{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Взлетит ли аэротакси?

Рассуждения бесхайпового практика .

МЕЧТЫ О БУДУЩЕМ

Аэро такси БК-400 в ангаре 2018 начало года 

Решили мы, самоучки авиа модельщики, порассуждать о перспективах летающего аэро такси . Когда оно будет и каким.

Ни один фильм про будущее не обходится без летающего такси . Так каким и когда оно будет?

Модель видится такой- пассажир поднимается на лифте на крышу здания. Там на небольшой площадке стоит АЭРОТАКСИ . Скорее всего это будет небольшая индивидуальная кабинка. Ну - это кто смотрел детский фильм " Девочка из будущего" :) . Там это называлось Флип FLIP. Пассажир нажимает на планшете точку , куда ему надо и Флип взлетает и летит на крышу такого же дома в городе, где и приземляется. Пассажир выходит, спускается на лифте вниз и идет по своим делам.

Понятно, что полет происходит на автопилоте, пассажир задает только точку назначения. Сервис будет типа UBER или Яндекс такси. И будет напоминать сервис полетов на вертолетах в американских городах. Только намного дешевле и без пилота.

НАСТОЯЩЕЕ - что есть из техники

А вот теперь постараюсь описать реальность в этой области, как она есть .

Реально в мире сделано несколько прототипов летающих такси, которые летали. И очень много фантазийных проектов, которые не летали и никогда не полетят.

Реально летает ehang-184. Время полета без пассажира - 3-5 минут - зафиксировано на реальном видео. Ни одного полета с пассажиром пока не зафиксировано. Реальное теоретически возможное время полета с пассажиром - 20 минут, реальная крейсерская скорость с пассажиром - 40-50 км в час. Дальность не превысит 20 км , но пока ни одного нет видео с такой длительностью полета с пассажиром.

Летает VOLOcopter - характеристики сходны с вышеописанным , но там есть полет с пассажиром - пилотом - время полета 5 минут, скорость 2 км в час .

Есть несколько летающих прототипов небольших в США , потом вывешу видео, там пилот- пассажир на нем летает. есть даже один с 2-мя пилотами.

Есть CORA Ларри пейджа - VTOL конвертоплан с 12 моторами для вертикального взлета - это самый близкий прототип аэротакси летающий. Жаль - пока нет полетов с пассажиром. Но вот такой прототип сможет летать на 70-100 км со скоростью 120-130 км в час.

Фирмы Белл, Боинг и другие показывают подлетающие прототипы типа Cora или Ehang .

Начинает развиваться направление мультикоптеров на системе ДВС двигатель - электрогенератор - электродвигатели и это крупные фирмы считают перспективным направлением. Жаль - пока нет в наличии легкого электрогенератора...

Направление аэро такси на водородных топливных элементах стагнирует в связи с отсутствием легких мощных элементов ( надо не менее 40 кватт ) .

ЗАКОНЫ и РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ну у нас в стране - как всегда куча проектов , куча споров и пока все полеты в городах тяжелее 250 грамм запрещено.

В США попроще. Вот Атаманов со своим Ховербайком - летающий мотоцикл - полeчил сертификат летной годности пару недель назад и разрешение на полеты на нем в зоне G . Так что как Ховербайк полетит - можно в США на нем летать :)

А если серьезно, но еще надо озаботится созданием другой системы управления воздушным движением, и . особенно в городах. Ставить придется на все дроны системы транспондеров как на самолетах. Озаботится системой машинного зрения, системами согласования маршрутов движения в режиме реального времени, системами спасения пассажиров при аварии в воздухе , ну и многим другим.

КАК ВСЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ( ПРОГНОЗ)

Я полагаю - все начнется с понтов. Как в сотовой связи на заре ее развития. Богатый Буратино в Росси или в Саудовской Аравии купить летающий мотоцикл или летающий большой мультикоптер и полетит на нем на шоу байкеров или в магазин на Рублевке. Заморачиваться разрешениями он не будет, если что- заплатит штраф 5000 рублей.

Полет летающего мотоцикла Атаманова в Дубайи. Замените полицейского на шейха ...

Вот кто первый сделает летающее устройство, на котором можно летать со скоростью 30-40 км в час хотя бы 15-20 минут и рулить им парой кнопок , а не учиться летать , и сделает 2-3 таких устройства и сможет их продать - с этого все и начнется... Цена не имеет значения. Даже если это будет 500 тыс долларов. Понты дороже.

Далее начнутся работы над ростом времени полета, веса полезной нагрузки и скорости. Следующий этап - VTOL конвертоплан ( с возможностью вертикального взлета и посадки и полным автопилотом ) с двумя пассажирами , скоростью 120-150 км в час и дальностью 100-300 км ( толкающий двигатель будет бензиновый, ну например Ротакс 912 ).

Г-3 на 30 кг взkетного веса VTOL конвертоплан Белов И 
Г-10 с 10 метровым крылом - перед сборкой - надо вот такой для двух человек  Белов И 

И тогда полетит вот такая машина

Вот с этого момента и начнутся полеты богатых себе на дачу на конвертоплане , еще до вского госрегулирования у нас . а в США уже это можно - FAA процедуру применяет к таким аппаратам как с СЛА.

При этом есть у меня ощущения, что первые беспилотные такси поедут не по земле , а полетят по воздуху..... А Вы как думаете?

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Alexandre Svergoun

В России, в Сибири есть куча изолированных сёл куда весной и осенью не попадёшь. Только вертолётом. Если сделать беспилотники которые смогут возить туда грузы (медикаменты и так далее) дешевле чем вертолётом то был бы большой спрос.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

мы пробуем вписаться в проекты типа Тайга - томская область, где надо возить беспилотниками грузы с нашим Г-3 и более мощными конвертопланами - нас не берут - связей нет, связи есть у Кронштадта , конвертопланов нет :) Вот такое несовпадение ....

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

А частникам это не интересно? Или там нужны какие то особые лицензии?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

В РФ можно летать без лицензий как сверхлегкий летательный аппарат ( до 115 кг ) . Там нет лицензирования ( как на автожиры и дельталеты и парамоторы) . Надо запросить разрешение у ОРВД - они обычно его дают ( ну как вертолеты частные получают ). В США, насколько я знаю, можно быстро получить разрешение FAA и летать спокойно .

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

Частникам нужны готовые изделия и нужна все равно реклама и система сбыта , а это- приличные деньги , у нас - частных изобретателей - таких нет

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Кто то считал по эффективности архитектуру мультикоптера:
А) двс + баки с топливом + генератор + электродвигатели
Б) батарейки (LiPi? LiIon?) + электродвигатель

Что эффективнее? Что энерговооружоннее? И тп?

Есть прям выкладки с цифрами?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

а вот наш мотор электро 13.5 кг вес , тяга пока 100 кг, но сейчас проходят испытания М-9 - там с 2,4 м винтом будет тяга крейсер 150 кг ( пик 200 кг ) . Вот он на стенде

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

ага , я пробовал - смотрите
1 - ТВД ( турбовальный ) ГТД-350 вес 135 кг - 400 кватт мощности , расход топлива 450 гр - 1 кватт 180 кг в час ( аналогичный новый ТВД ролс ройса при 300 лс ( 220 кватт) весит 80 кг - удельный вес даже хуже ) . кушает 350 гр на 1 кватт в час . Или 80 литров керосина в час.
- BLDC мотор хороший чешской фирмы при весе 17 кг + регулятор к нему 2 кг + винт 1,5 кг - ну примерно 20 кг ВМГ ( винто-моторная группа ) даст тягу с 160 см винтом ( больше винт он не потянет - не хватит крутящего момента ) даст тягу на 25 кваттах 110 кг . Ну его можно лицезреть на стенде https://www.safran.ru/media/safran-ispytyvaet-svoyu-pervuyu-gibridnuyu-silovuyu-ustanovku-20180719 фирмы сафран для фирмы Bell
- генераторов электро я не встречал лучше 30 кватт при 40 кг веса. Хотя пишут, что один американский венчур сделал 40 кваттный генератор весом 5 кг , но пока ни видео, ни деталей нет.
- бак с бензином на 3 часа полета - сам бак 5 кг + 80 кг керосина на 1 час полета = 85 кг
Теперь давайте посчитаем
На мультикоптер с 8 моторами - общая тяга максимальная 900 кг, Крейсерская 700 кг ( иначе не сможет маневрировать )
ТВД 220 кватт Росл- ройс -80 кг
Бензин и бак 85 кг
ВМГ - 20 кг х8 =160 кг
Электрогенераторы на 40 кватт 5 шт по 40 кг= 200 кг
корпус - 60 кг
Полезная нагрузка - пассажир -100 кг
Итого взлетный вес с 1 пассажиром - 685 кг. Взлетит .
Но надо искать легкий генератор.

2 тоже самое но на литий полимерный батарейках на 1 час
Посчитаем
На мультикоптер с 8 моторами - общая тяга максимальная 900 кг, Крейсерская 700 кг ( иначе не сможет маневрировать )
Аккумуляторы литий полимерные - вес 5,5 кг на 1 кватт час энергии. На й час полета надо 200 кватт час энергии - 5.5 кгх200 = 1100 кг

ВМГ - 20 кг х8 =160 кг
корпус - 60 кг
Полезная нагрузка - пассажир -100 кг
Итого взлетный вес с 1 пассажиром - 1420 кг. Не взлетит .

На 20 минут надо 70 кватт час энергии примерно . Вес порядка 400 кг
Итого взлетный вес с 1 пассажиром - 720 кг. Взлетит .
Как то так
А вот с конвертопланом VTOL все получается веселее.....
-

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

А вот выкладки по конвертоплану Г-10 нашему проекту - уже корпус сделали, моторы свои сделали почти ( тк нет нужного веса - мощности - сами 3 года назад в партнерами ОКР сделали и довели до ума )
Г-10 вариант самолета вертикального взлета и посадки
Взлетный вес 1200 кг
Полезная нагрузка 400 кг
Скорость крейсерская 150 км в час
Дальность ( 3 часа полета ) 450 км
Массо-габаритные характеристики
Корпус ( с крыльями размах 10,5 м ) с электроникой, креслами и навигационным оборудованием 100 кг ( с запасом ) . Сейчас вес планера с крыльями рассчитан на 50 кг
8 бесколлекторных моторов М-8 ( 14 кг ) . Пропеллера 2400 мм – 3 кг , регуляторы к моторам 2 кг . Вес винтомоторной группы 8х20 кг=160 кг. Тяга каждого мотора крейсерская 150 кг при 30 кватт мощности ( при 45 кватт – 200 кг – запас по тяге ) . Крейсерская тяга 1200 кг
АКБ литий ионные на 10 минут полета 4 кг на 1 кватт час ( 30 кваттх8 моторов =240 кватт в час , на 10 минут 40 кватт час энергии – 160 кг

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

Если интересно - бывают ДВС турбированные 400 кватт 40 кг, но у них моторесурс 20 часов . У турбины ТВД огромный моторесурс . Есть серийные авиадвигатели типа Ротакс 912 - там мощность 100 лс - вес с обвесом 60-70 кг . Моторесурс 2000 моточасов.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

А зачем в схеме с генератором - генератор на каждый мотор? Может, один мощный? Или каскадом на мотор пару ставить?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

Ну , когда богатые летают по ночным улицам на Бугатти - Верона в гонках под коксом . пешеходы не виноваты. Мы люди аккуратные - летаем в полях

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Молодцы. А какую систему стабилизации используете?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

Пока ардупилот обычный, немного откорректированный правда :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

На lipo или какие-то другие батарейки?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Вячеславович Белов
Автор

При таких токах - конечно только литий полимеры, литий ионы не дают нужный ток, хотя и весят меньше

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда