на рынке солнечной энергии. Она обещает покупателям солнечных панелей, что солнечная энергия будет обходиться дешевле традиционной. Компания предлагает начальные тарифы ниже, чем средние затраты на электроэнергию в районе города, а затем увеличивает их медленнее, чем растет стоимость тарифа на традиционное электричество.

Расчеты Sunrun основаны на том, что затраты на электричество растут на 3,76% в год, тогда как по данным Управления энергетической информации США, это более чем вдвое превышает средний рост за последние десятилетие по всей стране — пишет Bloomberg.

Среднее потребление также снижается за счет того, что бытовая техника стала более энергоэффективной. Sunrun же утверждает, что в будущем темпы роста будут выше.

К началу 2018 года она вырабатывала больше «жилых» мегаватт энергии, чем любой из её конкурентов, включая SolarCity Илона Маска. Доля рынка Sunrun растет каждый квартал, а её акции за последние 12 месяцев почти утроились — пишет Bloomberg. Компания рассчитывает, что клиентская база увеличится на треть в 2019 финансовом году.

Сервисная модель работает лучше, чем полноценная установка солнечных установок, считают представители Sunrun. Строители домов не хотят устанавливать солнечные батареи, чтобы не увеличивать стоимость для покупателей, а небольшая арендная плата через отдельную транзакцию менее рискованная для жителей домов.

Все варианты покупки солнечной панели, кроме ссуды, в долгосрочной перспективе могут быть дешевле, чем Sunrun. Bloomberg

Компания устанавливает дорогостоящие солнечные панели в счет сложной финансовой схемы. Ежемесячные платежи на протяжении 20-летних контрактов обеспечивают Sunrun стабильным заработком в будущем. Сейчас же компания получает деньги с 30% налоговых вычетов за установку панелей, которые предлагает американское правительство и привлекает деньги инвесторов.

Инвесторы, в свою очередь, получают снижение налогов за владение тысячами солнечных систем Sunrun — считает финансовый аналитик JMP Securities Джо Оша.

Полная стоимость выкупа панелей у Sunrun также обусловлена налоговыми вычетами, которые рассчитываются исходя из количества систем, оставшихся в эксплуатации на протяжении пяти лет. В стоимости выкупа учитываются не только арендные платежи, но и амортизация и потерянные налоговые льготы.

Более того, стратегия продавцов Sunrun строится на выстраивании недоверия к традиционным коммунальным услугам: людям рассказывают про боль, которую вызывают счета, обещают экономию до 20%, защиту от «непредсказуемых тарифов» и «эмоциональное вознаграждение от действий по защите окружающей среды».

Отрывок из методического пособия для продавцов Sunrun Bloomberg

Это приводит к негативным отзывам покупателей систем — люди жалуются на то, что не могут позволить себе оплачивать счета по непонятным договорам Sunrun, платят больше или не могут продать дом из-за потери потенциальных покупателей — пишет Bloomberg.

Как поступила Депре

С помощью адвокатов она обвинила представителей Джоголева в том, что ей передали право собственности без претензий третьих сторон и пригрозила судебным иском, и таким образом заставила их выкупить систему Sunrun и демонтировать её.

Крыша со снятыми солнечными панелями Bloomberg

Sunrun назвала это уникально редким случаем: в 94% случаев продавцы либо перекладывают аренду системы на жильцов, либо предоплачивают аренду, сохраняя солнечные панели для других владельцев. Это могло бы сэкономить $12 тысяч и позволило бы пользоваться «бесплатной» солнечной энергией с обслуживанием и ремонтом со стороны Sunrun.

Спустя несколько месяцев выяснилось, что информация о счетах Джоголева была ложной. На самом деле до установки панелей он платил не $115, а $75, а так как панели Sunrun обеспечивали лишь 85% электричества, то общая ежемесячная плата после установки составила $87 уже в первый год использования. Более того, его солнечные панели не работали максимально эффективно — компания установила систему под старым деревом.

Депре подсчитала: если бы они оставили солнечные панели, то платили бы $79 за солнечную энергию, ещё $10, чтобы оставаться в обычной электросети Socal Edison. С вычетом $7,5 за перерасходы энергии, семья платила бы больше $80 в месяц. За 10 месяцев жизни в доме, средний счет за электричество составил $30 в месяц — сотрудничество с Sunrun обошлось бы в $50. По словам Депре, часть этих денег они планируют пожертвовать на защиту окружающей природы.

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Владислав Егоров

Солнечные панели нужны для спасения планеты, а не для сиюминутной экономии бабла. Чистая энергия и должна стоить дороже, чем грязная. А то хотят и рыбку съесть, и на мель не сесть.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bulgakov

Это утверждение очень сомнительно. Производство и утилизация солнечных панелей очень грязные. Почитайте здесь, например:

Ответить
Развернуть ветку
Александр Батищев

Где? Нет ссылки

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bulgakov
Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Ну такое себе. Там пишут про кадмий например, но CdTe панели это только 5% от всех солнечных панелей, большинство солнечных панелей делаются из кристаллического кремния, там сам элемент это просто кремний и все.
Далее там пишут про переработку стекла от солнечных панелей, типа оно не того качества как обычное и его не перерабатывают. Или что панель может разбиться и стекло надо удалять из почвы.
Не думаю что эти проблемы нерешаемы, какое-то натягивание совы на глобус.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kirpichenko

Есть много альтернативных PV технологий среди которых со временем найдётся оптимальная по энерго/эко балансу. Падение стоимости солнечных панелей это в том числе падение удельного загрязнения.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bulgakov

Сейчас, кажется, обсуждаем современную историю: у Sunrun около 150,000 клиентов, которые сливают загрязняющие субстанции в почву. Есть ли в Штатах стимулы для изменения технологии производства? -- особо нет, потому что почти все эти панели производятся в Восточной Азии.
Как падение стоимости связано с падением загрязнения? Если при производстве панели используются / образуются загрязняющие субстанции, цена не повлияет на их объем.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kirpichenko

Вредные вещества используются для получения свехчистого кремния. Сейчас удешевление панелей происходит в том числе за счёт все более тонкого нарезания кремниевых пластин. Получается загрязнения на каждый ватт мощности падают.

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда